Современное программное обеспечение автомобиля: достояние прогресса или опасное излишество?
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Современное программное обеспечение автомобиля: достояние прогресса или опасное излишество?

Программное обеспечение автомобиля

Статья о том, что из себя представляет программное обеспечение современного автомобиля. Особенности софта, процессы и технологии. В конце статьи — интересное видео о 5 нужных лайфхаках для вашей машины!

Содержание обзора:

  • Особенности автомобильного софта
  • Основные состовляющие ECU
  • Процессы и технология
  • Управление двигателем
  • Стандартизация
  • Видео — 5 нужных лайфхаков для автомобиля

Ни один современный автомобиль не мыслим без электронной начинки, которая предполагает сложное программное обеспечение. Управляя автомобилем, мы почти не задумываемся о том, какие при этом процессы протекают у него внутри – монитора-то как у компьютера нет, а, значит, действие программ не визуализировано, словно бы их и нет. Но они есть.

Особенности автомобильного софта

Современное программное обеспечение для вашего автомобиля весьма надежно: коэффициент сбоя оборудования — всего лишь один на миллион операций в течение года, и то в качестве исключения.

Взаимодействие между этими блоками выполняется благодаря шинным архитектурам, которые представляют собой совокупность контроллеров – CAN, controller area network, а также специальную сеть, предназначенную для передачи информации специального цифрового оборудования – MOST, media-oriented systems trans, FIexRay, а также систему Local interconnect, (LIN).

Если сравнить перечисленные шины с Ethernet, который предназначен для ПК, они работают с пониженной скоростью, так как объем обрабатываемых данных в автомашинах небольшой. Но это минимальное количество информации должно обрабатываться буквально за считанные миллисекунды.

С ростом числа ECU разработчикам приходится создавать усложненные структуры внутриавтомобильных сетей, которые требуют более сложного строения. Рассмотрим основную разницу между ПО автомашины и цифровыми технологиями других предназначений.

  • Надежность — системные программы автомашины в достаточно сложной сети ECU в продолжение всего периода использования должны работать максимально надежно;
  • Безопасность выполняемых функций — ESC и система торможения должны действовать безотказно, и это уже предполагает довольно серьезные требования к ПО и к самому процессу их разработок;
  • Скорость взаимодействия – мгновенная реакция электронных узлов автомобиля (до миллисекунд) невозможна без специальной программной архитектуры и усовершенствованных операционных систем;
  • Надежная архитектура – ПО автомобиля должно осуществлять максимальную электромагнитную совместимость, а также не поддаваться влияниям искаженных сигналов;
  • Связь узлов электронно-механического цикла.

Внимание: Ни в коем случае не допускать перезагрузку ECU во время работы!

Основные составляющие ECU

ECU представляет собой довольно сложную плату, на которой, помимо микроконтроллера, имеются сотни других элементов. Рассмотрим основные детали.

    Аналого-цифровой преобразователь(ADC) — это оборудование предназначено для снятия показателей с определенных автомобильных датчиков, и с датчика кислорода в том числе. Дело в том, что процессор способен воспринимать только цифровые значения, а, например, показатель кислорода выдает лишь электрические сигналы напряжением от 0 до 1,1V. ADC преобразует эти данные в десятибитное двоичное число, и оно становится понятным для процессора.

Драйвер – программа, предназначенная для управления цифровым оборудованием за счет преобразования сигналов.

Цифро-аналоговый преобразователь (DAC) — предоставляет аналоговые сигналы, чтобы запустить определенные компоненты двигателя автомобиля.

  • Чип связи – эти чипы позволяют реализовать самые разные стандарты связи, имеющиеся в автомобиле. В производстве имеется несколько таких стандартов, но самым распространенным из них является CAN — Controller-Area Networking. Он обеспечивает скорость 500 к/бит в секунду, что крайне необходимо для модулей, которые совершают до сотни операций в ежесекундно.
  • Процессы и технология

    С тех пор, как появилось первое ПО для автомобилей, многое изменилось. Если изначально программное обеспечение мог контролировать всего лишь один производитель, то теперь это стало практически невозможно.

    Изначально в прошлом столетии в качестве ПО использовался ассемблер. Язык же Си стал распространяться в 90-е годы. Компания Robert Bosch и многие другие производители начали разрабатывать ПО с помощью Mathlab/Simulink и ASCET (управляющие и моделирующие технологии).

    Системы шин CAN делают ПО автомашины достаточно сложным. Причина заключается в том, что они не исключают взаимодействия между программами разных ECU. Современные автомобили класса люкс могут содержать сложную сеть, состоящую из 80 ECU, которые в общей сложности имеют до 100 млн. строк кода.

    Инженерные решения на уровне процессов и архитектуры тоже становятся одним из главных условий аутсорсинга. В связи с этим обстоятельством компания Bosch некоторые разработки начала отдавать на сторону еще с начала 90-х годов прошлого столетия.

    В настоящее время работа над ПО для автомашин проводится несколькими объединениями, распределенными по всему миру. И такого рода деятельность стала довольно оптимальной для бизнеса.

    Управление двигателем

    Постановления международного законодательства по вопросам экологии требуют уменьшения расхода топлива автомобилей и соответствующего сокращения загрязнения окружающей среды. Значит, есть стимул для усовершенствования трансмиссии в целях гарантии оптимального времени впрыскивания топлива и срабатывания зажигания.

    Например, современные дизельные двигатели способны впрыскивать топливо в минимальном количестве семь раз за один такт. А это для двигателя с четырьмя цилиндрами, который развивает скорость вращения до 1800 оборотов в минуту, составляет 420 раз в секунду. Все это требует новых функций ПО и более продуманных алгоритмов управления, чтобы любые отклонения свести к минимуму.

    Необходимость уменьшения вредных выбросов потребовала обновленных технологий и методов обеспечения движения. Поэтому, дополняя обычные двигатели внутреннего сгорания, в будущем львиной долей авторынка будут владеть электродвигатели и смешанные разработки. Кроме того, возрастет необходимость в альтернативном топливе, и главным рычагом к решению этих задач послужит программное обеспечение.

    Центром управления трансмиссиями автомашин является модуль управления двигателем. Современные модули имеют объем более 2 мегабайт цифровой памяти и функционируют с частотой тактов до 160 МГц. При этом задействуются программы до 300 тыс. строк кода.

    Стандартизация

    При разработке современных цифровых программ для автомашин однозначно учитывается специфика необходимого ECU: ПО непосредственно взаимодействует с определенным оборудованием. Благодаря постоянному возрастанию количества автомобильных ECU, вторичное использование ПО становится в приоритете. Поэтому в такой ситуации уместно говорить о стандартизации.

    В 2003 году поставщиками и производителями было создано объединение «Automotive Open System Architecture»(Autosar). Цель создания организации – выполнение общего стандарта и единых технологий. Сегодня это объединение охватывает свыше 150 организаций, которыми сообща разрабатывается новое строение ECU, базовое ПО и все необходимое для создания рабочего программного обеспечения.

    Такого рода взаимодействие предполагает создание узлов, которые не зависят от оборудования. Это дает возможность поставщикам и производителям обмениваться разработками, а также использовать их повторно на самых разных ECU.

    Строение Autosar состоит из нескольких абстрактных уровней, в которых ПО отделяется от аппаратного обеспечения. На самом верху находится прикладное ПО, которое реализует всю прикладную деятельность. Ниже следует базовое, номинальное ПО. Оно гарантирует нужную абстракцию от аппаратного обеспечения точно так же, как это происходит, например, в персональном компьютере. Autosar Runtime Environment (среда исполнения в реальном времени) осуществляет связи внутри ECU.

    Технология Autosar содержит все необходимые форматы обмена и шаблоны, которые используются как для генерации и конфигурации инфраструктуры, так и для ее описания.

    Самая разнообразная информация качественно анализируется в целях создания объективной модели окружающей среды, что позволяет формировать новые опции, которые поддерживают водителя в экстремальных случаях.

    Например, водитель во время следования отвлекся на пассажира. В этом случае приложение определяет торможение движущегося впереди автомобиля, затем предупреждает водителя или самостоятельно включает торможение. Кстати, водитель может даже сразу не узнать о наличие такого ПО, пока не окажется в опасном положении.

    Заключение

    В современном автомобилестроении на сегодняшний день возникают предпосылки для очередной научно-технической революции в области разработки программ, потому что более широко начинают использоваться цифровые технологии и возможности бытовой электроники. Не за горами то время, когда автомобили начнут подключаться к Интернету через все стационарные и мобильные устройства. И при этом будет возрастать роль свободного программного обеспечения для решения практических задач.

    5 нужных лайфхаков для автомобиля — в видео:

    Современное программное обеспечение

    Современное программное обеспечение – это рынок широких возможностей и жесткой конкуренции. Отечественные и зарубежные компании вкладывают все свои интеллектуальные ресурсы в создание новых востребованных продуктов.

    Значимость, задачи, разновидности и прогнозы современного программного обеспечения

    Персональный компьютер, смартфон, планшет, навигатор – все эти устройства используются человеком повседневно и повсеместно. Главная задача техники данного типа – получение, обработка и передача информации любого типа.

    Мир цифровых технологий позволяет нам пользоваться такими услугами, как общение на большом расстоянии, обмен фото- и видеосообщениями, текстовыми и другими файлами. Все это возможно благодаря инновационным устройствам, так называемым гаджетам, которые прочно укоренились в нашем быте.

    Однако само по себе устройство связи не может выполнять всех тех функций, которые были перечислены выше. Для полноценного функционирования компьютера или любого другого устройства нужно современное программное обеспечение.

    Читать еще:  Беспилотные транспортные средства: стоит ли пугаться робота?

    Программа является ничем иным, как подробным и последовательным набором команд, которые выполняет гаджет. Именно благодаря специальным программам любой ПК можно превратить в инструмент для сложных бухгалтерских расчетов, плацдарм для героических игр, персональную записную книжку или многофункциональную базу данных.

    Разнообразие программного обеспечения позволяет задавать машинам самые различные функции, настраивать их на многозадачность. Существует несколько видов программ, которые отличаются между собой выполнением задач и методом взаимодействия оборудования с пользователем.

    Особенности и разновидности системного программного обеспечения

    Системное программное обеспечение – это совокупность команд и действий, которые направлены на управление работой компьютера. По сути, это руководство для самой машины, которым она пользуется при выполнении каких-либо задач.

    Системное ПО включает в себя такие наиболее распространенные программы:

    • Операционная система;
    • Драйверы;
    • Операционные оболочки;
    • Программы для создания резервных копий на дисках;
    • Программы-антивирусы;
    • Программы для диагностики компьютера;
    • Коммуникационные программы и т.д.

    Перечислить все виды этого ПО будет очень сложно, поскольку его разработкой на данный момент занимаются многие предприятия. Однако стоит отметить, что продукция данного типа от разных производителей чаще всего схожа между собой как по функциям, так и по интерфейсу.

    Особенности прикладного программного обеспечения

    Современное прикладное программное обеспечение создается специально для выполнения конкретных пользовательских задач.

    К примеру, создание музыки, обработка текстовой и графической информации, создание картинок или таблиц и т.д. Этот вид ПО включает в себя самые разнообразные программы, которые также выпускаются различными производителями.

    Крупные компании и корпорации, у которых есть собственные IT отделы, располагают интеллектуальными ресурсами для написания индивидуальных программ, которые будут выполнять специфические функции для определенного предприятия.

    Наиболее распространенные прикладные программы:

    • Табличные процессоры;
    • Системы управления базами данных;
    • Графические редакторы;
    • Системы деловой и научной графики;
    • Бухгалтерские программы;
    • Программы автоматического проектирования.

    Особенности современного технического и программного обеспечения

    Для налаживания нормальной работы всех технических средств используется техническое и программное обеспечение. Это комплекс функций и задач, которые задаются машинам. Также в него входит четкий алгоритм выполнения действий.

    Без программ компьютер, планшет, смартфон и другое устройство не смогут выполнять свои прямые задачи.

    Системы программного обеспечения на данный момент разрабатывают не только частные программисты, как это было раньше, а целые компании и корпорации. Чаще всего данный продукт является коммерческим.

    Очень редко создаются бесплатные программы, их пишут в рамках научных исследований или для личного пользования.

    Наиболее распространенное в наше время программное обеспечение Виндоус создается группой высококлассных специалистов, оно постоянно обновляется и сразу же после совершенствования становится доступным для широкого круга потребителей.

    Мировой современный рынок программного обеспечения

    Времена, когда написанием программ занимались только одиночные программисты-энтузиасты, давно прошли. Сейчас в Европе и США этим занимаются целые компании и корпорации, объемы продаж которых просто поражают. Только в Штатах существует более полусотни компаний, суммы продаж которых исчисляются десятками и сотнями миллионов долларов.

    Новое программное обеспечение разрабатывается с учетом совместимости с различными видами предыдущих версий ПО и машин, поэтому потребители могут смело отдавать предпочтение тем производителям, которые предлагают наилучшее соотношение цены и качества товаров.

    Современный рынок российского ПО

    В России также активно развивается IT сектор. Тысячи талантливых мастеров работают над созданием инновационных программ.

    Русское программное обеспечение продается не только внутри страны, но и за ее пределами. В 2015 году объем экспортной продукции данного типа составил больше чем 7 миллиардов долларов США. Это говорит о том, что данная отрасль стала важной для экономики страны.

    После введения санкций было принято решение, что российское программное обеспечение будет заменять заграничные аналоги. С 2016 года все государственные органы должны приобретать только продукцию отечественного производства, исключения позволяются только в том случае, если на рынке нет российских аналогов. Такого рода импортозамещение даст отличный толчок для развития современных IT технологий в нашей стране.

    Посещение выставки «Связь» для ознакомления с последними тенденциями в мире ПО

    Для тех, кто хочет быть в курсе последних новинок в области современного программного обеспечения, будет полезной для посещения выставка «Связь», которая состоится в мае в московском «Экспоцентре». В рамках мероприятия будут рассматриваться инновации в сфере коммуникаций, связи и информационных технологий.

    Также в ходе выставки состоится большой трехдневный Медиа-Коммуникационный Форум, 5 конференционных потоков и более 40 дискуссионных мероприятий. Программа главного события года в данной сфере обещает быть насыщенной и интересной!

    В выставке будут участвовать экспоненты из более чем 20 стран, а посетят ее в качестве гостей резиденты более 30 государств.

    Интернациональное событие поможет вам ознакомиться с последними новинками современного международного рынка, выбрать для себя наиболее полезные продукты, завязать выгодные партнерские отношения и заключить сделки.

    Вы можете обменяться опытом с коллегами, поучаствовать в специальных мероприятиях для экспонентов. Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно прямо на сайте «Экспоцентра» или связавшись со специалистами по телефону.

    Желающие посетить мероприятие в качестве гостей могут онлайн приобрести билеты, что поможет быстро и с комфортом стать участником самого грандиозного события года в области связи и коммуникационных технологий.

    Предустановленные грабли. Как закон о поддержке отечественного софта навредит российским ИТ

    2 декабря президент подписал закон, запрещающий на территории страны продажу гаджетов без предустановленного отечественного софта. 21 ноября закон в третьем чтении приняла Госдума, спустя несколько дней его поддержал и Совет Федерации.

    Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

    Для мировой практики он уникален весьма жесткими требованиями к продаже устройств. Многое остается неясным — например, какой именно это будет софт и кто именно должен его предустанавливать. В законе, который фактически стал отдельным пунктом к ФЗ «О защите прав потребителей», законодатели предлагают обеспечить российских потребителей возможностью использовать «отдельные виды технически сложных товаров» с предварительно установленными отечественными программами.

    В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что к технически сложным товарам относятся смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «Смарт-ТВ». Остальные требования будут сформулированы позже, но времени остается мало: закон вступает в силу всего через 7 месяцев после подписания.

    Власти ожидают, что новые требования будут «способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий». На деле последствия могут оказаться совершенно иными. Первое и главное — резкое ограничение конкуренции на рынке софта.

    Ожидаемо, что разработчики будут бороться за попадание в список — это эффективный способ наращивать аудиторию. Но им придется тратить много сил на попадание в перечень правительства — на соответствие продуктов формальным требованиям, на соблюдение дополнительных бюрократических процедур. Эти дополнительные задачи могут отъедать время и ресурсы, которые можно использовать для основной работы — развития конкурентоспособных приложений.

    Это нарушит уже сложившуюся систему и монополизирует рынок. Предустановка сейчас — это рабочий механизм, позволяющий производителям устройств подстроиться под ожидания покупателя, а разработчикам — увеличить число пользователей.

    Предустановка софта на смартфоны и так широко применяется на российском рынке. Российские IT-компании — в том числе, например, 2ГИС, «Яндекс» и Mail.ru Group — напрямую заключают соглашения с вендорами. Сами вендоры заинтересованы в том, чтобы на их устройствах был установлен популярный на местном рынке софт. В выигрыше и пользователи: они получают популярные и адаптированные для них приложения.

    Важный фактор — стоимость предустановки. Производители устройств тратят на это свои ресурсы, самостоятельно выбирая, какие именно приложения предустаналивать. Если им навяжут такую обязанность, некоторые на это не согласятся.

    Не стоит забывать и о том, что некоторые вендоры принципиально не работают с предустановками. Такой позиции, к примеру, придерживается Apple, смартфоны которой могут оказаться вне закона и перестанут поставляться в Россию. Потеря такого игрока на рынке будет иметь далеко идущие последствия как для пользователей, так и для российской IT-индустрии. Талантливые российские команды начнут работать только на экспорт — на российском рынке их продукт будет уже не нужен.

    Существует ли цивилизованный способ поддержать отечественный софт и позиции российских разработчиков? Да, это можно сделать различными мерами и в том числе — эффективно и без потерь для рынка. Такие решения можно найти в обсуждении с разработчиками приложений, а также вендорами.

    Приведем два возможных варианта. Первый: задействовать сервис «Госуслуги», который активно развивается государством и доступен как в вебе, так и на мобильных платформах. Через него пользователи могли бы получать рекомендованные российские приложения. Второй вариант — сделать подборки рекомендованного российского софта в сторах.

    Читать еще:  Современные отечественные и импортные эвакуаторы

    Любой из этих вариантов может быть прописан в подзаконных актах и принес бы пользу как российским разработчикам, так и пользователям их продуктов, даже без изменений правил для вендоров.

    Однако закон уже принят, и времени остается все меньше. Сейчас особенно важно учесть предложения разработчиков. К сожалению, пока они остаются без внимания, хотя сообщество всегда готово участвовать в формулировании правил игры. Стоит учитывать и мнение вендоров, которым закон все равно придется исполнять.

    Вместо декларируемой поддержки российского ПО мы рискуем разрушить работающую сейчас рыночную систему предустановок, монополизировать рынок и доставить неудобство пользователям. Этого нужно избежать.

    Зарубежное программное обеспечение – это угроза

    В конце 2018 г. Совет безопасности России принял новую доктрину энергетической безопасности. Доработанный документ должен будет поступить на подпись президенту Владимиру Путину в марте 2019 г., сказано в финальном протоколе Совбеза (подписан в начале декабря). «Ведомости» ознакомились с документом, подлинность протокола подтвердил федеральный чиновник и собеседник в крупной нефтяной компании. Представитель Совбеза подтвердил, что протокол подписан в конце 2018 г., но комментировать содержание документа не стал.

    В протоколе говорится, что финансовые и технологические санкции [против России] показали существенную зависимость российской энергетики от иностранного капитала, технологий, оборудования, программного обеспечения и услуг, а использование иностранного программного обеспечения в энергетике (как и зарубежного IT-оборудования) создает угрозы кибербезопасности критической инфраструктуры – из-за содержащихся в них недекларированных возможностей и уязвимостей.

    Совбез не только одобрил новую доктрину энергобезопасности России, но и выдал поручения правительству: до 15 марта добавить в отраслевые планы изменения, чтобы снизить зависимость ТЭКа России от импорта критических технологий – оборудования, материалов, программного обеспечения и услуг, с учетом риска расширения антироссийских санкций.

    Представитель правительства комментировать документ не стал. Председатель правительства Дмитрий Медведев расписал это поручение заместителю Дмитрию Козаку, а тот – Минпромторгу и Минэнерго. Представители Козака и министерств комментировать поручения не стали.

    До середины мая Минпромторг и другие указанные в документах ведомства должны представить план модернизации производственных фондов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), меры должны стимулировать использование отечественных программ и оборудования в энергетике, создать условия для разработки отечественных передовых технологий и для частных инвестиций в разработку программных продуктов для ТЭКа.

    Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» не стали говорить, какова у них доля зарубежного программного обеспечения и IT-оборудования.

    Минэнерго назвало угрозы энергобезопасности России

    «Нет проблемы создать отечественные программы, которые решат задачи нефтяных компаний, – есть проблема ее безболезненно внедрить», – говорят два собеседника «Ведомостей» в крупных нефтяных компаниях. Пока у нефтяников нет крайней необходимости – административных решений или блокады со стороны поставщика, – они и не будут стремиться внедрять отечественные разработки, уверен один из них. Второй работал с разными системами управления предприятиями и считает, что в некоторых аспектах российские даже удобнее. Преимущество иностранных вендоров – линейка различных продуктов под ключ, признает руководитель направления «Технологии, разведка и добыча нефти» Vygon Consulting Дарья Козлова. Импортировать данные из российского приложения в иностранное – задача хотя и простая, но резко снижающая эффективность производства, вторит Козловой топ-менеджер крупной нефтяной компании.

    Козлова полагает, что замещение иностранного программного обеспечения в России и так идет: у «Роснефти» и «Сургутнефтегаза», к примеру, давно собственные продукты для гидродинамического моделирования и подсчета запасов.

    «Импортозамещение – приоритетный вопрос безопасности отрасли под санкциями, сейчас доля иностранных программ выше 90%. Необходима система государственных стимулов для разработчиков и самих нефтяных компаний», – говорит Козлова.

    После заседания Совбеза сразу девять крупных госкомпаний, в том числе «Газпром», включили в повестку совета директоров вопросы «о переходе на преимущественно отечественное программное обеспечение». Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.

    «Газпром энергохолдинг», например, уже несколько лет активно локализует программное обеспечение для технологических процессов, пока это не 100%, но в случае форс-мажора перейти на полностью отечественный софт уже не проблема», – говорит собеседник «Ведомостей», близкий к группе «Газпром». Сложности могут быть с программными комплексами, обеспечивающими упрощение бизнес-процессов, систем управления предприятием: «SAP, например, используется очень активно».

    Зависимость ТЭКа от иностранного программного обеспечения и IT-оборудования весьма высока, говорит директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух. Речь идет не только об автоматизированных системах управления производством, но и о программах управления добычей. Заметными поставщиками всего этого стали Halliburton и Schlumberger. Российские решения-аналоги есть, но точечные, речи о моментальной замене зарубежного на российское не идет, но за три года можно заместить существенную часть иностранных продуктов российскими решениями, считает Массух.

    Горе от прогресса: новые технологии, которые снижают надежность машин

    Лет пятнадцать назад я восхищался «надо же, два литра и 160 сил, значит, хороший мотор – лучше, чем тот, который 136 л.с.». Сейчас восхищения нет, зато я точно уверен, что консервативность в этой сфере хорошо окупается, а мощность – не всегда признак совершенства конструкции. И что синонимами слов «новые технологии» являются вовсе не «отличные и продвинутые», а «непроверенные» и «рискованные».

    Вот нижневальный мотор нового Cadillac Escalade с одним фазовращателем и в старом блоке на мой взгляд – очень неплохой пример того, что старые технологии вовсе не так уж плохи при некотором переосмыслении. А проверенная временем и тысячами механиков конструкция – это абсолютное благо.

    Недавно в поисках технической информации по мотору 1,2 TSI серии CBZB компании Volkswagen я наткнулся на чудесную фразу, полностью описывающую степень ремонтопригодности, модернизируемости и конструктивного совершенства. Это ответ специалиста гарантийного сервиса относительно замены комплекта цепи проблемного узла ГРМ в двигателе на усовершенствованную его версию, как на моторах последнего выпуска.

    Предпосылкой является желание обладателя машины с таким мотором решить проблему раз и навсегда, а не менять цепи ГРМ каждые 30-50 тысяч километров. Ведь многие, кто владел еще советскими машинами, считают цепь вечной и принципиально не покупают моторы с «ненадежными ремнями в приводе ГРМ». А процедура замены цепи оказывается затратной, да и степень вмешательства в двигатель серьезная, есть шансы на попутные повреждения.

    Итак, вот ответ:

    «С комплектом 03F 198 229 В [от поздней версии мотора – прим. ред.] не все так просто. Установить его можно лишь поменяв шестерню коленвала. Шестерня коленвала идет в сборе с коленвалом. Коленвал идет в сборе с блоком цилиндров. Поменять блок цилиндров – это реальный подвиг. Поэтому повторяюсь: для Вашего двигателя предусмотрен комплект 03F 198 229 A».

    Если задуматься, то это небольшое сообщение полностью передает весь дух современного моторостроения. Тут и неудачная изначально конструкция одного из узлов двигателя. И «опыты на мышах» с заменой неудачных узлов в процессе производства. И гарантийная политика, старающаяся решить проблему «малой кровью», ведь если менять сразу все и всерьез, то сама схема с выпуском откровенно «сырых» агрегатов станет убыточной.

    А в завершение всего тенденция к укрупнению узлов и снижению ремонтопригодности – например, у этого мотора 1,2 звезда привода цепи ГРМ, один из наиболее изнашиваемых узлов в приводе, не заменяется отдельно от коленчатого вала, который, в свою очередь, не поставляется отдельно от блока цилиндров, а значит, даже при банальном износе звезды нужно менять мотор целиком!

    Пугающая тенденция набирает силу на протяжении уже многих лет. Новые двигатели почему-то не надежнее старых, а на деле даже не экономичнее и не экологичнее. Напомню, что в реальном ездовом цикле даже турбонаддувные двигатели не имеют серьезных преимуществ, а «экологичный» поначалу мотор становится очень «грязным» сразу после того, как начинает подъедать масло, сжигая его и загрязняя катализаторы. Я уже не говорю о необходимости заново изготовить мотор целиком или отдельные его компоненты для замены. Почему производитель мотора экспериментирует, я уже писал. Ему приходится выжимать все из существующих наработок, пытаясь с помощью минимальных вложений уложиться в нормы по выбросам и расходу топлива, которые закреплены законодательно. А вот почему покупатель сознательно выбирает машину с таким мотором? Это вопрос.

    Виновным можно назначить и Генри нашего Форда, ведь это он утверждал, что лучшая машина – это новая машина. А в известном романе, где часто упоминается «Его фордейшество» есть и прекрасная поговорка – «Чем старое чинить, лучше новое купить».

    Вот таким лозунгом и руководствуются те, кто покупает абы какое, но новое средство передвижения. Но если призадуматься, то основная проблема все же в банальном нежелании вникать в суть любого вопроса и в узком кругозоре большинства автовладельцев. К покупке ценой во много заработных плат они подходят как к покупке простой технической мелочи, важна только цена и характеристики, а как оно там себя проявит – не столь важно, лишь бы отзывы знакомых были хорошими, а репутация приличной.

    Читать еще:  Автомобильные аксессуары для любителей

    Не секрет, что проблемных двигателей хватает – их намного больше, чем упомянуто в любых статьях и материалах. Иногда проблемы появляются сразу, иногда потом. И очень часто даже вполне благополучный агрегат оказывается тем еще «лимоном» в процессе ремонта.

    На примере одного маленького моторчика 1,2 TSI уже понятно, какие проблемы могут подстерегать счастливого владельца, если машина у него задержится чуть дольше, чем позволит гарантийный срок. Но уже упомянутые факторы вроде неудачной конструкции, малого ресурса привычных узлов, несовместимости доработанных узлов со старыми неудачными версиями и ограничения общего ресурса конструкции из-за отсутствия возможности менять компоненты с минимальным сроком службы – далеко не единственные. Какие неприятности таятся за красивыми словами о новых технологиях? Перечислю самое очевидное, не привязанное к конкретным моделям.

    Системы непосредственного впрыска бензина

    Вообще это замечательная штука, она позволяет сильно улучшить характеристики моторов. Пожалуй, это один из факторов, из-за которого новые моторы действительно становятся чуть экономичнее – не на бумаге, а на деле. Непосредственный впрыск действительно позволяет сократить расход топлива на литр-другой. Субаровский мотор на 2 литра, что стоит на Forester и WRX – отличный пример.

    Программу для ЭВМ дорабатывает подрядчик

    Предполагает ли договор на модификацию программы для ЭВМ заключение лицензионного соглашения с подрядчиком, и требуется ли при адаптации программного обеспечения согласие правообладателя? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков.

    Организации принадлежит исключительное права на программное обеспечение (ПО). Она в качестве заказчика заключила договор, в соответствии с которым поручила сторонней организации (подрядчику) осуществить переработку этого ПО. Подрядчик при выполнении данных работ фактически использует ПО (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Существует ли в данной ситуации необходимость в оформлении отношений по использованию подрядчиком ПО? Нужно ли заключать между заказчиком и подрядчиком лицензионный договор, по которому заказчик предоставляет подрядчику право использования ПО в целях исполнения последним договора подряда? Какие будут особенности, если заказчик поручит подрядчику адаптацию ПО, то есть внесение в него изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования ПО на конкретных технических средствах заказчика?

    Программы для ЭВМ и базы данных отнесены законом к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, а именно к объектам авторских прав, охраняемых как литературные произведения (ст.ст. 1225, 1259-1261 ГК РФ). Основным правом на результаты интеллектуальной деятельности является исключительное право, которое в определенной степени аналогично праву собственности на вещи и состоит в возможности лица, которому оно принадлежит (правообладателя), использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, разрешать или запрещать другим лицам использование результата, а также возможность отчуждать это исключительное право другим лицам (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

    Согласно пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, действительно, под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. При этом по смыслу ст. 1270 ГК РФ в целом переработка произведения является одним из видов использования программы для ЭВМ, на которое правообладатель может давать разрешение (или запрещать) иным лицам. Поэтому, безусловно, в отсутствие разрешения правообладателя переработка произведения, является незаконной и нарушает права последнего (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.11.2006 N 56-Г06-45, постановление ФАС Центрального округа от 03.02.2012 N Ф10-5513/11).

    Вместе с тем Гражданский кодекс РФ отнюдь не называет заключение лицензионного договора единственным способом, которым правообладатель может дать разрешение на использование произведения, исключительное право на которое ему принадлежит. Более того, можно обратить внимание на то, что вышеприведенный п. 1 ст. 1229 ГК РФ отдельно указывает на право правообладателя разрешать или запрещать использование произведения и отдельно – право распоряжаться исключительным правом, в том числе путем его отчуждения или заключения лицензионного договора. А согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу или предоставления другому лицу права его использования по лицензионному договору. Отсюда можно сделать вывод, что Гражданский кодекс РФ разграничивает полномочие правообладателя распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности от его права разрешать другим лицам использовать такой результат. Иными словами, законодательство позволяет правообладателю, не распоряжаясь принадлежащим ему исключительным правом, в том числе не заключая лицензионного договора, разрешить другому лицу использовать соответствующее произведение определенным способом.

    Заметим, что ни Гражданский кодекс РФ, ни какой-либо иной закон не обязывают правообладателя давать разрешения на использование произведения на возмездной основе. Более того, из п. 5 ст. 1235 ГК РФ следует, что законодатель допускает заключение безвозмездных лицензионных договоров.

    На наш взгляд, представляется очевидным, что, поручая другому лицу переработку произведения, правообладатель одновременно дает этому лицу разрешение на данный вид использования, поскольку в ином случае исполнение договора будет невозможно по причинам, не зависящим от переработчика. Иными словами, сам договор на переработку произведения и является согласием правообладателя на соответствующий вид использования этого произведения другой стороной договора. Соответственно, никакого дополнительного разрешения правообладателя, в том числе и заключения лицензионного договора, в данной ситуации не нужно. Однако судебной практики, подтверждающей этот вывод, не обнаружено.

    Что касается адаптации, то по смыслу вышеприведенного пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, а также пп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК РФ она, по сути, не является видом использования программы для ЭВМ, на которое необходимо согласие правообладателя.

    Отдельно следует обратить внимание, что по смыслу пп. 1 п. 2 ст. 1259, п.п. 1, 2 ст. 1260 ГК РФ переработка программы для ЭВМ является созданием нового объекта авторских прав – производного произведения (“производной программы”). Принадлежность исключительного права на программу для ЭВМ, созданную по заказу, специально урегулирована ст. 1296 ГК РФ, согласно которой, если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание, исключительное право на такую программу (базу данных) принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное. Из п.п. 2, 3 данной статьи видно, что под “иным” понимается ситуация, когда исключительное право принадлежит подрядчику.

    Соответственно, исключительное право на вновь созданную в результате переработки программу для ЭВМ будет принадлежать заказчику (в данном случае – правообладателю), если только в договоре на переработку не будет прямо указано, что оно принадлежит подрядчику.

    Также стоит отметить, что часть четвертая Гражданского кодекса РФ не определяет вид договора, по которому создается (в том числе путем переработки) программа для ЭВМ или база данных. Положения о договоре авторского заказа в данной ситуации неприменимы, так как одной из его сторон всегда выступает автор (п. 1 ст. 1288 ГК РФ), то есть физическое лицо (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Из именования же сторон в ст. 1296 ГК РФ следует, что это договор подряда, урегулированный главой 37 ГК РФ. Это не противоречит смыслу норм четвертой части ГК РФ. Например, такие результаты интеллектуальной деятельности, как результаты изысканий и архитектурные проекты, совершенно определенно создаются по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, урегулированному параграфом 4 главы 37 ГК РФ. То есть нормы части четвертой ГК РФ при создании объектов интеллектуальной собственности юридическими лицами по заказу регулируют только вопросы, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности, вопросы же, связанные с выполнением работ и передачей материальных носителей, в которых выражены указанные результаты, регулируется именно нормами о договоре подряда. Создание и переработка программ для ЭВМ не урегулированы специальными нормами, значит, следует руководствоваться общими положениями о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ).

    С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector