Шины. комфорт или управляемость?
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Шины. комфорт или управляемость?

PowerPony › Блог › Поговорим о шинах. Часть 1. Геометрия.

Сегодня я хотел бы поговорить о шинах. Да именно так «о шинах» в очень общем смысле.
Причиной написания этой статьи стал тот факт, что очень часто в последнее время я сталкиваюсь с непониманием автолюбителями того как работает шина и какие параметры на что влияют. Я не претендую на звание очень большого эксперта в шинных вопросах (да я не работаю в шинном НИИ), но все свои выводы в данной статье я постараюсь основывать на каких-то серьезных исследования, школьной физике, информации предоставляемой производителями шин и других источниках и методах анализа, которые не требуют обширного опыта в исследованиях шин или каких-нибудь сложных и специфичных методов анализа. Некоторые примеры, используемые в данной статье, покажутся читателю слишком утрированными и гипертрофированными, но выбраны они не случайно, а для того, чтобы обращаться к ярким воспоминаниям и ощущениям, встречающимся в повседневном опыте большинства читателей.
Данная статья постарается охватить большинство параметров современных шин: от геометрии до свойств материала. Будут показаны некоторые принципы работы тех или иных частей шины. На основе этих принципов будут приведены качественные зависимости параметров поведения автомобиля (разгон, торможение, критическая скорость аквапланирования). Количественные же зависимости зависят от многих параметров и их взаимного влияния, а также от конкретной модели шины, модели авто и его настроек, поэтому выявление конкретного численного эффекта от изменения того или иного параметра возлагается уже на читателя.
Давайте же начнем. И начнем с самого верхнего уровня детализации шины – с ее геометрических параметров.
1. Влияние геометрических параметров на характеристики движения.

1.1 Внешний радиус шины.
Внешний радиус шины, а точнее я бы сказал колеса имеет сильное влияние на разгон, максимальную скорость и комфорт движения. Каким же образом.
Чем больше диаметр колеса, тем меньше рычаг у силы трения колеса о дорогу, а, следовательно, момент этой силы, противодействующий крутящему моменту, приходящему от двигателя, будет меньше, и значит автомобиль будет разгоняться быстрее. Также на разгон положительно влияет и уменьшающийся с радиусом угловой момент инерции колеса, т.е. колесо меньшего радиуса меньше сопротивляется разгону само по себе, так как его масса сосредоточена ближе к оси вращения. Но за разгон надо платить, и платить приходится максимальной скоростью – при том же количестве оборотов колеса, автомобиль с колесами меньшего диаметра пройдет меньшее расстояние из-за меньшей длины окружности такого колеса, а, значит, и скорость его на тех же оборотах будет ниже. Две эти зависимости довольно очевидны и очень ощутимы.

А вот для разговора о комфорте потребуется картинка. На рисунке 1 показаны две шины разного внешнего диаметра. На верхнем рисунке показано поведение шин во время проезда углубления. Видно, что шина большего диаметра провалится меньше в углубление за счет своей меньшей кривизны, а значит ход подвески при отработке этой неровности колесом большего диаметра будет меньше.
На нижнем рисунке показан момент наезда на выступающее препятствие. Поверхность шины большего диаметра будет соприкасаться с неровностью под меньшим углом, в силу того, что точка соприкосновения с препятствием в большом колесе расположена значительно ниже центра колеса чем в маленьком. Это приводит к тому, что горизонтальная составляющая силы взаимодействия колеса и препятствия будет меньше, а, следовательно, и толчок при наезде будет меньше. Вертикальное перемещение в обоих случаях будет одинаковым, так как определяется высотой неровности. Схожий с описанным эффект возникает при сравнении наезда на неровность с крутым краем и с пологим – толчок (точнее клевок) при наезде на неровность с угловатым краем значительно сильнее, правда, в этом примере разность углов соприкосновения поверхностей неровности и колеса достигается не за счет радиуса, а за счет геометрии неровности.
Из фактов, приведенных выше, получаем, что шина большего внешнего радиуса имеет тенденцию быть более комфортной.

1.2 Высота профиля резины. (В этом пункте я буду использовать АБСОЛЮТНУЮ высоту профиля резины, а не относительную, так как так удобнее сравнивать ее с какими-то характерными высотами)

На комфорт сильное влияние оказывает также и высота профиля шины. Рассмотрим рисунок, на котором показан наезд на одно и тоже препятствие двух шин одинакового ВНЕШНЕГО радиуса, но разной высоты профиля (Рисунок 2). Суть в том, что упругие свойства шины обеспечиваются давлением воздуха внутри шины. При одинаковой деформации, давление в шине с меньшей высотой профиля увеличится больше, так как относительное изменение объема воздуха внутри у нее, из-за меньшего начального внутреннего объема шины, больше. Увеличение давления приводит к большей силе противодействия силам деформации, а значит шина с меньшим профилем лучше противодействует деформациям, т.е. является более жесткой. Жесткость шины имеет как плюсы, так и минусы. Основным минусом является, конечно же, снижение комфортности – машина начинает жестче реагировать на кочки. Именно из-за меньшее жесткой реакции на неровности на внедорожной технике стараются применять шины с максимально высоким профилем. Также, высокий профиль иногда способен проглотить неровность, которая на низкопрофильной резине приводит к повреждению диска, так как резина не в состоянии демпфировать удар даже геометрически (высота препятствия выше профиля). Однако, мягкость «высокопрофильной» приводит к тому, что при движении она сильнее деформируется, что приводит к большему сопротивлению качению и большему расходу энергии. Думаю, велосипедисты знакомы с разностью накатов велосипедов с одинаковым радиусом колеса, но с разными покрышками – пузатыми горными и невысокими шоссейными. На вторых по хорошей дороге ехать значительно легче.
Большой плюс более жестких низкопрофильных шин заключается в лучшем сопротивлении боковым деформациям при прохождении поворотов, что приводит к более стабильному поведению автомобиля в повороте. Однако, в предельных режимах низкопрофильная резина бывает более «нервной» чем шина с нормальным профилем.
Итого по этому пункту: чем больше профиль резины, тем она комфортнее, но при этом менее спортивная и более энергозатратная.
Многие скажут «А вот в случае с велосипедом, горная покрышка имеет большее сопротивление также из-за большей ширины», и окажутся правы! Но отчасти. Давайте же поговорим теперь и о ширине резины.

1.3 Ширины шины.
Да, действительно, более широкая шина имеет большее сопротивление качению, как раз таки из-за того, что она имеет изначально внутри больший объем воздуха, чем узкая и, из-за эффекта меньшей относительной деформации при одинаковой неровности, будет мягче более узкой резины. Что, казалось бы, должно положительно сказаться на комфорте, но вот в чем проблема – широкая шина может собрать больше неровностей, чем узкая, просто потому что она захватывает больше дорожного полотна, но это уже очень скользкая зависимость, и определяется она скорее состоянием дороги, а не параметрами шины.
Вот на что ширина сильно влияет, так это на «зацеп» большинству очевидно, что чем шире шина, тем лучше она держится за дорогу, как при разгоне/торможении, так и в поворотах, поэтому шины спортивных автомобилей значительно шире шин гражданских авто. (О природе этого необычного, с точки зрения школьной физики явления, я буду говорить значительно позже – когда буду рассматривать свойства самого материала шины).

Как правильно выбрать шины: вылет, профиль и другие нюансы

При выборе шин не должно вроде бы возникать никаких вопросов: в инструкции автомобиля четко указаны все допустимые типоразмеры. Однако желая сделать машину спортивнее, выше, мягче, эффектнее, в конце концов, многие автовладельцы готовы нарушить рекомендации производителя. Разберемся, к чему это может привести

Как правило, на один и тот же автомобиль производитель предусматривает несколько различных типоразмеров шин с дисками разных диаметров. Замысел понятен: диски большего диаметра обычно дороже, смотрятся эффектнее, а вкупе с использованием шин более низкого профиля могут в некоторой степени улучшить управляемость автомобиля. Именно поэтому такие колеса чаще всего предлагаются либо в виде опции, либо в наиболее дорогих комплектациях автомобиля. Однако при выборе колес в автомагазинах продавцы-консультанты прибегают к различным уловкам, лишь бы сбыть залежавшиеся колеса. «Подумаешь, колеса шире стандартных, зато устойчивость будет — о-го-го! Размер вылета не совпадает? Так плюс-минус сантиметр роли не играют!» Попробуем разобраться, чем чревата «игра» с типоразмером шины и диска.

Недостатки увеличения диаметра дисков и уменьшения профиля шин — незначительное повышение расхода топлива и чувствительности к продольным неровностям

ВЫСОТА КОЛЕСА

Предлагаемые для конкретной модели автомобиля типоразмеры шин не должны сильно отличаться по внешнему диаметру — это одно из главных условий при их замене. Поэтому при выборе нестандартного колеса лучше всего оперировать данными специальных «шинных калькуляторов», которых в сети предостаточно. Отступать от стандартных размеров, конечно, можно, но очень осторожно. Так, при изменении внешнего диаметра шины меняются показания спидометра и счетчика километража. Как это скажется на поведении автомобиля? Чаще всего автолюбители используют колеса большего размера, желая повысить клиренс и улучшить проходимость автомобиля. Если брать в расчет только изменение высоты покрышки при том же диаметре диска, то помимо вероятности задевания шин за колесные арки и ухудшения динамики разгона это в первую очередь может сказаться на комфорте: колесо становится тяжелее, а в результате увеличения неподрессоренных масс подвеска может хуже отрабатывать на неровностях. Помимо ухудшения комфорта такая мера в какой-то степени скажется на ресурсе элементов ходовой части: чем тяжелее колесо, тем большим нагрузкам подвергается подвеска. На более или менее серьезных внедорожниках такой «тюнинг» обычно оправдан: джиперы чаще всего готовы к ухудшению как динамических качеств автомобиля, так и его надежности.

Касательно легковых автомобилей допускается небольшое отклонение от стандарта — не советуем изменять внешний диаметр колеса более чем на 3% от штатных размеров.

ПРОФИЛЬ ШИНЫ

В любом случае при изменении профиля колеса в большую сторону (а диаметра диска — в меньшую) вы достигаете определенных благ: мелкие и острые неровности в этом случае будут проходиться комфортнее, а вероятность пробоя боковины шины будет сведена к минимуму. Именно поэтому применение откровенно низкопрофильных шин во многих районах нашей страны выглядит не особо оправданным. Как показывает практика, основная причина установки низкопрофильных шин вкупе с дисками большего диаметра — стремление сделать внешность автомобиля более привлекательной. В таком случае, безусловно, уменьшается риск подлома боковины шины при резких маневрах, а управляться на виражах автомобиль начинает немного четче.

Если нет стремления ставить рекорды на Нюрбургринге, а большую часть времени за рулем предполагается проводить на российских дорогах, советуем придерживаться штатных размеров колес с приоритетом диаметра диска в меньшую сторону, а профиля шины — в большую. В штатных режимах движения на поведении автомобиля это не сильно скажется, зато улучшение комфорта и стойкости к пробою — гарантированы.

ШИРИНА КОЛЕСА

Вопрос выбора ширины шины весьма сложный и требует комплексного рассмотрения. Если в расчет брать летние условия эксплуатации, то у более широких шин, конечно, есть определенные плюсы. Тормозной путь у более широких шин, скорее всего, окажется чуть меньше, а прохождение скоростной дуги в предельных режимах движения будет возможно на более высоких скоростях. Но есть и недостатки, которые зачастую перекрывают достоинства. Например, увеличение риска аквапланирования: из-за более широкого пятна контакта с дорогой автомобиль на широких шинах будет «всплывать» на залитом водой шоссе гораздо раньше. К менее существенным недостаткам можно отнести незначительное повышение расхода топлива и снижение максимальной скорости. Другой недостаток особо широких шин — повышение чувствительности к продольным неровностям. На колее автомобиль с более широкими шинами будет заведомо менее устойчивым, а его управляемость станет более «нервной». К слову, на устойчивость и управляемость также влияет вылет колесного диска. Чем он меньше (колесо больше «выпирает» наружу), тем сильнее нарушается оптимальное плечо обкатки колеса (чаще всего отрицательное), тем более чувствительным к неровностям становится рулевое управление, а нагрузка на элементы ходовой — больше. Еще большая опасность увеличения плеча обкатки — отсутствие стабилизирующего момента при торможении с одним из неисправных тормозных контуров.

Читать еще:  Красим диски автомобиля своими руками

Типоразмеры шин и дисков, рекомендуемые заводом-изготовителем, разработаны не просто так — это в первую очередь ваша безопасность. Поэтому и здесь советуем придерживаться размеров, данных заводом-изготовителем. Шире — не всегда лучше.

Если разобрались с типоразмером, то можно переходить к выбору модели шины. Сегодня рассмотрим шинный ассортимент на примере Nitto — дочерней компании Toyo Tire. И если за океаном японские шины пользуются прекрасным спросом, то в России (и даже в Японии) они до сих пор малоизвестны. В ближайшем времени ситуация должна исправиться: в конце прошлого года шинная компания начала официальные поставки шин в Россию, Казахстан и Белоруссию.

ШИНЫ ДЛЯ SUV

Среди продуктовой линейки Nitto есть откровенно внедорожные варианты (Trail Grappler M/T Mud Grappler), но, как правило, подобная продукция пользуется спросом лишь у любителей экстремального бездорожья. Владельцев внедорожников в стране полно, однако съезжать с асфальта стремятся далеко не все. Поэтому, например, если к шинам нет каких-либо специфических требований вроде улучшения внедорожных или спортивных характеристик, то стоит обратить внимание на модель Dura Grappler — универсальные шины, созданные главным образом для движения по обычным асфальтовым дорогам и легкому бездорожью, удачно сочетающие в себе высокую износостойкость протектора и комфорт. Долгий ресурс обеспечивает в первую очередь рисунок протектора — его блоки соединены между собой, что, помимо снижения их подвижности и преждевременного истирания, обеспечивает устойчивость шины на больших скоростях. Также шины отлично чувствуют себя в водной стихии: широкие продольные канавки эффективно отводят воду из пятна контакта, а волнообразные ламели обеспечивают надежное сцепление на мокрой дороге, сохраняя оптимальную жесткость блоков.

Также в линейке Nitto есть комфортная модель с запоминающимся, ярким дизайном протектора: NT420S представляют собой высокопроизводительные шины, созданные специально для автомобилей класса SUV. Эффектный асимме т ричный про тектор прекрасно работает как на сухом, так и на мокром асфальте: крупные блоки на внешней стороне протектора увеличивают площадь контакта шины с дорожным полотном, что улучшает маневренность и управляемость автомобиля на сухом покрытии, в то время как широкий водоотводящий канал и узкие канавки на блоках дают уверенное сцепление на мокрой дороге и снижают риск аквапланирования. Отдельно отметим возможность перестановки колес с одной стороны автомобиля на другую, что позволяет достичь более равномерного износа.

Наряду с NT420S Nitto представляет еще одну модель для динамичной и комфортной езды — NT850+ Premium CUV, созданную специально для популярных мощных городских кроссоверов. По заявлению производителя, шина обеспечивает лучшие характеристики главным образом на мокрой дороге, чему способствуют четыре широких продольных канавки, а также поперечные канавки, которые расположены в плечевой зоне на внутренней стороне и эффективно отводят воду из пятна контакта с дорожным полотном. Также эти шины могут похвастать высочайшим акустическим комфортом: форма и размер блоков оптимизированы таким образом, чтобы исключить возникновение звукового резонанса, а особые мелкие насечки на стенках канавок создают препятствие для потока воздуха и снижают звуковые колебания.

ШИНЫ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Владельцам легковых автомобилей Nitto также есть что предложить. Тем, кому от шин нужны прежде всего комфорт и надежность, даже если дороги не отличаются качественным покрытием, подойдет модель NT860. Шина с асимметричным рисунком протектора обладает двухслойным полиэстеровым каркасом, который снижает вероятность проколов и повреждений, а оптимизированная толщина резинового слоя повышает способность шины амортизировать удары, что делает передвижение еще более комфортным. Помимо этого, за счет оптимизированного состава резиновой смеси с повышенным содержанием диоксида кремния и добавления специальных полимеров, шина может похвастать низким сопротивлением качению и минимальным уровнем шума.

У владельцев премиум-седанов и автомобилей бизнес-класса могут быть другие приоритеты, в числе которых, скорее всего, помимо тишины в салоне и высокой плавности хода стоит превосходная курсовая устойчивость на высоких скоростях. Под такие требования прекрасно подходит линейка NT830 — высокопроизводительная шина с довольно интересным, привлекательным рисунком протектора обладает рядом особенностей. Так, конструкция шины обеспечивает хорошую управляемость и устойчивость на высокой скорости, а снижение шума гарантируют специальные шумоподавляющие элементы, расположенные на боковине, рифленые водоотводящие канавки, а также различные по форме и размеру боковые блоки.

Более активным драй верам подойдет другая модель марки — Nitto Neo Gen. Шины со сверхвысокими ходовыми качествами хоть и подходят широкому спектру легковых автомобилей, нацелены прежде всего на активную манеру езды. Широкие продольные канавки в сочетании с трехмерными блоками скошенной формы в центральной части протектора помогают сохранить контакт с мокрой дорогой, в то время как широкие блоки в плечевой зоне на внешней стороне протектора обеспечивают лучший контакт с дорожным полотном при поворотах и маневрировании. Отдельно стоит отметить способность шины работать при нестандартных настройках подвески: поскольку плечевая зона с внутренней стороны представляет собой единый неразрывный, а следовательно, жесткий блок, то это позволяет снизить износ внутренней плечевой зоны протектора, который обычно появляется на заниженных автомобилях с отрицательным углом развала колес.

Большой тест 13 моделей летних шин. Результаты — неожиданные

Эксперты «За рулем» протестировали резину размерностью 205/55 R16 для автомобилей гольф-класса. Выбор богатый — от топовых моделей до бюджетных. А результаты — очень интересные!

На этот раз мы собрали на тест шины, которые почти все производители представляют как наиболее сбалансированные по всем характеристикам. Высшую ценовую планку задает совсем свежая модель Continental PremiumContact 6, «сваренная» в Мексике. Еще новинка — Michelin Primacy 4, которая сделана (обратите внимание!) в России.

Новая модель Hankook — Ventus Prime 3 венгерского исполнения — призвана продолжить успешное продвижение быстро прогрессирующей корейской компании на российский рынок.

Свежая модель, хотя уже не новинка, – Nokian Hakka Blue 2 финской «варки».

Еще одна премиальная модель — Pirelli Cinturato P1 Verde со штампиком ­«Сделано в России».

Toyo Proxes CF2 малайзийской «сборки» — старая модель, но все еще пользуется спросом. Бюджетный продукт именитой компании Bridgestone — модель Firestone Touring FS100.

В ценовой диапазон 3000–3500 рублей попадают обновленная корейская Kumho Ecsta HS51, тайваньская Maxxis Premitra HP5, сделанная в Китае, Nordman SX 2 финской закваски, но российского производства. А также старая, но с обновленным составом модель Viatti Strada Asimmetrico V‑130 и новинка рынка Cordiant Comfort 2.

Итого — шесть «россиян» по месту изготовления, практически половина состава.

Держать курс

Традиционно тесты летних шин мы проводим на полигоне АВТОВАЗа. Начинаем с оценки курсовой устойчивости на максимально допустимой скорости. Самую высокую оценку поставили шинам Pirelli. С одной стороны, они обеспечивают тестовой Октавии четкие, незамедлительные реакции даже при незначительных углах поворота руля — как на прямой, так и на дуге пологого поворота. А с другой — автомобиль радует плотной, налитой приятной тяжестью баранкой. Возможно, среднестатистическому водителю в дальней поездке она покажется чуть тяжеловатой, но при активном рулении очень информативна — по нарастанию усилия хорошо понятно, на какой угол повернуты колеса.

Полная противоположность — Firestone. На этих шинах строгая в поведении Skoda превращается в разгильдяйку с нечетким, непонятным «нулем», задержками в реакциях и большими углами поворота руля при попытках скорректировать курс. Но самое неприятное другое: на пологой дуге с установившимся ради­усом в какой-то момент возникает подруливание задней оси, норовящее сорвать машину в занос. Неопытного водителя спасет только ESP.

Подогревают аппетит

Не останавливаясь после десятикилометровой пробежки (даже короткая остановка позволит шинам и элементам трансмиссии остыть, что отрицательно скажется на результатах), переходим к оценке экономичности. В загородном режиме (90 км/ч) в лидеры попали пятеро испытуемых — Continental, Cordiant, Firestone, Michelin и Toyo. Особенно удивил успех Кордианта, поскольку предыдущая модель (Comfort первого выпуска) была весьма прожорливой. Больше всего бензина Skoda расходовала на шинах Viatti.

На городских 60 км/ч упомянутая пятерка превратилась в тройку — сохранили лидирующие позиции лишь Firestone, Michelin и Toyo. Viatti и здесь проявила ненасытность.

Кто на свете всех шумнее

Перемещаемся на другие дороги, изобилующие трещинами, выбоинами и даже ямами. Здесь шины шумят, гудят, трясут, передают на кузов и сиденья толчки и вибрации — одни сильнее, другие слабее.

Наиболее высокие оценки по акустическому комфорту эксперты поставили шинам Continental, Cordiant, Hankook, Nokian и Nordman. Покрышки Michelin тоже не издают громких звуков при качении, однако от пятерки лидеров их отличает изменение тональности шума на покрытиях разного качества — они не столько певучи, сколько разноголосны на традиционных для российских дорог заплатках из разнородного асфальта. Именно за это мы снизили шинам Michelin оценку на полбалла.

Рекорд шумности установил Kumho. Шумное, гулкое качение, озвучивание покрытия и дорожных неровностей. Они же оказались самыми жесткими, активно передающими толчки и вибрации на пол кузова, сиденье и органы управления. Особенно неприятно зудят на микронеровностях и грубом асфальте. Лучшие результаты по плавности хода «привезли» Hankook и Cordiant: на них Octavia катится мягко и комфортно.

Проскочим по проселку

На грунтовом 12‑процентном подъеме оцениваем лояльность шин к дорогам без покрытия. Трогание в гору с «газом» и «без газа» и попытки интенсивно разогнаться позволяют выяснить, какие шины хорошо цепляются за грунт, насколько и как резко способствуют потере тяги при буксовании. Противобуксовочную систему, естественно, отключаем.

Увереннее других на грунтовом подъеме ведут себя Viatti. Немудрено! Обратите внимание на рисунок протектора — все шашки мелко нашинкованы, будто у шин M+S, предназначенных только для проселка.

А больше других склонностью к буксованию и недостаточной тягой грешат шины Continental — их «грунтовые» способности мы оценили в четыре балла. С твердых дорог не съезжать!

Результаты вполне закономерны: невозможно сделать шину, которая будет лучшей одновременно и на асфальте, и на грунте.

По тормозам!

В мокром торможении всех обыгрывает Hankook. В затылок ему дышат Continental и Nokian с одинаковыми тормозными путями. В отстающих — Firestone, проигрывающий лидеру почти семь (!) метров. На предпоследней позиции — Viatti с отставанием в 4,3 метра.

На сухом асфальте Octavia лучше всего тормозит на шинах Michelin. Второй результат показывает Continental, проигрывая лидеру всего 30 см. Замыкающие в этом упражнении те же, только теперь позади всех Viatti, а перед ним Firestone.

Читать еще:  Mazda efini rx-7

На мокром асфальте ­наиболее стабильные показатели — у Conti, Nokian и Kumho: разброс не более 20 см. Максимальная разница в результатах, полученных в разных попытках, составила чуть больше метра — отличились Firestone и Pirelli. На сухом самое стабильное торможение обеспечил Michelin: всего полметра разницы за шесть подходов. А вот Firestone, Nordman, Pirelli и Viatti показали максимальный разброс — более двух метров.

На переставке

Этот тест мы выполняем, чтобы оценить поведение шин при экстремальном маневрировании. Skoda, двигаясь с постоянной скоростью на четвертой (прямой) передаче, резко (на дистанции 12 метров) перестраивается на соседнюю полосу. Испытатель начинает упражнение с небольшой, заведомо проходной скорости и с каждым разом наращивает ее на 1–2 км/ч. Кроме того, он выставляет экспертную оценку на основании зафиксированных замечаний к поведению автомобиля и возможности управлять им.

Самую высокую скорость (69,3 км/ч) при переставке на мокром асфальте Skoda показала на шинах Nokian. А наибо­лее скромным результатом (63,7 км/ч) наделил ее Firestone.

На сухой дороге шины Nokian сохранили лидерство, скоростной максимум на них вырос до 71,2 км/ч. Firestone так и остался самым скромным, выше отметки «67,5 км/ч» при выполнении экстремального маневра подняться не смог.

И приятнее всего управляется Skoda на шинах Nokian, причем как на сухом асфальте, так и на мокром. Испытатели отметили четкие реакции, аде­кватные углы поворота баранки и достаточную ее информативность. Баланс управляемости близок к нейтральному.

Шины Firestone заставили попотеть на мокром асфальте. Невысокая скорость объясняется ранним началом скольжений, что в переводе на общедоступный язык означает недостаточное сцепление. Кроме того, практически полное отсутствие информативности на руле не позволяет подобрать требуемые углы его поворота, чтобы заставить автомобиль двигаться по желаемой траектории.

На сухом покрытии в отстающих по поведению остался все тот же Firestone, но уже в компании с Toyo. У Октавии на шинах Firestone столь большие углы поворота баранки и задержки в реакциях, что водитель не успевает повернуть руль на требуемый угол. Ситу­ацию осложняет изменчивый характер — машина скользит мордой наружу на входе в первый коридор, демонстрируя недостаточную поворачива­емость, которая при стабилизации автомобиля на соседней полосе переходит в избыточную, заставляя Шкоду «мести хвостом».

На шинах Toyo первоначальные реакции неплохие, но с увеличением скорости Octavia начинает неожиданно резко срываться в занос, с которым очень сложно справиться. Руль при этом становится настолько «пустым», будто его отсоединили от колес.

Расставляем по местам

На тринадцатом месте нашего рейтинга Firestone Touring FS100, заработавший лишь 796 баллов и попавший в категорию «Слабые шины». Провальные по современным меркам результаты в номинациях «Безо­пасность» и «Поведение». Сильные стороны — средний уровень комфорта и высокая, наравне с мишленовской, топливная экономичность. Возможное применение — неспешная аккуратная езда с постоянно включенной системой стабилизации.

На двенадцатом месте — Viatti Strada Asimmetrico V‑130. Всего лишь 835 итоговых баллов относят их в категорию «Посредственные шины». Слабое торможение, худшие результаты в топливной экономичности, уровень комфорта близок к среднему. На удивление покладисты в управляемости. Подойдут для неспешной езды по твердым дорогам, в том числе по грунтовым.

Десятое и одиннадцатое местá делят Kumho Ecsta HS51 и Toyo Proxes CF2. Несмотря на равное количество набранных баллов, по характеру они совершенно разные. «Корейцы» — откровенно провальные по комфорту, однако в номинации «Безо­пасность» опережают Toyo и даже вышестоящие Cordiant и Nordman. «Японцы» чуть лучше по поведению, к тому же порадуют водителя высокой топливной экономичностью, сравнимой с мишленовской. И те и другие подойдут для езды без фанатизма.

Низко и высокопрофильные шины: изучаем предложения на рынке

Что такое низкопрофильные и высокопрофильные шины? Какие плюсы и минусы первых и вторых? Что выбрать для своего автомобиля? Статья даст ответ на эти и не только вопросы.

Как определить, является ли шина низкопрофильной

Для этого необходимо обратить внимание на процентное соотношение высоты покрышки к ширине ее протектора.

Стандартные шинные маркировки выглядят, например, так: 225/45/R17, где высота профиля обозначена как 45, что и является вышеуказанным соотношением, выраженным в процентах.

Преимущества и недостатки шин с низким профилем

Прежде всего, это внешний вид. Автомобиль, особенно с большими колесными дисками, «обутый» в низкопрофильную резину, безусловно, выглядит привлекательнее, чем точно такой же, но на обычных шинах.

А что еще хорошего в подобной резине?

Автомобили становятся все быстрее и быстрее, с помощью турбонаддува все больше и больше мощности снимается с единицы объема двигателя. Но большие скорости требуют и хороших тормозных характеристик, на которые влияют в первую очередь размер тормозного диска и ширина контактного пятна шины с дорожным полотном.

Для увеличения диаметра тормозного диска необходимо увеличивать и размер самого колеса, который ограничен размером колесных арок. А значит, для максимального увеличения диска необходимо снизить высоту резины на нем.

Для увеличения площади пятна контакта необходимо расширить саму покрышку, что также позволит закачать в нее еще больше воздуха. На выходе получаются отличные шины с высокими скоростными характеристиками: индекс скорости низкопрофильных шин всегда выше, чем у обычных.

Помимо хороших тормозных характеристик, машина на таких колесах меньше кренится в поворотах, что с учетом повышенных тормозных и сцепных свойств (широкое пятно контакта) улучшает управляемость и маневренность авто.

Но есть и обратная сторона медали

  • Прежде всего, это использование низкопрофильных шин на дорогах с некачественным покрытием, что весьма актуально для России. Езда на такой резине будет хуже по комфорту, чем езда на высокопрофильных колесах.
  • Пробить подвеску машины на такой резине довольно легко, быстрее будут изнашиваться детали ходовой: шаровые опоры, ступичные подшипники и т.д. К тому же при наезде на существенное препятствие можно легко расколоть колесный диск.
  • Увеличение пятна контакта увеличивает и звук, издаваемый покрышкой в движении. Узких низкопрофильных шин не бывает, а значит езда на них – снижает акустический комфорт.
  • На широких шинах увеличивается и вероятность аквапланирования, так как из-под такого колеса сложнее быстро отвести воду, чем из-под узкого.
  • Увеличение нагрузки на рулевое управление – широкие колеса сложнее повернуть, чем узкие.
  • Необходимость частого контроля давления в шинах. Недостаточное его значение чревато серьезными проблемами, так как воздуха в таком колесе и так мало, то даже небольшая его потеря будет сказываться на долговечности диска и подвески.
  • Стоимость. Низкопрофильные шины всегда дороже высокопрофильных аналогов. Да и стандартные диски придется поменять на более широкие.

Плюсы и минусы высокопрофильных шин

Шины с индексом высоты более 55% считаются высокопрофильными.

К их недостаткам относят:

  • худшее (по сравнению с низким профилем) сцепление с дорогой;
  • увеличенные крены в поворотах;
  • больший тормозной путь.
  • хорошая проходимость;
  • долговечность;
  • акустический комфорт
  • плавность хода (за счет более эффективного гашения вибрации и толчков).

Так что же выбрать?

Вот как выглядит ТОП летних шин для легковых авто, сформированный на основе наибольшей популярности у отечественных автомобилистов:

Низкопрофильные, лето, легковые авто

  1. MICHELIN Primacy 3 — контролируемое торможение и превосходная управляемость, отличные сцепные свойства, как на сухой, так и на влажной дороге. Являются оптимальным выбором для городского передвижения.
  2. Viatti Strada Asimmetrico V-130. Новый бренд на шинном рынке. Совместная разработка итальянских дизайнеров и немецких инженеров. Для производства этих шин применяются самые современные технологии и материалы.
  3. Continental ContiPremiumContact 5. Идеальная, но и недешевая шина, демонстрирующая повышенный уровень безопасности. Резина отличается превосходным сцеплением с дорогой и отменной управляемостью во всех ситуациях, коротким тормозным путем и высокой энергоэффективностью.
  4. MICHELIN Primacy 4. Шины с ассиметричным рисунком протектора, демонстрирующие высокий уровень производительности даже в сильно изношенном состоянии. Модель 2018 года.
  5. MICHELIN Energy Saver. Надежное сцепление и короткий тормозной путь, ассиметричный протекторный рисунок, снижение сопротивления качению.

Низкопрофильные, лето, внедорожники

Для внедорожников картина следующая:

  1. MICHELIN Latitude Sport 3. Одна из последних разработок французских шинников, которая оптимально подходит для спортивных кроссоверов, может использоваться на скоростях выше 200 км/ч.
  2. Bridgestone Dueler H/P Sport. Резина стабильна в любой дорожной ситуации, всегда отличается великолепной управляемостью, устойчивостью на больших скоростях и комфортом.
  3. Continental ContiCrossContact UHP. Обладает высокими эксплуатационными характеристиками, помимо кроссоверов, отлично подходит и для больших внедорожников.
  4. MICHELIN 4×4 Diamaris. Резина с асимметричным направленным рисунком протектора, отличается великолепным сцеплением с любым дорожным покрытием.
  5. Toyo Proxes T1 Sport SUV. Использование сверхпрочного каркаса с дополнительными усилителями способствуют поддержанию курсовой устойчивости на больших скоростях.

Низкопрофильные, зима, легковые авто

Зимняя низкопрофильная резина для легковых автомобилей:

  1. Nokian Nordman 5. Шипованные покрышки, представляющие собой аналог известных шин Hakkapeliitta 5. Хорошее соотношение цены и качества.
  2. Nokian Hakkapeliitta 8. Относительно новая модель, которая побеждала в самых разных тестах, проводимых журналистами из многих стран.
  3. Yokohama Ice Guard IG55. Одна из новинок японского производителя, очень популярная в России. Резиновая смесь состоит не только из традиционной силики, но еще и из апельсинового масла, что наделяет шину дополнительными положительными качествами.
  4. MICHELIN X-Ice North 3. Шина создана с применением новейших разработок французского производителя.
  5. Sava Eskimo STUD. Это модернизированный вариант популярной модели Goodyear UltraGrip Extreme, хорошо зарекомендовавшей себя в свое время.

Низкопрофильные, зима, внедорожники

ТОП для внедорожников выглядит на данный момент так:

  1. Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Та же вышеописанная восьмая Хакка, но с усиленным каркасом для применения на кроссоверах и внедорожниках.
  2. Pirelli Scorpion Winter. Одна из новейших разработок итальянского производителя, которая предназначена для SUV премиум-класса.
  3. Nokian Hakkapeliitta 9 SUV. Новая модель финского концерна, разработанная на основе модели Хаккапелита 7. Хорошо подойдет для машин, которые эксплуатируются в суровых условиях. Имеет особую систему ошиповки.
  4. MICHELIN Latitude Alpin LA2. Шина для SUV-автомобилей и для теплых европейских зим. Без шипов.
  5. Continental ContiCrossContact Winter. Новинка с ассиметричным рисунком протектора, которая демонстрирует великолепную управляемость, как на заснеженном, так и на сухом зимнем покрытии.

Изучив плюсы и минусы низкопрофильных шин, подумайте, что вы цените больше: комфорт или скорость? Какой стиль езды вы предпочитаете? По какому покрытию передвигаетесь чаще всего? Не забывайте, что для лучшего эстетического восприятия такие шины необходимо одеть на красивое “литье”, а не на штатную “штамповку”.

Обратимся к ТОПу высокопрофильных шин. Итак, российские автомобилисты предпочитают следующие летние шины с высоким профилем для легковых авто:

Высокопрофильные, лето, легковые авто

  1. MICHELIN Energy XM2. Очень прочная шина, хороший вариант для плохого дорожного покрытия.
  2. Toyo Proxes CF2. Чаще всего используются на скоростных авто.
  3. Nokian Nordman SX2. Шины для семейных машин, которые в основном эксплуатируются в городе.
  4. Continental ContiPremiumContact 5. Демонстрирует прекрасные характеристики, короткий тормозной путь на любом дорожном покрытии, высокую энергоэффективность и управляемость.
  5. Bridgestone Turanza T001. Отличается устойчивостью на высокой скорости.

Высокопрофильные, лето, внедорожники

  1. Viatti Bosco A/T. Бесшумность, комфорт, устойчивость к нагрузкам и энергоэффективность.
  2. Tigar Suv Summer. Разработка специалистов из Мишлен. Отличное соотношение цены и качества.
  3. Toyo Open Country U/T. Шина с оригинальным рисунком протектора, улучшенным сцеплением и тяговыми характеристиками.
  4. BFGoodrich g-Grip. Уникальный V-образный дизайн, направленный протекторный рисунок и ряд других интересных решений.
  5. BFGoodrich All-Terrain T/A KO2. Классика жанра для условий бездорожья.
Читать еще:  Замена салонного фильтра ниссан кашкай

Высокопрофильные, зима, легковые авто

  1. Nokian Nordman. Прочная и сбалансированная резина, созданная на базе Хакапелита 5.
  2. Нижнекамскшина Kама-Euro LCV-520. Современная инновационная шина со сбалансированными характеристиками.
  3. Нижнекамскшина Kама-Flame. Шашки неправильной формы в рисунке протектора делают эту резину очень проходимой в условиях зимы.
  4. Нижнекамскшина Кама-505. Специальный направленный рисунок и 12 рядов финских шипов с двумя фланцами.
  5. Nokian Hakkapeliitta 8. Великолепная износостойкость и сцепление с дорогой.

Высокопрофильные, зима, внедорожники

  1. Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Шина — победитель всевозможных тестов.
  2. Nokian Nordman 7 SUV. Разрабатывалась для суровых зим, предназначена, преимущественно, для езды по асфальту.
  3. Pirelli Scorpion Winter. Отличается высокой устойчивостью и управляемостью, как на снежной, так и на сухой или ледяной дороге.
  4. Bridgestone Blizzak DM-V2. Серия Близзак уже более чем десятилетие находится в первых позициях рейтингов и различных тестов шин.
  5. Dunlop Grandtrek Ice02. Шины преимущественно для асфальта.

Каждый водитель выбирает шины, опираясь на ряд факторов, таких как: стоимость, стиль вождения, долговечность шин. Учитывает условия, в которых чаще всего эксплуатируется автомобиль: бездорожье, грунтовая дорога, загородное скоростное шоссе или городские улицы. Сказать, что та или иная резина лучше по всем показателям, значит — соврать, так как многие качества противоречат друг другу. Например, комфорт и управляемость. Проанализируйте вышеуказанные факторы, посоветуйтесь с консультантами магазинов шин, почитайте специализированные интернет-форумы, и вы обязательно выберите именно свои шины.

Шины. комфорт или управляемость?

Диагностика автомобилей: Шина CAN системы “Комфорт”

Шина CAN системы “Комфорт” позволяет передавать данные со скоростью 100 кбитсек.
К такой шине могут быть подключены следующие “оконечные” приборы:

– блок управления системой Climatronic или климатической установкой
– блоки управления в дверях автомобиля
– блок управления системой “Комфорт”
– блок управления с дисплеем для радио и навигационной системы

Данная шина считается “медленной” и может иметь название Low Speed CAN .
Как и все шины CAN , она является двухпроводной.
По проводам High и Low производится обмен данными между блоками управления, например, передаются сообщения о закрытии или открытии дверей, включении или выключении плафона салона и так далее.

Форма сигнала шины CAN системы “Комфорт” :

– для удобства просмотра сигналы разнесены

В доминантном состоянии напряжение на проводе Low шины CAN падает до 1,4 В.
В рецессивном состоянии напряжение на проводе High равно 0 В а на проводе Low — 5 В.
В доминантном состоянии напряжение на проводе High шины CAN повышается до 3,6 В.

Чтобы обеспечить высокую помехоустойчивость системы Low Speed CAN, при повышении ее надежности и сниженном потреблении энергии, в конструкцию шины CAN системы “Комфорт” и информационно командной системы были введены некоторые элементы, которые отсутствуют у шины CAN силового агрегата.
Сначала было необходимо ликвидировать взаимозависимость распространяемых по проводам шины сигналов, применив для них отдельные драйверы (усилители мощности). Далее была устранена электрическая связь проводов шины CAN через нагрузочные сопротивления, как это имеет место у шины CAN силового агрегата.
В результате провода High и Low шины больше не могут влиять друг на друга и работают как независимые проводники тока.
При этом отказались от общего базового напряжения. Напряжение на проводе High при рецессивном состоянии шины равно нулю, а в доминантном состоянии оно увеличивается не менее чем до 3,6 В.
Напряжение на проводе Low при рецессивном состоянии шины равно 5 В, а в доминантном состоянии оно падает не менее чем до 1,4 В.
Поэтому после образования разности напряжений в дифференциальном усилителе рецессивный уровень сигнала равен –5 В, а доминантный уровень составляет 2,2 В. Таким образом разность напряжений при рецессивном и доминантном состояниях шины равна или больше 7,2 В.

Доминантный и рецессивный уровни чередуются.
При доминантном состоянии напряжение CAN High равно 3,6 В, а напряжение CAN Low — 1,4 В.
Масштаб: 2 В на деление по высоте, 0,1 мс на деление по ширине(фото 2)

Принцип действия трансивера шины CAN системы “Комфорт”

Принципы действия трансивера шины CAN системы “Комфорт” и информационно командной системы и трансивера шины CAN силового агрегата практически не отличаются.
Различия имеются только в уровнях сигналов и возможности перехода на передачу данных по одному проводу High или Low. Помимо этого имеется возможность обнаружения короткого замыкания между проводами шины и отключения драйвера на проводе Low при таком замыкании. В последнем случае по проводам High и Low распространяется один и тот же сигнал.
Обмен данными по проводам High и Low шины CAN производится под контролем встроенной в трансивер логической ячейки. В этой ячейке обрабатываются сигналы, передаваемые по обоим проводам шины.
Логическая ячейка способна распознавать неисправности (например, обрыв одного из проводов шины). При этом обрабатываются сигналы, поступающие только с исправного провода (однопроводная передача данных).
При исправно действующей шине обрабатывается разность сигналов, получаемых по проводам High и Low.
Помехи, действующие одновременно на оба провода этой шины, минимизируются так же надежно, как и у шины CAN силового агрегата.

Однако, для повышения надежности, шина CAN системы “Комфорт” может работать и в том случае, когда :
– происходит обрыв одного из проводов
– при коротком замыкании или замыкании на “плюс”.
В этом случае обрабатываются только те сигналы, которые передаются по исправному проводу.

Надо обратить внимание, что:

– при помощи мультиметра или омметра могут быть определены ошибки шины CAN силового агрегата под номерами 3 – 8

– неисправности 1,2,9 могут быть определены только при помощи осцилографа

– как уже говорилось выше, неисправность ISO8 у шины CAN системы “Комфорт” – не возникает.

Разберемся, какие шины лучше: широкие или узкие?

При выборе шин, часто можно услышать от продавцов (особенно если нужного размера шин нет в наличии), что необязательно ставить шины родной размерности, можно и изменить. Так, например, вместо широких шин 185/60 R14 можно установить 175/65 R14 или вместо 205/55 R16 поставить широкую 215/50 R17, при этом внешний диаметр колеса изменится совсем незначительно.

Остается только вопрос: а для чего менять родной размер на другой? Считается, что при смене ширины покрышки происходит смена характеристик и поведение автомобиля в определенных ситуациях становится непредсказуемым.

В последнее время на рынке новых автомобилей прослеживается четкая тенденция: автопроизводители, для придания своим продуктам спортивного характера, оснащают их массивными широкими шинами. Ведь трудно представить F1 на шинах шириной 175 мм. И если, у летних шин ширина имеет больше плюсов, чем минусов, то возникает вопрос – для чего же нужно использовать широкие шины зимой?

Зимний тест на ширину

Немецкий журнал ADCA решил провести свой эксперимент. Для этого им понадобились 5 размеров нешипованных Dunlop Winter Sport 5 шириной от 195 до 225 (разница более 10%), VW Golf и пилот испытатель.

Стоит сходу отметить, что существенных различий между широкими и узкими покрышками в тесте не обнаружили, но незначительные изменения характеристик все же присутствуют.

В рамках испытания удалось подтвердить несколько гипотез. Так, например, узкие шины лучше набирают скорость, т.е. обладают лучшими сцепными свойствами при движении. При преодолении лужи в 0,7 см широкие шины начинают плыть на скорости 71,4 км/ч, а вот меньшая ширина 195 мм наоборот увеличила планку и крепко держалась пока не разогнались до 82,7 км/ч – а это разница в целых 10 км/ч. Существенно, не правда ли? Узкое пятно контакта разрезает потоки воды, как горячий нож масло. Вода вылетает по поперечным каналам в рисунке протектора и освобождает контакт резины с асфальтом. Также выявили, что узкие покрышки более остро входят в поворот. А вот граница аквапланирования у узких шин выше, нежели у большеразмерных братьев.

Не осталась без внимания и вторая размерная характеристика шин – высота (профиль). Дело в том, что, зачастую, для перехода на более широкую шину требуется заменить диски на более размерные, в которых увеличивается не только ширина, но и диаметр. А это уже вынуждает автовладельца приобретать резину с более низким профилем. Без математики тут не обойтись. У шины размером 195/65 R15 высота профиля равна 195х65%=127мм, а у 225/40 R18 ширина составит всего 225х40%=90мм – а это уже разница в 30%, которая будет ощутима с точки зрения передачи вибрации от дорожного покрытия на автомобиль.

Еще одним немаловажным, а порой и решающим фактором остается цена. Узкие шины со стандартным профилем является более доступными, нежели широкие низкопрофильные. Если отвлечься от данного теста и сравнить в одном из популярных магазинов, то Nokian Hakkapeliitta 8 195/65 R15 стоят 4540 руб., а 225/40 R18 – 12680 руб. Разница почти в 3 раза – не бюджетненько.

Преимущества и недостатки широких шин зимой

Плюсы

  1. Лучше удерживают машину на снегу, не давая сесть на брюхо.
  2. В управляемости и разгоне показывают лучшее сцепление за счет увеличения площади пятна контакта.

Минусы

  1. Хуже удерживают в колее.
  2. Во время периода слякоти (0-3 градуса при обильном снегу на дороге) хуже справляются с выводом жидкости из пятна контакта.
  3. При появлении рыхлого снега (3-5 см) начинают захлебываться на разгоне и проскальзывать при торможении. При торможении широкая шина начинает работать как ковш снегоуборочной машины, подгребая под себя хлопья.
  4. Увеличенное сопротивление качению из-за трудности вывода снега из пятна контакта и, как следствие, увеличенный расход топлива.
  5. Снижен уровень комфорта, особенно у шин с низким профилем.

Если с зимней резиной разобрались, то что же рекомендуется на лето? Автомобильные журналы подобный тест не проводили, но эксперты в большинстве нюансов сходятся во мнении.

Преимущества и недостатки узких шин летом

Плюсы

  1. Лучше справляются с аквапланированием.
  2. Улучшенный акустический комфорт, меньше шума по сравнению с аналогичным протектором широкой шины.
  3. Незначительно снижается расход топлива из-за уменьшения сопротивления качению.
  4. Лучше динамика разгона из-за меньшей массы колеса.
  5. Лучше курсовая устойчивость в грязи и по мокрой траве.

Минусы

  1. Хуже эстетический вид.
  2. Сильнее зарывается в глубокой грязи и песке.

Одним из решающих факторов при покупке нового комплекта шин для части автовладельцев были и остаются сравнительные тесты. Поэтому многие профильные издания и тестирующие организации к началу каждого сезона проводят свои испытания, на основании результатов

Не знаете, сколько лет вашим шинам, и не знаете, где смотреть дату выпуска шин? Не беспокойтесь – это общая проблема. Мы можем показать вам дату производства шины и научить быстро выяснять дату изготовления Ваших шин.

Неважно, какая резина стоит на ваших колесах: летняя, демисезонная или зимняя. По-настоящему важны только показатели протектора. Специалисты с ADAC решили протестировать новые и старые покрышки в разных условиях дорожного покрытия.

Колеса автомобиля одними из первых начинают страдать от разной гадости, которую они собирают с дорог. На колеса воздействуют соль, песок, острые камни и химия, которой посыпают дороги во время гололеда. Поэтому каждому автомобилисту следует уделять достат

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector