Особенности перевозки грузов автомобильным транспортом
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Особенности перевозки грузов автомобильным транспортом

Перевозки грузов по России — преимущества сотрудничества с профессионалами

Современная промышленность, сельское хозяйство, многочисленные отрасли народного хозяйства и предпринимательская деятельность нуждаются в грамотно выстроенных грузоперевозках. Масштабы таких работ и услуг, как перевозка грузов по России, могут быть самыми разными. Это касается не только объема перевозимого груза, но также длительность расстояния.

Особенности автоперевозок в стране

Людям, которые ни разу не сталкивались с необходимостью проведения такого процесса, как автоперевозки по России, могут посчитать, что в данной сфере деятельности нет ничего сложного. Если рассмотреть вопрос более подробно, сразу станет ясно, сколько разных проблем может возникнуть при одном только правовом решении вопроса, особенно, если речь идет о транспортировке груза на приличные расстояния. Если пытаться решить все вопросы и проблемы самостоятельно, есть риск потратить огромное количество времени и сил, без помощи специалистов здесь не обойтись.

Важно! Если необходимы автоперевозки по России, стоит обратиться к профессионалам. Только квалифицированные специалисты способны учесть все вероятные проблемы и нюансы, решить все вопросы и произвести перевозку с минимальным количеством времени и материальными тратами.

Автомобильные грузоперевозки — это не простой по осуществлению процесс перенесения товара из одного населенного пункта в иной. Это не просто транспортировка, но доставка груза с одновременным решением целого комплекса задач, начиная от документального оформления груза и заканчивая подбором максимально подходящего маршрута. Решением подобной задачи в современном деловом мире занимаются специализированные транспортно-логистические компании. Сотрудники серьезных компаний проходят специальную подготовку, проверку на знание ПДД, что дает возможность без особых проблем производить автомобильные грузоперевозкибольшого объема на дальние расстояния.

Особенности документального оформления

Автомобильные грузоперевозки начинаются с разработки и оформления сопутствующей документации. В обязательном порядке требуется оформить транспортную накладную, в которой будет отражаться подтверждение той или иной сделки между покупателями и поставщиками. Среди иных основных документов, без которых автомобильные грузоперевозки не могут быть осуществлены, можно отметить:

  • Удостоверение водителя;
  • Технический паспорт транспортного средства;
  • Путевой лист.

С первыми двумя все понятно, в путевом листе отражаются данные по расходу топлива, масла, общий пробег авто и иные, не менее важные моменты.

Важно! Если осуществляются опасные автомобильные грузоперевозки, потребуется специальная лицензия, которая дает право водителям заниматься подобным видом транспортной деятельности.

Сотрудничество с профессионалами в процессе решения такого важного вопроса, как транспортные перевозки грузов, избавит от необходимости заниматься подготовкой документов, что требует серьезных временных затрат. В квалифицированных компаниях подготовкой документов занимается юридический отдел профессиональной транспортной компании.

Выбор подходящего маршрута

Подбор оптимального пути следования при оказании такой услуги, как автоперевозки грузов, является еще одной достаточно важной задачей. Решением данного вопроса занимаются профессиональные логисты. В обязанности специалистов входит решение следующих задач:

  1. Выбор максимально подходящего транспортного средства.
  2. Составление пути следования с полным учетом особенностей авто и груза, который перевозится.
  3. Контроль за общим состоянием груза.
  4. Внесение корректировки в назначенный путь следования, если это необходимо.

Предварительно разработанный маршрут могут нарушить такие распространенные факторы, как погода, ПДД и аварийные ситуации на трассе. Логисты должны быть готовы к оперативной корректировке пути автоперевозки грузов, чтобы предотвратить возможные задержки. Каждый водитель профессиональной транспортной компании имеет в распоряжении спутниковое устройство, посредством которого он может выйти на связь при нарушении ПДД, передать неожиданную информацию и получить руководство к действию в зависимости от того, какие виды автомобильных перевозок осуществляются.

Стоимость транспортных услуг

Общая стоимость таких распространенных услуг, как автоперевозки грузов, зависит от большого количества факторов. Специалисты расчетного центра транспортных компаний определяют цены на услуги, основываясь на следующие важные факторы:

  1. Категория используемого транспорта.
  2. Затраченное на разгрузку и погрузку время.
  3. Общее расстояние выбранного маршрута.
  4. Расценки на километраж, которые индивидуальны в каждой компании.
  5. Общее состояние трассы — есть ли риск нарушение ПДД.
  6. Габариты и вес транспортируемого груза.

Стоимостные расценки могут определяться общей спецификой перевозимого товара. Часто требуется перевезти товары, которые относятся к категории скоропортящихся, которые требуют соблюдения определенного температурного режима. Для их транспортировки используются объемные рефрижераторы, а это автоматически влечет дополнительные денежные траты, что сказывается на стоимости оказываемых услуг. Кроме того, цена на грузовые автомобильные перевозки зависит от оказания разного плана дополнительных услуг, среди которых можно отметить сопровождение товара при его перевозке, охрану, ответственное хранение на пути следования и так далее.

Самые выгодные условия сотрудничества и высокий уровень профессионального обслуживания при оказании услуг, связанных с таким процессом, как грузовые автомобильные перевозки, предлагают компании с высоким уровнем рентабельности. Они устанавливают относительно невысокие стоимостные расценки на транспортировку, при этом их транспорт находится в идеальном техническом состоянии и предоставляется высокий уровень сервисного обслуживания.

Преимущества сотрудничества с профессионалами

Для руководителей, которые никогда не сталкивались с решением проблем, связанных грузоперевозками, поиск профессионалов является насущной проблемой. Найти ответственного и грамотного исполнителя довольно сложно. Еще не так давно процесс выдачи лицензий на проведение тех или работ предоставлял возможность получить разрешения фирмам и организациям, не имеющим должного уровня и соответствующего оборудования. Многие могут позиционировать себя, как профессиональные перевозчики, но это совершенно не значит, что в процессе оказания такой услуги, как грузовые автомобильные перевозки, будет гарантирована полная безопасность предоставляемых услуг и их своевременность.

В процессе выбора компании стоит внимательно изучить отзывы от клиентов, которые уже сотрудничали с организацией. Необходимо обратить внимание на особенности оказываемых услуг, на предоставляемые гарантии. Если удастся найти профессионала в такой сфере, как транспортные грузоперевозки, можно получить следующие преимущества:

Технические преимущества

  • Идеальное техническое и эксплуатационное состояние автопарка компании, которая оказывает транспортные услуги перевозки грузов. Это важный критерий, так как плохое состояние транспортных средств приведет к порче хрупких вещей и к серьезным отклонениям в предварительно обговоренных временных сроках. В серьезных компаниях транспортные средства находятся в исправном состоянии, автомобили выпускаются на перевозки автотранспортом только после полной заправки и тщательного осмотра профессиональным механиком;
  • Большое разнообразие моделей. Крупные транспортные компании осуществляют автомобильные перевозки грузов на автомобильных средствах самых разных марок и модификаций. Подходящий вариант подбирается на основании особенностей и объема груза;
  • Опытные водители. Серьезные компании берут на работу профессиональных водителей, которые отлично управляют машинами в самых разных условиях – на сложных трассах и при неблагоприятных погодных условиях. Перед выходом в рейс каждый водитель проходит медицинское обследование, только потом осуществляет грузовые автоперевозки. Большое внимание уделяется общему состоянию сотрудников, так как отдохнувшие и здоровые водители способны эффективно контролировать общую ситуацию на трассе. Этого требуют новые правила перевозки грузов;
  • Навигация и постоянный контроль за транспортным средством. Крупные профессиональные компании, оказывающие транспортную услугу по перевозке грузов, на рабочие машины устанавливают современные системы спутниковой навигации. Устройства такого плана помогают не только водителям следовать предварительно разработанному маршруту, но также логисты получают возможность контролировать географическое положение авто в режиме реального времени.

Финансовые преимущества

  • Реальная стоимость услуг. В установленные ценовые расценки входят все мероприятия, которые оказываются в компании. Сюда можно отнести выезд менеджера на место для проведения оценки будущих работ, упаковка, работа грузчиков, разборка и сборка, подъем. Стоимость перевозки автомобильным транспортом будет на прямую зависеть от наличия тех или иных услуг;
  • Оплата обычно производится после доставки товара по месту требования. Во всех серьезных компаниях, перед выполнением услуги оплата производится только за упаковку груза и за ее погрузку на авто. Оплата перевозки осуществляется строго по факту. Недобросовестные организации предпочитают просить предоплату, как в полном размере, так и в объеме 50%, опираясь на виды грузовых перевозок;

Дополнительный бонус

  • Оказание дополнительных услуг. Большинство крупных компаний, для которых автотранспортные перевозки являются основным видом деятельности, оказывают широкий спектр услуг дополнительного характера. Среди самых основных процедур можно отметить не только упаковку и погрузку с разгрузкой, но также такелаж, грамотно организованное хранение.

Сотрудничество с профессионалами позволяет максимально облегчить и все виды грузоперевозок согласно со всеми правилами. Будут тщательно соблюдены ПДД. Деятельность клиента в организации перевозки является минимальным. Что более важно, в процессе оказания услуг компания четко выполняет общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Подводя итоги

Оказанные профессионалами перевозки грузов автотранспортом доступны и разнообразны. Можно заказать перевозку мебельной продукции – диванов, фортепиано, коробок с домашней утварью. Это может быть доставка приобретенных товаров из мебельных магазинов, строительных площадок и даже продуктов питания. Специалисты организуют транспортировку максимально профессионально и оперативно, с четким соблюдением ПДД, то есть важных правил дорожного движения. Отправка груза осуществляется в день обращения клиента и согласно со всеми правилами. Логисты РФ грамотно подбирают автомобиль и маршрут, на основании чего доставка грузов выполняется в максимально короткие сроки, вне зависимости от вида перевозок грузов.

В автопарках современных транспортных компаний присутствуют разные автомобили по величине и по вместимости для перевозок по России. Есть многотоннажные фуры и небольшие грузовички, то есть спектр оказываемых услуг максимально разнообразен. При транспортировке хрупкого, дорогого или крупногабаритного товара клиентам будет предложено оформление страховки. По большей части это простая формальность, так как серьезные компании делают все, чтобы перевести груз максимально быстро и в полной сохранности. В этом заключаются основной порядок и особенности перевозки грузов автомобильным транспортом профессиональными компаниями.

Читать еще:  Служба 7 и adani. досмотр почтовых отправлений и мелких сумок

Особенности организации грузовых перевозок автомобильным транспортом

Для организации работы автомобильного транспорта характерными являются особенности, имеющие место на этапах:

1. выбора системы планирования перевозок;

2. установления определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Рассмотрим основные особенности организации грузовых автомобильных перевозок на каждом из указанных этапов.

1. В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования автомобильных перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые. При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами[3].

2. Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают:

¾ выполнение подготовительных работ:

¾ порядок обеспечения тарой;

¾ оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;

¾ закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений[4].

В настоящее время в структуре грузового автомобильного транспорта значительна доля современных терминалов. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиторские фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

¾ маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

¾ оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

¾ сбор и развоз грузов;

¾ консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

¾ информационно – компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов. Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т. п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов[5]:

¾ завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

¾ грузопереработка на терминале;

¾ линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.[6]

Транспортные автоуслуги представляют собой совокупность действий, которые выполняются предприятиями в процессе организации контроля и доставки груза от места его отправки к месту назначения.

Грузовые перевозки автомобильным транспортом объединили в себе ряд услуг по выбору моделей автомобилей, которые во многом зависят от характеристики груза и планов по его передвижению. Также в учет принимаются некоторые отдельные участки дорог.

Автомобильные грузовые перевозки более эффективны при внедрении автоматизации процесса погрузочных работ и подготовки всех необходимых условий для этого. Также разрабатывают методы по вполне рациональному распределению грузов с целью их наиболее оптимального перемещения.

Определяют конкретные решения по уменьшению простоев при таких работах посредством внедрения программ для автоматизации процесса и подготовке всех необходимых материалов, в том числе оборудования. В ходе всего этого также учитывают и распределение груза и грузоподъемности автомобилей[7].

Грузовые перевозки автомобилями важны для транспортных организаций: они составляют основу качественного обслуживания и помогают рационально применять автотранспорт. Также такие работы помогают снизить и количество расходов на перевозку груза.

Организация автоперевозок подразумевает принятие ряда решений и действий. В том числе это может быть оформление маршрута и обозначение трудного участка согласно с видами грузоперевозки. Масса и объемы должны соответствовать грузоподъемности транспортных средств, применяемых для перемещения груза.

Организация автомобильных грузовых перевозок осуществляется в несколько этапов:

1) анализ и выявление потребности в перевозках;

2) анализ географической картины перевозок и составление рациональных маршрутов;

3) составление схемы грузопотоков;

4) выбор видов и типов автотранспортных средств;

5) определение производительности транспортной единицы;

6) расчет потребности в транспортных средствах по видам;

7) составление транспортного графика отгрузки;

8) расчет грузооборота по календарным периодам работ (за смену, сутки, неделю, месяц)[8].

Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т.д.

Заключение и исполнение договора перевозки

Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров:

1) договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов, разовые договоры (заказы);

2) и договоры перевозки конкретного груза.

Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют и общие черты, и существенные различия. Объединяет их то, что они являются транспортными договорами, т. е. опосредствуют отношения в сфере транспортной деятельности.

Однако каждый из этих видов договоров опосредствуют свою присущую только ему сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет сам процесс перемещения груза. Необходимость в обоих видах договоров объясняется спецификой перевозки грузов автомобильным транспортом. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя.

Кроме того, специфика транспортного процесса приводит к тому, что оперативное руководство организацией работы по сдаче-приему груза к транспортировке не может осуществляться только автотранспортным предприятием в одностороннем порядке. Становится необходимым соответствующее согласование всех этих вопросов с грузоотправителями (грузополучателями). Годовой договор на перевозку обеспечивает выполнение этой работы. В нем также согласовываются условия, которые касаются организации взаимоотношений сторон в целях предстоящей транспортировки грузов. В отличие от них договор перевозки конкретного груза носит имущественный характер, так как он связан с перемещением конкретных материальных объектов.

И договоры перевозки конкретного груза и организационные договоры тесно взаимосвязаны. Организационные договоры заключаются в целях последующей перевозки конкретного груза. Заключение одного, например, годового договора или выдача заказа без последующей перевозки конкретного груза бессмысленно. В свою очередь, заключение договора перевозки конкретного груза предполагает, что этому факту предшествовало заключение организационного договора. В противном случае договор перевозки конкретного груза не мог бы быть заключен.

Годовой договор на перевозку как договор, в силу которого автотранспортное предприятие или организация обязуются в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель – предъявлять к перевозке грузы в обозначенном объеме. В этом и заключается отличие годового договора от договора перевозки конкретного груза, а именно содержание договора составляет права и обязанности сторон, которые касаются организации предстоящей перевозки грузов.

По количеству предприятий и организаций, которые участвуют в заключении годового договора, договора подразделяются на два вида: двусторонние и трехсторонние. В двустороннем договоре одной стороной является грузоотправитель, для которого установлен план перевозок, другой автотранспортное предприятие, которая принимает на себя обязательство перевозки. Грузополучатель в данном случае не участвует в договоре и, соответственно, не является его стороной.

В отличие от других видов транспорта при перевозках автомобильных транспортом в заключении годового договора в качестве стороны выступает грузополучатель.

Комплект документов для перевозок грузов на территории России включает:

1) товарно-транспортную накладную;

4) копию договора (купли-продажи или консигнации и т. п.);

5)номер грузовой таможенной декларации (ГТД), если груз импортный;

6) документ, который подтверждает оплату услуг перевозчика;

Обобщенный перечень документов, сопровождающих груз

2) товарно-транспортная накладная;

3) акт загрузки автотранспортного средства;

4) сертификат происхождения;

5) доверенность на перевозку;

6) сводные ведомости (поштучный перечень продукции с заводскими номерами).

Товарно-транспортная накладная – документ, который подтверждает заключение договора заключение договора перевозки, так же содержит отметки грузоотправителя и грузополучателя. Товарно-транспортная накладная характеризует перевозимый груз, место его разгрузки и погрузки, протяженность маршрута перевозки.[9]

Читать еще:  Что подарить владельцам телефонов от samsung?

Путевой лист определяет выполнение водителем производственных перевозок. Так же учитывает расход горюче-смазочных материалов и режим работы автотранспортного средства.

Счет-фактура – документ, который составляется при отправке груза одним предприятием другому предприятию.

Специальное разрешение – разовое разрешение на проезд автотранспортного средства, максимальная общая и (или) осевая масса или габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, которые устанавливаются для проезда по автомобильным дорогам.

Компании, как правило, владеют средствами транспорта, либо оформляют права собственности, либо арендуют транспорт.

Причины приобретения или аренды парка автомобилей:

– снижение издержек на перевозку;

– улучшение доставки по сравнению с заключением контрактов на транспортное обслуживание.

Основное внимание уделяется организации использования транспортного парка.

Интенсификация перевозок сокращает количество грузовиков и снижает издержки. Основными задачами при управлении транспортировками являются:

– выбор оптимальных маршрутов;

– составление расписания перевозок.

Маршрутизация – это проблема, связанная с направлением транспортного средства через сеть шоссе, рек либо по воздушному пути. Таким образом обеспечивается перемещение по кратчайшим путям с минимальными затратами времени.

Расписание перевозок. Для компании – собственника транспортных средств важно составлять расписание, которое будет исключать порожний пробег транспорт.

Проблема планирования перевозок включает: определение необходимого количества транспортных средств и их размеров, точек остановки, погрузки на данном маршруте, последовательности посещения таких точек.

Есть множество способов использования транспорта для типичного расписания, которое предусматривает много мест назначения и средств доставки. Весьма полезно рассмотрение одного из удачных способов решения проблемы. Например, маршруты, составленные в виде цветка (где нет пересекающихся путей и пересечений соседних маршрутов), представляют собой хорошую схему, в которой время остановки незначительно по сравнению с продолжительностью маршрута.

Такая схема решения может быть получена путем следующих операций:

– выбрать наиболее удаленную точку маршрута;

– найти следующую доступную точку, самую близкую к центру точек данной группы. Добавить эту точку в маршрут транспортного средства;

– выполнять пункт 2 до тех пор, пока не будет полностью загружено транспортное средство;

– установить последовательность остановок таким образом, чтобы получился замкнутый маршрут;

– найти следующую наиболее удаленную от склада точку и повторить пункты 2-4.

Формирование маршрутов таким способом дает хорошие результаты, которые соперничают с математическими методами решения задачи.

Изучение особенностей организации автомобильных перевозок грузов позволяет сделать вывод о том, что при создании транспортных систем с участием автомобильного транспорта необходимо учитывать весь круг проблем, которые касаются транспортировки, складирования и вспомогательных средств.[10]

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие рынка неразрывно связано с развитием права, развитием правовых отношений и регулированием этих отношений в различных областях. Юридическим оформлением перевозки грузов автомобильным транспортом является заключение договора, который является договором об оказании услуг по перевозке вверенных материальных ценностей75. Договор автомобильной перевозки грузов является одной из разновидностей транспортных договоров РФ, основное предназначение которых видится в оформлении правоотношений в сфере перевозки грузов и пассажиров.

В Гражданском кодексе РФ не содержится специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, следовательно, изначально важен анализ правовой природы рассматриваемого договора с позиции общих положений, свойственных любому договору, относящемуся к числу перевозочных.

75 Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: дис. . канд. юрид. наук. – Казань, 2002. С.134.

В гл. 40 ГК РФ договор перевозки понимается, прежде всего, как родовое понятие. Если конкретизировать положения п. 1 ст. 785 ГК РФ, где приводится законодательное определение договора перевозки, то следует отметить, что в соответствии с данным договором перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. “Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т. к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату, и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров”.

Однако, по поводу характера договора автомобильной перевозки грузов среди специалистов нет однозначного мнения. Отмечается, что в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Одной из причин приводимой дискуссии, может быть смешивание ее участниками обязательств различного характера, возникающих из многообразия транспортных отношений76.

Среди обязательств, возникающих из отношений, складывающихся в сфере перевозки автомобильным транспортом, выделяются их две основные разновидности, основанные на двух различных схемах сотрудничества между отправителями и перевозчиками, – либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как систематическое сотрудничество77. Для оформления отношений по каждой их указанных схем используются два вида договора перевозки.

Это «разовые» договоры о доставке конкретного груза и договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ)78.

Говоря о договоре автоперевозки грузов и его содержании, необходимо иметь информацию, какие именно признаки отличают договоры организации перевозки грузов от договора непосредственной перевозки конкретного груза79.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Из договора об организации автомобильных перевозок возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Диапазон применения данного договора ограничен отношениями, складывающимися между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер. Этот договор не является договором перевозки конкретного груза. Из него не возникает обязанности перевозчика по подаче автомобилей для перевозки грузов и не вытекает обязанности грузовладельца предъявлять груз к перевозке. Из договора об организации автомобильных перевозок как у автоперевозчика, так и у его контрагентов возникает еще одна обязанность: заключить договоры на перевозку конкретных грузов автомобильным транспортом.

Возвращаясь к вопросу о консенсуальном либо реальном характере договора автомобильной перевозки, следует добавить, что в отличие от других видов транспорта, где грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, по договору автомобильной перевозки грузов перевозчик самостоятельно должен подать грузоотправителю автомобили под погрузку. Это означает, что перевозочный процесс начинается на территории грузоотправителя.

Если подвести черту под одной из характеристик договора автомобильной перевозки, то представляется справедливым положение, согласно которому договор автомобильной перевозки конкретных грузов следует признать скорее реальным, что же касается годовых договоров, то они являются организационными, т. е. к договору перевозки не относятся. Поэтому не вполне корректно говорить о консенсуальном характере договора автомобильной перевозки грузов. Именно это обстоятельство является наиболее характерным свойством правовой природы договора автомобильной перевозки грузов.

76 Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. С.112.

77 Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. С. 42.

78 Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития / Сборник материалов XIV Международного социального конгресса – М., РГСУ, 2015. С. 247-249.

79 Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой режим информации // Юридический мир. 2007. № 5. С. 66–72.

Особенности договора автомобильной перевозки грузов имеются и в субъектном составе. Сторонами этого вида договора являются перевозчик и заказчик, а заказчиком, в свою очередь, может быть грузоотправитель, экспедитор или же грузополучатель (в данном случае здесь можно рассматривать конструкцию института представительства)80.

Свои особенности имеет и порядок заключения договора перевозки конкретного груза, что подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца на конкретную перевозку и соответствующим подтверждением водителя (экспедитора) о приеме груза на перевозку. Правовое значение указанных документов состоит в том, что все вместе они составляют письменную форму договора автомобильной перевозки в условиях отсутствия его типовой формы.

Наконец, помимо сказанного, отличительной особенностью, раскрывающей правовую природу договора перевозки грузов автомобильным транспортом, является ограниченная свобода данного договора, что связано с императивным характером норм автотранспортного права, которые предоставляют меньшую свободу сторонам.

Таким образом, договор автомобильной перевозки грузов является самостоятельной разновидностью транспортных договоров, имеет существенные различия со смежными гражданско-правовыми договорами, как по предмету, так и в цели деятельности, выражаемой в направленности договора на перемещение грузов при помощи автотранспортных средств.

1. Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

2. Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития / Сборник материалов XIV Международного социального конгресса – М., РГСУ, 2015. С. 247-249.

Читать еще:  Как промыть инжектор ваз

3. Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.

4. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой режим информации // Юридический мир. 2007. № 5. С. 66–72.

5. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: дис. . канд. юрид. наук. – Казань, 2002. 169 с.

6. Степанова Н.А. История становления и развития института представительства в гражданском праве // Право и государство: теория и практика. 2007. № 7. С.59-62.

Перевозки автомобильным транспортом

Правовое регулирование внутренних перевозок грузов автомобильным транспортом

Особенности внутренних перевозок грузов автомобильным транспортом

Рассмотренная ранее классификация перевозок автомобильным транспортом в зависимости от территориального признака на внутренние и международные перевозки распространяется нс только на перевозки пассажиров, но и грузов. При этом как и в случае с перевозками пассажиров в регулировании внутренних и международных перевозок 1рузов имеются некоторые существенные различия. Их анализ позволит глубже понять правовую природу и особенности перевозок грузов автомобильным транспортом, определить тенденции и перспективы унификации автотранспортного законодательства. Для их выявления следует отдельно рассмотреть как внутренние, гак и международные перевозки автомобильным транспортом.

Характеризуя внутренние перевозки грузов автомобильным транспортом, необходимо, прежде всего, отметить, что они имеют некоторые существенные особенности, которые выделяют их среди перевозок другими видами транспорта. Первая из них заключается в том, что в отличие от железнодорожных перевозок перевозки автомобильным транспортом могут осуществляться как на основании договора перевозки груза по транспортной накладной, гак и договора фрахтования для перевозки груза. Это позволяет сторонам при установлении договорных отношений дифференцировано подойти к выбору вида договора с учетом требований УАТГНЭТ, в соответствии с которыми перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца и перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется на основании договора фрахтования

Вторая особенность касается мест погрузи и выгрузки грузов. Так, если при перевозках другими видами транспорта груз доставляется для пшрузки (вьнрузки) на железнодорожную станцию, в порт (на пристань), в аэропорт, то при автомобильных перевозках подача транспортных средств осуществляется: для погрузки — к местам нахождения грузов фузоотнравителей, а для выгрузки — к складам грузополучателей, за исключением перевозок грузов со складов и доставки на склады грузовых автостанций, терминалов перевозчика.

С одной стороны, подача транспорта к месту нахождения 1руза для погрузки, к месту, указанному грузополучателем, для вьнрузки требует от перевозчика дополнительных усилий но установлению места выполнения погрузочных и разгрузочных работ, определению возможности подъезда к нему, согласованию и обеспечению точного времени подачи транспорта с учетом необходимости устранения имеющихся препятствий и т.н.

С другой стороны, эта особенность возлагает и на фузоотправи- теля, и на грузополучателя дополнительные обязанности иметь подъездные нуги от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки, содержать их в состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей и свободное маневрирование их в любое время осуществления нофузочно-разгрузочных работ и др.

Третья особенность связана с тем обстоятельством, что у перевозчика отсутствуют, как правило, обязательства но хранению доставленного груза, так как в пункте назначения груз сразу вручается грузополучателю в месте его нахождения. Исключения составляют случаи доставки грузов в терминалы перевозчика

Четвертая особенность заключается в том, что УАТГНЭТ нс урегулированы вопросы, касающиеся договора об организации осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом. В ранее действовавшем УАТ РСФСР им был посвящен разд. III «Планирование и организация перевозок грузов». В нем, в частности, нашел регламентацию годовой договор на перевозку фузов автомобильным транспортом (ст. 36), а в Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., приведен Типовой годовой договор на перевозку фузов автомобильным транспортом.

УАТГНЭТ содержит лишь упоминание о договоре об организации перевозок грузов в связи с подачей грузоотправителем на его основе заявки на перевозку фуза (ч. 5 ст. 8). Устав нс регламентирует ни его структурные элементы, ни существенные условия, ни порядок и сроки заключения. Следует отметить, что, к сожалению, и в принятых новых Правилах перевозок фузов автомобильным транспортом нс нашел урегулирования договор об организации перевозок фузов этим видом транспорта.

И, наконец, как уже отмечалось, новацией УАТГНЭТ является норма, согласно которой договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя. Такой нормы нс содержит ни один транспортный закон [1] .

Особенности перевозки грузов в зависимости от классификации

Все перевозимые грузы четко классифицируются. Именно разделение грузов по классам служит основанием для установления правил перевозки грузов того или иного вида.

Тяжелые и крупногабаритные грузы

К этой группе относятся грузы, вес которых дает большую нагрузку на ось автомобиля. Перевозка крупногабаритных грузов регламентируется специальной инструкцией, утвержденной Министерством транспорта России. К крупногабаритным грузам относятся дома небольших размеров, строительные вагончики. Также, тяжелыми грузами считаются все виды промышленного и производственного назначения (оборудование для буровых, элементы линий электропередач и многое другое). Большие по размеру строительные материалы (изделия ЖБИ – блоки и панели, бетонные кольца) также относятся к тяжелым грузам.

Для удачной перевозки крупногабаритного груза необходимо правильно подобрать транспортное средство. Грузовых моделей существует достаточно много. Крупные стройматериалы можно перевозить с помощью панелевоза. Если тяжелый груз обладает большими габаритами (у него достаточно высоко расположен центр тяжести), такой груз лучше всего перевозить на низкой платформе с усиленной рамой (низкорамник). Кроме открытых платформ нередко используются платформы тентованные. Как правило, они передвигаются в группе автопоездов.

Скоропортящиеся грузы

Этот вид товаров никаким образом не может способствовать причинению ущерба окружающим и внешней среде. Но данный вид специфичен благодаря своим качествам. Как правило, доставка такого товара должна осуществляться в кратчайшие сроки. Не соблюдение срок может послужить причиной непригодности товара. Естественно, возмещение ущерба ляжет полностью на перевозчика. К скоропортящимся грузам относятся овощи-фрукты, ряд продуктов питания (мясо, молоко, рыба, яйца, консервы), а также ряд тропических растений и все цветы.

При транспортировке данного вида товаров необходимо соблюдать температурный режим, рекомендованный для доставки именно определенного вида продукции. Кроме того, значение имеет сохранность целостности упаковки. Большое значение имеет скорость перевозки. Для того, чтобы перевозить определенные виды продукции необходимо использовать рефрижераторы. Именно этот вид транспорта оборудован приспособлениями для поддержания температуры на требуемом уровне. Датчики регулирования температуры могут быть автоматическими и механическими. Для перевозки скоропортящихся продуктов на дальние расстояния вместо рефрижераторов используют контейнеры. Они также оборудованы датчиками поддержания температуры, но корпус контейнерам более прочно защищен термоизолирующим материалом. Цветы и живые растения перевозятся в термофургонах, которые поддерживают внутри не только нужную температуру, но и уровень влажности.

Транспортировка животных

Осуществляется транспортными компаниями довольно часто. Это может быть перевозка крупного рогатого скота, свиней, живой рыбы или животных для зоомагазинов и зоопарков. При транспортировке каждого вида необходимо подбирать отдельный вид автотранспорта. Крупный рогатый скот может перевозиться в открытых и закрытых фургонах (в форме загона), оборудованных автопоилками и кормушками. Живая рыба обязательно перевозится в емкостях, прошедших санитарно-гигиеническое освидетельствование, при соблюдении определенной температуры воды. Кроме того, для перевозки рыбы используется не обычная хлорированная вода, а вода из водоема, где рыба разводилась. Для транспортировки некоторых видов животных используются помимо специальных контейнеров еще и клетки.

Перевозка опасных грузов

Этот вид перевозки является одним из немногих, для осуществления которых требуется получение специального свидетельства. Перевозка опасных грузов должна производиться с максимальным соблюдением правил безопасности, так как подобный груз способен нанести непоправимый ущерб экологии и здоровью человека. Перевозка опасных грузов производится на специально оборудованном транспорте. Для нефти и нефтепродуктов, а также сжиженного газа, используются цистерны. Подобные цистерны состоят из двух слоев, заполненных между собой воздухом. Это необходимо для предотвращения возможных толчков при перевозке. Цистерны, перевозящие спирт, также являются двухслойными, но прослойку составляет теплоизоляционный материал.

К категории опасных грузов относятся все ядовитые, взрывоопасные и радиоактивные вещества. Это могут быть ртуть, бензин, продукты отходов атомных станций и ядерных реакторов. Под категорию опасных грузов попадает и оружие: травматическое, огнестрельное, а также все виды взрывчатых веществ.

Все виды опасных грузов перевозятся в специальных автомобилях, оборудованных согласно стандартам противопожарной и радиоактивной безопасности (теплоизоляция, изоляция, предотвращающая возможность ударов). Емкость для перевозки кислот или спиртосодержащих продуктов должна быть надлежащим образом обработана изнутри техническим составом, а сама сталь по содержанию должна быть повышенной прочности.

Основными классами опасных грузов считаются:
1 класса – все взрывоопасные вещества и предметы;
2 класса – к этому классу относятся сжиженные газы;
3 класса – легко воспламеняющиеся жидкости (нефтепродукты, спирт).

В категорию опасных грузов попадают и ценные товары (золото, платина, драгоценные камни и ювелирные изделия). Сюда же можно отнести и грузы по перевозке денежной массы с монетных дворов России.

Обязанности по доставке опасных грузов следует доверять только водителям с опытом работы в этой отрасли. Кроме того следует тщательно относиться к отбору кандидатов на должность водителя по перевозке опасных грузов.

Видео: Взрыв автоцистерны