Советы для избегания скольжения на дороге
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Советы для избегания скольжения на дороге

Как правильно ездить в гололед – 7 правил от опытных водителей

Метель, снежная кашица и гололед на дорогах приводят в нервную дрожь даже опытных водителей, а автолюбители-новички часто в такую погоду пользуются общественным транспортом.

При обучении в автошколе инструкторы не могут научить езде по заснеженным дорогам. Водитель учится сам, попадая в нестандартные ситуации.

Опытные автомобилисты дают новичкам советы, как правильно водить автомобиль по гололеду.

Правильная дистанция – гарантия безопасности

Все знают, что длина тормозного пути на скользкой автостраде увеличивается в несколько раз, но не все хотят это помнить. Зимой, выезжая на дорогу, необходимо соблюдать дистанцию.

Расстояние до автомобиля, который движется впереди, должно быть в 2 раза больше, чем в летний период. Только при такой дистанции можно безопасно затормозить, не причинив вреда впереди остановившейся или движущейся машине.

Также нужно быть предельно внимательным и по отношениям к пешеходам, переходящим дорогу или идущим по обочине.

Умеренная скорость

Не следует по заснеженной дороге слишком сильно газовать. Трогаться лучше медленно и плавно.

На скользкой дороге не стоит передвигаться со скоростью больше 40-50 км/ч, потому что в другом случае существует высокий риск заноса или же машина становится неконтролируемой при торможении.

Трамвайные пути также необходимо переезжать медленно, чтобы не занесло машину.

Водители на авто с КПП в гололед держат ногу над тормозом, а не над педалью газа, как в летний период. В нестандартной ситуации нога инстинктивно опускается на педаль.

Как правильно тормозить?

Хуже гололеда может быть скользкий асфальт, присыпанный тонким слоем снега.

Шипованная резина предназначена для улучшения сцепки колес со льдом, но когда ледяная корка присыпана снегом, шипы неэффективны, потому что снег налипает на них и резина сильно скользит по асфальту.

Тормозить на такой трассе необходимо импульсивно, не допуская полной блокировки колес.

4-5 секундных нажатий на тормоз не дает срабатывать ABS, которая на ледяной корке увеличивает путь торможения машины в 2 раза.

Не следует резко давить на тормоз, чтобы избежать длительного скольжения по дороге.

Езда по колеям

На зимней дороге наибольшая проблема – это колея. Когда машина движется даже на небольшой скорости по колее, ее может занести.

В этих условиях водитель должен постоянно держать руки в напряжении, чтобы позволить автомобилю немного раскачиваться (уступающее руление), но контролировать скорость и положение руля.

Если на переднеприводном авто заносит заднюю часть, нужно прибавить скорость, а на заднеприводном – немного снизить, но не тормозить.

Как справиться, если машину занесло?

Очень сложно контролировать машину, которую начало крутить и уже заносить. Такие танцы машины на льду часто заканчиваются серьезными ДТП. Если авто начинает кружиться, необходимо поставить колеса ровно – это останавливает кружение.

При заносе руль держат прямо или проворачивают в сторону заноса и слегка тормозят. При торможении вес машины переместится на ее перед, и сцепление колес с асфальтом увеличивается, что поможет выровнять автомобиль.

Проезд перекрестков

Опытные водители рекомендуют придерживаться ПДД на перекрестке, но советуют не забывать о негласном правиле ДДД – «дай дорогу дураку».

Подъезжая к перекрестку, необходимо убедиться, что нет автомобиля, который намеревается успеть перед вами. В этом случае лучше подождать, чтобы он завершил маневр и только после этого продолжить движение.

Также не стоит пытаться проехать перекресток на желтый свет светофора, потому что с поперечной стороны, также найдется любитель быстрой езды, что неизбежно приведет к столкновению.

Контроль за другими участниками движения

На трассе не стоит думать только о себе – нужно контролировать движение на дороге, чтобы быть во всеоружии в нестандартной ситуации. На зимней дороге лучше не включать в салоне громкую музыку, а внимательно наблюдать и слушать звуки за окном – может кого-то заносит в вашу сторону.

Соблюдение правил вождения по скользкой и заснеженной трассе не только сохранит в целостности ваш автомобиль, но и здоровье и жизнь всех участников движения. Не пренебрегайте правилами безопасности в зимнее время.

Техника езды по скользкой дороге. Занесет или пронесет?

Техника езды по скользкой дороге. Занесет или пронесет?

Это ваше первое торможение на льду. Занесло? Скользко? Что делать? Быстро вращайте руль в сторону заноса! Да не так, уже опоздали. Я сам сколько лет за рулем, в гонках по льду участвовал, но по первому снежку предпочитаю ехать крадучись, осторожно. Тормозну и смотрю, что из этого получилось, пробую сцепление шин с дорогой. И вам советую поступать так же, особенно если это ваш первый зимний сезон за рулем. Итак — что делать, когда занесет, а занесет вас обязательно!

Ваша первая провокация скольжения — торможение. Само собой разумеется, пробовать дорогу надо на небольшой скорости и так, чтобы не создать помех едущим сзади. Слышите шипение шин, а замедления не чувствуется? Значит под колесами лед. Поздравляю! Это ваше первое скольжение.

Чтобы автомобиль на таком скользком покрытии не вышел из-под контроля, вести его надо очень аккуратно, максимально снизив скорость, как рекомендуют правила дорожного движения и учебники по вождению. Неужели в арсенале водителя только это противоядие? Точных рекомендаций, на каком покрытии какая скорость окажется безопасной и для какого транспортного средства, просто не существует! Рано или поздно «вдруг занесет» и что тогда? Чтобы не допустить опасного вальсирования на льду, нужно уметь прерывать его «на первых тактах». А для этого — вначале научиться моделировать скольжение шин, то есть искусственно вызывать занос или снос. Да, да! Если вы уверенно их провоцируете, то сможете столь же уверенно прекратить. И это умение не дано водителям свыше, его развивают тренировками — разумеется, на закрытой площадке. Вся сложность в том, что скользят автомобили по-разному.

КАЖДОМУ СКОЛЬЖЕНИЮ — СВОЕ РУЛЕНИЕ

Определимся с терминологией: снос — это скольжение передней оси, а занос — задней. Чтобы их усмирить, нужно действовать по четкому алгоритму, в соответствии с типом привода данного автомобиля. Но в любом случае, если вы хотите прекратить занос или уменьшить его угол, — быстро, но не резко, поверните руль в сторону заноса и тут же возвратите его в положение «прямо». Если одного движения рулем мало, тут же повторите его, но уже с меньшим углом. Главное — не дожидаться ответной реакции автомобиля, иначе упустите время и он войдет в ритмический занос. Это и есть самая распространенная ошибка — когда водитель, почувствовав скольжение задней оси, медленно поворачивает руль в сторону заноса и ждет.

Еще пример: водитель резко на большой угол крутанул баранку, скажем, влево, и тут же правое переднее колесо получило дополнительную нагрузку. А при увеличении нагрузки на шину ее сцепление с дорогой сначала растет, а затем внезапно падает до нуля, особенно на снегу или льду. Вот машина и заскользила прочь с дороги, не слушаясь вывернутых передних колес. Это уже типичный снос. Понятно, почему так получается? Водитель не смог найти с автомобилем общего языка и потребовал того, что он не в силах выполнить на скользком покрытии.

Делаем вывод: выезжать на зимнюю дорогу, покрытую льдом, лучше после цикла тренировок на закрытой площадке. А на распространенный вопрос, какой автомобиль безопаснее в гололед — с передним или задним приводом, ответ предельно прост. На зимней дороге наиболее безопасным окажется автомобиль с любым типом привода — при условии, что им управляет водитель, умеющий провоцировать занос и снос осей. Ну а может, все-таки водитель, умеющий прекращать скольжение? Справедливо! Но все же если вы научитесь намеренно переводить машину в скольжение, то и возникшее внезапно почувствуете на мгновение раньше. И это очень важно, поскольку даст вам возможность действовать на опережение, то есть реагировать заблаговременно.

Возьмите обычный стул и попробуйте балансировать им, поставив одну из его ножек на ладонь. Если станете ждать, пока стул сильно накренится, и резким движением в ту же сторону попытаетесь восстановить равновесие — вытянутой руки может и не хватить. Теперь несколько быстрых шагов в ту сторону, куда кренится стул! Не успели? А теперь попробуем по-другому. Делайте ладонью частые движения с маленькой амплитудой. Стул и не думает заваливаться в сторону. Верно! Вы заранее парируете его желание упасть, упреждаете развитие ситуации — словом, держите ее под контролем. Именно так, с опережением следует действовать водителю в экстремальных ситуациях на скользком покрытии.

ДЛЯ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ПРИВОДА

Провоцируем занос ручным тормозом. Здесь важно почувствовать скольжение задней оси и среагировать — правильно и быстро. Начните движение по окружности радиусом 20–25 метров и, плавно наращивая скорость, подведите машину к грани скольжения. Теперь зафиксируйте и положение педали газа. Нажмите и удерживайте кнопку ручника, дерните вверх его рычаг и тут же опустите (на заднеприводном автомобиле это делается с выжатым сцеплением). Разумно поручить работу ручником помощнику — тогда вам не придется вращать руль одной рукой. Как только ручник заблокирует задние колеса, начнется занос, который вы тут же почувствуете по скольжению задней оси. Сразу же уверенным и четким движением руля в сторону заноса «поймайте» автомобиль (при этом на переднеприводном сбрасывать газ не нужно). Не дожидаясь ответной реакции на ваши действия, поверните руль обратно — машина начнет выправляться. Возвратитесь на вашу воображаемую окружность и повторите все снова. Запомните: чем быстрее (но не резче!) вы повернете руль в сторону заноса и обратно, тем быстрее автомобиль среагирует и начнет выходить из заноса. Еще раз подчеркну — руль надо сразу же возвращать в исходное положение. Опоздав буквально на долю секунды, вы раскачаете автомобиль. Закончится это разворотом. На площадке — не страшно, а вот вальсировать на дороге — крайне опасное занятие.

Следующая задача — спровоцировать снос передней оси и компенсировать его.

ДЛЯ ПЕРЕДНЕГО ПРИВОДА (рис. 1)

Двигайтесь по той же окружности, зафиксировав руль, плавно наращивайте скорость (позиция 1). Как только начнется снос передней оси, машина заскользит наружу, распрямляя траекторию поворота (позиция 2). Не меняя положения рулевого колеса, убавьте газ (позиция 3 — не бросайте педаль полностью, только приотпустите ее). Скольжение прекратится, и автомобиль продолжит движение в заданном направлении (позиция 4). Повторите все сначала. Движение по окружности получится зигзагообразным — такова специфика переднего привода.

Если перейти на окружность большего радиуса, снос начнется на более высокой скорости. Здесь ситуация может измениться — под сброс газа начнет развиваться занос задней оси. Не пугайтесь, это еще один способ побороть снос передней — перевести его в занос задней и компенсировать, как в упражнении 1, не забыв снова добавить газ (не в пол, а лишь настолько, чтобы автомобиль не тормозил двигателем). Если площадка невелика и достичь нужной скорости не удается, тренировать перевод из сноса в занос можно забросом задка ручным тормозом.

ДЛЯ ЗАДНЕГО ПРИВОДА (рис. 2)

Наращивайте скорость, двигаясь по окружности. Почувствуйте снос передней оси по тому, как машина перестает слушаться руля (позиция 1)! Если в этой ситуации ударить по тормозам (как, увы, поступают многие водители), машина сразу же распрямит траекторию. На площадке это не опасно, а на дороге чревато вылетом в кювет или выездом на полосу встречного движения. Как победить снос? Во всяком случае, не тормозить, а перевести его в занос (позиция 2)! Каким образом? Сорвать задок ручным тормозом. Занос задней оси можно спровоцировать и прибавлением газа (резкая подача и тут же сброс). Выход из скольжения, как в упражнении 1 (позиции 3, 4).

КАК УЦЕЛЕТЬ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ

Время, когда на зиму автолюбители ставили своих железных коней в гараж, прошло безвозвратно. Большинство водителей ездят теперь в любой сезон, в том числе и зимой. Однако зимняя езда требует особого внимания, аккуратности и определенных навыков. На некоторых особенностях управления автомобилем на скользкой дороге мы и остановимся.

Известно, что зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле, чем на машине с приводом на одну ось, а из последних для зимы предпочтительнее переднеприводные машины. Однако ни полный, ни передний привод не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях. Заметим, что приемы управления полноприводными машинами имеют массу особенностей и в экстренных случаях значительно отличаются от методов управления автомобилем с приводом лишь на одну пару колес.

На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями.

Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает – на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом – и никакого воздействия на машину уже оказать не может.

Итак, разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.

На обледеневшей или просто скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо (рис. 1). Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.

Читать еще:  Как часто нужно менять масло в автомобиле?

Многие водители, помня уроки в автошколе, стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 2а). Но достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. В такой ситуации ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения. Правильнее в момент входа в поворот повернуть руль на больший угол (рис. 2б), а на дуге либо его не менять, либо уменьшить. Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно “загрузить” их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ – нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить подачу топлива и увеличить или уменьшить обороты двигателя.) Машина как бы “клюнет носом”, пружины передней подвески сожмутся, сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть-чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется “загрузка – поворот – тяга” (рис. 3).

На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют – юз) приведет к полной потере управляемости. Машина просто будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если же машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется – колеса должны вращаться.

Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться “запас тяги”. Управляют “тягой” педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.

При заносе заднеприводного автомобиля на скользкой дороге руль поворачивают в сторону заноса и полностью закрывают газ. Ведущие колеса замедлят вращение, и развитие заноса прекратится. На полноприводной машине нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они “вытянут” машину. На переднеприводном автомобиле следует “добавить газ”. Здесь возможны два сценария: первый – передние колеса начнут проскальзывать, занос стабилизируется (машина поедет боком), а затем выровняется. Второй вариант – при нормальном сцеплении передних колес с дорожным покрытием при добавлении газа они попросту вытянут машину на нужную траекторию. На переднеприводном автомобиле передние колеса должны быть направлены в ту сторону, куда нужно двигаться. На скользкой дороге педалью газа работают очень плавно, избегая без необходимости резких нажатий.

Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге:

– если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение;

– при трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали;

– при потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты;

– при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.

На последнем моменте остановимся чуть подробнее.

Такой прием называется торможением двигателем. Когда требуется снизить скорость, прикройте газ, обороты двигателя упадут, и машина поедет медленнее. Затем сделайте перегазовку, включите пониженную передачу, например после IV-й – III-ю, и опять прикройте газ.

Перегазовка – прием, который используется при переключении передач с высших на низшие. С ее помощью удается исключить резкое замедление ведущих колес и срыв их в скольжение. Последовательность выполнения приема такова: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление (попросту отпустить педаль), резко на короткое время открыть газ, затем одновременно вновь выжать сцепление и убрать газ, включить пониженную передачу, плавно включить сцепление. Последовательно переходя на низшие передачи, вплоть до I-й, можно замедлить движение машины почти до полной остановки, даже на льду. Этот прием очень полезен на скользких спусках, для замедления перед крутыми поворотами и даже просто перед светофорами в городе, где зимой очень часто бывает так называемый снежный накат.

Что же касается собственно торможения, то на скользких дорогах нужно применять только импульсный метод. Исполнять этот прием придется поучиться, но “овчинка стоит выделки”. Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза (рис. 4а). Колеса будут останавливаться лишь на мгновение и станут вращаться медленнее, чем перед каждым предыдущим нажатием на тормоз. В результате машина остановится быстрее, чем при торможении “на юз”. Научиться этому приему несложно – выберите безопасную скользкую площадку и потренируйтесь сначала на небольшой скорости, увеличивая ее постепенно, по мере того, как научитесь чувствовать момент срыва колес в скольжение. Это один из важнейших элементов водительского мастерства.

Когда вы научитесь безошибочно определять грань усилия на тормозной педали, после которой колеса начинают скользить, можно перейти к отработке приема ступенчатого торможения. Суть его сводится к многократному быстрому нажатию на педаль тормоза с постоянно возрастающим усилием (рис. 4б). Каждый раз, немного не доводя до срыва колес в скольжение, нужно слегка отпускать педаль и мгновенно повторять нажатие с чуть большим усилием. Прием этот не прост, требует серьезной тренировки, но с его помощью удается уверенно остановить машину даже на самом скользком покрытии.

На переднеприводных автомобилях желательно освоить прием “газ – тормоз” – одновременное нажатие на педали (на тормоз – левой ногой, на педаль газа – правой). Этот прием не дает заглохнуть двигателю, и самое главное – позволяет легко поворачивать автомобиль на дуге задними (!) колесами. Если передние колеса автомобиля при входе в поворот заскользили и автомобиль перестал “слушаться руля”, не отпуская педали газа, левой ногой слегка нажмите на тормоз. Задние колеса соскользнут в занос, машина займет правильное положение в повороте, одновременно несколько потеряв скорость. После этого плавно откройте газ. Передние колеса “вытянут” машину. Несколько упорных тренировок помогут поймать ощущение заноса, научат его контролировать. Тогда притормаживание левой ногой даст возможность ездить на переднеприводном автомобиле в “управляемом заносе”. Таким способом удается уверенно проходить даже очень крутые и опасные повороты. Освоить прием тоже не просто, но не менее полезно, чем импульсное торможение. Сначала у вас будет постоянно глохнуть двигатель, но, когда вы научитесь дозировать усилие левой ноги на педали тормоза, все получится. Потренируйтесь.

В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Особенно это важно для машин с автоматической коробкой передач и переднеприводных автомобилей. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес “ручником” вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Этот прием тоже требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения. В длинных плавных поворотах достаточно того, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос, а чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить “веером”, тогда “ручник” нужно придерживать заметно больше.

На скользкой дороге переходить на высшие передачи желательно с небольшой паузой на “нейтрали”, чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач, что позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей.

Теперь поговорим о шинах, от них во многом зависит, насколько успешно будет выполнен тот или иной маневр. Уважающий себя водитель должен иметь два комплекта шин (летний и зимний), желательно с дисками, чтобы не создавать себе проблем на шиномонтаже при смене времени года.

Повысить устойчивость и управляемость на скользкой дороге помогут специальные зимние шины. Жесткие покрышки со стандартными шипами противоскольжения подойдут для загородных, сильно обледеневших дорог или дорог с укатанным снегом. Шипы должны располагаться на четырех дорожках, желательно, чтобы в пятне контакта шины с дорогой их было не менее 10-12. Для езды в городе, где дороги чистят и основную опасность представляет снежно-солевая каша, лучше подойдут более мягкие шины с высокими грунтозацепами. Шипованные колеса не должны быть широкими, чтобы повысить давление на грунт. А более широкие мягкие профилированные покрышки увеличивают пятно контакта с дорогой. Использовать зимой шины шире рекомендованных заводом – изготовителем автомобиля нельзя. Из-за малого удельного давления на грунт они будут постоянно скользить по дороге.

Некоторые водители устанавливают зимой на ведущую ось шипованные покрышки, а на второй оси оставляют летние шины. Так делать ни в коем случае не следует. Все четыре покрышки автомобиля должны быть одинаковой модели. “Разноколесица” приводит иногда к парадоксальным результатам. Например, у заднеприводного автомобиля появляется склонность к скольжению передних колес, а у переднеприводного – к заносу задних.

Зимой, еще больше, чем летом, опасно перекачивать колеса. Жесткое колесо с повышенным давлением имеет меньшее, чем предусмотрено заводом-изготовителем, пятно контакта с дорогой и может легко срываться в скольжение.

Зимой, как и летом, предпочтительнее использовать бескамерные шины. Они надежнее шин с камерами, не боятся мелких проколов проволоками от металлических щеток и даже гвоздями, мягче ведут себя на неровностях, легче шин с камерами и, следовательно, оказывают меньшее инерционное воздействие на подвеску.

Владельцы дорогих и не очень дорогих иномарок, оборудованных антиблокировочными системами (АБС), имеют некоторое преимущество при езде по скользким дорогам. АБС препятствует блокировке колес, и это позволяет тормозить в повороте, часто спасает автомобиль от возникновения заноса, дает преимущество в городском движении при дефиците дистанции.

Но вместе с плюсами АБС имеет и недостатки. Например, при попадании колес одного борта на лед или подбросе машины на неровности АБС, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.

Чтобы избежать таких ситуаций, на неровных скользких дорогах (например, раскатанное заснеженное загородное шоссе, по которому недавно проехал гусеничный трактор) используют импульсное торможение, хотя это и противоречит инструкциям. Импульсная работа педалью тормоза заставляет АБС включаться на максимальные тормозные усилия и в значительной степени снижает ослабление тормозной динамики.

На наших дорогах становится все больше современных импортных автомобилей, оснащенных дополнительными управляющими системами: автоматическими коробками передач, АБС, гидро- или электроусилителями руля и тормозов, противобуксовочными системами, круиз-контролем, дифференциалами повышенного трения и др. Однако любой водитель, управляющий таким автомобилем, должен понимать, что надеяться только на автоматику нельзя.

Научись и выживи! Вождение на зимней дороге

Дорожные ситуации, вызывающие лишь легкое напряжение летом, зимой легко перерастают в критические и могут заканчиваться аварией. Усвоив несколько важных правил вождения зимой, можно существенно облегчить управление автомобилем и справиться даже с достаточно серьезными проблемами.

1_no_copyright_

Советы дает основатель школы вождения Антон Захаров.

В топ проблемных ситуаций зимой входят: различные виды скольжения при маневрировании: потеря управляемости (скольжение передних колес), занос (боковое скольжение задней оси), потеря курсовой устойчивости — скольжение всех четырех колес, удлинение тормозного пути и уменьшение динамики разгона.

2_no_copyright_

Движение зимой следует начать с выполнения ряда рекомендаций:

Мотор и коробку передач необходимо прогреть. Непрогретые двигатель и трансмиссия «жестче» реагируют на манипуляции газом, что создает дополнительную нагрузку на колесо и провоцирует его скольжение.

Восстановите эффективность тормозов. Начав движение, сделайте легкое торможение для очистки тормозных дисков и колодок.

Начиная движение, отслеживайте начало пробуксовки. Чем легче автомобиль буксует, тем более скользкая дорога. Пользуйтесь индикатором работы системы стабилизации. Уменьшайте газ, если он моргает при разгоне. Аккуратнее тормозите, если срабатывает система ABS.

Внимательно следите за состоянием дорожного полотна. Матовая поверхность асфальта свидетельствует о хорошем сцеплении, блеск говорит о наличии ледяной корки и высокой опасности скольжения.

Сухой, даже весьма глубокий снег всегда менее опасен, чем мокрый. Избегайте попадания в скопление тающего снега, образующегося после обработки дороги реагентами.

Выбирая скорость движения, учитывайте ухудшение возможности разгоняться, маневрировать и тормозить.

Оценивая дорожную ситуацию, исходите из худшего сценария развития событий.

Старайтесь вести автомобиль мягко. Клевки или резкие крены могут привести к потере контроля над машиной и аварии.

31_no_copyright_

Фиксация и анализ

Старайтесь постоянно фиксировать происходящее — при каком газе машина пытается буксовать, при каком усилии торможения начинает работать система ABS, на какой скорости и при каком угле поворота руля начинается снос передней оси, сколько места требуется вашему автомобилю для полной остановки и т.д. Подобный анализ позволит вам узнавать ситуации, в которых вы уже были, и заранее правильно выстраивать свои действия. Как показывает практика, именно неоднократный повтор одних и тех же ошибок приводит к аварии.

Читать еще:  Процесс замены масла на ниссан тиида

Особенности разгона зимой

Разгоняясь зимой, будьте готовы мгновенно уменьшить газ, если ведущие колеса забуксовали. Важно именно уменьшить газ не отпустив педаль полностью, чтобы избежать активного торможения двигателем и, соответственно, дополнительной нагрузки на колеса.

51_no_copyright_

Особенности торможения зимой

Торможение на скользкой дороге надо начинать мягко, но акцентированно. Нельзя увеличивать давление на педаль слишком медленно — это провоцирует блокировку колес. Создавая необходимое усилие, всегда будьте готовы немного ослабить давление на педаль, если колеса поскользнулись. Во время торможения не выжимайте сцепление. Это поможет замедляться стабильнее и снизит риск блокировки колес. На очень скользкой дороге сократить тормозной путь можно, применив импульсное торможение, даже если автомобиль оборудован ABS. Всегда старайтесь тормозить по прямой. Все маневры необходимо совершать в моменты, когда педаль тормоза отпущена.

61_no_copyright_

Обзор внештатных ситуаций: различные виды скольжения

Уверенное управление заносом можно освоить только на курсе экстремального вождения на ледяном треке, поэтому остановимся на более простых моментах, которые позволят снизить риск возникновения опасной ситуации:

Старайтесь работать газом плавно. Избегайте мощных нажатий и резкого отпускания педали акселератора.

Снижение скорости следует вести заранее и закончить до начала маневра.

Ни в коем случае не начинайте поворот руля, если педаль тормоза нажата.

Не смещайтесь заранее внутрь поворота. Узкий вход значительно увеличивает опасность сноса передней оси.

В случае, если началось скольжение передних колес, слегка уменьшите газ и верните руль чуть ближе к положению прямо. Ни в коем случае нельзя полностью отпускать педаль газа или увеличивать угол поворота руля.

Если ваш автомобиль перестал реагировать на поворот руля, будьте готовы к тому, что за этим может развиться занос.

Если задние колеса автомобиля поскользнулись, необходимо быстро повернуть руль в сторону заноса и, когда машина начнет выравниваться, с небольшим опережением вернуть передние колеса в положение прямо.

Не бросайте газ во время реакции на занос рулем. Эффективная продольная тяга на ведущих колесах помогает машине выровняться и позволяет избежать ритмического заноса. Как правило, для стабилизации на полном и заднем приводе надо немного уменьшить газ, на переднем приводе — оставить без изменений или слегка увеличить.

В ходе курса контраварийной подготовки, который проходит в «Гоночной академии Антона Захарова», водитель приобретает набор навыков для безопасного и эффективного управления автомобилем не только в рабочем режиме, но и в критических ситуациях. Специальная система контрольных тестов и упражнений позволяет научиться хладнокровно действовать в условиях серьезного психологического напряжения. Подарочный сертификат на экстремальное вождение — это целая программа безопасности, разработанная Антоном, она может стать знаком внимания и заботы о ваших близких в день рождения, 23 февраля, 8 марта и другие праздники.

Антон Захаров, основатель «Гоночной академии Антона Захарова»

Управление скольжением на зимней дороге

Случалось ли вам водить машину зимой? Тогда вы наверняка попадали в ледяные ловушки, когда машину крутит, заносит и лишает всякого руководства с вашей стороны, да? Нет? Ну и слава Богу!

Между тем, на зимней дороге произойти такое может с каждым – вот тут-то и пригодятся некоторые каскадерские секреты. Это особые хитрые способы управления, которыми в совершенстве владеют многие люди – каскадеры, автогонщики, испытатели, детективы, особые агенты, умные оперативники и др. Способы не столь сложны, как кажется на первый взгляд, но требуют некоторой тренировки. Короче, мы полагаем, что вы справитесь…
Начнем с переднего привода, как наиболее распространенного.

“Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод” – так рассуждают многие автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем “задний привод”. Передние колеса “тянут”, задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.

Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем “вдарит” по тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. “Не бросайте газ!” – советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой машине послушность – много. Разберемся…

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их “к жизни” – занос задней оси. Каковой можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.

На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка “поддернуть” ручник, либо нежно наступить на педаль. “Газ” в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, “вытягивая” машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.

При высоких скоростях все меняется.

“Переднеприводник” очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это судорожное действие – а тут еще совет “бывалого”: “не бросай газ, если машину понесло”. А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только ненадолго! Кратковременный сброс газа “переставит” машину на дороге, и останется только “подбавить” обороты и “вытянуть” авто в поворот.

Но для “чайника” это сложно. Судите сами – машину несет на приличной скорости, а вместо “спасительной” педали тормоза надо жать на “газ”. Поэтому еще раз “проговорим” правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем случае не туда, куда “несет” автомобиль!

Если все-таки машину “закрутило”, то следуйте примеру опытных автогонщиков – тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль, а главное – не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.

Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать. И если не хотите “фигурного катания” – никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось – то, наоборот, действуйте решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля – иначе машина попадет в ритмический занос с увеличивающейся амплитудой.

Ну вот, осталось только потренироваться. На площадке, разумеется. Провоцируйте снос, переводите его в занос и прочее. Если вам удастся вернуть автомобиль на желаемую траекторию – можете считать себя суперагентом, или, в крайнем случае, умным опером…

Задний привод.
Управление заднеприводным автомобилем зимой во многом отличается от правил езды на переднем приводе.

Многие думают, что, правильно подбирая скорость движения по зимней дороге, можно легко избежать заноса. Но это верно только отчасти. Конечно, “партизанский шаг” – это очень, очень предусмотрительно, однако вероятность заноса остается – при резком сбросе газа или торможении, даже во время разгона или ускорения… В общем, понесёт совершенно неожиданно.

В отличие от “переднеприводника”, автомобиль с задними ведущими колесами больше склонен к заносу задней оси. Объясняется это просто: при классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины – ее нагружает силовой агрегат + коробка передач, задняя часть загружена гораздо меньше, а, значит, хуже сцепление ведущих колес с дорогой.

Но это не мешает истинным асам “фигурного катания” управлять подобным авто на скользкой дороге абсолютно безопасно. Секреты? Сейчас!

Ситуация первая, распространенная. Поворот, голый лед, полное неповиновение рулю – т.е. снос передней оси. Рецепт один – “обратить” остояние сноса “передка” в занос задних ведущих колес. Если понесло на большой скорости – достаточно сбросить газ, при условии, что передние колеса уже “смотрят” в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. Но запомните на всю, еще пока оставшуюся, слава Богу, жизнь: превышение скорости на голом льду является грубейшей ошибкой, исправить которую практически невозможно!

На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом “передка” с помощью рабочих тормозов – это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ, что вызовет пробуксовку задних колес. Кстати, второй вариант требует определенных навыков и “чувства” автомобиля: “переборщив” с оборотами, вы рискуете развернуться на все 180 градусов. Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу, но и тут понадобится немалая сноровка… Ситуация вторая, очень распространенная. Багажник начинает “обгонять” капот. “Игра на опережение”, в общем…
Отсюда и рекомендация: не дожидаться заноса, а упредить его своими опытными каскадерскими действиями, в данном случае чрезвычайно парадоксальными – искусственным провоцированием заноса. Может не получиться. Тогда – пресечь начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно, сопровождая это сбросом газа. Здесь главное – возвращать руль сразу, не дожидаясь реакции. Иначе такие манипуляции могут привести к “смене позиции”: машину понесет другим боком под еще большим углом.

Вопреки устоявшемуся мнению, автоматическая коробка, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий “мост” связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. Т.е. трансмиссия “сгладит” возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом.

Полагаем, что любой согласится: все вышеозначенные советы логичны, понятны (еще бы, не раз отработаны…), имеют основой самые фундаментальные законы физики, а значит – действенны. Это так. Но учтите: не стоит, очертя голову, бросаться в бой, имея наши рекомендации исключительно в распечатанном виде рядом на сиденье. Придется практиковаться. Найти обледенелую площадку – и вперед: снос – занос, снос – занос или занос – выравнивание и т.д.

Можно попробовать еще так: при движении по окружности резко нажать и отпустить педаль газа, рибавить “тягу” одновременно с поворотом руля в сторону начавшегося заноса и вести, вести машину в контролируемом скольжении по дуге. Причем, если автомобиль едет по часовой стрелке, передние колеса должны быть повернуты налево, и наоборот.

Примите это упражнение за тест. Тот, кто не смог проехать таким способом ни круга, должен немедленно откатить (именно откатить!) машину в гараж и не беспокоить ее до 25 марта. Осилившие 2-3 круга могут гордиться, поскольку для них еще не всё потеряно.

Советы для избегания скольжения на дороге

В Приморье пришел очередной циклон. Синоптики прогнозируют обильное выпадение осадков в виде снега. Большинство водителей, которые не умеют справляться с экстремальными ситуациями за рулем, совершают, казалось бы, нелепые ДТП, собирая километровые пробки.

Корреспондент PRIMPRESS решил попытаться исправить сложившуюся ситуацию и побеседовал с главным тренером, преподавателем и генеральным директором ДВ центра высшего водительского мастерства «Лига-М» Александром Борисюком.

– Чаще всего во Владивостоке встречаются машины с передним и полным приводом. Что делать, если машины с таким приводом потащит на льду?

–Тут важно понимать, что значит «потащит», какие колеса будут скользить. Если скользят передние колеса – это снос (потеря управляемости), если задние, то это занос (потеря устойчивости автомобиля), если скользят все четыре колеса – это боковое скольжение или вращение, и каждая «болезнь» по-разному лечится. Самое опасное – это не уйти в занос, а потерять сцепление передних колес с дорогой. Занос возможен, только когда передние колеса хорошо держат дорогу, то есть это скольжение задней оси автомобиля. При заносе вы не теряете управляемость, так как передние колеса имеют сцепление с дорогой, и они же, на любом приводе могут вытащить вас из заноса. Гораздо страшнее, если вы потеряли сцепление передних колес, то есть потеряли управляемость, это многими недооценивается. Как происходит потеря управляемости? Во-первых, это сильное торможение, то есть нажатие на педаль тормоза с избыточным усилием. Именно это приводит к блокировке передних колес, то есть к потере управляемости. Это все равно что разогнаться, встать ногами на лед и скользить по инерции. Да, нас будет крутить, разворачивать куда угодно, но ехать-то мы будем туда, куда разогнались. То же самое происходит с автомобилем: если передняя ось автомобиля потеряла сцепление с дорогой, начала скользить, у нас неуправляемая машина. А кто сделал машину неуправляемой? Водитель, который с испугу, скажем, двумя ногами нажал на педаль тормоза и теперь молится, куда же нелегкая принесет. Это первая причина возникновения сноса.

«Гораздо страшнее, если вы потеряли сцепление передних колес»

Вторая причина – это завышенная скорость на дуге поворота. Все водители знают: чем круче поворот, тем ниже должна быть предварительная скорость для вхождения в него. А если водитель понимает, что он зашел в поворот, а скорость завышена, грубейшей ошибкой будет тормозить в этот момент. Конечно, есть приемы торможения на дуге, но это приемы высшего водительского мастерства. Это очень сложно. К сожалению, так часто и бывает: завышенная скорость, руль в поворот, тормоз в пол. А потом получаем заносы, неуправляемый автомобиль, скольжение передних колес и оказываемся на встречной полосе или в кювете.

Читать еще:  С чего начинать ремонт передней подвески ваз 2110

В зимнем вождении прежде всего – это скорость. Скользкая дорога – значит, скорость должна быть ниже. Также необходимо отказаться от рывковых приемов руления. Все делать плавно, чтобы не «поскользнуться» передними колесами. Также плавно воздействуйте на педали газа и тормоза, чтобы не вызвать пробуксовку или блокировку колес. Такие движения, надо отрабатывать еще и летом, чтобы зимой уже быть готовым к этим дорожным условиям. Для некоторых людей это очень сложная задача, особенно для тех, кто холерик по темпераменту. Но это необходимость.

«К сожалению, так часто и бывает: завышенная скорость, руль в поворот, тормоз в пол»

Потом нужно понимать, что нет идеальных автомобилей. Люди считают, что если они на полноприводной машине, то это не 4ВД, а «четыре везде». Автомобиль с полным приводом действительно один из самых проходимых. Но ведь не зря русская поговорка гласит: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Не все может «вэдовый» джип преодолеть, какой бы он там ни был. А у нас в городе бывают такие препятствия, с которыми не справится ни один автомобиль: наши сопки, например. Кстати, не только подъем может быть непреодолимым, но и спуск.

– Как вывести машину из заноса?

– Общие советы всем известны. Если машина потеряла управляемость из-за резкого поворота рулем, значит, нужно уменьшить угол поворота передних колес. Если произошел занос на переднеприводном автомобиле, ну, собственно, как и на любом приводе, нужно повернуть руль в сторону заноса. Это знакомо всем со школьной скамьи, но, к сожалению, это правило еще ни разу никого не спасло, ведь никто не говорит, когда именно поворачивать руль, с какой скоростью и на какой угол. Я вот как скажу: на переднем приводе надо повернуть руль в сторону заноса и нажать на педаль газа. Как бы страшно ни было, но газ спасает передний привод. Причем пробуксовка передних колес приводит к разрушению любого заноса. Да, может немного потянуть в сторону, но из заноса машина выйдет. Конечно, страшно нажать на газ, когда машина и так потеряла управляемость, именно поэтому нужны тренировки. Но не на дорогах общего пользования, а там, где нет ни людей, ни машин. Необходимо специально бросать машину в занос, чтобы почувствовать и понять, что педаль газа – ваше спасение. Только такие тренировки надо делать под присмотром опытного водителя.

«У нас в городе бывают такие препятствия, которые не преодолеет ни один автомобиль»

На заднем приводе надо вывернуть руль в сторону заноса, уменьшить газ. А полный привод – это отдельная песня. Там меньше всего времени на исправление ошибки – буквально одна сотая секунды, и то надо действовать с опережением. Полноприводный автомобиль – очень строгая машина – не прощает ошибок. Справляться с заносом нужно не так, как на переднем или заднем приводе, выкручивая руль до упора в какую-либо сторону. Если мы так сделаем, машина окончательно потеряет управление. На полном приводе у нас есть только 360 градусов для поворота руля. То же самое и с педалью газа: ее нельзя отпускать, на нее нельзя давить сильнее – на все четыре колеса должна идти хотя бы минимальная тяга. А дальше самое сложное – ждать, когда машина справится с предъявленными к ней требованиями. Тут тоже все в общих чертах. Каждую автомобиль нужно исследовать и проверять где-то на полигоне. Только так можно узнать, на что способна именно ваше транспортное средство.

Нам известно более 60 моделей полноприводных автомобилей, и у каждой из них свой характер! К сожалению, общими рекомендациями здесь не обойдешься. Нет волшебного секрета, который узнаешь и всегда выйдешь из заноса, к сожалению. Даже «руль в сторону заноса» – не панацея. Лучше всего не попадать в эти условия, не переоценивать собственных возможностей.

– Многие люди не понимают: «повернуть руль в сторону заноса» – это как? Куда нужно повернуть руль? Например, мы входим в левый поворот, и машину начинает заносить, то есть задняя ось смещается вправо, что мы должны сделать? Повернуть руль в ту сторону, куда уходит задняя ось авто, или в сторону, куда уходит поворот?

– Сейчас я попытаюсь вам объяснить. Действительно, люди не понимают, почему руль нужно вращать в сторону заноса. Мы, собственно, не руль вращаем, мы стараемся сохранить управляемость на передних колесах. Если ничего не делать, то вокруг вертикальной оси начнет «поскальзываться» переднее колесо. Объясню подробнее: если колеса будут направлены прямо или в сторону изначального движения, не важно, в какую сторону выполняется занос, то произойдет вращение, то есть потеря сцепления передней оси и, как следствие, потеря управляемости. Поэтому наша цель эту управляемость сохранить, для этого нужно поддерживать заданное направление колес. С какой скоростью вращать руль, думаю, тоже понятно – если занос быстрый, тогда корректировки рулем должны быть быстрыми, если занос происходит плавно, корректировки тоже должны быть плавными, а дальше в зависимости от типа привода добавить газа либо убавить.

Если произошел снос, то есть вы поворачиваете руль, а машина не поворачивает, откажитесь от тормоза! Нужно вернуть колеса обратно и постараться более медленно, более плавно «вкатываться» в поворот. Есть такое упражнение, называется «вкатывание». Если мы резко повернем, то машина «поскользнется», если медленно будем поворачивать, то, как бы скользко ни было, машина будет маневрировать. Бывает такой гололед на дороге, что даже на ногах не устоишь, но у автомобиля четыре резиновых колеса, и если не мешать ему тормозом, то он не потеряет управляемость. Остановиться он, конечно, не сможет, но маневрировать, объехать какое-то препятствие, затор машин получится. Не важно, сколько колес у вас снесло, передние или же все четыре, тут важен следующий принцип, если, конечно, он у кого-то без тренировки получится, – не совмещать руление с торможением. На скользкой дороге, особенно на скользких спусках, эти вещи несовместимы. Нужно корректировать направление движения на фазу роспуска тормоза. Допустим, вы подтормозили, почувствовали, что начинается скольжение на передних или на задних колесах, отпустили тормоз, скорректировали машину, выровняли, дальше можно подтормаживать. Снова почувствовали скольжение, опять отпустили тормоз, скорректировались, но ни в коем случае нельзя совмещать торможение с рулением, тормоз и руль – вещи несовместимые!

«Если не мешать машине тормозом, то она не потеряет управляемость»

Не знаю, стоит ли говорить о торможениях, действительно, есть много приемов торможения, но их нужно отрабатывать. Существует более 200 способов! И мастер выбирает именно тот прием, который обеспечит его безопасность и безопасность его автомобиля в данных, конкретных условиях. Человек, который не обладает таким арсеналом действий, для него есть панацея в каком-то роде, это система ABS – антиблокировочная система. Это на самом деле тоже «палка о двух концах», у нее есть свои плюсы и минусы, но отказываться от нее нельзя. Она помогает сохранить некоторую устойчивость и управляемость автомобилем во время экстренного торможения. Но! С нашим рельефом нужно иметь в виду, что ABS не работает на скоростях ниже 10 км/ч, а при спуске с сопочки на скорости ниже допустимой для работы системы машину может сорвать в скольжение, и можно также потерять устойчивость и управляемость автомобилем. Поэтому лучше применять тот «импульсный» прием: торможение, корректировка, торможение. И так чем чаще, тем лучше.

Также, если МЧС передает предупреждение о буране, стоит десять раз подумать: стоит ли мне сегодня выезжать на собственном автомобиле за рулем? Если ситуация такая, что деваться некуда, надо ехать, будьте готовы, что вы где-то посреди дороги можете встать, быть обездвиженными и можете бросить свою машину и пойти дальше пешком до дома или просто туда, где тепло. Если вы не готовы бросать свое транспортное средство, то важно убедиться в том, что у вас в авто есть элементарно плитка шоколада, термос, плед. В конце концов, достаточно ли заправлена ваша машина, чтобы вам хватило работы двигателя на ночь, чтобы не замерзнуть. Об этом не стоит забывать, ведь были же трагедии подобные.

– Какие есть контраварийные меры, чтобы безопасно спуститься с горки в том случае, если у вас не получилось с ходу преодолеть подъем?

– Тут стоит заметить, что не важно, как вас тащит вниз, задним ходом или передним. Принцип тут один и тот же – не блокировать колеса, давать им вращаться. Если колеса вращаются, вы можете менять направление движения, а если вы с испуга все-таки нажмете на тормоз, то машина начнет соскальзывать, вращаться и попросту станет неуправляемой. Поэтому не мешайте машине тормозом.

Насчет подъема. Если вы понимаете, что успеете разогнаться, что вам хватит динамики ускорения, полученного до подъема, чтобы хотя бы с ровным газом, а еще лучше на прикрытие газа, преодолеть горку, то можно попытаться в нее заехать.

Если же вы понимаете, что вам разгона не хватит, что вам придется нажать на газ на ледяном подъеме, то лучше туда не лезть. Объясню почему. Потому что, какой бы привод у вас ни был, машина в любом случае будет пробуксовывать. Малейшая пробуксовка вызывает таяние льда, и под колесом образуется водяная прослойка. Это все равно что подлить масло под колеса. И чем сильнее вы будете нажимать на газ, тем больше воды будет под ними, толка в этом нет. Или вам хватило инерции, полученной при разгоне для преодоления горки, и на прикрытие газа доезжать до вершины, рассчитывая свои силы, или лучше туда не лезть.

– Какие вы можете дать рекомендации для того, чтобы не попадать в экстремальные ситуации, когда машину начинает заносить, теряется управляемость?

– Двигаясь по зимней дороге, лучше использовать ручное управление. Сейчас во многих машинах на автоматических коробках передач есть функция ручного управления типа «типтроник», названия таких систем разные у каждых производителей. Рекомендуем использовать на таких снежных «кашах», опасных дорогах именно этот прием, для того чтобы у вас в арсенале была не только педаль тормоза, но и торможение двигателем. Двигайтесь на пониженной передаче, на более высоких оборотах, к примеру, три тысячи на тахометре. При этом педаль газа у вас будет очень чувствительной, вы на нее только «дыхнете», и машина поедет вперед, хотя бы на миллиметр отпустите педаль газа, и ваш автомобиль начнет очень уверенно тормозить, хотя вы не давите на тормоза, это называется торможение двигателем. При этом колеса не блокируются, но скорость снижается.

Если у вашего автомобиля нет такой функции, просто заблаговременно выберите пониженную передачу, например двоечку, и двигайтесь на ней. Не бойтесь, что двигатель работает на повышенных оборотах, он рассчитан на работу в таких условиях. Да, при этом расход топлива будет повышен, но сейчас речь идет о безопасности. Если получаемого торможения не хватает и нужно еще сильнее снижать скорость, тогда переключайте передачу вниз. В этом случае переключение должно быть последовательным, нельзя перепрыгивать через передачу, например с четвертой («D») сразу на вторую («2»), в таком случае мы рискуем получить скольжение. Торможение двигателем – это не экстренное торможение, а плавное, поэтому следует переключать передачи последовательно и выдерживать дистанцию, если вы решили использовать этот способ снижения скорости. Можете совмещать торможение двигателем с «импульсным» торможением, о котором мы говорили ранее.

На автомобилях с механической коробкой переключения передач хорошо было бы вспомнить старый, дедовский способ, без которого раньше и вовсе переключаться нельзя было, – это перегазовка. Этот прием уравняет валы, и включение сцепления будет не таким резким и жестким. Торможение двигателем при переключении с перегазовкой будет более плавным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector