Автоломбарды москвы и роман достоевского о займах раскольникова, перекроенный на современный лад
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Автоломбарды москвы и роман достоевского о займах раскольникова, перекроенный на современный лад

7 секретов «Преступления и наказания»

«Первый раз» Сони Мармеладовой, перепутанная география Петербурга и другие загадки романа Достоевского

1. Тайна хронологии

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Но дальше в тексте нигде не уточняется, что это был за день. Нет никаких календарных привязок и для последующих событий. Можно ли это выяснить и важно ли это знать?

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе­тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы­тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про­буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас­кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ­ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало­сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста­рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин­ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу­чали за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото­рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со­не­чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри­гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты­вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув­ствием к девушке, или его смутило в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен­ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф­ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто­личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку­менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко­воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7–20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци­альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба­виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ­ле­нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули­цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ­ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас­шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер­бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы­ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер­буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся­тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора­жи­вающих процедур канал время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис­пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери­нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер­бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в части убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе­жались. Раскольников повторил свое показание».

Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Значит, он дол­жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами. Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве­домственной им территории. .

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев­ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли­цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол­жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли­цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере­ходил символическую водную границу.

Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части. В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений Писатель должен был предоставить ему но­вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит­ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До­стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож­ность всецело перешла бы к Стелловскому. . Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы­вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото­рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме­сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду­преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в смысле знак времени. Ста­рушка становится выразителем новой эко­номической реальности и этим вызы­вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра­жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди­цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас­кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли­вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе­сам, — достаточно популяр­ный ветхозаветный образ. Он используется приме­нительно к страшным зло­деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

Читать еще:  Самоуправляемые грузовики: современное состояние и перспективы

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз­ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре­мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен­зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред­ставителя моло­дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

По следам «Преступления и наказания»

В Санкт-Петербурге Федор Достоевский прожил 28 лет. В его книгах угрюмый мрачный город стал фоном для печальных судеб и одним из главных героев. В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал многие места Петербурга, в которых побывал Родион Раскольников: Сенную площадь, улицы, переулки и даже отдельные дома. «Культура.РФ» приглашает вас пройтись дорогами Раскольникова, а если немного заблудитесь — сверяйтесь с картой в конце материала.

Сенная площадь

Начнем прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Он подслушал разговор ее сестры — Лизаветы Ивановны — и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна».

Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца» — он вновь пришел на Сенную. Он встал на колени посреди площади и поцеловал «эту грязную землю с наслаждением и счастием». Однако внимание прохожих не дало ему вслух сознаться в убийстве.

Кокушкин мост

С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

Гражданская, 19. Дом Раскольникова

От Кокушкина моста к дому Раскольникова — желтому четырехэтажному зданию — ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.

Однако Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского. Один из них, Даниил Гранин, писал о любви автора к мелким деталям: «В этом было своеобразие его метода. С какого-то момента он переставал сочинять и начинал жить, воплощаясь в своих героев».

В 1999 году на фасаде разместили горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Казначейская, 7. Дом купца Алонкина

К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский — доходного дома купца Ивана Алонкина.

Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок», который под его диктовку писала стенографистка Анна Сниткина — будущая жена Достоевского. Сегодня дом Ивана Алонкина объявлен памятником истории и архитектуры.

Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы

Далее Родион Раскольников по Садовой улице проходил вдоль Юсуповского сада — до дома, где жила старуха-процентщица.

В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

Вознесенский мост

Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой

Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой — «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский). В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату. Главная особенность здания — тупой угол.

Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора

Еще один адрес, по которому побывал Раскольников, — набережная канала Грибоедова, 67. Здесь, как полагают исследователи, находилась контора квартального надзирателя, куда Раскольникова вызвали за неуплату долга хозяйке квартиры — почти сразу после убийства. В эту же контору в конце романа Раскольников пришел с повинной.

Во времена Достоевского здесь действительно размещалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части (к этой части относился дом Раскольникова в Столярном переулке).

Речь в защиту Раскольникова

[С одной стороны, это всего-навсего ораторская речь с использованием античных ораторских приёмов, которую мне надо было написать – и прочесть – в качестве домашнего задания по предмету “Введение в мировую журналистику” – но с другой стороны, это философские размышления. Воспринимайте сей текст, как вам ближе.]

Речь в защиту Раскольникова

Господа, скоро вам предстоит принять решение, которое решит судьбу, – однако я не говорю о ценной, но банальной судьбе одного человека, а о судьбе всего русского общества. Кто по-вашему этот юноша? Да, это Родион Романович Раскольников, студент и разночинец, человек, у коего практически не осталось средств к существованию и коий живёт лишь на пособия матери.
Нет, я не пытаюсь вызвать в вашем сердце жалость – не это моя задача, моя задача в другом. Вспомните, почему здесь присутствует господин Раскольников, – потому что его обвиняют в самом страшном преступлении из всех возможных – убийстве человека, но давайте заострим внимание на этом моменте.
Кого он убил? Безобидную старушку, которая не делала никому зла? Или алчную процентщицу, с чьей подачи многие, такие же бедные и умирающие с голоду студенты и безработные люди ещё больше приближались к тому краю, что мы зовём краем смерти, границей небытия? Кто, забыв самое важное для человека слово, – “сострадание”, – давал в долг несчастным людям деньги под такие проценты, которые они не могли выплатить, а значит, вскоре бы непременно настал момент, когда им пришлось бы расплачиваться с сией “безобидной старушкой” собственным имуществом: убогой квартиркой, двумя обветшалыми книжками, одним сломанным стулом да небольшим поцарапанным столиком. И отнюдь не все имели, чем расплатиться, однако у них не было выхода: либо смерть, которая не принесёт ни им, ни обществу пользы, а лишь уберёт из озерца человеческого рода ещё одну – очередную – каплю, либо заём. И они выбирали последнее, ведь на самом деле выбора у них не было.
А теперь решите вот какой вопрос: когда срок возврата денег истёк, а заёмщик не в состоянии возместить долг, какое решение примет заимодавец. И отрабатывание долга – это самый безобидный вариант. Осознали ли вы теперь, благодаря – да, именно благодаря – кому земля русская лишилась этой “безобидной старушки”, которая внутри, под ничего не значащим сором, что мы называем личностью, оказалась не кем иным, как обычным, но очень опасным животным, не обладающим человеческой разумностью, животным, желающим подчинить себе других людей и за их счёт удовлетворить свои потребности, и совершенно не те, к которым мы привыкли, а потребности, именуемые моральным и материальным превосходством. По сути “бедняки” для “безобидной старушки” не больше, чем рабы, а может, и меньше, ибо рабы, несмотря на то, что они не обладали ни правом голоса, ни каким-либо социальным статусом, воспринимались помещиками как люди, люди второго или третьего сорта, но всё же люди. Здесь же имеет место непозволительное и страшное отношение не просто к человеку, а к тому человеку, жизнь и судьба коего полностью в твоей власти, отношение к нему как к орудию, бесчувственному и древнему механизму вроде катапульты, и вызвано было подобное отношение вовсе не необходимостью.
Да, как ни сложно это признать, но есть моменты, когда человечное обращение с человеком приносит нам лишь боль и потери, поэтому иногда нам приходится переступать через свой зрелый разум, через свои основополагающие моральные нормы, наконец, через свою волю, чтобы защитить себя и своих близких, – что поделаешь, людской род, обретя разум, не потерял вместе с тем все животные придатки и продолжает быть “стадным” существом и существом, легко подвергаемым эмоциональному воздействию. Но не для того, чтобы оберечь кого-то, давала наша “безобидная старушка” в долг деньги – мы уже выяснили истинную причину этого поступка, и он – вы не находите? – стоит на другом конце хорошего и плохого, нежели мотивации, подвигнувшие кого-то на мгновение забыть о своём человеческом происхождении, дабы явиться опорой для нуждающегося в этом.
А сейчас ещё раз проанализируем поведение господина Раскольникова, но уже опираясь на абсолютно другие, только что нами открытые факты. Также уделим внимание лёгкой эмоциональной возбудимости homo sapiens’a и задумаемся на минутку: мог ли господин Раскольников иначе отреагировать на поведение “безобидной старушки”, делающей из своих заёмщиков рабов (в прямом смысле)? И не забудьте в особенности учесть тот факт, что желание свершить справедливость, естественное желание для каждого нормального человека, не отгородившегося от прочего мира эгоизмом, – так вот, это желание долгое время сдерживалось господином Раскольниковым, ибо он не был уверен в его правильности, а сомнения – ещё один признак здорового и, главное, здравомыслящего человека. В участок же после этого он не явился по двум причинам: одна – то же эмоциональное воздействие, оказанное произошедшим, – согласитесь, не всякий Божий день с живым и мыслящим существом случается то, что случилось с господином Раскольниковым, и потому, будучи всё тем же обыкновенным, похожим на нас с вами и к тому же обладающим тонкой психической структурой человеком, он не смог противиться своей натуре, хотя, уверен, страстно желал побороть её. И вторая причина – страх, тот страх, что порой невидимой и неизъяснимой волной накатывает на нас и укрывает в своих объятиях, – когда мы идём на работу, когда сидим дома перед камином с книжкой, когда едим, когда спим, когда встречаемся с кем-то или откуда-то уходим – всегда.
Страх нужен, потому что он рождает сомнение, а следовательно – человечность, однако возникают ситуации, когда страх не просто бесполезен, а вреден или даже опасен, но что-либо поделать с ним мы не в силах, так как, повторюсь, мы не выросли в ментальном плане настолько, чтобы контролировать любой свой эмоциональный всплеск. И, в заключение, обратимся к Лизавете, сестре так называемой “безобидной старушки”: сколько ей, Лизавете, пришлось перенести горя, страданий, разочарований, сколькое она не приобрела, а навсегда утратила по вине родной. Жалеть умеют практически все, а помогать – единицы. Как нам известно, господин Расколькинков тоже был неравнодушен к несчастной судьбе Лизаветы, поэтому её убийство не должно и не может расцениваться как убийство – это та помощь, на которую не была способна сама Лизавета, это было освобождение, а отнюдь не убийство, как сие воспринимают на первый взгляд. Лизавета была стеснительной и нерешительной – ей не хватило бы смелости убежать от сестры, да и, убежав, она бы, конечно, не оградила себя от нападок, издевательств и использования – использования в качестве вещи, орудия (ничего не напоминает?) – родной сестрой; а посему единственным выходом для Лизаветы являлась смерть, уход из этой реальности в другую – более справедливую.
Я уже говорил о человеческом страхе, коий как раз и мешал Лизавете вырваться на свободу, но для господина Раскольникова страх быть обвинённым в преступном деянии имел гораздо меньшее значение, чем судьба другого человека, человека хорошего и не заслуживающего той жесткости и несправедливости, с которыми он прожил почти всё отпущенное ему время. Господин Раскольников не преступник – он добродетельный герой, не побоявшийся последствий тех поступков, которые, как он верно полагал, принесли бы русскому и мировому обществу одно добро. Возможно, господин Раскольников, исполняя заветное желание Лизаветы, и совершал в некоторой степени бесконтрольные поступки, но то, что подсказало ему подсознание в отношении Лизаветы (а подсознание хранит самые важные знания и мысли, которые никогда никуда не исчезнут), – таким образом, подсказанное ему подсознанием в точности соответствовало действительности. Убеждения же господина Раскольникова и его философская точка зрения доказывают, что он неравнодушен не только к судьбе своего народа, но и к судьбе человечества в целом, ибо, сомневаясь в том, кто он: “тварь дрожащая” или “право имеет” – он сомневался также и во всех людях, ибо в своём монологе, о котором поведал нам господин Раскольников, он говорил о человеке вообще, а не только о себе. И, осуществив свою пробу, он пришёл к такому важному решению, которое, возможно, зрело бы ещё очень долго в умах и, есть вероятность, никогда бы так и не созрело.
Что же касается потерянной человеческой жизни в ходе решения этого глобального и жизненно-важного для всех вопроса, то мы уже упоминали, от кого именно избавил мир господин Раскольников. В момент же совершения “пробы” – будем называть её так, тем более что господин Раскольников сам употребил это выражение, – во время “пробы” он не мог сформулировать своё философское, так нам всем необходимое мировоззрение, хотя в тот момент осознавал его полностью и понимал всю потребность людского рода в этом мировоззрении. В душевном же состоянии господина Раскольникова виновата исключительно его и наша жизнь, описывать которую не имеет смысла, поскольку каждый из нас встречается с ней ежесекундно и повсеместно.
Итак, господа, прошу вас, вообразите, какого зла лишился мир в образе “безобидной старушки” и какого зла, имеющего тот же источник, что и первое, мной названное, сумела избежать невинная душа Лизаветы, чистая и человечная. Теперь же представьте, что источник зла существовал бы до сих пор и, вероятно, не исчез бы вовеки веков, ибо был слишком огромен. Ответь же – не мне, а самим себе: кто заставил его исчезнуть, и кто спас бессмертную душу невиновного?
И только ответив на два этих вопроса, давайте ответ на иной вопрос, вопрос, ради которого все мы собрались, вопрос морали и сострадания, вопрос справедливости и человечности.

Читать еще:  Оклейка авто антигравийной пленкой от студии де-кар

Тест по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
тест (10 класс) по теме

Тест для обобщающего урока по роману “Преступление и наказание”

Скачать:

Вложение Размер
test_po_dostoevskomu.docx 17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

1. Р.Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

А) Семьи Мармеладовых;

Б) матери и сестры;

В) оправдания своей теории.

2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:

«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

А) Дуня Раскольникова;

Б) Соня Мармеладова;

В) девушка на мосту.

4. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

А) в Свидригайлове;

В) в Лебезятникове.

5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейщего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

А) Дмитрий Прокофьич;

Б) Порфирий Петрович;

В) Петр Петрович.

6. О ком идет речь?

«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он… чувствовал, как много на нем было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»

А) Раскольников и Софья Семёновна;

Б) Свидригайлов и Марфа Петровна;

В) Разумихин и Авдотья Романовна.

7. Кому принадлежат комнаты:

А) Этот была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

Б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы…туалете с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

В) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…

А) Алене Ивановне;

8. С какого момента начинается преступление Раскольникова?

Б) во время убийства;

В) после убийства.

9. С какого момента начинается наказание Раскольникова?

Б) после убийства;

10. Сколько частей в романе занимает преступление, сколько наказание?

А) Одну часть, пять частей;

Б) пять частей, одну часть.

11. Кто из героев романа по профессии юрист?

А) Порфирий Петрович;

12. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился,» – как-то дико произнес он»,

А) Всем страдающим женщинам;

Б) всему страдающему человечеству;

В) всем обиженным.

13. Вставьте пропущенные слова

А) В комнате Сони: «На комоде лежала какая-то книга. Это был _______ в русском переводе». Б) Порфирий Петрович Раскольникову: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя _______ теперь не считает?

В).Раскольников о своём преступлении: «Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел…я не человека убил, я _________убил!»

Г) Раскольников «присуждён был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только ________ лет».

Д) «Он даже шёл теперь делать _______ своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее».

14. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»?

А. город, в котором “невозможно быть” Б. город – сказка

В. город – мечта Г. город – «стройная громада»

15. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание».

Какой цвет преобладает в описании Петербурга?

А. серый Б. зеленый В. Черный

16. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился,» – как-то дико произнес он»,

А) Всем страдающим женщинам;

Б) всему страдающему человечеству; В) всем обиженным.

В помощь школьнику. 10 класс. «Преступление и наказание»

Последние статьи раздела «Образование»

В начале февраля учащиеся 10-х классов, как правило, начинают или продолжают проходить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тем, кто уже одолел роман, вкратце напомним сюжет, а остальным подскажем, на что обратить внимание при первом чтении

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.

Текст: Ольга Разумихина

Как всё начиналось

Одним нестерпимо жарким летним днём (литературоведы установили, что это было 7 июля 1865 года) молодой человек по имени Родион Раскольников боязливо выходит из дому, чтобы не столкнуться с хозяйкой, которая сдаёт ему комнату и которой он давно задолжал, и направляется к процентщице Алёне Ивановне — женщине лет шестидесяти, которая устроила у себя нечто вроде ломбарда. Вот только денег за ценные вещи она даёт несусветно мало, а если уж отдал ей перстень или подвеску — можешь с ними попрощаться.

Раскольников это понимает, но он уже второй день ничего не ел, поэтому, ещё не выкупив кольцо, которое ему подарила сестра Дуня, закладывает часы покойного отца и просит за них четыре рубля, но получает только полтора.

Для сравнения, жалованье наёмных служащих, например приказчиков на железнодорожных станциях, составляло порядка 25 рублей в месяц; аренда комнаты обходилась не менее чем в 20 копеек в сутки, десяток яиц — в 10 копеек. Выходит, отцовские часы обеспечили Раскольникову дай бог если неделю сносного существования. И, конечно, Родион мог даже не мечтать о том, чтобы отдать долги квартирной хозяйке.
Спустя два дня Родион снова придёт к Алёне Ивановне — но уже с топором. И убьёт женщину, желая ограбить, а заодно и отомстить за несправедливость ко всем униженным и оскорблённым (кстати, именно так Достоевский назовёт другой свой роман, который вышел за пять лет до «Преступления и наказания»). Вот только жертвой помутившегося рассудком студента станет не только Алёна Ивановна, но и её несчастная тридцатипятилетняя сестра Лизавета, женщина кроткая, безответная, привыкшая тяжело трудиться и отдавать все деньги старшей родственнице, а ещё — «поминутно беременная»: негодяи не раз брали её силой, понимая, что она не обратится в полицию. Лизавета вернётся домой раньше, чем предполагала, и застанет Родиона с топором рядом с телом сестры.

Вопреки всем законам такого жанра, как детектив, с момента убийства сюжет Ф. М. Достоевского только начинается. Писатель не ставит первостепенной задачей заинтриговать читателя: он сразу показывает, кто и почему совершил злодеяние. С этого момента начинается тяжелейший путь Раскольникова к раскаянию, очищению и спасению своей души (не будем забывать, что Достоевский — писатель, для которого особенно важны христианские идеи).

Расправившись с Алёной Ивановной и Лизаветой, Родион возвращается в съёмную комнату и впадает в состояние бреда. Тем временем совсем неподалёку разворачиваются ещё две трагедии. Одна происходит в семье юной Сони Мармеладовой, вынужденной получить «жёлтый билет», чтобы не дать умереть с голоду вечно пьяному отцу, мачехе и её детям; другая — в семье самого Раскольникова, и снова из-за денег. Его сестра Дуня собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого предпринимателя по фамилии Лужин, который кичится своей обеспеченностью и презирает тех, кто беднее, а почти нищую девушку берёт себе в жёны только для того, чтобы она всю жизнь была ему благодарна. Вскоре Дуня узнает о болезни брата и навестит его в съёмной комнате, а там и до знакомства с Лужиным недалеко…

История создания

Первоначально Ф. М. Достоевский не собирался сводить столько сюжетных линий в один роман. У него было два отдельных замысла: роман «Пьяненькие» о семье, похожей на семью Мармеладовых, — и повесть-исповедь от лица молодого человека, который совершил преступление, руководствуясь самостоятельно выведенной теорией общественной справедливости. Однако впоследствии два замысла органично объединились в один, причём причина была не только в творческом переосмыслении, но и в том, что петербургские газеты не заинтересовались произведением о Мармеладовых.

«Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке», — писал Достоевский в начале лета 1865 г. В. Ф. Коршу, издателю «Санкт-Петербургских ведомостей». Однако Корш отказался выдать автору аванс с тем, чтобы впоследствии он продал готовый роман их газете. Такое же решение приняли и в редакции «Отечественных записок» — знаменитого журнала, в котором печатали произведения Салтыкова-Щедрина, Лескова, Тургенева, Писемского и многих других крупнейших писателей XIX в. и в котором уже публиковались другие работы Достоевского. В исторической перспективе решение издателей оказалось удивительно верным, иначе, вполне возможно, мир не увидел бы романа «Преступление и наказание».

Герои-теоретики

Одна из мыслей, которые Ф. М. Достоевский доказал на примере судьбы Родиона Раскольникова, звучит так: «Любой человек, решивший жить в соответствии с какой-либо теорией, обрекает себя на мучения. Мир не исчерпывается философскими концепциями. Люди же, которые живут «головой», забывают о сердце и теряют любовь к Богу и людям; они уже не помнят, что все мы — братья и сёстры. Таким людям придётся пройти через многие мучения, чтобы очистить свою душу раскаянием, особенно если теория велит им совершать преступления — пусть даже под благовидным предлогом».

Именно такой теорией и одержим Родион Раскольников в начале романа. Он считает, что все люди делятся на две большие группы: «твари дрожащие» и «право имеющие». «Право имеющие» — это такие персоны, как, например, Наполеон Бонапарт, спартанский законодатель Ликург или афинский политик Солон: ради общественного блага они могут «идти по головам» и жертвовать жизнями простых смертных, которые, соответственно, считаются «тварями дрожащими». Эту теорию Раскольников, некогда учившийся в университете на юриста, но отчисленный из-за нехватки денег, выводил в соответствии с изученной научной литературой. Но «последним штрихом» в формировании данной теории оказался разговор, случайно услышанный Родионом в трактире. Два молодых человека обсуждали, дозволено ли убить богатую, но зловредную старуху-процентщицу, которая не тратит деньги на благие дела, — и отдать её сбережения девушкам и юношам, живущим в нищете.

Теория настолько захватывает несчастного Раскольникова, что он даже оформляет её в статью и посылает в журнал. Именно эту публикацию впоследствии отыскивает следователь Порфирий Петрович — и убеждается, что двойное убийство — дело рук Родиона. Однако слуга закона не спешит арестовывать бывшего студента: он убеждён, что молодой человек раскается и сам придёт в участок с повинной. Благодаря Соне Мармеладовой, которая живёт вовсе не по теории, а по закону Любви, который заповедовал Иисус Христос, так и происходит. Не случайно Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о Лазаре, который был воскрешён Спасителем. Девушка убеждена, что каждый человек может духовно переродиться, какое бы страшное преступление он ни совершил.

Впрочем, Раскольников — не единственный персонаж-теоретик в романе. Ещё один герой, выработавший для себя свод правил и принципов и твёрдо им следующий, — тот самый несостоявшийся жених Дуни Лужин, придерживающийся «теории разумного эгоизма». Лужин считает, что каждый человек должен заботиться прежде всего о самом себе. Ведь если бедный, у которого всего одна рубаха, отдаст половину рубахи другому страждущему, они оба будут раздеты. А если преуспевающий человек купит условную рубаху самому себе, он таким образом статистически повысит число людей, не испытывающих нужды.

Наконец, стоит упомянуть и такого героя, как Свидригайлов, — своеобразного «двойника» Раскольникова, также уверенного, что цель оправдывает средства. Судьба этого человека складывается намного более трагично, чем судьба Лужина. Если последний «всего лишь» теряет невесту и ссорится со всей её семьёй, то Свидригайлов «отправляется в Америку» — эвфемизм XIX века, обозначающий самоубийство.

А вот Разумихин, добродушный, трудолюбивый и жизнерадостный, хотя и слишком импульсивный приятель Раскольникова по университету, для которого важны не теории, а душевное общение с близкими, обретает счастье с Дуней. Он не отказывается от неё даже после того, как узнаёт о преступлении Раскольникова, — напротив, он планирует поселиться с новообретённой супругой в Сибири, чтобы иметь возможность помогать осуждённому Родиону. Туда же перебирается и Соня Мармеладова, и не случайно роман заканчивается эпизодом, в котором Раскольников стоит перед девушкой на коленях: он преклоняется любви к человечеству, её большому и чистому сердцу.

Символы и детали в произведении

Ф. М. Достоевский — автор «плотных», глубоких текстов, наполненных символами, деталями и глубокими сравнениями, и роман «Преступление и наказание» не стал исключением.

В первую очередь бросаются в глаза говорящие фамилии. Раскольников, естественно, назван так потому, что в его душе происходит раскол. Когда-то он был сострадательным юношей (не случайно он с замиранием сердца наблюдает, как злые люди веселья ради убивают лошадь, и затем видит эту душераздирающую сцену во сне). Но затем он пошёл на поводу у гордыни и возомнил, что он лучше большинства остальных людей. Мармеладова получила свою фамилию по принципу «от обратного», ведь её жизнь — не сахар, и это ещё мягко сказано. С Разумихиным всё так же просто, ведь он умён, а также обладает чисто бытовой смекалкой, — как и с Лужиным: «лужа» — это нечто грязное и опасное, «мёртвая вода», место, которое лучше обойти стороной, чтобы не запачкаться.

Также стоит обратить внимание на менее очевидные символы и детали. Например, Сонечка Мармеладова получает за свой первый «позор» тридцать целковых (рублей). В реальности никто не мог заплатить уличной девице настолько большую сумму: это — не что иное, как отсылка к библейским тридцати сребреникам, которые получил Иуда за предательство Христа. Появление Раскольникова в полицейском участке приходится на 20 июля — Ильин день, один из важнейших церковных праздников. А ещё есть красивая филологическая легенда о том, что, если отметить на карте дороги, по которым ходит Родион Романович на протяжении всего романа, они образуют крест.

Использованные источники

А. Першкина. Семь секретов «Преступления и наказания».
Г. М. Фридлендер. «Преступление и наказание».
Сетевое издание «Фёдор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».

Идея Раскольникова и ее крушение

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «. вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею. » Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что. уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector