Фары и индикаторы: как и когда использовать?
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Фары и индикаторы: как и когда использовать?

Как правильно пользоваться световыми приборами автомобиля

Все случаи, когда на транспортном средстве должны включаться фары, прописаны в специальном разделе ПДД. Что нужно учитывать, чтобы не возникло спорных моментов на дороге?

Дальний свет

Дальний свет включаем в темное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях. При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.

Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:

— при встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);

— при встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;

— во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;

— в населенных пунктах, если дорога освещена.

Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.

Ближний свет

Ближний свет фар, как и дальний, включаем ночью, в туннелях и при недостаточной видимости. Днем включаем ближний или ДХО (пункт 19.5 ПДД).

Кроме этого, пунктом 19.3 установлена возможность использования ближнего света при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости. В этом случае ближний свет используется как дополнение к габаритным огням.

Противотуманки

Противотуманки можно использовать в условиях недостаточной видимости, а также в ночное время на неосвещенных участках вместе с дальним или ближним светом фар. Передние противотуманные фары, кроме того, можно использовать и самостоятельно (вместо ближнего света или ДХО) при движении в светлое время суток (пункт 19.4 ПДД).

Стоит отметить, что ПДД разрешают использовать задние противотуманные фонари исключительно в условиях недостаточной видимости.

Обращаю внимание, что сам термин «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) подразумевает лишь ухудшение видимости в связи с погодными условиями. Ни извилистая дорога, ни растущие вдоль обочины деревья (ограничивающие обзор и видимость), ни здания и сооружения к недостаточной видимости никакого отношения не имеют.

Не забудьте еще, что ПДД запрещают совмещать задние противотуманки со стоп-сигналами.

Спорные моменты

Давайте рассмотрим типичные случаи, когда инспектор ДПС обвиняет водителя в нарушении правил пользования световыми приборами.

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).

1. Вы видите в засаде экипаж ДПС и предупреждаете других водителей «морганием» дальним светом. Такие действия не возбраняются, так как прямого запрета на них в ПДД нет.

2. Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.

3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля.

К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по туннелю ехать нельзя.

4. Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.

5. Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один — темное время и освещенная дорога.

6. Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.

7. Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье — часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же — предупреждение или штраф 500 рублей).

Правила использования световых приборов автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.

Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).

К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.

Внешние световые приборы автомобиля

В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.

Примечание. Тема “световые приборы” является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.

Габаритные огни

Габариты – это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.

Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.

Дневные ходовые огни

ДХО – световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.

Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.

В 2020 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.

Ближний и дальний свет фар

Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар – это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.

При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний – более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний – на более высоких.

Противотуманные фары

ПТФ – 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.

В 2020 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.

Противотуманный фонарь

Противотуманный фонарь – фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.

Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.

Движение в светлое время суток

При хорошей видимости

При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • ближний свет;
  • дневные ходовые огни;
  • противотуманные фары;

Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.

При движении также могут быть включены:

При недостаточной видимости

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно на автомобиле могут быть включены:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь;
  • габаритные огни;
  • дневные ходовые огни.

Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.

Движение в темное время суток

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно можно использовать:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь (только при недостаточной видимости);
  • габаритные огни.

Движение в тоннеле

При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

Дополнительно могут быть включены:

  • габаритные огни;
  • противотуманные фары;
  • дневные ходовые огни.
  • задний противотуманный фонарь (кроме условий недостаточной видимости).

Остановка и стоянка автомобиля

В темное время суток на неосвещенной дороге

Должны быть включены:

Прочие световые приборы можно использовать.

При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)

Должны быть включены:

Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.

Правила использования световых приборов

Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.

  • использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
  • использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
  • не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
  • не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
  • не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.
Читать еще:  Как сделать шумоизоляцию в автомобиле марки мазда 3

Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.

В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Сигнализатор включения фар автомобиля

В связи с требованиями «Правил дорожного движения», все автомобили должны передвигаться с включенными фарами ближнего света. В дневное время, лампы индикации включения наружного освещения на панели приборов автомобиля практически не видны, а звуковая индикация, чаще всего, отсутствует.

Поэтому у части автолюбителей, из-за невнимательности, иногда возникают проблемы. Некоторые просто забывают включить свет при начале движения и поэтому бывают наказаны инспектором ГИБДД. Или забывают выключить фары при остановке двигателя, что при длительной стоянке приводит к значительному разряду аккумулятора настолько, что пуск двигателя будет невозможен.

Гражданам на иномарках эта тема неактуальна, их проблемы предотвратили трудолюбивые жители Поднебесной. Но некоторым автолюбителям отечественного автопрома, до настоящего времени, эти «недоразумения» периодически портят много нервов. Для них предлагается изготовить несложное компактное и экономное устройство предупредительной звуковой индикации. Оно напоминает водителю о необходимости включения ближнего света в начале движения, а также предупреждает о не выключенных фарах при остановке.

Режимы работы сигнализатора:

Двигатель включён, фары не горят – периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.
При включении фар и работающем двигателе – звуковой сигнал прекращается и загорается светодиодный индикатор наличия ближнего света.
Двигатель выключен, но фары горят – периодический звуковой сигнал в течении 20 сек, горит светодиодный индикатор наличия ближнего света (до выключения фар). Время работы таймера настраивается, возможно отключение таймера.
Дополнительная функция – появление периодического звукового сигнала (другой частоты) при срабатывании какого – либо датчика (задний ход, незакрытая дверь, …). В данном сигнализаторе появляется звук и загорается свой светодиодный индикатор, когда включается ручной тормоз при работающем двигателе (короткая остановка – светофор, ж/д переезд).
При выключенных зажигании и ближнем свете, сигнализатор ток не потребляет.

Схема этого сигнализатора выполнена на простой логике, не содержит импортных, специальных и дорогостоящих комплектующих, изготовить его самостоятельно не составит большого труда.

Сигнализатор собран на двух микросхемах К561ЛА7, сохраняющих работоспособность при напряжении питания от 5 до 15…18 В. В интернете предлагаются схемы сигнализаторов с похожими функциями, выполненные на одной микросхеме. Но сэкономив на второй микросхеме 20-30 рублей, мы получим надоедливый постоянный звук с ограниченной настройкой и отсутствие дополнительных возможностей сигнализатора.

Элемент DD1.1 с резистором R3 и конденсатором С1 представляют собой таймер, ограничивающий время работы генератора звука, чтобы водитель мог оставить включенными габаритные огни автомобиля без звукового сигнала, например, во время ночной стоянки. Элемент DD1.2 выполняет роль управляющего элемента, разрешающего работу генератора. На элементах микросхемы DD2 собран генератор периодического звукового сигнала.

1. Работа генератора звукового сигнала.

Генератор звуковой частоты (ЗЧ) собран по типовой схеме на логических элементах DD2.3 и DD2.4. Частоту генератора определяют R7 и С3. Для настройки приятного тембра звука, установлен построечный резистор R7. По окончании настройки, можно измерить тестером величину сопротивления и заменить его на постоянный резистор.

Работой генератора ЗЧ управляет второй генератор низкой частоты на элементах DD2.1 и DD2.2. За счет подбора емкости С2 (100 – 220мкф) и регулировки работы генератора с помощью переменного резистора R6 можно добиться формирования коротких (до 0,5сек) импульсов с паузами длительностью 1…300 сек.

2. Сборка и настройка генератора звукового сигнала.

Для проверки и настройки схемы, собираем оба генератора на монтажной плате.

Громкость сигнала усиливаем транзистором Т1. В качестве нагрузки усилителя можно использовать динамическую головку, наушник или головку от старой телефонной трубки сопротивлением 16 … 50 ом. При совместной работе обоих генераторов формируются короткие тональные сигналы. Настраиваем тональность и периодичность сигналов.

3. Сборка и отладка сигнализатора.

Для проверки и отладки работы сигнализатора, собираем остальную часть схемы на монтажной плате.

4. Проверяем работу логики сигнализатора.

При поступлении на оба входа микросхемы К561ЛА7 логический «1», на ее выходе будет логический «0». При других сочетаниях уровней на входах – логическая «1» на выходе.

При включении зажигания, напряжение бортовой сети поступает на вход 5 элемента DD1.2, т.е. на нем появляется логическая «1». При выключенном ближнем свете и габаритных огнях (далее – освещение) на входе 6 элемента DD1.2, соединенном через R5 с минусом аккумулятора, присутствует логический «0». В результате, на выходе 4 устанавливается логическая «1» разрешающая работу генератора. Элемент DD1.1 на работу генератора не влияет, т.к. имеет на выходе лог. «0». Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.

При включении освещения, на входе 6 элемента DD1.2, лог. «0» заменяется на лог. «1», и на выходе 4 устанавливается лог. «0» запрещающий работу генератора. Сигнализатор «молчит». Включается светодиодный индикатор наличия ближнего света.

При выключении зажигания, на входе 5 элемента DD1.2 устанавливается лог. «0». Т.к. при не выключенном освещении, на входе 6 элемента DD1.2 остается лог. «1», на выходе 4 появляется уровень лог. «1» разрешающий работу генератора. Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости выключить фары.

Но при этом также прекращается подача напряжения на входы DD1.1. Конденсатор С1 постепенно разряжается через резистор R3. При достижении на входах элемента DD1.1 уровня лог. «0», на выходе 3 появляется уровень лог. «1», запрещающий работу генератора. При указанных на схеме номиналах С1 и R3, время работы генератора составляет примерно 20 сек, чего достаточно для напоминания водителю о включенном ближнем свете.

Если при включенном зажигании включить ручной тормоз, сигнал с генератора низкой частоты на элементах DD1.3, DD1. 4 (выполненный на свободных элементах DD1) разрешит работу генератора ЗЧ на элементах DD2.3, DD2.4. Для исключения перепутывания источника, периодичность этого сигнала настраивается индивидуально с помощью R10, D11 и С4.

При выключении освещения и зажигания, питание микросхем через диоды D2 и D5 прекращается, сигнализатор отключается.

5. Монтаж отлаженной схемы сигнализатора на рабочую плату.

Готовим плату для монтажа и пайки деталей. Для этого вырезаем необходимый размер из универсальной платы, очищаем и лудим контактные дорожки.

Переносим детали с монтажной платы на рабочую, паяем детали, выполняем недостающую разводку соединений тонким монтажным проводом.
Сигнализатор может быть собран любым удобным способом, в том числе и навесным монтажом. При монтаже без ошибок и исправных деталях он начинает работать сразу же после включения.

Подключаем звуковую головку и испытываем работу сигнализатора.

6. Установка платы сигнализатора в корпус.

При положительных результатах, подбираем подходящих размеров корпус для защиты схемы сигнализатора от пыли. В данном случае использован флакон от шампуня.

Светодиодные индикаторы выводим на лицевую сторону.

Звуковая головка (в данном случае) устанавливается отдельно.

В конструкции сигнализатора использованы маломощные кремниевые диоды КД521, КД522 или другие, с допустимым током от 100 ма и напряжением не менее 20 вольт. Заменять микросхему К561ЛА7 на микросхему серии К176ЛА7 не рекомендуется, т.к. она может выйти из строя при напряжении питания более 12 В.

Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме“автошкола онлайн”. Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

ПДД учить

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Современный автомобиль увешен внешними световыми приборами, как новогодняя ёлка игрушками. И всем этим надо умело пользоваться. Ошибаются те, кто думает, что включать те или иные световые приборы или не включать, это всё на усмотрение водителя. Девятнадцатый раздел Правил строго регламентирует, когда и что нужно включать. Чтобы со всем этим разобраться, давайте смоделируем реальную поездку.

Итак, мы начинаем движение днём при ясной погоде.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Правила делят сутки на следующие части:

– Светлое время суток.

– Темное время суток.

Движение в светлое время суток при прозрачной атмосфере самое комфортное и безопасное. Тем не менее, даже в светлое время суток водители в силу различных причин могут не увидеть друг друга, и ДТП происходит, что называется, «средь бела дня».

С целью обеспечение большей безопасности Правила обязывают всех водителей во время движения обозначать своё транспортное средство (не только ночью, но и днём!). При этом днём, то есть в светлое время суток, для обозначения своего транспортного средства водители обязаны включать либо фары ближнего света, либо дневные ходовые огни (если они есть).

Дневные ходовые огни – это новинка, приобретающая в последнее время всё большую популярность, ибо они обладают заметными преимуществами:

– Автоматически включаются вместе с запуском двигателя и выключаются, когда двигатель глушится.

– Отличаются экономичностью, высокой надёжностью и долговечностью.

– Продлевают срок службы обычной системы освещения.

Правила выделили дневные ходовые огни в отдельный термин и дали им такое определение:

Правила. Раздел 1. “Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Обратите внимание – дневные ходовые огни обозначают транспортное средство только спереди!

И в светлое время суток это абсолютно правильно.

Днём идущее впереди транспортное средство вам и так хорошо видно (без всякого дополнительного освещения). И в то же время Вы легко, особо не напрягаясь, непрерывно контролируете события сзади, благодаря тому, что у едущего сзади автомобиля включены дневные ходовые огни.

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены фары ближнего света.

Читать еще:  Автомобили иж — модельный ряд автомобилей иж

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены противотуманные фары.

Ученики. Позвольте, причём здесь противотуманные фары? В пункте 19.5 нет никаких противотуманных фар! В пункте 19.5 говорится только о фарах ближнего света и о дневных ходовых огнях.

Учитель. Да, вы совершенно правы. В пункте 19.5 о противотуманных фарах действительно ничего не говорится. Но о них говорится в пункте 19.4.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:

– либо фары ближнего света;

– либо дневные ходовые огни;

– либо противотуманные фары.

Как включаются дневные ходовые огни?

1. Для этого на панели приборов предусмотрена специальная клавиша.

2. Они включаются автоматически одновременно с запуском двигателя.

Дневные ходовые огни расположены…

1. Только в передней части автомобиля.

2. Только в задней части автомобиля.

Правила обязывают водителей во время движения обозначать своё транспортное средство с помощью внешних световых приборов. Но что именно должно быть включено на автомобиле или мотоцикле во время движения по любой дороге в светлое время суток?

1. Только дневные ходовые огни.

2. Только фары ближнего света.

3. Только противотуманные фары.

4. Разрешается любой из этих вариантов.

Вы ещё не забыли? Мы двигаемся днём при ясной погоде. Но вот впереди тоннель!

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

Совершенно неважно, короткий тоннель или длинный, есть там искусственное освещение или его нет.

Во всех случаях, двигаясь в тоннеле, водители обязаны включать именно фары ближнего или дальнего света.

И это правильно – в любом тоннеле освещения всегда недостаточно. Да и потом искусственное освещение это не солнце и в любой миг может погаснуть. И тогда дневные ходовые огни или противотуманные фары мало, чем вам помогут. Тут потребуются именно фары (ближнего или дальнего света).

В Билетах есть такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:

В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены:

1. Фары ближнего света или габаритные огни.

2. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.

3. Фары ближнего или дальнего света.

Комментарий к задаче

Некоторые из вас начинают сомневаться – разве можно включать дальний свет в тоннеле? Я же буду всех слепить!

Конечно, если движение плотное (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), водители обязаны переходить на ближний свет.

Но если слепить некого (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), кто ж вам запретит включить фары дальнего света. Правила именно это имели в виду.

Выехали из тоннеля, можно продолжить движение на ближнем свете фар,

можно перейти на противотуманки, можно перейти на дневные ходовые огни.

Но вдруг небо затянуло чёрными тучами, всё вокруг потемнело, и пошёл дождь.

Или, скажем так – нет никаких туч, просто наступил вечер, сумерки, ещё не ночь, но видимость стала недостаточной.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света .

То есть Правила не делают никакой разницы между движением в тоннеле и движением в условиях недостаточной видимости. И, в общем-то, правильно – в обоих случаях освещённость недостаточная, и требование «должны быть включены фары ближнего или дальнего света» вполне оправдано.

Но, с другой стороны, условия недостаточной видимости это ведь не только снижение освещённости, как, например, в сумерки. Условия недостаточной видимости это ещё и временное ухудшение прозрачности атмосферы, как, например, в тумане – светло, но ничего не видно! Так, может быть, уже пора включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари? Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар .

Правила. Раздел 19. Пункт 19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.

То есть в условиях недостаточной видимости в первую очередь необходимо включить фары ближнего или дальнего света! При желании к ним можно добавить противотуманные фары, а при необходимости можно ещё и включить задние противотуманные фонари.

Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Опыт работы в автошколе подсказывает мне, что далеко не все ученики имеют чёткое представление о том, какие световые приборы расположены впереди, какие – сзади, как они работают и, вообще, чем отличается фара от фонаря.

Основное назначение фар – освещать дорогу. И они, конечно же, расположены впереди и они белого цвета. Правда, противотуманные фары могут светить и жёлтым светом (считается, что жёлтый свет лучше пробивает туман).

Основное назначение фонарей – обозначать само транспортное средство. И они расположены сзади и все красного цвета. Исключение составляют только фонари заднего хода и освещение номерного знака – они белого цвета.

Кроме этого у автомобиля (мотоцикла) есть ещё габаритные огни. Передние габаритные огни – белого цвета, задние габаритные огни – красного цвета.

Водителю крайне важно знать, как именно согласована работа фар и фонарей. В частности необходимо понимать, что можно включить габаритные огни, не включая фары. Но невозможно включить фары, не включив габаритные огни!

То есть когда мы говорим, что водитель включил габаритные огни, это значит, что впереди горят два белых огня, а сзади – два красных (но фары не горят).

Если мы говорим, что водитель включил фары (неважно какие), это значит, что впереди горят фары, а сзади – два красных габаритных огня.

Но вернёмся к «нашим баранам». Итак, в условиях недостаточной видимости водитель обязан включить фары ближнего или дальнего света (а раз включены фары, значит, сзади обязательно будут гореть красные габаритные огни).

Но при сильном тумане (снегопаде, дожде) дальний свет фар не достигает полотна дороги!

Когда и в какое время включать ближний и дальний свет, противотуманные фары и дневные ходовые огни?

В современном автомобиле установлены целых 8 разных световых приборов (есть ещё подсветка заднего номерного знака, но в данном случае она нам не интересна). И эти 7 световых приборов: фар, фонарей, противотуманок и прочего нам необходимо использовать по-разному в зависимости аж от 8 условий. Давайте перечислим световые приборы и условия их использования на 2020 год!

Итак, в автомобиле есть так называемые внешние световые приборы. К ним относятся:

  1. фары: ближний свет;
  2. фары: дальний свет;
  3. задние фонари;
  4. противотуманные фары (ПТФ);
  5. задние противотуманные фонари;
  6. габаритные огни;
  7. дневные ходовые огни (ДХО).

А среди условий включения тех или иных световых приборов в ПДД существуют следующие:

  1. светлое время суток;
  2. тёмное время суток: освещённая дорога;
  3. тёмное время суток: неосвещённая дорога;
  4. условия недостаточной видимости;
  5. стоящее/движущееся авто;
  6. прицеп/буксируемое авто;
  7. населённый/не населённый пункт.

Испугались? На самом деле не всё так страшно. Давайте узнаем, когда и в каких случаях нужно включать фары, противотуманные фары, дальний или ближний свет фар и габариты. Данные актуальны на 21 Марта 2020 года. Для удобства рассмотрим правила пользования светом автомобиля в зависимости от времени суток и других условий, и ответим на некоторые насущные вопросы. А в конце статьи приведём таблицу как простой способ запомнить, когда какие световые приборы необходимо включать на машине.

Какой свет использовать днём?

Днём, а именно, в светлое время суток нам можно пользоваться дневными ходовыми огнями (19.5 ПДД). Но вместо ДХО (не только если они не установлены в автомобиле, но и по желанию водителя) можно использовать ближний свет фар или противотуманные фары (19.4 + 19.5 ПДД).

В светлое время суток (при условии, что нет условий недостаточной видимости) нужно включать:

  • дневные ходовые огни;
  • ближний свет фар;
  • противотуманные фары (но не совместно с ближним светом или ДХО).

В светлое время суток нельзя включать:

  • дальний свет фар;
  • задние противотуманные фонари.

Какой свет использовать в тёмное время суток?

Тёмное время суток в ПДД определено как “промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек” (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.

В тёмное время суток нужно включать:

  • ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
  • габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
  • противотуманные фары – только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.

Также в тёмное время суток можно включать при наличии специальную фару-прожектор при условии движения вне населённого пункта и при отсутствии встречных автомобилей.

В тёмное время суток запрещено использовать:

    дальний свет фар:

  • в населённых пунктах, если дорога освещена,
  • если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
  • в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;
  • противотуманные фары – на освещённых дорогах или на неосвещённых без ближнего или дальнего света фар;
  • дневные ходовые огни;
  • задние противотуманные фонари.
  • Какой свет использовать в условиях недостаточной видимости (в тумане)?

    Условия недостаточной видимости также определены в Правилах, поэтому никакой неясности тут нет. Эти условия включают в себя видимость водителя менее 300 метров при тумане, в сумерках, в дождь, снегопад и тому подобное. В общем, если видимость дороги составляет приблизительно менее 300 метров, единственного случая, когда на данный момент ночь, то это и есть условия недостаточной видимости.

    Читать еще:  Как подобрать профессионального автоинструктора

    В условиях недостаточной видимости нужно включать:

    • ближний или дальний свет фар в движении (см. выше в описании освещения в тёмное время суток, в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
    • габаритные огни при остановке и стоянке – ближний свет фар, противотуманные фары или задние противотуманные фонари совместно с габаритными огнями могут быть также включены в условиях недостаточной видимости (в отличие от тёмного времени суток).
    • противотуманные фары – только совместно с ближним или дальним светом фар (и на дорогах любой освещённости, в отличие от тёмного времени суток).
    • задние противотуманные фонари (это единственное условие, в котором можно ими пользоваться).

    В условиях недостаточной видимости нельзя пользоваться:

    • противотуманными фарами без ближнего или дальнего света фар;
    • дневными ходовыми огнями.

    Какой свет использовать в тоннеле?

    ПДД регламентируют обязательность включения фар в тоннелях (пункт 19.1). Правило здесь простое: условия использования тех или иных световых приборов такие же, как в тёмное время суток.

    Когда можно пользоваться “аварийкой”?

    Аварийная сигнализация – это тоже считается световым прибором, и ПДД чётко регламентируют возможность их использования. Итак, “аварийку” нужно включать:

    • при попадании в ДТП вместе со знаком аварийно остановки (2.5 ПДД + 7.1 ПДД);
    • при возникновении ситуации, когда Ваш автомобиль представляет опасность;
    • при вынужденной остановке в том месте, где остановка запрещена (совместно со знаком аварийной остановки);
    • при буксировке на буксируемом автомобиле;
    • если Вас ослепил встречный транспорт.

    Когда можно моргать фарами?

    Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:

    • для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
    • если Вас ослепляет встречное транспортное средство.

    При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.

    Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.

    Условия/свет Светлое время Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог Тоннель Недостаточная видимость
    Ближний свет + + + + +
    Дальний свет + + +
    Противотуманные фары + 1 + 2 + 2
    Дневные ходовые огни +
    Задние противотуманные фонари +

    Сноски по таблице:

    1. Вместо ближнего света фар
    2. Только совместно с ближним или дальним светом фар

    И, напоследок, официальная выдержка из актуального ПДД 2020 года главы 19 о внешних световых приборах.

    19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

    19.1. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

    • на всех механических транспортных средствах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);
    • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.

    19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

    • в населённых пунктах, если дорога освещена;
    • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
    • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

    При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

    19.3. При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

    19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

    • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
    • в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
    • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

    19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

    19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населённых пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населённых пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

    19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

    Обозначения индикаторов на приборной панели автомобиля

    На приборной панели любого автомобиля есть сигнальные значки, которые информируют водителя о работе некоторых механизмов, а также о неисправностях.

    Эти значки помогают вам всегда быть в курсе того, что происходит с вашим автомобилем.

    За последние несколько лет индикаторы превратились из обычных лампочек в различные горящие иконки, которые просто понять, легко увидеть, и вообще эти индикаторы стали намного информативнее.

    Разные индикаторы имеют разный цвет.

    Что означают цвета иконок на приборной панели

    Как правило, красный информирует о серьезной проблеме или о каком-либо нерешенном вопросе безопасности. Также красный цвет используется, чтобы обозначить важные напоминания.

    Обычно желтым или оранжевым цветом окрашивают иконки, которые информируют о том, что та или иная деталь автомобиля требует ремонта или нуждается в обслуживании. Однако, если иконка такого цвета начинает мигать, то следует как можно скорее обратиться в мастерскую.

    Зеленый или синий

    Иконки такого цвета используются исключительно, чтобы дать водителю дополнительную информацию о стабильной работе системы.

    * После того, как загорелся один красный или желтый индикатор, не стоит ждать, чтобы зажглись еще и другие, так как чем больше вы откладываете визит в мастерскую, тем больше повышается риск еще более серьезной поломки автомобиля, что может, в свою очередь привести к очень неприятным последствиям.

    * Старайтесь регулярно осуществлять технический осмотр, который поможет избежать неожиданных неисправностей. Всегда обращайте внимание на значки приборной панели, и вы будете в курсе работ всех систем автомобиля.

    Значки на приборной панели

    1. Включены передние противотуманные фары.

    2. Такой индикатор может означать: неисправность в электроусилителе или гидроусилителе руля.

    3. Включены задние противотуманные фары.

    4. Индикатор низкого уровня жидкости в стеклоомывателе.

    5. Тормозные колодки изношены и нуждаются в замене.

    6. Индикатор, сообщающий о включенной системе поддержания постоянной скорости (круиз-контроль).

    7. Индикаторы работающих поворотных сигналов.

    8. Индикатор активного датчика дождя и света.

    9. Индикатор, сообщающий, что на улице температура воздуха ниже нуля.

    10. Информационное сообщение.

    11. Индикатор включенной свечи накаливания.

    Что означает снежинка на приборной панели

    12. Индикатор, информирующий, что на улице мороз и возможен гололед.

    13. Обнаружение бесконтактного ключа.

    14. Ключ не был найден.

    15. Индикатор, информирующий, что батарея ключа разрядилась.

    16. Опасное сближение с другим транспортным средством.

    17. Нажмите педаль сцепления.

    18. Этот индикатор сообщает, что необходимо нажать педаль тормоза, чтобы АКПП разблокировалась.

    19. Индикатор блокировки рулевой колонки.

    20. Включен дальний свет.

    21. Данный индикатор информирует об уровне падения давления воздуха (в одном или нескольких колесах), превышающий 25% от номинального значения.

    22. Наружное освещение включено.

    23. Проблемы с наружным освещением.

    24. Индикатор, сообщающий о неисправности стоп-сигнала.

    25. Индикатор, предупреждающий о сажевом фильтре.

    Индикатор, сигнализирующий о неисправностях с выхлопом из-за сажевого фильтра.

    Что означают значки на приборной панели

    26. Предупреждающий индикатор прицепного устройства.

    27. Предупреждающий индикатор пневматической подвески.

    28. Индикатор, сообщающий о смене полосы движения.

    29. Индикатор, сигнализирующий о перегреве катализатора.

    30. Индикатор, сообщающий о том, что ремень безопасности не был пристегнут.

    А такой индикатор предупреждает, что ремни безопасности задних пассажиров не пристегнуты.

    31. Если включается значок ручника, то это может означать одно из трех:

    * Поднят рычаг ручного тормоза.

    * Тормозные колодки изношены.

    * Низкий уровень тормозной жидкости – нужна ее доливка или замена.

    Если автомобиль снабжен электронным ручником, то данный индикатор информирует о проблеме с концевиком или датчиком.

    32. Индикатор заряда батареи.

    33. Индикатор системы, помогающей при парковке.

    34. Индикатор, сообщающий о необходимости пройти техническое обслуживание.

    35. Включены адаптивные передние фары.

    36. Проблемы с системой автоматического наклона фар.

    37. Проблемы, связанные с задним спойлером.

    38. Такой индикатор можно найти в кабриолетах, и сигнализирует о проблеме с крышей автомобиля.

    39. Возникла проблема с подушкой безопасности.

    Указатели приборной панели

    40. Красный восклицательный знак может иметь несколько объяснений, и выглядит он по-разному:

    * Если знак в кружке – проблема тормозной системы. Лучше остановиться и не продолжать движение.

    * Активирован ручной тормоз.

    * Тормозные колодки изношены.

    * Низкий уровень тормозной жидкости. Это самая неприятная проблема, так как тормозной шланг, возможно, был поврежден.

    Довольно часто этот индикатор загорается, если неисправен поплавок (датчик уровня).

    В некоторых машинах данный индикатор сопровождается словом “BRAKE” (пер. тормоза), однако его суть остается все та же.

    41. В топливном фильтре обнаружена вода.

    42. Side Airbag Off – переводится, как “отключена боковая подушка безопасности”. Такие же иконки могут сообщать об отключении передней подушки безопасности.

    43. Обнаружена неисправность.

    44. Включены фары ближнего света.

    45. Индикатор сигнализирует о том, что воздушный фильтр загрязнен.

    46. Активирован режим экономии топлива. В разных машинах этот индикатор выглядит по-разному.

    Обозначения на приборной панели

    47. Индикаторы систем помощи и безопасности

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector