Незаменимые технические "спутники" автомобилиста
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Незаменимые технические “спутники” автомобилиста

Космические инспекторы

Недавнее сообщение об успешных испытаниях российского спутника-инспектора является не новостью, а официальным признанием известного уже несколько лет факта. Идея осмотра чужих спутников появилась еще на заре космической эры, и сейчас США, Россия и Китай разрабатывают, испытывают и вводят в строй свои спутники для этой цели.


Фото спутника Tango со спутника Mango, проект PRISMA

Секрет Полишинеля

Аппарат «Космос-2519», про который идет речь в новости, является уже четвертым таинственным российским спутником за последние годы. До него первоначально классифицированный как мусор в 2013 году объект оказался спутником «Космос-2491», который начал передавать телеметрию. Затем начали двигаться по орбите «Космос-2499» (выведен в 2014, и я про него уже рассказывал) и «Космос-2504» (2015). Внешний вид и назначение спутников официально не объявлялись, но многое можно было сказать по их поведению на орбите. По находящимся в открытом доступе элементам орбиты TLE можно было определить, что спутники сближались с другими российскими объектами. «Космос-2499» подходил близко к разгонному блоку «Бриз-КМ», который вывел его на орбиту. «Космос-2504» также сблизился со своим разгонным блоком и, похоже, ударился или состыковался с ним — орбита разгонного блока немного изменилась. В 2017 году «Космос-2504» случайно или намеренно пролетел примерно в километре от китайского космического мусора.

Далее, работа «Космоса-2519» освещалась лучше, чем работа предыдущих. Еще 23 июня, сразу после запуска, появилась информация, что спутник будет заниматься съемкой и земли, и космических объектов. Спустя месяц было открыто объявлено, что от космического аппарата отделился спутник-инспектор. По TLE стало ясно, что инспектор сближается с аппаратом «Космос-2486» — спутником оптической разведки «Персона №2». Затем инспектор стал летать вокруг носителя, оказываясь то впереди, то позади.


Недавние изменения орбиты инспектора

Стоит отметить, что первые три «Космоса» скорее всего относились к одному типу, а -2519 может быть и другим аппаратом. Дело в том, что «Космосы» -2491,-2499,-2504 выводились на ракете-носителе «Рокот» попутной нагрузкой с тремя спутниками связи «Гонец»/«Родник». Но -2519 выводился другой ракетой-носителем, «Союз-2.1в», в одиночку. Поэтому, если первые три «Космоса» скорее всего имеют массу не больше 50 кг и по размерам не должны сильно отличаться от спутника «Юбилейный», выводившегося таким же образом, то -2519 может быть новой платформой.


Три «Гонца»/«Родника» и «Юбилейный» под обтекателем, рисунок СибСАУ

В журнале «Вестник НПО им. Лавочкина» №4 за 2015 год можно найти упоминание платформы «Карат-200», которая предназначена для наблюдения за спутниками на ГСО, Возможно именно ее испытывает «Космос-2519». Также различные источники упоминают названия «Напряжение», 14Ф150 и «Нивелир», но пока что это догадки.


Платформа «Карат-200», журнал «Вестник НПО им. Лавочкина»

Иностранные проекты

Спутники-инспекторы активно разрабатываются США и Китаем.


Спутники MiTEX и разгонный блок, рисунок DARPA

В 2006 году были запущены два спутника MiTEX для скрытного сближения с объектами на геостационарной орбите. Малозаметность должны были обеспечить небольшие размеры аппаратов, впрочем, есть информация, что российские системы контроля космического пространства все-таки сумели их обнаружить.


Спутник PAN около пакистанского PakSat-1, фото Marco Langbroek

С 2009 года перемещается по геостационарной орбите и подслушивает другие спутники американский аппарат радиоэлектронной разведки PAN. За прошедшие годы он успел посетить как минимум девять точек.


Спутник SBSS, рисунок Boeing

В 2010 году на орбиту отправился технологический демонстратор Space Based Space Surveillance («космическая разведка космического базирования»), на котором был установлен 30-сантиметровый телескоп и сенсор 2,4 мегапикселя. На его базе были созданы и успешно запущены уже 4 спутника Geosynchronous Space Situational Awareness Program («Программа осведомленности о ситуации на геостационарной орбите»), параметры которых являются секретными. Спутники находятся на орбите, близкой к геостационарной, и предназначены для наблюдения за другими спутниками на геостационарной орбите.


ORS-5, фото MIT Lincoln Laboratory

В 2017 году на орбиту отправился спутник ORS-5 с большим телескопом для наблюдения за аппаратами на геостационарной орбите.


X-37, фото Boeing

Ну и, конечно же, самым известным аппаратом является многоразовый космоплан X-37. Его возможности официально не объявлены, но он может запускать спутники, менять орбиту и нести разведывательное оборудование. Возможность посадки с грузом означает, что он может даже похищать чужие спутники, но в мирной обстановке подобное действие не получится скрыть, и оно вызовет международный скандал.


Chuang Xin 3 (CX-3) и Shiyan 7 (SY-7), рисунок 9iffy.cn

В Китае были проведены эксперименты со сближениями спутников и испытания роботизированного манипулятора на аппаратах Chuang Xin 3 (CX-3), Shiyan 7 (SY-7) и Shijian 15 (SJ-15). Официально аппараты занимаются проблемой космического мусора, но эти технологии могут иметь и двойное назначение. В 2010 году SJ-6F и SJ-12 специально столкнули в рамках каких-то экспериментов.

Презумпция невиновности

Регулярно возникает вопрос о том, могут ли спутники-инспекторы использоваться для уничтожения чужих спутников. Теоретически такое вполне возможно, но в реальности они не особо подходят для этого — специальные противоспутниковые ракеты могут уничтожить вражеский спутник быстрее, чем до него доберется инспектор. Но это, конечно же, возможно уже только в условиях войны. А вот медленный инспектор будет полезен для задач внешнего осмотра и, в особенности, для подслушивания радиообмена спутника-цели с наземными пунктами управления. К тому же, он может работать годами и получать информацию о десятках целей. При этом формально юридически никаких претензий тут не предъявишь.

Производитель “Глонасс”: в 2021 году создадим импортонезависимый спутник

Но такие изменения, как замена элемента на плату, могут повлиять на всю конструкцию изделия. Грубо говоря, прибор был маленьким, стал больше.

Мы разработали технологию и уже апробировали ее. Это довыведение космического аппарата с помощью устанавливаемых на него электрореактивных двигателей. “Протон” выводит на опорную орбиту 3,25 тонны. А аппарат может быть тяжелее. Спутник связи “Экспресс-АМ5” весил на 108 кг больше. Мы вывели его на эллиптическую орбиту, похожую на геостационарную (около 36 тыс. км над Землей). И мощности “Протона” хватило для этого. А потом довели спутник за счет его электрореактивных двигателей за 72 дня в нужную точку.

— Выкупил ли Роскосмос у ИСС акции компании “Гонец”?

— Процесс передачи акций состоялся еще летом.

— Сейчас на вашем предприятии идут испытания спутника “Гео-ИК-2”. Как они проходят? Когда запланирован запуск?

— Мы планируем завершить изготовление в конце ноября, все идет по графику. Но решение о запуске принимает госкомиссия — в зависимости от готовности спутника, средств выведения, наземного комплекса управления. Мы обозначаем только дату сдачи аппарата, а не дату пуска, дальше уже решение заказчика.

— Можно ли узнать о состоянии работ по модернизированным аппаратам “Меридиан”?

— Утвержден заказ на четыре аппарата “Меридиан-М” в поддержание существующей орбитальной группировки. Это действительно модернизация существующих “Меридианов” — с учетом замены элементной базы. А так — все технические решения те же самые.

Первый аппарат планируем изготовить в конце 2018 года. Дальше уже госзаказчик будет решать, надо ли его запускать сразу или нет. Следующий аппарат будет готов в 2019 году, третий — в 2020-м, а четвертый — в 2022 году. Мы рассчитали, когда будут выбывать в плановом порядке существующие “Меридианы” и, исходя из этого, такие сроки изготовления следующих аппаратов, которые заменят нынешние.

Срок активного существования действующих “Меридианов” составляет 7 лет, но пока ни один из них не выработал этот срок.

— Когда планируется запустить следующие три аппарата серии “Гонец”?

— Тройка “Гонцов” готова к запуску с мая прошлого года. Мы сейчас проводим электрические испытания, чтобы иметь техническую возможность к запуску в конце этого года. Вопрос даты запуска будет определяться генеральными заказчиками — Роскосмосом и Министерством обороны — по мере готовности средств выведения. Запуск планируется осуществить с космодрома Плесецк на ракете-носителе “Рокот”. Но прорабатываются варианты адаптации этих аппаратов к “Союзу” и “Ангаре”.

— Сколько аппаратов “Гонец” планирует изготовить ИСС в будущем?

— Помимо этих трех, которые уже готовы, законтрактованы еще шесть аппаратов “Гонец”. В конце этого года мы получаем первые ретрансляторы и начинаем собирать эти спутники. А в дополнение к этим шести законтрактованы еще три аппарата. Орбитальная группировка “Гонец” на сегодняшний день должна составлять 12 аппаратов, срок активного существования каждого — 5 лет. Группировка сейчас полная по количеству, но работают девять аппаратов, три находятся на летных испытаниях. Когда группировка будет полной, не будет перерывов в сотовой связи, которые сегодня иногда возникают у потребителей. После запуска этих трех аппаратов следующие уже будут запускать по мере необходимости.

— Когда планируется изготовить законтрактованные спутники “Гонец”?

— Шесть мы планируем изготовить в 2019 году, остальные три — в конце 2020 года.

— Как идут работы по спутникам связи “Экспресс-80” и “Экспресс-103”?

— Работы идут в соответствии с графиком. Ежемесячно этот вопрос рассматривается у руководства Россвязи и Роскосмоса. Запуск аппаратов планируется на конец 2019 года с космодрома Байконур на “Протоне” с довыведением спутников в нужные точки стояния за счет электрореактивных двигателей, установленных на аппаратах.

— Ранее сообщалось, что ИСС разработает систему питания для посадочного модуля миссии “ЭкзоМарс-2020”. Начались ли эти работы?

— Да, они идут. Мы идем по графику, непрерывно сверяя все работы с нашим заказчиком — НПО им. Лавочкина. Работу по поставке аппаратуры мы должны завершить за полтора года до пуска. Вопрос к НПО.

— Вы ранее говорили, что осенью планируется уточнить облик высокоэллиптического дополнения к системе ГЛОНАСС. Что по этой теме?

— Эти работы пока не закончены. Такие предложения прорабатываются, но судьба этого направления будет понятна в конце этого года, когда произойдет корректировка федеральной целевой программы развития системы ГЛОНАСС.

— Как обстоят дела с украинским телекоммуникационным спутником “Лыбидь”? Известно, что задержка с запуском составляет уже не один год и к концу подходит гарантийный срок. А ваше предприятие отвечает за несущую платформу и модуль полезной нагрузки.

— Что касается сроков запуска, — не знаю. Спутник находится у нас на ответственном хранении. Ждем информации от изготовителя — канадской компании MDA — о тех процедурах, которые мы должны провести в соответствии с принятыми решениями.

Почему спутник не могут запустить? Нет ракеты. Вот когда канадцы решат проблему с носителем, тогда проведем предпусковую подготовку спутника, отвезем его на космодром, проведем там предстартовую подготовку и готовы запустить. Носитель изначально определен — это ракета “Зенит”. Но проблемы с Украиной, завод “Южмаш” уже за пределами нашего воздействия или участия. Поэтому насчет пуска мы с вами узнаем практически одновременно. Вообще это компетенция заказчика, в данном случае для нас — компании MDA.

— А есть ли варианты вывести этот спутник на другой ракете?

— Можно, но для этого надо сделать так называемую адаптацию аппарата к носителю. Просто взять и поставить спутник на другую ракету нельзя, у нее могут оказаться другие динамические характеристики.

— Сколько по времени происходит адаптация?

— Обычно от 7 до 14 месяцев. Это длинный процесс, потому что идет много расчетов. Адаптацией занимается производитель ракеты, куда мы, как производитель спутника, передаем данные по динамической схеме аппарата. Ракетостроители получают от нас расчетно-динамическую схему.

— Так можно ли адаптировать “Лыбидь” к другой ракете?

— Можно, только надо смотреть, получается ли эта адаптация. Но вообще никаких проблем нет. Изначально для некоторых спутников в их тактико-техническом задании предусмотрено, что они могут быть запущены на нескольких средствах выведения. То есть, например, не только на “Зените”, но и на “Протоне”. В этом случае вибрационные испытания аппарата происходят на обеих ракетах и динамическую схему просчитывают и для той, и для другой.

Но “Лыбидь” изначально проектировался только под “Зенит”, и динамическая схема для “Протона” на нем не просчитывалась. “Союз” точно не сможет, у него мощности не хватит вывести спутник на орбиту. Так что — либо “Зенит”, либо “Протон”.

— То есть если не будет “Зенита”, то этот аппарат можно вывести на орбиту только “Протоном”?

— Это можно сделать и западными ракетами-носителями, но это, как говорится, не наш путь.

— Если “Лыбидь” все же решат запускать на “Протоне”, то, кроме переноса запуска на 7–14 месяцев для адаптации аппарата к ракете, это ни на что больше не повлияет?

— Я не участник той части контракта, но наверняка заключены контракты, проплачены авансы, сделана какая-то матчасть. И что делать: разрывать контракт, отзывать деньги? Причем еще непонятно, по каким причинам. Ведь неясно, является ли нынешняя ситуация — изменение отношений между двумя странами — форс-мажором и застраховано ли это. В каждом контракте по-разному прописывается ситуация форс-мажора, а как в этом контракте — я не знаю.

Беседовал Алексей Песляк

ГЛОНАСС лишился трех спутников за месяц. Полное покрытие планеты невозможно

ГЛОНАСС без спутников

Российская навигационная система ГЛОНАСС лишилась третьего спутника в течение августа 2019 г. Из эксплуатации был выведен космический аппарат (КА) 745 (7-я рабочая точка), запущенный на орбиту восемь лет назад, в 2011 г.

По данным информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения ГЛОНАСС, спутник был выведен из системы временно – ему необходимо провести техобслуживание. В итоге по состоянию на 30 августа 2019 г. из находящихся на орбите 27 КА ГЛОНАСС-М лишь 21 используется по прямому назначению.

Три спутника находятся на техобслуживании, один проходит летные испытания, а два оставшихся – резервные. По информации РИА «Новости», такого количества недостаточно для 100-процентного покрытия поверхности планеты – для этого в строю должно быть не меньше 24 космических аппаратов.

Негарантийные спутники

В настоящее время действующая система ГЛОНАСС наполовину состоит из спутников второго поколения ГЛОНАСС-М, которые пришли на смену первому поколению (запуски производись в период с 1982 по 2003 гг. включительно). Сроки техобслуживания спутника за номером 745 на момент публикации материала были неизвестны. Точные даты возвращения спутника 742, выведенного из системы несколькими днями раньше, тоже не называются. Космический аппарат 717 по плану должен вернуться в строй 1 сентября 2019 г., он находится на обслуживании с 1 августа 2019 г. а запуск его на орбиту Земли состоялся в 2006 г.

Второе поколение космических аппаратов ГЛОНАСС имеет определенные гарантийные сроки эксплуатации, установленные дочерним предприятием «Роскосмоса», «Информационными спутниковыми системами» им. М. Ф. Решетнева , и равные семи годам. Иными словами, половина из 27 спутников работают за пределами своего гарантийного срока. К тому же, новые ГЛОНАСС-М не производятся – их выпуск был прекращен в 2015 г.

Неполное покрытие и будущее ГЛОНАСС

Для российского аналога американской GPS неполноценное покрытие Земли в последние несколько лет стало регулярным явлением. Так, в апреле 2018 г. непродолжительное время отсутствовал сигнал от аппарата № 723, немного позже к нему присоединился и спутник 734, который был реанимирован лишь спустя месяц после выхода из строя, в мае 2018 г.

В сентябре 2018 г. в связи с проведением регламентных работ не работали аппараты ГЛОНАСС-М 730, 743 и 745. Однако на тот момент сроки выполнения работ составили ровно два дня – 9 и 10 сентября 2018 г., в отличие от ситуации с № 717, обслуживание которого затянулось на месяц.

Обновление находящихся на орбите спутников ГЛОНАСС, по данным РБК, выполняется исключительно по необходимости – в подобных ситуациях старый аппарат просто заменяют на новый. На смену всем спутникам ГЛОНАСС-М постепенно придет третье поколение космических аппаратов, получившее название ГЛОНАСС-К и 10-летний срок эксплуатации. Это на три года больше в сравнении с ГЛОНАСС-М и на семь лет больше, чем у первого поколения спутников. Первый ГЛОНАСС-К был запущен на орбиту 26 февраля 2011 г.

В июне 2019 г. российские власти констатировали факт невозможности серийного выпуска аппаратов ГЛОНАСС-К в рамках бюджета на 2019 г. Причиной стала нехватка импортных комплектующих, связанная введенными Западом санкциями против России в отношении электроники военного и двойного назначений.

История ГЛОНАСС

ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) – изначально советская система навигации двойного назначения, гражданского и военного. Старт разработке был дан в 1963 г.

Система разрабатывалась в качестве отечественной альтернативы американской GPS, первый спутник был выведен на орбиту в 1982 г. (запуск первого космического аппарата GPS состоялся в 1978 г.). Изначально она имела исключительно военное назначение. Группировка спутников ГЛОНАСС движется в трех орбитальных плоскостях с высотой орбит 19,1 тыс. км. В отличие от GPS, у спутников ГЛОНАСС нет синхронности с вращением планеты, за счет чего достигается более высокая стабильность работы всей системы в целом. Это также упрощает обслуживание системы ввиду отсутствия необходимости проведения дополнительных корректировок спутников.

Космос под присмотром: какими возможностями обладают российские спутники-инспекторы

Воздушно-космические силы РФ провели успешный запуск спутника-инспектора с государственного испытательного космодрома Плесецк (Архангельская область), сообщает пресс-служба Минобороны России. На орбиту космический аппарат (КА) был выведен ракетой-носителем лёгкого класса «Союз-2.1в». Со спутником поддерживается устойчивая телеметрическая связь, все его системы функционируют в штатном режиме.

«Космический аппарат, созданный на базе унифицированной многофункциональной космической платформы, выведен на целевую орбиту, с которой может осуществляться мониторинг состояния отечественных спутников. Оптическая аппаратура также позволяет производить съёмку поверхности Земли», — говорится на сайте Минобороны.

«Средства защиты и противодействия»

Спутник-инспектор — один из видов космических аппаратов, призванный обеспечить безопасность функционирования орбитальной группировки РФ. По данным британского аналитического агентства Jane’s, с 2013 по 2017 год Москва запустила несколько экспериментальных аппаратов. Они якобы способны маневрировать, перемещаясь на сотни километров, и проводить осмотр зарубежных искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Утверждается, что 23 июня 2017 года ракетой-носителем «Союз-2.1в» Россия вывела на орбиту три «инспектора»: «Космос-2519», «Космос-2521» и «Космос-2523». По мнению британских аналитиков, подобные аппараты являются частью противоспутникового арсенала РФ.

По данным американского издания The Space Review, ИСЗ типа «Космос», а также другие небольшие спутники-инспекторы разрабатываются в рамках проекта 14K167 «Нивелир». Для передвижения по орбите они используют «псевдоимпульсы» — этот способ маневрирования экономичен в плане расхода топлива. Кроме того, в перспективе российские спутники-инспекторы станут менее заметны для средств наблюдения благодаря специальному радиопоглощающему покрытию.

Читать еще:  Тюнинг салона-ваз 21099

Со ссылкой на доклад Фонда за безопасный мир и на собственные источники The Space Review пишет, что Москва создаёт множество противоспутниковых наземных и авиационных комплексов для вывода из строя ИСЗ на околоземной орбите (около 200—1200 км от Земли). Также российские предприятия якобы разрабатывают спутники типа «Буревестник», способные поражать аппараты в геостационарном поясе (порядка 35,7 тыс. км).

В декабре 2017 года «Известия» сообщили о том, что предприятия «Роскосмоса» в интересах Минобороны РФ разработали новый спутник-шпион массой до нескольких сотен килограммов. В его задачи входит оптическое наблюдение. В военном ведомстве подтвердили распространённую газетой информацию, но отказались раскрывать подробности проекта.

В августе 2018 года на конференции по вопросам разоружения в Женеве помощница госсекретаря США Илем Поблет заявила, что новейшие российские ИСЗ действительно способны выводить из строя зарубежные спутники. По её словам, Соединённые Штаты обеспокоены «очень ненормальным поведением» аппаратов, запущенных РФ.

Как указывает The National Interest, российские спутники-инспекторы могут выполнять множество разнообразных задач — от охраны российских ИСЗ до вывода из строя объектов потенциального противника. В то же время издание отмечает, что РФ — не единственная страна, у которой есть космические аппараты, обладающие боевым потенциалом.

В частности, подобные аппараты стоят на вооружении Соединённых Штатов. В пример The National Interest привёл ИСЗ Phoenix, способный «похищать» космические аппараты, и беспилотную летающую лабораторию X-37B Orbital Test Vehicle, военное предназначение которой Пентагон не раскрывает.

Как заявил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов, развитие отечественных ИСЗ-инспекторов и комплексов противоспутникового вооружения является ответом России на последовательную милитаризацию космического пространства, которую проводит Вашингтон.

«X-37B был создан для выполнения самых разнообразных задач. У меня нет сомнения, что данный аппарат может осматривать и повреждать спутники. Его преимущество заключается в возможности находиться на орбите в течение длительного срока (порядка двух лет)», — констатировал Кнутов.

По мнению собеседника RT, существуют основания полагать, что в настоящее время X-37B используется для сбора информации об иностранных спутниках, включая российские ИСЗ. Кнутов уверен, что американский космолёт представляет опасность для российской и китайской орбитальных группировок.

«X-37B и планы Вашингтона относительно усовершенствования космического эшелона ПРО делают неизбежной милитаризацию космоса и открывают гонку вооружений. Это факт, с которым приходится считаться. Поэтому претензии США и некоторых западных стран к нашим спутникам-инспекторам беспочвенны. Россия вынуждена создавать средства защиты и противодействия в космическом пространстве», — подчеркнул Кнутов.

Поддержание баланса

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в комментарии RT отметил, что последние годы Минобороны России уделяет большое внимание вопросу защиты орбитальной группировки. Как пояснил эксперт, вывод из строя даже части орбитальной группировки может привести к катастрофическим последствиям для обороны и экономики любой страны мира.

«Зависимость от спутников в современном мире просто огромная. Это навигация, связь, наблюдение, разведка, целеуказание. Между тем эффективных способов защиты ИСЗ (наподобие ПВО) не существует и вряд ли они появятся в обозримой перспективе. В итоге ведущие державы развивают средства наступательного характера. Наиболее уязвимы аппараты на околоземной орбите. Их относительно легко вывести из строя кинетическим воздействием — как с орбиты, так и с Земли», — сказал Корнев.

По словам аналитика, Россия стремится обзавестись широким арсеналом противоспутникового вооружения, чтобы иметь возможность нанести гарантированный ответный удар в случае агрессии против отечественной орбитальной группировки.

При этом Москва делает акцент на разработке «гуманных» средств выведения из строя ИСЗ. Они представлены комплексами радиоэлектронной борьбы, лазерами и спутниками-инспекторами. Последние, как предполагает собеседник RT, могут в том числе «отгонять» незваных гостей, защищая тем самым орбитальную группировку РФ от осмотра иностранными ИСЗ-шпионами.

Повышение оборонного потенциала отечественной орбитальной группировки осуществляется посредством развития технологий технического зрения. Этому научному направлению была посвящена конференция, которая прошла в середине октября в технополисе «Эра» (Анапа). На ней Военно-космическая академия имени Можайского (Санкт-Петербург) представила проект перспективной бортовой системы наблюдения космического пространства.

Данный комплекс технического зрения сможет отслеживать перемещение аппаратов, представляющих потенциальную угрозу для орбитальной группировки РФ. Прежде всего речь идёт о зарубежных спутниках-инспекторах. Средства наблюдения планируется устанавливать на ИСЗ массой до 200 кг, которые будут находиться на высоте 2—3 тыс. км.

Как пояснил Корнев, уже сейчас в арсенале российской армии достаточно большое количество средств, способных различными способами выводить из строя спутники. Противоспутниковым потенциалом обладают зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф» и С-500 «Прометей», истребитель-перехватчик МиГ-31 с обновлённой ракетой «Контакт», лазерный комплекс «Пересвет», система постановки помех спутниковой аппаратуре «Тирада-2.3».

«В условиях фактической милитаризации космоса Москва расширяет свои противоспутниковые возможности с помощью летальных и нелетальных систем вооружения. Это важно для поддержания баланса сил в мире, который стремятся нарушить Соединённые Штаты, финансируя проекты по размещению оружия в космическом пространстве», — подытожил Корнев.

ГЛОНАСС зависим от иностранных комплектующих

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) начала разрабатываться еще в СССР по заказу министерства обороны страны. Спутники данной системы выводятся на орбиту с 12 октября 1982 года. Впервые система была принята в эксплуатацию 24 сентября 1993 года, на орбите было развернуто 12 спутников. Штатная численность — 24 спутника — была достигнута к 1995 году, когда на орбите находилось 25 космических аппаратов (КА). В дальнейшем из-за тяжелой экономической ситуации в стране численность развернутой в космосе группировки неуклонно сокращалась, достигнув минимума в 6 КА в 2001 году. После этого программа получила второе рождение. Завершение развертывания группировки спутников ГЛОНАСС до штатной численности снова завершилось в 2010 году.

ГЛОНАСС по праву признается одним из важнейших российских достижений в космосе. На сегодняшний день — это одна из двух работающих систем глобального позиционирования. Такими системами обладают только США и Россия. Китайская система «Бэйдоу» в настоящее время работает как региональная система позиционирования. Основой системы являются 24 постоянно работающих на орбите спутника (без учета резервных КА). Система ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения ничем не ограниченного количества пользователей наземного, воздушного и морского базирования. При этом доступ к гражданским сигналам системы предоставляется как российским, так и иностранным потребителям на безвозмездной основе, без каких-либо ограничений.

«В настоящее время на орбите находится 28 спутников: 24 действующих спутника системы ГЛОНАСС, 2 работающих в тестовом режиме и еще 2 запасных спутника в орбитальном резерве», — отметил на недавнем совещании правительства вице-премьер Дмитрий Рогозин. Подчеркнув, что в настоящее время в России ведется работа по созданию спутника ГЛОНАСС-К второго поколения. По словам Рогозина, на предприятии «Информационные спутниковые системы имени Решетнёва», расположенном в Красноярске, сегодня идет работа по калибровке спутникового сигнала, с тем, чтобы уже к 2020 году, как и планировалось ранее, выйти на разрешение системы ГЛОНАСС на уровне не более 60 см. В настоящее время этот показатель составляет 2,8 м.

Главная проблема, которую только предстоит решить, — это импортозамещение элементной базы, используемой для создания навигационных спутников. Это позволит повысить безопасность всей системы. В то же время сегодня Россия не в состоянии отказаться от иностранных комплектующих при выпуске навигационных спутников ГЛОНАСС. Это признает главный разработчик КА — предприятие «Российские космические системы» (РКС). Эксперты высказывают предостережения о том, что если ситуация с санкциями будет развиваться в негативном ключе, то это может привести к «завершению работы группировки» данных спутников. В четверг, 18 сентября, Григорий Ступак, занимающий пост заместителя генерального директора компании РКС отметил, что импортозамещение, безусловно, будет сопряжено с проведением коррекции конструкторской документации. При этом отказаться от всей продукции иностранного производства в некоторых случаях Россия не готова.

По его словам, в течение нескольких лет все каналы доступа к хорошим комплектующим могут быть перекрыты, а надежда на то, что их начнет поставлять кто-то другой — очень мала. По словам Григория Ступака, основная полезная нагрузка для отечественных спутников ГЛОНАСС-М и перспективных ГЛОНАСС-К содержит элементную базу как российского, так и зарубежного производства. При этом в спутниках ГЛОНАСС-М начинка (бортовая аппаратура) — преимущественно российская. В настоящее время в составе космической группировки находится только один аппарат ГЛОНАСС-К, который проходит серию летных испытаний. Спутник был выведен на орбиту в феврале 2011 года.

При этом ранее Игорь Комаров, занимающий пост главы ОРКК, говорил о том, что РФ в условиях действующих западных санкций будет размещать заказы на выпуск микроэлектроники для ракетно-космической техники в КНР, Южной Корее, а также других государствах Азии. Одновременно с этим появлялась информация о том, что наша страна ведет переговоры с Пекином. Ведутся переговоры с Китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности (CASIC) и Китайской корпорацией электронных технологий (CETC) о совместной разработке технологий, которые объединят возможности российской системы ГЛОНАСС и китайской Beidou.

Проблемы с комплектующими

Еще в мае 2014 года глава РКС Геннадий Райкунов говорил о том, что США не выдали России лицензию на поставки в нашу страну компонентов для сборки и запуска спутников, которые в настоящее время находятся в стадии сборки. РФ не получила электронно-компонентных баз и интегральных схем. Комментируя эту информацию, руководитель московского космического клуба Иван Моисеев подчеркнул, что решение применять в спутниках для системы ГЛОНАСС иностранные комплектующие было достаточно естественным, так как «они дешевле и лучше». «Но как только такое разрешение было получено, РФ несколько перегнула палку, в результате программа полностью зависима от комплектующих иностранного производства. Доля иностранных комплектующих стала очень большой», — отметил Иван Моисеев в своем интервью газете «Взгляд».

По словам Моисеева, в сегодняшней ситуации нам остается надеяться лишь на то, что вводимые со стороны Запада санкции будут вступать в силу не с той быстротой, с которой они объявлялись. При этом, по его словам, в течение нескольких лет все каналы к хорошим иностранным комплектующим могут быть перекрыты, а надежды, что их поставит кто-то другой, малы. Те комплектующие, которые производит Китай, он чаще всего выпускает по лицензиям, которые составляются очень грамотно. Они представляют собой развернутые договоры, учитывающие все возможные накладки. США просто могут указать на те пункты в выданных лицензиях, которые запрещают передачу произведенных комплектующих другим государствам при определенных условиях. В том случае, если ситуация с санкциями будет развиваться в негативном ключе, государства, которые выпускают необходимое оборудование по лицензии, могут выбрать, что для них выгоднее — продолжение сотрудничества с США или продажа продукции в РФ.

Переход к самодостаточности — это очень растянутый во времени процесс. Тут важно принимать в расчет и российскую бюрократию, которая одна может отнять несколько лет. Также время понадобится на проведение всесторонних испытаний продукции, изменение существующих регламентов. Но двигаться в этом направлении необходимо, так как у России имеется очень высокая зависимость от других государств в этом вопросе, считает эксперт.

Более того, если ситуация будет идти по негативному сценарию, то, по словам Моисеева, это может привести к «завершению работы спутниковой группировки». Спутники не начнут сыпаться прямо сейчас, это будет происходить по мере выработки их ресурса, в перспективе примерно через 5 лет. При этом в России имеется некоторый запас комплектующих, то есть процесс этот произойдет не сразу, но стратегически такая проблема и вызов для российской промышленности и науки существуют.

По словам Ивана Моисеева, работу в этом направлении необходимо начинать с проверки того, какие именно комплектующие России действительно нужны, а без каких мы вполне сможем обойтись. «Необходима качественная инвентаризация, в настоящее время у нас большая избыточность по компаниям-импортерам. Некоторые закупки не были экономически оправданы вне зависимости от складывающейся внешнеполитической обстановки, необходимо разобраться с тем, как комплектующие попадают в России, кто здесь за них платит», — говорит Моисеев.

В то же время в конце августа 2014 года Александр Муравьев, занимающий пост главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС, заявлял, что иностранная микроэлектроника в проекте может быть заменена на российскую уже в 2016 году, и отечественная промышленность уже готова к импортозамещению микроэлектронных западных технологий. По его словам, в России есть предпосылки для преодоления данной зависимости. Если приступить к реализации программы импортозамещения сегодня, результат можно получить к 2016 году. Муравьев отметил, что совет главных конструкторов навигационной аппаратуры потребителей и ведущие производители отечественной микроэлектроники к этому готовы.

В то же время Иван Моисеев в интервью «Взгляду» назвал мнение Муравьева «оптимистичным», но признал, что к наземной аппаратуре, которую и имел в виду главный конструктор, существующие требования гораздо ниже. Там и другая система контроля, в то время как на КА по традиции ставят только самую надежную и стойкую технику. По используемой в США классификации это space или military. «Произвести с нуля необходимый чип очень сложно, а сделать его устойчивым к космической радиации еще сложней», — отметил российский эксперт.

Читать еще:  Как летом быть бодрым за рулем?

Развитие ГЛОНАСС

В ближайшее время российская спутниковая система ГЛОНАСС должна пополниться новыми КА, а также новыми наземными измерительными станциями, которые будут размещены за пределами нашей страны. О перспективах развития системы много говорили на прошедшей IV Международной школе по спутниковой навигации. Все участники данного научного мероприятия подчеркнули важность развития навигационной системы, которая является важным элементом системы безопасности России, особенно в свете развития таких систем за рубежом: Galileo — ЕС, BeiDou — Compass — КНР, IRNSS — Индия и QZSS — Япония.

Архитектура российской системы глобального позиционирования предполагает, что 24 спутника должны находиться на орбите постоянно на равном удалении друг от друга, двигаясь в 3-х орбитальных плоскостях (по 8 аппаратов в каждой плоскости) на высоте примерно в 20 тысяч километров над поверхностью планеты. Такая жесткая структура, по словам Григория Ступака, вместе с применением наземных станций позволяет прогнозировать местоположение каждого КА на любой период времени, а также обеспечивает глобальный принцип данной системы, точность и оперативность передачи информации.

В настоящее время российская группировка состоит из КА «ГЛОНАСС-М», срок эксплуатации которых не превышает 7 лет. В феврале 2011 года был запущен в космос первый аппарат ГЛОНАСС-К, который может работать на орбите уже 10 лет. По словам Ступака, в 2014 году планируется отправить в космос еще один такой спутник. Помимо возросшего срока службы, аппараты ГЛОНАСС-К обладают и другим преимуществом — они выпускаются на базе негерметичной платформы, что позволяет избежать многих проблем, которые связаны с возможной разгерметизацией КА. Также такие спутники излучают сигнал в новом частотном диапазоне L3, в отличие от предыдущих аппаратов, работающих лишь в «своих» частотных диапазонах (L2 или L1).

По словам Ступака, система ГЛОНАСС на данный момент состоит из 19 наземных измерительных станций, 3 таких станции расположены вне территории России — в Бразилии и Антарктиде. Скоро еще одна станция должна будет появиться в Белоруссии, две станции в Казахстане, три станции в КНР. При этом взамен Китай построит на территории нашей страны три своих станции. Всего за границей планируется развернуть около 40-50 измерительных станций — в Африке, в Южной Америке, в Азии, а также, возможно, на Аляске.

Сегодня именно система ГЛОНАСС — лидер точной спутниковой навигации в высоких широтах. Чтобы «восполнить» имеющиеся пробелы в экваториальной зоне Земли, планируется увеличить размер спутниковой группировки до 30 КА (изначально проектом системы это не предусматривалось). Для этого предстоит увеличить число орбитальных плоскостей, по которым будут двигаться российские спутники. При этом сохранение существующей структуры ГЛОНАСС при увеличении числа КА — непростая задача.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Система ГЛОНАСС что это и как работает

Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».

Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.

Что такое ГЛОНАСС и как работает система?

ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.

Принцип работы системы:

  • На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
  • Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
  • Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.

При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.

Сравнение с основным аналогом — системой GPS

Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.

Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:

  • Российские спутники двигаются в 3 плоскостях (соответственно, 8 аппаратов на одну орбиту).
  • У спутников GPS выделено 4 орбиты по 6 аппаратов в каждой.
  • Погрешность позиционирования у GPS несколько ниже, но обе системы достаточно точно определяют координаты.
  • Основное преимущество GPS — практически 100% покрытие территории земного шара. ГЛОНАСС полностью покрывает территорию РФ, но за пределами Российской Федерации есть участки, в которых сигнал от спутников очень слабый или полностью отсутствует.
  • Также есть нюансы технического характера: сервис из США использует кодировку CDMA, российский — более сложную и потому более энергоемкую кодировку FDMA. Из-за этого срок эксплуатации спутников ГЛОНАСС сокращается, так что возникает потребность в более частом выводе техники на орбиту.
Параметры ГЛОНАСС GPS
Количество спутников 24 24
Кол-во спутников в плоскости 8 6
Кол-во орбит у спутников 3 4
Погрешность, м 2…6 2…4
Размер покрытия Вся Россия и 2/3 территории мира Около к 100% территории мира

Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.

Сфера применения

Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.

Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.

Кроме этого оборудование может использоваться:

  • В системах мониторинга транспорта. Предприятия, вынужденные отслеживать движение множества транспортных средств (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики) по регулярным или нерегулярным маршрутам, получает возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются ГЛОНАСС-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению.

Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.

  • В беспилотных автомобилях. Для беспилотников спутниковая система навигации наряду с сенсорами, которые считывают параметры окружения – основные управляющие элементы. Такое оборудование уже производится и проходит испытания — в том числе на трассах РФ. Эксперты прогнозируют рост доли беспилотной техники на дорогах уже в ближайшем будущем.
  • В противоугонных системах. ГЛОНАСС-трекер, скрытно установленный в машине, может подать сигнал тревоги, если координаты автомобиля изменяться без ведома хозяина. Кроме того, оборудование может периодически посылать сообщения с указанием местонахождения авто – это облегчит владельцу или представителям правоохранительных органов поиск украденной машины.

ГЛОНАСС для контроля транспорта

Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.

Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.

Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.

Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:

  • Повышения уровня дисциплины. Навигационный терминал отслеживает движение машины по маршруту, исключая нецелевое использование техники и простои. Любая незапланированная остановка или отклонение от маршрута должны быть мотивированы водителем, причем связаться с ним диспетчер может сразу при обнаружении нарушения.
  • Повышения безопасности движения и снижения аварийности. Система ГЛОНАСС дает возможность контролировать скорость движения, сигнализируя диспетчеру о превышении скорости. Кроме того, мониторинг позволяет отслеживать переработку для соблюдения режима труда и отдыха. Это не только снижает риск аварий из-за переутомления, но и гарантирует отсутствие штрафов при проверке показаний тахографа.
  • Контроль уровня горючего. Установка датчиков уровня топлива с подключением их к терминалу практически полностью исключает возможность хищения ГСМ.

Что такое ЭРА ГЛОНАСС?

Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.

Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.

Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.

Особенности работы экстренного информирования

  • Сигнал тревоги может быть активирован автоматически (сработал датчик удара/переворота) или в ручном режиме (водитель либо кто-то из пассажиров нажал кнопку).
  • После того как сигнал поступит в колл-центр, диспетчер связывается с машиной в голосовом режиме (конструкция терминала включает динамик и микрофон). Это необходимо для исключения ложных вызовов или случайных срабатываний кнопки «SOS».
  • Если ответ не был получен, или водитель подтвердил факт ДТП, информация передается спасательным службам.

Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.

Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.

SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.

И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.

Какие данные собирает ?

УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.

Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.

По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:

  • Координаты места аварии.
  • Скорость на момент аварии.
  • Тип срабатывания сигнала тревоги (датчик удара/переворота, принудительный вызов).
  • Данные о машине: номер, марку, тип двигателя (бензин/дизель).
  • Количество пристегнутых ремней безопасности.

Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.

Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector