Как могут функционировать города будущего
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Как могут функционировать города будущего

Какими будут города будущего?

Безусловно, Smart City стал определяющей чертой развития общества и технологий XXI века. Статистика говорит, что во всем мире ежегодно в города переезжает до 1,3 млн. человек каждые 7 дней, а к 2040 году 65% людей станут городскими жителями.

Уже сейчас появляются «умные» города, способные упростить жизнь людей в разы. Но в то же время им сопутствуют знакомые проблемы: изменение климата, дефицит жилья и инфраструктуры. Какими будут города будущего, и как они смогут преодолеть современные проблемы, узнайте прямо сейчас.

Smart City — необходимый шаг вперед

Сейчас на 600 городов разных стран приходится 60% мирового ВВП. Эта цифра с каждым годом будет только увеличиваться по мере роста и процветания городских районов. Эксперты уверяют, что в будущем именно на города будет приходить 80% экономического роста.

Город будущего — это тесно взаимосвязанная интеллектуальная среда, в которой люди, правительство и бизнес работают в симбиозе с потрясающими технологиями:

  • Интернетом вещей (IoT);
  • искусственным интеллектом (ИИ);
  • роботами;
  • дронами;
  • автономными транспортными средствами;
  • возобновляемыми источниками энергии;
  • машинами для 3D/4D-печати.

Умные города предназначены для сбора огромного объема данных. Они тесно связаны с Интернетом вещей, который сочетает светофоры и камеры, датчики загрязнения, системы управления зданием и персональные устройства. В целом они снабжают гигантские хранилища данных, находящиеся в облаке. Способность обрабатывать всю эту информацию становится проще благодаря безудержному росту алгоритмов устройств, искусственного интеллекта и прогностического программного обеспечения.

Властям нужно обеспечить оптимизацию городов будущего, ведь они станут движущей силой мировой экономики. Только так можно достичь повышения качества жизни и эффективности самих городских конгломератов.

Города будущего: полезные фичи

Технология Smart City предполагает использование датчиков, беспроводных сетей и мобильных приложений для измерения и оптимизации жизни в городах.

Как правило, умные решения для городов разделяют на несколько составляющих:

  1. Инфраструктура. Ее важным элементом является интеллектуальное освещение. На первый взгляд звучит тривиально, не так ли? На самом же деле оно потребляет 19% электроэнергии в мире, а это очень большая цифра.
  2. Здания. В дизайн для выработки энергии будут встроены солнечные панели, которые заменят традиционные системы. Освещение и отопление будут оптимизированы при помощи современных технологий. Кроме того, в зданиях будут системы, которые обнаруживают и тушат пожар с учетом индивидуальностей помещения.
  3. Утилиты. В сфере коммунальных услуг особую роль будут играть интеллектуальные сети, мониторинг питьевой воды и обнаружение ее утечек.
  4. Окружающая среда. Борьба с выбросами СО2, создание и популяризация источников возобновляемой энергии и эффективное управление отходами создадут более экологичные города. Новым трендом станут сады на крыше, что поможет поглощать углекислый газ и обеспечить население кислородом.
  5. Транспорт. В городах будущего будут адаптивные быстрые полосы (для автомобилей) и медленные полосы (для велосипедистов и пешеходов). В то же время будет множество зарядных станций для электромобилей.
  6. Жизнь. Wi-Fi станет повсеместным для общественного пользования. В режиме реального времени будут обновляться данные о пробках, парковочных местах и ​​других городских удобствах.

Великолепные проекты городов будущего

Человечество уже не первый год ломает голову над созданием городов, которые бы решали сразу несколько проблем: перенаселенность, утилизацию отходов и застройку. Для этого создаются проекты, предполагающие плотные вертикальные строения, которые связаны друг с другом на всех уровнях.

1. К вашему вниманию 8 уникальных проектов, некоторые из них уже воплощают в реальность:Great City — город без автомобилей, в котором люди смогут спокойно передвигаться. Реализация проекта запланирована в сельской местности неподалеку от Чэнду в Китае. Городской центр расположен вокруг жилого ядра, который поместит 80 тысяч человек. Жители города смогут дойти до внешнего круга парков менее, чем за 10 минут. В остальные места можно добраться на общественном транспорте. Great City потребляет на 48% меньше электроэнергии и на 58% меньше воды. Кроме того, по сравнению с традиционными городами он будет выбрасывать на 89% меньше отходов.

2. Масдар — город без небоскребов и автомобилей. Его строят уже сейчас в пустыне недалеко от Абу-Даби. Случайно не напоминает Висячие сады Семирамиды? Некое сходство присутствует. Общественный транспорт, применение геотермальной энергии, энергии солнца и ветра — всё это сделает метрополис с нулевым процентом выброса отходов и СО2. Для защиты города от палящего солнца пустыни будут построены «шапки подсолнухов». Они обеспечат тень в дневное время и сохранят тепло, чтобы выделять его в ночью.

3. Зеленый город в Дубае — проект компании Baharash Architecture. По задумке специалистов, город будет состоять из 550 вилл, учебных заведений и органических ферм. На его территории будет 200 тысяч м 2 солнечных панелей, способных произвести 50% требуемой энергии. Применение общественного транспорта решит проблему чрезмерного выброса углекислого газа.

4. Multiplicity — вертикальный город в Австралии. Компания John Wardle Architects разработала уникальный проект, как будет выглядеть Мельбурн через столетие. Он предполагает постройку новых воздушных и подземных путей, которые откроют для жителей новые перспективы.

5. Гаити — плавучий город будущего. Архитектор Э. Кевин Шопфер разработал проект города, размещенного прямо на воде. Он рассчитан на 30 тысяч жителей, а его диаметр составляет 3 км. В городе будет развито сельское хозяйство и легкая промышленность. Комплекс включает 4 плавающих модуля, которые соединяются между собой системой каналов. Плавучий город способен выдерживать самые опасные природные явления.

6. Шэнчьжень — каменный город в Китае. Винсент Каллебо, архитектор из Бельгии, черпает идеи от природы. Именно так он представил проект вертикального города, сделанного из каменных пирамид. По задумке архитектора каждая башня состоит из 20 «камешков», которые покрыты ветряными турбинами и солнечными батареями.

7. Сан-Хуан — «город для прогулок». Стоимость проекта составляет 1,5 млрд. долларов. Он предполагает полное отсутствие автомобилей, вместо них будет работать система общественного транспорта. Если власти смогут реализовать проект, то они превратят город в пешеходный.

8. NeoTax — трехмерный город. Проект представили на конкурсе eVolo 2011 Skyscraper Competition. Здания города базируются на модульной системе и растут вверх. Улицы города организованы вертикально и горизонтально.

Перспективы и новые вызовы

Корпорация Cisco отмечает, что «умные» города смогут повысить энергоэффективность на 30% за 20 лет. Параллельно с этим рынок продуктов и услуг для Smart City к 2025 году будет стоить 2,57 трлн. долларов, увеличившись в среднем на 18,4% в год.

В то же время стремительно развивающиеся города столкнутся с новыми вызовами:

  1. Рост населения. Ожидается, что к 2030 году более 8,5 млрд. человек будут проживать в городских районах. Если города смогут поглотить и приспособиться к этому увеличению, им постепенно придется претерпевать изменения во всем: технологиях, мобильности, устойчивом развитии и т. д.
  2. Изменение климата. По мере повышения температуры Земли уровень морей возрастет из-за таяния ледников. Города являются источником 30% выбросов парниковых газов, а более 20% связаны с мобильностью людей. Сегодня мы стремимся к развитию чистой энергии из возобновляемых источников.
  3. Энергетический переход. Открытие ископаемого топлива (уголь, нефть, газ) стало революцией для человечества. Но со временем мы увидели, как эти источники топлива оказывают крайне негативное влияние, загрязняя воздух и воду, а также увеличивая выбросы углерода. Текущие тенденции направлены на изменение нашей энергетической модели, заменив ископаемое топливо на новую эффективную модель с возобновляемыми источниками энергии.
  4. Нехватка воды. Сегодня более чем у 748 млн. человек нет доступа к чистой питьевой воде, а еще у 2,5 млрд. нет достойной системы санитарии. И эти цифры продолжают расти. Обеспечение доступа к достаточному количеству высококачественной воды, защита ресурсов и надлежащее управление образующимися отходами потребуют дополнительных инвестиций.
  5. Трансформация образа жизни. Некоторые продукты и услуги, которые до сих пор были общими чертами общества, исчезнут. Это изменение в глобальном масштабе будет означать преобразование экономики, новые способы работы, непрерывное образование и, короче говоря, совершенно новый образ жизни, поскольку мы стремимся к созданию здоровой и устойчивой окружающей среды.
  6. Экономическая глобализация и аутсорсинг. Экономическая структура сместилась в сторону модели, основанной на секторе услуг, отказываясь от промышленного производства. Основная причина трансформации — семьи обладают большей покупательной способностью, что позволяет им потреблять больше услуг (здравоохранение, страхование, туризм и т.д.).
  7. Управление отходами. Ежегодно в среднем европейские города производят 481 кг отходов на одного жителя. Большая часть этих отходов перерабатывается, но остальная по-прежнему отправляется на свалки. Трансформация современных городов в «умные» предполагает сокращение выбросов мусора на 15-20%.
  8. Эффективная инфраструктура. Чтобы соответствовать прогнозируемому росту численности населения мира, проживающего в городах, к 2030 году потребуются ежегодные инвестиции в размере 3,3 млрд. долларов и более сложная инфраструктура для базовых услуг и мобильности.

Теперь вам стало чуточку понятнее, какими будут города будущего. Внушающие конструкции защитят население от стихийных бедствий, а установка источников возобновляемой энергии поможет решить экологическую проблему. Они будут использовать Интернет вещей, роботов, дронов, искусственный интеллект и прочие технологии, которые помогут улучшить качество жизни человека. Всё для того, чтобы сохранить окружающую среду и сделать наше проживание на планете максимально комфортным!

Города будущего: 12 уникальных проектов

Город-лужайка

MAD Architects видит в городе Шан-Суи город будущего. В основе концепции лежит поклонение горам и воде в Китае, поэтому концепт состоит из масштабных многофункциональных зданий с большим количеством общественных мест, где люди могут собираться, общаться и наслаждаться природой. Плотное заселение приводит к тому, что все необходимые ресурсы легкодоступны в пределах легкой прогулки или передвижения на общественном транспорте. Архитекторы утверждают, что высокая плотность жизни куда более устойчива как идея при строительстве города, чем нынешняя тенденция «коробок, захвативших мир». В основе этой концепции также лежит легкий доступ к природе, так же как к школам, местам здравоохранения и работы.

Зеленый город в пустыне

Baharash Architecture предлагает включить в Дубае «лучшие практики в экологическом строительстве», сосредоточившись на общественных связях и социальном взаимодействии на фоне зеленых насаждений. Строение состоит из 550 вилл, органических ферм, учебных заведений и 200 000 квадратных метров солнечных панелей. Город будет самостоятельно вырабатывать 50% необходимой энергии и компенсировать ею выбросы углерода за счет общественного транспорта.

Зеленый Гетеборг будущего

Шведский Гетеборг может быть еще зеленее, как считает Kjellgren Kaminsky Architecture. Сверхплотная застройка сделает Гетеборг самодостаточным по части энергии и еды. На крышах разместятся ветряные мельницы для выращивания еды и солнечные батареи для выработки электричества. Плотная застройка снижает дорожный трафик, и река становится более значимым средством для транспортировки.

Вертикальный город

«Мельбурн не разрастается, а растет вверх и вниз», — говорят в John Wardle Architects о своем концепте Multiplicity, в котором австралийский город представлен через сотню лет. «Новые воздушные и подземные пути открывают городу совершенно новые перспективы. Самолеты и городская топография позволяют в будущем собирать продукты питания, дождевую воду и энергию из новых источников».

Город пешеходов

Весь город Сан-Хуан в Пуэрто-Рико подвергается трансформации на 1,5 миллиарда долларов и превращается в «город для прогулок» с новой системой общественного транспорта. Это крупнейшее и очень спорное изменение. В черте города запрещены автомобили. Сан-Хуан страдает от сокращения населения последние 60 лет, и власти хотят привлечь новых людей, очаровав их пешеходной зоной в самом центре города, где пешеходам не придется переживать об автомобилях или вдыхать выхлопные газы. Прекрасные пляжи города сейчас недоступны из-за портов и чрезмерной зависимости от автомобилей.

Город с центром комфорта

Победивший проект в рамках конкурса ReThink Athens (Переосмысление Афин) от OKRA превращает сердце города в яркий, зеленый и доступный пешеходам, а не автомобилям центр. Зеленые зоны обеспечивают тень и укрытие, смягчают жару, поощряя более активный отдых. Новые зеленые проспекты также обеспечивают проходимость ко всем прилегающим районам.

Плавучий город

Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Трехмерный город

Что, если бы наши города были такими, словно наши архитекторы работали с трехмерной сеткой? Идея принадлежит конкурсу eVolo 2011 Skyscraper Competition и называется NeoTax. Строения, которые растут вверх и далее. Организованные в горизонтальную и вертикальную сетки улиц, здания основаны на модульной системе, где каждый модуль можно рассматривать как отдельное здание, соединенное с другим на уровне земли. Грубо говоря, все мы будем соседями и не будем корчевать зеленые насаждения ради строительства.

Город из «камешков»

Бельгийский архитектор Винсент Каллебо известен своим дизайном, который черпает вдохновение из природных форм, вроде плавающих городов в форме лотоса. В этот раз он представил вертикальный город Шэнчьжень в Китае, сделанный в виде кэрнов, или каменных пирамид. «Задача в создании благоприятной городской среды с нулевым уровнем выбросов углерода и позитивной энергетикой», — говорит архитектор. В этом проекте город должен жить по законам джунглей, быть высокоплотным и обладать садами и огородами, устроенными прямо в жилых башнях. Каждая башня содержит 20 остекленных «камешков», покрытых солнечными батареями и ветряными турбинами.

Город, свободный от страха

Каково это — жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.

Читать еще:  Шины. комфорт или управляемость?

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Города будущего: без центра и автомобилей, но с фермерами и промзонами

В середине ноября в четырех городах Европы в рамках программы « Архитекторы.РФ » прошли образовательные мероприятия для российских специалистов в области архитектуры и градостроительства. Во время барселонского этапа программы Висенте Гуаярт, сооснователь Института передовой архитектуры Каталонии, рассказал о создании комфортной городской среды и ее влиянии на общество. Ниже основные тезисы его выступления

28 ноября 2018 18:00

Распределенная модель города лучше централизованной

Централизованная модель города — самая распространенная. Так устроены, например, Москва, Пекин, Париж. Однако хороша она только для маленьких городов. В мегаполисах она становится причиной транспортных коллапсов и ухудшения качества жизни от центра к окраинам. Чтобы избежать этих проблем, в крупном городе не должно быть единого центра. Качество общественного пространства и жизни не должно меняться от центра к окраине.

Слайд из презентации Висенте Гуаярта Слайд из презентации Висенте Гуаярта

Инновационные проекты должны располагаться внутри города, а не за его пределами

В России я видел много индустриальных парков в пригородах, но организация новых технопарков за пределами города — это ошибка и не самый лучший вариант трансформации. Все IT-компании и образовательные институции должны оставаться в городе: это делает его живым и привлекает инвесторов. Ошибкой также является снос старых промышленных предприятий и строительство на их месте жилых домов — это подход девелоперов, а не архитекторов. Бывшие промзоны нужно превращать в объекты для развития цифровых инноваций.

Для реализации проекта важна единая организационная структура

Если вы видите странные общественные пространства в городе, проблема не в проектировщиках и архитекторах, а в организационной составляющей. Обычно за реализацию проекта отвечают несколько департаментов, которые не могут работать согласованно. Например, один департамент подбирает плитку, другой — уличные скамейки, третий — фонарные столбы, четвертый делает закупки как попало, и получается то, что получается. Поэтому нужно, чтобы кто-то один брал на себя ответственность за обустройство общественных пространств. У нас для этого создан департамент городских проектов, во главе которого стоят архитекторы. Они указывают другим департаментам, какие именно скамейки и деревья закупать для города.

Частные автомобили — архаизм

Строительство новых дорог не решает проблему пробок: появятся новые дороги — в городе станет больше машин. В городах не должно быть частных автомобилей. В будущем частный автомобиль — как частная лошадь — останется лишь воспоминанием для наших внуков. В городе должно быть больше пространства для людей, электротранспорта и велосипедов.

Мы должны думать об экономике будущего

Города будущего не только красивые — они «умные» и экологичные, и IT-слой для умного города является фундаментальным. Экономике будущего не нужен бензин, поэтому мы уже сейчас должны думать, где будем заряжать электромобили или как будем использовать энергию солнечных батарей на крышах наших домов. В городе будущего развиты сити-фермерство и 3D-печать. Поэтому в нем архитектор отвечает не только за внешний вид, но и за IT, энергопотребление, обеспечение водой, транспортную систему. Модернизируя город, мы не должны забывать о сохранении культурного наследия.

«Люди плохо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем»

Участники программы «Архитекторы.РФ» — о том, чем отличаются подходы к градостроительству у нас и в Европе, как связаны архитектура и политика и каким образом это отражается на городской среде.

Наталья Бавыкина, 33 года, Москва, главный архитектор проектов бюро «Алексей Бавыкин и партнеры», преподаватель МАРХИ

Москва постоянно развивается, но при этом отсутствует единая позиция по вопросам не только городской застройки, но и городской среды, транспортной инфраструктуры. В лужковские времена мы мыслили точечной застройкой, сегодня — программами. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подходит к развитию города более системно, чем его предшественники. Мы понимаем, какие направления выбирает транспортный департамент, видим, что строится метро, что начали системно заниматься городскими парками и думают о преобразовании набережной Москвы-реки, но опять же отсутствует долгосрочное планирование. Хотелось бы, чтобы горизонт планирования в городе был равен не электоральному сроку, а 25–50 годам, как в Дании и Нидерландах.

Попав в программу, я узнала, как устроены новые объекты в Берлине, Роттердаме, Копенгагене и Барселоне. Мне также удалось поговорить с проектировщиками и представителями муниципалитетов, узнать об особенностях взаимодействия инвестора, архитектора и города. Например, в Берлине мы познакомились с человеком, который является одновременно архитектором, девелопером и пользователем собственного объекта. Там развит микродевелопмент, когда архитектор сам находит участок в городе, предлагает проект (обычно это жилье) и потом под этот проект собирает инвесторов (как правило, будущих жильцов дома). То есть архитектор работает с конечным пользователем без посредников, может донести до пользователей свои инновационные идеи, что позволяет построить дом высокого качества с учетом потребностей жильцов. А в Москве инвестор делает срез по рынку и диктует свои правила архитектору, не позволяя ему внести что-то новое.

В Нидерландах главный архитектор, главный урбанист и главный ландшафтный архитектор являются практикующими специалистами и разрабатывают идеи для всей страны. Они приходят на должность уже с готовой программой.

При продвинутом датском социализме формируется городская среда, которую мы очень ценим: открытые пространства без заборов, высокое качество построек. Новые районы сначала полностью прорабатываются муниципальным заказчиком (НКО), а потом уже по кусочкам отдаются под застройку девелоперам. Причем те должны четко действовать по предоставленному плану. То есть в Дании полностью режиссируют городскую среду, делают ее инклюзивной и общедоступной.

В Барселоне подход к формированию архитектуры города заявляется мэром во время предвыборной кампании с обязательством в случае победы воплотить его в жизнь.

Организаторы программы — «Дом.РФ» и институт «Стрелка» — в этих поездках объединили большое число специалистов из разных городов России, не только архитекторов, но и юристов, и инженеров. Мы не только слушали лекции, но и учились аккумулировать большие объемы информации, быстро делать выводы и переходить к действиям. Европейский подход — проактивный, то есть архитектор не ждет заказов, а сам предлагает проекты городу. Он коммуницирует с жителями, представляет свои идеи широкой публике. Этого очень не хватает в Москве: люди слабо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем.

Азат Ахмадуллин, 32 года, Уфа, сооснователь и главный архитектор Ahmadullin Architects

Основная проблема, с которой я сталкиваюсь в Уфе, — желание заказчика получить сиюминутную выгоду. Он не планирует долгосрочные инвестиции. Думаю, это связано с тем, что никто из нас не уверен в завтрашнем дне. Из-за этого хромает качество: экономия на материалах приводит к обветшанию объектов, да и выглядят они впоследствии дешево и уныло. В Европе я видел примеры качественной жилой среды, которые можно применить в Уфе; я обратил внимание на то, как детально продуманная и проработанная архитектура привлекает инвестиции. Люди хотят жить в красивом и удобном френдли-обществе и готовы платить за это. Девелопер, в свою очередь, видит, что вложения рано или поздно окупятся, — в долгосрочной перспективе эта система работает.

В программе «Архитекторы.РФ» одним из самых практичных курсов для меня стали уроки развития коммуникативных навыков Татьяны Никульшиной. Умение подобрать ключ к конкретному человеку или целой аудитории, способность вести диалог с оппонентом, даже если он настроен негативно, — важный навык для человека любой профессии.

Анастасия Яременко, 29 лет, Казань, ведущий архитектор в бюро «Архитектурный десант»

В этом году к чемпионату мира по футболу в Казани был реализован проект по благоустройству пешеходной зоны по улице Декабристов. Такие улицы делают город живым и становятся важным общественным пространством — и это отличный пример правильного направления развития.

Программа «Архитекторы.РФ» дает мощную прокачку знаний и навыков по всем направлениям. Ты начинаешь понимать свои сильные и слабые стороны. Для меня особенно ценно взаимодействие с участниками программы и обмен накопленным опытом — это позволяет постоянно держать руку на пульсе. В поездках по европейским городам мы увидели и разобрали самые успешные кейсы, которые можно применить и в России. Это примеры реновации промышленных территорий, переосмысления исторической части города, реконструкции дорожных развязок, а также устойчивое развитие, внимание к деталям и долговечности материалов, приоритет экологичного транспорта. Все это в комплексе поможет нашим городам стать еще комфортнее для своих жителей.

«Архитекторы.РФ» — бесплатная лидерская программа профессионального развития для специалистов в области архитектуры и градостроительства. Ее задача — сформировать профессиональное сообщество для создания комфортной городской среды в столице и регионах России. С 16 по 23 декабря пройдет заключительный модуль программы о будущем города. «Архитекторы.РФ» реализуется по поручению президента России госкомпанией «Дом.РФ» и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Правительства РФ.

Какими будут города будущего

Какое будущее ждет наши города? Будут ли они построены из мусора, напичканы камерами и «умными» системами, или перенесены на плавающие платформы в попытке справиться с подъемом уровня мирового океана?

Среди граффити, появившихся в Сорбонне в 1968 году во время студенческих беспорядков, было такое: «Будущее определяется нашими сегодняшними делами».

Утопия может оказаться довольно зловещей. Да, дополненная реальность индивидуализирует город, создаст для каждого жителя свой вариант, а разработки в области модульной архитектуры и нанотехнологий могут дать нам здания, по мановению руки меняющие форму и функции. Но есть проблема: «умный» город будущего будет городом постоянного и повсеместного видеонаблюдения.

Конечно, пока мы в основном задумываемся о поверхностных визуальных эффектах. Наше представление о будущем, нынешняя мода на сталь и зелень, вполне возможно, уже скоро будет выглядеть устаревшей, как эстетика киберпанка. Никакого скачка не произойдет — инновации будут входить в нашу жизнь постепенно, а рука об руку с ними будут идти катастрофы. Нам пока трудно представить, с какими проблемами столкнутся города будущего, но их масштаб пугает.

Пока урбанисты жонглируют модными понятиями «связанность» и «самодостаточность», но пора добавить к ним третье: «живучесть». Три четверти всех крупных мегаполисов мира расположены на побережьях. Только в Китае 20 млн человек в год переезжают в города, и подверженная наводнениям дельта Жемчужной реки сегодня по данным Всемирного банка является самой крупной агломерацией в мире.

В недавнем докладе организации «Христианская помощь» говорится, что в прибрежных городах, подверженных опасности наводнений и других погодных бедствий, связанных с изменением климата, к 2070 году будет жить более 1 млрд человек — список возглавляют Калькутта, Мумбаи и Дакка. С косвенными последствиями наводнений — нехваткой пресной воды, потоками беженцев и политической нестабильностью — столкнется еще больше людей.

Наше общество ригидно. Политики мыслят короткими избирательными циклами, бизнесмены — коммерческими интересами. Возможны ли в этих условиях широкомасштабные изменения — вопрос открытый.

Первым возможное решение этой проблемы на примере Токийского залива предложил в 1960 году Кэндзо Тангэ — его проект подразумевал город, плавающий на поверхности воды. Что касается существующих городов, сталкивающихся с повышением уровня моря, то для них Сет Макдауэлл из архитектурного бюро Mcdowellespinosa выделяет три возможные стратегии: защита, отступление или адаптация.

Города и нации, располагающие достаточными ресурсами и инженерным потенциалом, вероятно, пойдут по пути строительства защитных сооружений невиданного масштаба — по аналогии с голландским проектом Delta Works, защищающим значительную часть территории Нидерландов, расположенную ниже уровня моря, с помощью множества дамб и других сооружений.

Те, кто не может позволить себе такие инвестиции, будут вынуждены отступить. Отступление, впрочем, может быть не только горизонтальным, но и вертикальным — в ряде случаев оно означать подъем строений над водой.

В качестве примера часто приводят Венецию, однако есть и более новый, хоть и менее эстетически привлекательный пример — поселок Нефтяные камни в Азербайджане, который вырос на эстакадах в море в связи с началом добычи нефти. Макдауэлл объясняет:

«Вода становится новой точкой отсчета — не столько пригодной для жилья территорией, сколько зыбкой сушей. Города будут проектироваться или меняться с учетом подъема уровня воды. так, чтобы вода и общественная жизнь могли существовать одновременно. Эта стратегия, например, используется в проекте Watersquare Benthemplein компании De Urbanisten в Роттердаме — городская площадь одновременно выступает как система защиты от наводнений, являясь хранилищем для ливневых стоков».

Архитектурная группа Terreform One применяет тот же неочевидный, но прагматичный подход в проекте Governors Hook — «вместо того чтобы удерживаться снаружи, вода впускается внутрь». Один из основателей компании Йоахим Митчелл считает, что отношения между городской и сельской местностью следует пересмотреть. Города не должны становиться осажденной крепостью, обреченной на поражение в борьбе со стихией.

Он поясняет: «Нам нужно создать обширные буферные зоны, соединяющие природу и мир людей. До урагана Сэнди мы использовали старые военные корабли как искусственные рифы, вырастающие на границах города и становящиеся субстратом для многих форм жизни. Через много лет они и станут такими переходными зонами».

Опустошительный Сэнди лишь подчеркнул дальновидность подобного подхода.

Мусор

Демографический взрыв и достижения индустриальной эпохи привели к тому, что мы выбрасываем на свалки, в море и в небо беспрецедентные потоки отходов. Этому можно было бы противостоять, к примеру, путем разработки нанотехнологических решений, разлагающих мусор на молекулярном уровне, но подобные исследования пока находятся в зачаточном состоянии.

Читать еще:  Как замывать грунт своими руками. видео

Мусор стал такой не непременной приметой цивилизации, как силуэты небоскребов в наших городах. Mcdowellespinosa предлагает посмотреть на это с другой стороны. Макдауэлл поясняет:

«Мусор — это просто материя. И, поскольку она никому не нужна, она очень дешево стоит. Основная проблема использования отходов в качестве сырья — энергетическая. Кроме того, есть еще и вопрос восприятия — как сделать мусор эстетически приемлемым? Мы изучаем эту идею. Например, в рамках проекта City of Blubber мы конвертируем пищевые отходы Гонконга в полезный биопластический материал».

Впрочем, некоторые сюжеты, которые на первый взгляд кажутся ненаучной фантастикой, можно увидеть наяву. Пример — Город Мусорщиков в Египте, который живет на отбросах Каира. Митчелл Йоахим считает, что современный подход к вопросу никуда не годится: «Что такое „отходы“? Нам нужно забыть само это понятие. Все, что мы делаем, должно использоваться снова и снова».

Похожая концепция легла в основу проекта Rapid Re (f)use организации Terreform One — это «город будущего, в котором не делается различия между отходами и поставками».

Йоаким участвовал в разработке самых разных концепций — от Peristaltic City с его подвижными платформами до преобразования Арктики в рамках Ecotarium Future North. Он предлагает радикальное изменение нашей экономики и политической системы в соответствии с огромными технологическими изменениями.

«Нашу эпоху называют антропоценом, но на самом деле мы живем скорее в капиталоцене. От каждого человека ждут роста доходов, бесконечного роста. А ведь мы знаем, что это невозможно. Ничто не может расти бесконечно. Рано или поздно случится откат — либо в силу рыночных причин, либо в силу реакции окружающей среды».

Он говорит: «Мы в Terreform One предвидим не бесконечный рост, а стационарную, замкнутую систему, в которой не существует отходов, стабильную экономику, которая признает, что у земного метаболизма есть пределы. Такая жизнь подразумевает, что на этапе производства любой вещи анализируются все требуемые ресурсы и весь ее жизненный цикл».

Йоахим предлагает смотреть на город не как на архитектурный объект, но как на систему обмена веществ, похожую на биологический организм:

«В биологии ничто не существует ради единственной цели. Вишневое дерево обслуживает тысячи других форм жизни. Оно рождает тысячи плодов, которые уходят в землю и кормят массу различных видов, как растений, так и животных. Оно включено в ткань жизни».

На первый взгляд идеи Terreform One могут показаться оторванными от реальности, но на самом деле это не просто визуализации — это скорее модели того, как могут работать подобные системы. Йоахим говори: «Мы создаем проработанные сценарии. Впрочем, мы не пытаемся сказать, что все будет именно так. Наша задача — задать правильные вопросы и попытаться логически ответить на них, представить, как могли бы функционировать города будущего».

Адаптация города к новой реальности сталкивается с теми же проблемами, что и решение проблемы сжигания ископаемого топлива. Йоахим поясняет: «Если вы нефтяная компания, то можете говорить: „Да, солнечные батареи — это будущее, мы в них инвестируем. Вероятно, к 2050 году мы полностью перейдем на солнечную энергию“. Но до тех пор они продолжают зарабатывать по-старому, и баснословные прибыли заставляют их отодвигать перемены».

Учитывая, как переплетены экономические и политические интересы, изменения изнутри почти невозможны. В прошлый раз для этого понадобились сила философского подхода к строительству сообществ, присущая Джей Джейкобс, и влияние и связи Робрта Мозеса (первая — влиятельный журналист-урбанист, второй — проектировщик городской среды, повлиявший на образ современного Нью-Йорка).

Гораздо вероятнее некое катастрофическое событие, которое изменит наш взгляд, заставит отбросить текущую экономическую модель и сосредоточиться на этих проблемах — правда, может быть уже слишком поздно.

В какой-то момент города могут вынужденно стать мобильными вслед за своими жителями. Идеи Рона Херрона с его проектом подвижного города, разработанным в 60-х для журнала Archigram, все еще выглядят фантастически, а между тем, перемещение городов уже происходит: шведский город Кируна был вынужден переехать на три километра.

А с развитием нанотехнологий, промышленной 3D-печати и сборки зданий с помощью беспилотников разборка городских строений и развертывание их на новом месте может оказаться гораздо проще, чем мы сейчас представляем.

Перемены

Возможно, вероятнее другое развитие событий: города будут оставаться статичными или просто опустеют. Стоимость перемен окажется такой высокой, что защищать от стихии окажется рентабельно лишь самые обеспеченные районы, другие же будут просто оставлены (как в Детройте или Новом Орлеане). В прибрежных зонах останутся руины, а власть и капитал переедут вглубь материка или поднимутся вверх.

Интересный анализ предлагает проект Aqualta архитектурного бюро Clouds Architecture Office — это полузатопленный мегаполис, который продолжает жить. Партнер бюро Остап Рудакевич объясняет:

Город как бы поднимает юбку, позволяя воде течь под ногами. Подумайте обо всех последствиях: затопленные туннели метро, ​​затопленные дороги и тротуары, оставшиеся под водой магазины. И как следствие — новые возможности: транспорт в виде лодок или дирижаблей, подвесные мостки, устричные фермы и, вероятно, более размеренный и неторопливый образ жизни. Возможно, к тому времени исчезнет ископаемое топливо, и город, лишившийся рычания двигателей, станет тише”.

Он добавляет: «Вместо того чтобы придумывать все более сложные технологические решения и сражаться с природой, мы адаптируемся к воде».

Если преодолеть первоначальное удивление, станет понятно, что этот проект предлагает очень проницательный взгляд: «Aqualta исходит из того, что люди устойчивы к изменениям, особенно если ради них приходится жертвовать комфортом. Корректировка образа жизни может быть очень постепенной. Проект Aqualta был задуман как звонок будильника, медленно наращивающий громкость, возможное изображение нашего будущего».

Чтобы понять, какими могут стать наши города, нужно отказаться от поверхностного взгляда, продиктованного архитектурным или маркетинговым подходом, и научиться мыслить не на уровне зданий, а на уровне систем: людей и их отношений.

Патрик Геддес отметил, что «город — это не просто место, это разворачивающаяся драма». Изменения непрерывны; как говорит Йоахим, «проектировать город — это как писать акварелью на дне ручья».

Чтобы выжить, городам придется приспосабливаться. То же касается и его строителей и обитателей — и им придется делать это вместе. Впрочем, фантастические картины будущего помогают нам игнорировать тот факт, что мы уже его создаем — как умеем.

Сайт о нанотехнологиях #1 в России

Ответ на вопрос «как будут выглядеть города будущего, станут ли они нагромождением многокилометровых небоскребов или уйдут в землю» ищут сотни архитекторов, ученых и футурологов. На фоне стремительного роста населения урбанизированных районов Земли, исчерпания ресурсов и экологических проблем город утопично воспринимается настоящей колыбелью жизни, реализующей самые смелы урбанистические идеи и решения.

Сегодня стать виртуальным архитектором может каждый: копии реальных и вымышленных городов возводят в Minecraft, градостроительные симуляторы типа серии Anno предлагают возводить гипертрофированные версии современных мегаполисов хоть на Луне, дизайнеры рисуют концепты поселений, попирающие все современные достижения в области строительства и транспортной логистики.

Однако помимо виртуальных строек в мире создаются около сотни реальных населенных пунктов, претендующих на звание «умного города». В этой статье вместе с проектом Недвижимость Mail.Ru мы расскажем о самых интересных.

Город Сонгдо в 2020 г., концепт.

Город будущего — это город, в котором большинство систем и объектов инфраструктуры управляется компьютерами. В Южной Корее, в городе Сонгдо, уже испытывается прототип единой городской информационной сети, которая соединит в общий кластер все строения. В некую базу данных будет стекаться информация от мириад датчиков и камер. Цель этой системы заключается в контроле и управлении всеми городскими системами, включая транспорт, водоснабжение и т.д. Ведь не секрет, что современные городские службы еще очень далеки от пика своей эффективности. Кроме того, экспериментальная система позаботится и о безопасности жителей. Например, пол в доме престарелых оснастят датчиками, благодаря которым можно будет обнаружить факт падения человека и отправить сигнал тревоги. Или более актуальный пример: общегородская информационная сеть позволит внедрить универсальную карту, которая будет служить ключом от входной двери, банковской картой, проездным билетом и удостоверением личности. Маршруты мусоровозов будут выстраиваться на основании данных о степени наполненности мусорных баков. А уж про управление дорожным движением и говорить нечего, это просто musthave.

Сейчас во многих домах Сонгдо входную дверь можно открыть не ключом, а с помощью смартфона. За несколько кликов можно проконсультироваться с врачом по видеосвязи. Для решения административного вопроса можно связаться с чиновником через приложение. И многое другое.

Сонгдо располагается на искусственном острове в 50 км от столицы Южной Кореи. Строительство города, которое, по сторонним оценкам, обошлось Южной Корее в $35 млрд, ведется уже 15 лет при активной помощи компании Cisco Systems. Город должен быть полностью построен в 2020 г., а его население к этому моменту составит 250 тыс. человек. В 2016 г. с вводом в эксплуатацию около 400 умных зданий Сонгдо сможет претендовать на звание первого умного города в мире.

Вечный вопрос пробок решается радикально: в городе можно обойтись без автомобиля благодаря развитой системе общественного транспорта, а также с помощью реализации технологии телеприсутствия. Добиться этого рассчитывают за счет установки в каждом доме, офисе и общественном учреждении видеосервиса TelePresence, который обеспечит возможность проведения удаленных встреч с помощью систем видеонаблюдения.

Сонгдо — это еще и зеленый город, активно использующий возобновляемые источники энергии (солнечную и ветровую энергию). Мусор же не выбрасывается на свалку, а пропускается через систему переработки. Здесь собирают всю дождевую воду и используют ее для полива уличной растительности, для туалетов в зданиях и для мытья улиц.

К инициативе корейцев очень внимательно присматриваются во многих странах, поскольку проводимый ими эксперимент может потенциально помочь решить некоторые проблемы большинства крупных городов. Скажем, тот же Нью-Йорк, по сути, превратился в гигантский конгломерат, поглотивший множество мелких городов. 200 км побережья, до самого Ньюарка, представляют собой одну сплошную застройку. Токио уже слился с Йокогамой, попутно поглотив десятки, если не сотни других населенных пунктов, и в этой колоссальной агломерации проживает 38 млн человек. У нас пока таких примеров нет, но Москва уже близка к этому. По сути, она расползается «щупальцами» вдоль основных шоссе, постепенно интегрируя окружающие города. И как прикажете управлять такими сложнейшими образованиями?

Жизнь без октанового числа

Смог в Пекине. Содержащиеся в смоге частицы способны проникать в организм через легкие, накапливаться и оседать в нем.

Принято считать, что основной причиной возникновения смога является автотранспорт. И одной из главных черт городов будущего обычно представляется ужасный воздух. Автотранспорт, конечно, оказывает свое пагубное влияние на воздух. Например, всем известно, сколь ужасен воздух в Пекине, который успел прославиться своим смогом и высочайшим уровнем загрязнения атмосферы. Около 25% вредных веществ поступает в воздух мегаполиса именно от транспорта.

Очевидно, что проблему выхлопов нужно решать — от этого никуда не деться. Выражаться это будет, вероятно, в постепенном отказе от двигателей внутреннего сгорания и переходе на электромобили или иные виды экологически чистого транспорта. В этом смысле интересен пример города Масдар, расположенного в ОАЭ: здесь законодательно запрещено использовать автомобили с ДВС.

Концепт города будущего в ОАЭ.

Масдар — эко-город, на 50% обеспечиваемый возобновляемыми источниками энергии и имеющий устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу. Населить город планируют учеными, работающими над высокотехнологичными зелеными проектами и разного рода стартапами.

Улица Масдара, 2016 г.

Бюджет города оценивается в $22 млрд. Проект, запущенный в 2006 г., должен был реализоваться в 2015 г., однако из-за нехватки инвестиций строительство не завершено до сих пор. По новому плану Масдар возведут к 2030 г. Сейчас в городе постоянно проживает около 300 человек, построена основная инфраструктура и действует один магазин.

Грузовой квадракоптер Black Knight Transformer способен доставлять грузы весом до 1,6 т.

Более радикальным решением является полный отказ от использования автомобилей для доставки мелких грузов. Эту задачу можно возложить, например, на грузовые квадрокоптеры. Такие эксперименты ставятся во многих странах, в том числе и в России: некоторое время назад в Сыктывкаре действовала служба доставки пиццы с помощью квадрокоптеров. Правда, мир пока не совсем готов к массовому внедрению квадрокоптеров, но сам факт подобных экспериментов говорит о том, что в будущем микровинтокрылые займут определенные ниши.

Существует еще один способ сделать воздух городов чище — пересадить всех на велосипеды. С точки зрения расходов и оперативности это куда более удобный транспорт, а уж по экологичности с ним может соперничать только ходьба пешком. Конечно, полностью отказаться от общественного транспорта и заставить всех крутить педали не получится. Кроме того, несмотря на благостный пример Европы, где велосипеды превращаются в массовый транспорт, у нас не получится целиком перенять их опыт по целому ряду причин, одна из которых — особенности климата во многих регионах России. Но все же в достаточно теплых широтах это вполне реализуемый сценарий, если озаботиться строительством соответствующей инфраструктуры для велосипедистов и пропагандой этого вида транспорта.

Города с преобладанием велосипедов будут коренным образом отличаться от «классических». Однако более вероятен сценарий перехода на электромобили или на автомобили на топливных элементах. Сегодня мы даже представить не можем город без машин. По оценкам специалистов, скоро во всем мире на дорогах одновременно будут находиться 2 млрд автомобилей. Так что необходимо как можно скорее решить «проблему выхлопных труб».

Этот популярный в нашей стране политический лозунг 1920-х годов как нельзя лучше описывает подход к строительству городов, подразумевающий активнейшее использование зеленых насаждений. Идея не нова — подобные эксперименты ставились еще 100 лет назад, а планы городов-парков футуристы рисовали с XIX в. Но сегодня эта чрезвычайно привлекательная идея разбивается о суровые урбанистические реалии: по мере роста населения земля в городах быстро дорожает, поэтому каждый квадратный метр газона или, упаси господи, парка в центре города является объектом пристального внимания со стороны строителей торговых центров, парковок и офисных комплексов. К сожалению, деньги обычно побеждают.

Читать еще:  Ваш переезд - наша забота

Тем не менее любой горожанин предпочел бы жить в зеленом городе, а не в каменных джунглях. Одним из способов решения противоречий между интересами бизнеса и людьми является использование так называемых вертикальных ферм. По сути, это обширные строения, состоящие из нескольких ярусов, на которых размещены как парковые зоны, так и гидропонные теплицы для выращивания продуктов питания.

Крупнейшую в мире вертикальную ферму сейчас строят в промышленной зоне Нью-Джерси. На площади 6,5 тыс. м2 ежегодно будут выращивать около 900 т листьев салата. Солнечный свет здесь заменяют специальные экономные LED-лампы, а землю — многоразовая ткань. Ферма использует вполовину меньше удобрений и полностью исключила применение пестицидов.

Интерес к подобной инновации проявляют сегодня, в первую очередь, агропромышленные компании. Естественно, активнее всего экспериментируют в этом направлении в Азии, где о проблеме дефицита земли и перенаселенности знают не понаслышке. Преимущества вертикальных ферм заключаются не только в эффективности использования городских территорий, но и в независимости от климатических условий, что особенно важно для российских реалий. Естественно, подобные объекты должны быть максимально компьютеризированы и автоматизированы. А факт их размещения в городской черте заставляет архитекторов уделять больше внимания гармоничности и уместности внешнего облика.

Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк.

Не овощами едиными жив человек. Существует ряд смелых проектов, предполагающих интегрировать полноценные парковые зоны внутрь офисных и жилых зданий, в том числе небоскребов. А в Сингапуре уже есть отель, на 56-м этаже которого разбили большой парк. Для нас это пока слишком экзотично, а вот опыт Нью-Йорка стоит рассмотреть и, быть может, принять на вооружение: в этом городе замечательный парк разбили на заброшенной городской железнодорожной ветке.

Концепт парка «Зарядье», Москва.

Впрочем, России тоже есть чем гордиться в плане проектов озеленения. Так, «самый дорогой пустырь в стране», расположенный в двух шагах от Кремля, на месте снесенной гостиницы «Россия», сейчас превращается в уникальный парк, разделенный на несколько природно-ландшафтных зон, характерных для нашей страны. На территории парка появится березовая роща, низкорослые и стелющиеся растения тундры, луговые травы, субтропические растения, прибрежный лес и степь. Открытие парка «Зарядье» состоится в сентябре 2017 г.

Гоэлро XXI

Фудзисава, Япония.

Помимо нефти и газа современная цивилизация прочно сидит и на третьей «игле» — электричестве. А всевозможные инновации будущего потребуют еще больше электроэнергии. Так что помимо увлекательной задачи превращения городов в более чистые и комфортные нам предстоит решать вопросы увеличения выработки электричества и повышения энергоэффективности. Один из возможных подходов опробован в Японии: неподалеку от столицы построили экспериментальный городок Фудзисава, в котором тестируются всевозможные технологии. На первый взгляд, ничего примечательного, выглядит как типичный квартальчик американского пригорода, но это впечатление обманчиво.

Во-первых, каждый дом оснащен солнечными панелями и мини-электростанцией, что позволило многократно снизить суммарный расход поставляемой электроэнергии, выбросы углекислого газа снизились на 70%. При отключении внешней подачи электричества городок сможет функционировать еще трое суток благодаря аккумулированной электроэнергии.

Во-вторых, очень широко применяется автоматизация внутри жилищ. Стиральные машины сами выбирают программу стирки, определяют степень загрязнения вещей и необходимое количество порошка в зависимости от загрузки. Если зрители уходят от телевизора, то через некоторое время он самостоятельно выключается. Когда пешеход идет в темное время суток по улице, фонари светят ярче, а потом снова переходят в экономичный режим. К слову, все кабели и коммуникации смонтированы скрыто.

В этом городке также не принято пользоваться автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. При необходимости можно арендовать электромобиль или электровелосипед. Улицы оснащены многочисленными камерами и датчиками, благодаря которым удалось сократить количество полицейских при сохранении уровня безопасности. В текущем году в городе испытают систему самоуправляемых такси. Эксперимент будет проводиться на базе нескольких гибридных минивэнов Toyota Estima.

По данным Всемирной организации здравоохранения, к середине столетия городское население составит 70% популяции — свыше 6 млрд человек. Так что нам в любом случае придется научиться эффективно решать многочисленные проблемы управления огромными городскими агломерациями. Да и «обычные» крупные города только выиграют от внедрения новых технологий, позволяющих сделать жизнь горожан комфортнее и безопаснее.

К счастью, большинство реальных реализуемых проектов не имеют ничего общего с антиутопическими представлениями о мире. Эпоха киберпанка с городами, один вид которых ввергает в сильнейшую депрессию, либо уже закончилась, оставшись на страницах книг и в кинокадрах со спецэффектами, либо отложена на далекое будущее, сценарий развития которого связан с непредсказуемыми событиями.

Города будущего: без центра и автомобилей, но с фермерами и промзонами

В середине ноября в четырех городах Европы в рамках программы « Архитекторы.РФ » прошли образовательные мероприятия для российских специалистов в области архитектуры и градостроительства. Во время барселонского этапа программы Висенте Гуаярт, сооснователь Института передовой архитектуры Каталонии, рассказал о создании комфортной городской среды и ее влиянии на общество. Ниже основные тезисы его выступления

28 ноября 2018 18:00

Распределенная модель города лучше централизованной

Централизованная модель города — самая распространенная. Так устроены, например, Москва, Пекин, Париж. Однако хороша она только для маленьких городов. В мегаполисах она становится причиной транспортных коллапсов и ухудшения качества жизни от центра к окраинам. Чтобы избежать этих проблем, в крупном городе не должно быть единого центра. Качество общественного пространства и жизни не должно меняться от центра к окраине.

Слайд из презентации Висенте Гуаярта Слайд из презентации Висенте Гуаярта

Инновационные проекты должны располагаться внутри города, а не за его пределами

В России я видел много индустриальных парков в пригородах, но организация новых технопарков за пределами города — это ошибка и не самый лучший вариант трансформации. Все IT-компании и образовательные институции должны оставаться в городе: это делает его живым и привлекает инвесторов. Ошибкой также является снос старых промышленных предприятий и строительство на их месте жилых домов — это подход девелоперов, а не архитекторов. Бывшие промзоны нужно превращать в объекты для развития цифровых инноваций.

Для реализации проекта важна единая организационная структура

Если вы видите странные общественные пространства в городе, проблема не в проектировщиках и архитекторах, а в организационной составляющей. Обычно за реализацию проекта отвечают несколько департаментов, которые не могут работать согласованно. Например, один департамент подбирает плитку, другой — уличные скамейки, третий — фонарные столбы, четвертый делает закупки как попало, и получается то, что получается. Поэтому нужно, чтобы кто-то один брал на себя ответственность за обустройство общественных пространств. У нас для этого создан департамент городских проектов, во главе которого стоят архитекторы. Они указывают другим департаментам, какие именно скамейки и деревья закупать для города.

Частные автомобили — архаизм

Строительство новых дорог не решает проблему пробок: появятся новые дороги — в городе станет больше машин. В городах не должно быть частных автомобилей. В будущем частный автомобиль — как частная лошадь — останется лишь воспоминанием для наших внуков. В городе должно быть больше пространства для людей, электротранспорта и велосипедов.

Мы должны думать об экономике будущего

Города будущего не только красивые — они «умные» и экологичные, и IT-слой для умного города является фундаментальным. Экономике будущего не нужен бензин, поэтому мы уже сейчас должны думать, где будем заряжать электромобили или как будем использовать энергию солнечных батарей на крышах наших домов. В городе будущего развиты сити-фермерство и 3D-печать. Поэтому в нем архитектор отвечает не только за внешний вид, но и за IT, энергопотребление, обеспечение водой, транспортную систему. Модернизируя город, мы не должны забывать о сохранении культурного наследия.

«Люди плохо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем»

Участники программы «Архитекторы.РФ» — о том, чем отличаются подходы к градостроительству у нас и в Европе, как связаны архитектура и политика и каким образом это отражается на городской среде.

Наталья Бавыкина, 33 года, Москва, главный архитектор проектов бюро «Алексей Бавыкин и партнеры», преподаватель МАРХИ

Москва постоянно развивается, но при этом отсутствует единая позиция по вопросам не только городской застройки, но и городской среды, транспортной инфраструктуры. В лужковские времена мы мыслили точечной застройкой, сегодня — программами. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подходит к развитию города более системно, чем его предшественники. Мы понимаем, какие направления выбирает транспортный департамент, видим, что строится метро, что начали системно заниматься городскими парками и думают о преобразовании набережной Москвы-реки, но опять же отсутствует долгосрочное планирование. Хотелось бы, чтобы горизонт планирования в городе был равен не электоральному сроку, а 25–50 годам, как в Дании и Нидерландах.

Попав в программу, я узнала, как устроены новые объекты в Берлине, Роттердаме, Копенгагене и Барселоне. Мне также удалось поговорить с проектировщиками и представителями муниципалитетов, узнать об особенностях взаимодействия инвестора, архитектора и города. Например, в Берлине мы познакомились с человеком, который является одновременно архитектором, девелопером и пользователем собственного объекта. Там развит микродевелопмент, когда архитектор сам находит участок в городе, предлагает проект (обычно это жилье) и потом под этот проект собирает инвесторов (как правило, будущих жильцов дома). То есть архитектор работает с конечным пользователем без посредников, может донести до пользователей свои инновационные идеи, что позволяет построить дом высокого качества с учетом потребностей жильцов. А в Москве инвестор делает срез по рынку и диктует свои правила архитектору, не позволяя ему внести что-то новое.

В Нидерландах главный архитектор, главный урбанист и главный ландшафтный архитектор являются практикующими специалистами и разрабатывают идеи для всей страны. Они приходят на должность уже с готовой программой.

При продвинутом датском социализме формируется городская среда, которую мы очень ценим: открытые пространства без заборов, высокое качество построек. Новые районы сначала полностью прорабатываются муниципальным заказчиком (НКО), а потом уже по кусочкам отдаются под застройку девелоперам. Причем те должны четко действовать по предоставленному плану. То есть в Дании полностью режиссируют городскую среду, делают ее инклюзивной и общедоступной.

В Барселоне подход к формированию архитектуры города заявляется мэром во время предвыборной кампании с обязательством в случае победы воплотить его в жизнь.

Организаторы программы — «Дом.РФ» и институт «Стрелка» — в этих поездках объединили большое число специалистов из разных городов России, не только архитекторов, но и юристов, и инженеров. Мы не только слушали лекции, но и учились аккумулировать большие объемы информации, быстро делать выводы и переходить к действиям. Европейский подход — проактивный, то есть архитектор не ждет заказов, а сам предлагает проекты городу. Он коммуницирует с жителями, представляет свои идеи широкой публике. Этого очень не хватает в Москве: люди слабо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем.

Азат Ахмадуллин, 32 года, Уфа, сооснователь и главный архитектор Ahmadullin Architects

Основная проблема, с которой я сталкиваюсь в Уфе, — желание заказчика получить сиюминутную выгоду. Он не планирует долгосрочные инвестиции. Думаю, это связано с тем, что никто из нас не уверен в завтрашнем дне. Из-за этого хромает качество: экономия на материалах приводит к обветшанию объектов, да и выглядят они впоследствии дешево и уныло. В Европе я видел примеры качественной жилой среды, которые можно применить в Уфе; я обратил внимание на то, как детально продуманная и проработанная архитектура привлекает инвестиции. Люди хотят жить в красивом и удобном френдли-обществе и готовы платить за это. Девелопер, в свою очередь, видит, что вложения рано или поздно окупятся, — в долгосрочной перспективе эта система работает.

В программе «Архитекторы.РФ» одним из самых практичных курсов для меня стали уроки развития коммуникативных навыков Татьяны Никульшиной. Умение подобрать ключ к конкретному человеку или целой аудитории, способность вести диалог с оппонентом, даже если он настроен негативно, — важный навык для человека любой профессии.

Анастасия Яременко, 29 лет, Казань, ведущий архитектор в бюро «Архитектурный десант»

В этом году к чемпионату мира по футболу в Казани был реализован проект по благоустройству пешеходной зоны по улице Декабристов. Такие улицы делают город живым и становятся важным общественным пространством — и это отличный пример правильного направления развития.

Программа «Архитекторы.РФ» дает мощную прокачку знаний и навыков по всем направлениям. Ты начинаешь понимать свои сильные и слабые стороны. Для меня особенно ценно взаимодействие с участниками программы и обмен накопленным опытом — это позволяет постоянно держать руку на пульсе. В поездках по европейским городам мы увидели и разобрали самые успешные кейсы, которые можно применить и в России. Это примеры реновации промышленных территорий, переосмысления исторической части города, реконструкции дорожных развязок, а также устойчивое развитие, внимание к деталям и долговечности материалов, приоритет экологичного транспорта. Все это в комплексе поможет нашим городам стать еще комфортнее для своих жителей.

«Архитекторы.РФ» — бесплатная лидерская программа профессионального развития для специалистов в области архитектуры и градостроительства. Ее задача — сформировать профессиональное сообщество для создания комфортной городской среды в столице и регионах России. С 16 по 23 декабря пройдет заключительный модуль программы о будущем города. «Архитекторы.РФ» реализуется по поручению президента России госкомпанией «Дом.РФ» и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Правительства РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector