Грузовики с манипулятором: особенности и сфера применения
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Грузовики с манипулятором: особенности и сфера применения

Манипуляторы: виды и особенности

Благодаря созданию такой современной техники, как специальный кран-манипулятор, выполнение грузоперевозок теперь является более простым и доступным. Такая машина легко заменяет грузовик и даже бригаду рабочих. Из-за наличия установленного крана автотранспорт почти самостоятельно выполняет весь ряд погрузо-разгрузочных работ без необходимого привлечения физической силы и различной техники.

Главными преимуществами крана-манипулятора являются:

  • Повышенная маневренность.
  • Достаточно высокая грузоподъемность.
  • Высокая степень надежности.

Сегодня на современном рынке клиентам представлены разные модели, выпущенные производителями Азии и Европы. Для выбора подходящего крана-манипулятора необходимо понимать классификацию таких машин, а также знать их виды. Главными критериями проведения выбора являются длина стрелы, допустимая грузоподъемность вместе с полной массой шасси основного грузовика.

Виды современных кранов-манипуляторов

Гидроманипуляторы, обладающие малым весом, являются очень простыми в проведении обслуживания, а также удобными в работе. Но их грузоподъемность не очень высокая, так как спецтехника работает с грузами лишь до 7 тонн.

Техника позволяет быстро перевозить любые виды строительных материалов, производить установку плит и перекрытий на месте проведения строительных работ. При этом такая машина вместе со стрелой считается достаточно маневренной. Устройства размещаются на грузовых машинах со средней и небольшой массой.

Краны-манипуляторы со средней массой предназначены для погрузки и транспортировки грузов до 25 тонн. Основным шасси для монтирования таких установок являются средние и достаточно тяжелые по массе грузовики. Стрела в КМУ максимально вылетает на 20 метров. Грузоподъемность такой мощной техники составляет 25-80 тонн.

Размещаются установки на транспорте тяжелого типа. Гибкость рабочей установки обеспечивается рабочей двухколенной стрелой, а высокий уровень грузоподъемности – конструкцией базового шасси.

Гидравлические КМУ, являющиеся последним типом современных кранов-манипуляторов, оснащены стрелой с одноколенной рабочей конструкцией. У таких КМУ показатели уровня жесткости являются достаточно высокими, что обеспечивает подъем тяжелых по весу грузов по сравнению с похожими механизмами, оснащенными двухколенными стрелами.

Рабочие манипуляторы такого типа практичные и высокофункциональные. Самым хорошим сочетанием считается монтирование гидроманипулятора повышенной грузоподъемности на Камаз или Урал. Подобная техника позволяет выполнять работу в самых труднодоступных сложных местах. Также машины необходимы на лесозаготовках.

Бортовые грузовые автомобили с КМУ считаются самой популярной разновидностью техники на колесах. Среди российских производителей это автомобили КАМАЗ, практически идеально подходящие для проведения различных работ, перемещения груза и разной техники в городской и сельской местности.

На КАМАЗ устанавливается любой манипулятор, который по своей массе не превышает 10-15% от грузоподъемности основного автомобиля. Это не приводит к ограничениям при использовании в работе грузовиков по своему прямому предназначению. Установка находится за кабиной или располагается сзади на свесе автомобильной рамы.

Главной особенностью моделей из Японии и Кореи считаются компактные размеры, прекрасная маневренность и высокая мощность, которые не уступают мощному российскому КАМАЗу. Но при выборе манипулятора для выполнения работ рекомендуется консультация со специалистом. Он обязательно подберет подходящую технику под поставленные цели и рабочие задачи.

Манипулятор-эвакуатор является еще одной разновидностью техники с использованием КМУ. Машина необходима для эвакуации автомобильного транспорта. Конструкция такого устройства — это КМУ, находящееся на специальной металлической прочной платформе. Захват груза осуществляется с помощью траверса «паук» со специальным устройством горизонтирования.

Для фиксации перемещенного транспорта в пазах платформы присутствуют четыре специальных упора, препятствующих откату авто. При перевозке на достаточно большие расстояния для фиксации применяются следующие меры: транспорт подлежит обвязке специальными ремнями сквозь проушины, которые находятся на платформе.

КМУ такого типа на современном рынке представляют манипуляторы, которые производятся PALFINGER (Австрия) и PM (Италия), а также Инман (Россия).

Сортиментовоз с установленным кран-манипулятором является современной техникой для перевозки разных грузов, длина которых колеблется от 2 до 6 м. Машина востребована в лесозаготовках и для выполнения транспортировки подготовленных пиломатериалов. Она имеет отличную проходимость.

Главной особенностью считается наличие ротатора с мощным захватом и находящегося на колонне устройства сидения оператора. Кузов оснащается прочным щитом, заграждающим кабину, и сортиментовозной площадкой с кониками.

КМУ для сортиментовозов поставляют Epsilon Palfinger (Австрия) и Синегорец 75 (Россия).

Манипулятор — металловоз обладает отличием от других моделей в виде кузова, оснащенного высокими прочными бортами. Также он оснащен грейферным захватом КМУ. Необходим для поднятия, быстрой загрузки, выполнения и транспортировки грузов, выгрузки лома и сыпучего металла самосвальным способом.

Автомобиль-самосвал c КМУ необходим для перевозки разных видов сыпучей продукции. Для погрузочных работ также применяется грейферная модель мощного захвата. Машина разгружается на обе стороны сбоку и назад. Сзади борт может быть открыт примерно на 130 градусов. С боков борта оснащены навесками, что способствует легкой разгрузке перевозимого материала параллельно автомобильной оси.

Применение объединенного автомобиля и крана манипулятора позволяет заказчику существенно экономить финансовые средства.

Краны-манипуляторы – назначение, классификация и особенности

Кран-манипулятор — это техника, которая используется для перемещения, погрузки и разгрузки, а также транспортировки грузов. Такая спецтехника совмещает функции грузового транспорта и автомобильного крана.

Основной конструктивный элемент крана-манипулятора — краноманипуляторная установка (КМУ). Это — подъемное оборудование, которое состоит из опорной рамы, стрелы, грузозахватных механизмов и системы управления.

Грузозахватные механизмы, в свою очередь, могут иметь гидравлическое управление. Как правило, это захваты, грейферы и т.п. При этом более распространенными являются КМУ с обычными крюками, используемыми для захвата грузов. Эти крюки комплектуются тросовыми лебедками, с помощью которых осуществляется подъем или спуск груза.

В зависимости от исполнения краны-манипуляторы могут иметь различные сферы применения. Так, наиболее распространены для аренды краны-манипуляторы на автомобильном шасси — они используются для перевозки тяжелых или крупногабаритных грузов. Также существуют манипуляторы вездеходы и решения, предназначенные специально для добывающих отраслей, промышленности и т.п. Точное назначение крана-манипулятора определяется его характеристиками.

Основные характеристики кранов-манипуляторов

И покупка, и аренда манипулятора должны осуществляться с учетом основных его характеристик.

1. Характеристики стрелового оборудования

Вылет стрелы (ее длина в сложенном и разложенном состоянии) определяет возможности по перемещению груза. Также важным параметром является грузоподъемность стрелового оборудования. Оценивая ее, важно учитывать, что при максимальном вылете грузоподъемность уменьшается. Зависимость грузоподъемности от вылета стрелы определяется грузовым моментом. Еще один важный критерий — высота, на которую стрела может поднять или опустить груз.

2. Характеристики шасси

Чаще всего в качестве шасси используется грузовой транспорт. При выборе техники необходимо учитывать габариты кузова и грузоподъемность транспорта (может отличаться от грузоподъемности стрелы, наиболее популярны для аренды манипуляторы 10 тонн). Также важным моментом является проходимость. Так, в условиях грунтовых дорог или отсутствия устойчивого дорожного покрытия лучше использовать манипулятор вездеход, КамАЗ например.

Классификация кранов-манипуляторов

Для такой техники не существует единой системы классификации. Разделение кранов-манипуляторов на группы осуществляется сразу по нескольким критериям:

  • вид стрелового оборудования;
  • характеристика грузоподъемности;
  • вид шасси.

Каждый из этих параметров необходимо рассмотреть подробнее.

Стреловое оборудование

Существует два основных параметра: вид подвески и способ складывания стрелового оборудования.

  • гибкая. Исполнение КМУ является канатным, для перемещения грузов используется лебедочный трос. Груз захватывается крюком, закрепленным на этом тросе;
  • жесткая. КМУ с такой подвеской имеют грузозахватный механизм с гидравлическим управлением. Он закрепляется на стреле с помощью шарнирных соединений.

Способы складывания могут быть следующими.

1. L-образный

При такой конструкции стрела является прямой и выдвигается телескопически. В сложенном состоянии она располагается вдоль борта шасси в области кузова либо над кабиной водителя. Такое стреловое оборудование работает с использованием лебедки, что позволяет опускать и поднимать груз плавно и с высокой точностью. Еще одно достоинство — оптимальное распределение нагрузки (часть ее смещается на заднюю ось). Это увеличивает грузоподъемность оборудования.

2. Z-образный

При такой конструкции стрела состоит из нескольких колен, что позволяет компактно складывать ее за кабиной. «Коленчатая» конструкция также упрощает работу в сложных условиях, при наличии препятствий. С другой стороны, такое оборудование имеет сниженную грузоподъемность. Считается, что его целесообразно использовать для работы с грузами относительно небольшой массы.

По опыту компании “Мос-спецтехника”, в Москве чаще востребована аренда манипулятора со стрелой L-образной конструкции — она более надежна и производительна, а кроме того, является более доступной.

Грузоподъемность

По грузоподъемности краноманипуляторные установки делятся на три группы:

  • малые (до 1 т);
  • средние (до 10 т);
  • тяжелые (более 10 т).

Это — наиболее распространенная классификация, однако она не является точной. Дело в том, что фактический вес груза зависит от вылета стрелы. Зависимость длины стрелового оборудования и его грузоподъемности выражается грузовым моментом и измеряется в тоннах на метр (тм). Грузовой момент является произведением вылета (в метрах) и грузоподъемности (в тоннах).

Усредненная классификация по грузовому моменту выглядит следующим образом:

  • легкие КМУ — до 5 тм;
  • средние КМУ — до 25 тм;
  • тяжелые КМУ — свыше 25 тм.

Также необходимо учитывать грузоподъемность шасси. Так, низкорамные манипуляторы могут перевозить до 7 т груза при том, что грузоподъемность их стрелового оборудования составляет только 3 т.

Вид шасси

Наиболее распространенными являются манипуляторы, установленные на грузовой автомобильный транспорт. Они используются в городских условиях, на строительных объектах, для транспортировки строительных материалов, техники и других грузов. Такие шасси могут иметь разные характеристики. Так, вездеход КамАЗ с манипулятором представляет собой технику повышенной проходимости и может использоваться даже в условиях легкого бездорожья. Другой вариант — низкорамный манипулятор. Главное их применение — перевозки крупногабаритных грузов, имеющих большую высоту. Они часто используются для транспортировки техники.

Помимо грузового автотранспорта в качестве шасси могут использоваться рельсовые и железнодорожные платформы, плавучие платформы. Также применяются короткобазовые, гусеничные, пневмоколесные шасси. Основа может быть стационарной (специально обустроенный фундамент), переставной. Некоторые манипуляторы вообще не требуют основания. Все перечисленные виды манипуляторов за исключением автокранов имеют узкоспециализированное применение. В каждом случае тип шасси подбирается в соответствии с теми задачами, которые должна будет решать техника.

Читать еще:  Как заменить днище на ваз 2109 целиком?

В компании «Мос-спецтехника» вы сможете заказать аренду манипулятора до 10 т. Мы оказываем услуги аренды манипуляторов в Москве и Московской области. У нас действуют выгодные цены и удобные условия сотрудничества.

Всё о манипуляторах (КМУ): виды и классификации

Всё о манипуляторах (КМУ): виды и классификации

Манипулятор – это устройство, используемое под контролем человека для манипулирования материалами без непосредственного контакта. Материалы часто тяжелые, радиоактивные, биологически опасные или находятся в недоступных местах.

Что из себя представляют манипуляторы?

Автомобильные краны-манипуляторы применяются во многих сферах народного хозяйства. Чаще всего они используются для погрузочно-разгрузочных работ и перевозки строительных материалов. Особенно бесценны такие автокраны на небольших площадках, где большой кран не поместится. Для захвата и удержания разных грузов они оснащаются универсальным «гаком» и специальными грузозахватами.

Так как все виды манипуляторов соединяют автомобиль и кран, то их использование гораздо эффективнее эксплуатации двух машин по-отдельности. Важно и то, что манипуляторы просты в управлении, и эффективно работать с КМУ может любой водитель грузовика.

Что такое КМУ?

Краноманипуляторная установка (КМУ) – это самоходная погрузочно-разгрузочная машина, установленная на кузове грузовика, с рабочей секцией, состоящей из вращающейся консольной стрелы. Используется для погрузки и разгрузки подвижного состава автотранспорта, для грузов преимущественно тяжелого и штучного характера, а также для строительных и ремонтных работ.

Как подъемник, КМУ состоит из:

  • стрелы,
  • устройства захвата (обычно это крюк),
  • управления,
  • рамы для опоры.

К КМУ относят и гидроманипуляторы с гидравлическим приводом устройства захвата груза. Используют их в основном там, где требуется перевалка грузов.

Пневматические виды КМУ:

  • колонные,
  • консольные,
  • полупантографы,
  • пантографы,
  • вакуумные подъемники.

По способу складывания стрелы все существующие КМУ делят на следующие типы манипуляторов:

  1. с телескопической (выдвижной),
  2. с L стрелой,
  3. с Z стрелой.

Грузовой момент

Вынос стрелы определяет массу перемещаемого груза, поэтому вместо грузоподъемности следует оперировать формулировкой «грузовой момент». Стрела играет роль рычага, а грузовой момент измеряется в кНм (килоньютонметры) ТМ (тонно-метры). К примеру, 4 тм может означать способность стрелы перемещать груз:

Допустимая масса груза, т

Манипуляторы по показателю грузового момента делятся на:

  • лёгкие (тм меньше 4);
  • средние (тм 4-30);
  • тяжелые (тм 30-150).

Перечислим классы манипуляторов по грузоподъемности:

  • малотоннажные (грузоподъемность до 7 тонн),
  • среднетоннажные (грузоподъемность до 25 тонн, вылет стрелы до 20 м),
  • крупнотоннажные (грузоподъемность до 80 тонн).

Z-грузоподъемность

Z-образная конструкция КМУ отличается шарнирным сочленением деталей, благодаря чему стрела складывается несколько раз. Ее крепят и спереди (за кабиной грузовика), и сзади автомобиля. Также ее можно закрепить на заднем кузовном свесе.

Такая модель КМУ принята у европейцев. Несомненное преимущество Z-конструкции – это ее компактность. В сложенном состоянии стрела не мешает полному использованию кузовного объема. Три колена дают возможность доставлять грузы в труднодоступные места, переносить их через препятствия, поднимать на разные этажи строящегося здания. Z-манипулятор наиболее эффективен при работе с крупногабаритными грузами.

Однако, при использовании грузовика с Z-образной КМУ, установленной за кабиной, нужно учитывать возможный перегруз передней оси авто. Также, при раскладывании/складывании Z- стрелы может потребоваться дополнительное пространство, что осложняет работу вблизи крана.

L-грузоподъемность

L-КМУ более популярна у северных американцев и азиатов. Она состоит из прямолинейной телескопической стрелы, оснащенной подвешенным крюком. Устанавливается L-КМУ сзади кабины, а во время движения грузовика стрела закреплена вдоль оси авто.

К преимуществам L-КМУ относится то, что ее масса равномерно распределяется между осями авто. L-модели более производительны, чем шарнирные Z-КМУ при переносе грузов с большими (6-8 метров) выносами стрелы. При этом конструкция тросово-крюковой подвески позволяет поднимать и опускать грузы с высокой точностью. Такие конструкции позволяют перемещать грузы через высокие препятствия и опускать их ниже поверхности земли: внутрь колодцев и траншей, при устройстве фундаментов и в карьерах. L-КМУ отлично справляются под мостами и в узких туннелях.

К недостаткам L-КМУ относят ограничение ею полезного объема кузова. Во время перемещения грузовика стрела лежит над кузовом, поэтому перевозить в нем крупногабаритные материалы не получится. L-стрелы предназначены для тяжелых, но небольших по объему грузов.

Конфигурации автоманипуляторов

Эвакуаторы

Предназначены для перемещения сломанных автомобилей. КМУ манипуляторов закреплена на прочной металлической платформе. Грузы захватываются траверсом «паук», в котором есть устройство, контролирующее горизонтальность груза. Чтобы установленный автомобиль не откатывался, на платформе есть 4 вмонтированных упора под каждое колесо. Для дополнительной фиксации перевозимой техники есть специальные ремни, закрепленные в проушинах платформы.

Сортиментовозы

Данные манипуляторы созданы для перевозки габаритных, до 6 метров, грузов. Обычно это пиломатериалы и металлопрокат. Кузов оснащен защитным щитом, ограждающим кабину, и кониками для фиксации материалов. Водитель управляет КМУ со специального сидения, имеется ротатор и мощный захват.

Металловозы

Предназначены для погрузки-разгрузки и перевозки металлического лома и сыпучего металла. Отличаются высокими и прочными бортами.

Самосвалы с КМУ

Предназначены для работы с различными сыпучими материалами. КМУ оснащена мощным грейферным захватом. Борта открываются сбоку и сзади, до 130 градусов. Боковые борта оснащены навесками, благодаря которым сыпучие материалы аккуратно высыпаются вдоль оси авто.

Другие манипуляторы

Существует еще одна классификация манипуляторов, согласно которой они делятся на:

  • вездеходы;
  • с грейфером;
  • с лебедкой;
  • с кабиной;
  • с платформой;
  • бортовые;
  • с прицепом;
  • поворотные;
  • погрузчики;
  • грузовики с манипулятором;
  • вышки.

Чтобы ваш манипулятор не вышел из строя в самый неподходящий момент, его нужно своевременно обслуживать и следить за его состоянием. По вопросам ремонта и обслуживания манипуляторов Вы можете обратиться к нам в сервис, и мы быстро, недорого и с гарантией качества выполним все необходимые работы.

Краны-манипуляторы: виды и особенности

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

Оглавление (быстрый переход):

Транспортное средство с кран-манипуляторной установкой (КМУ) представляет собой сочетание подъёмного крана и грузового автомобиля. Кран-манипулятор установлен на шасси грузового автомобиля.

Такая спецтехника широко применяется при выполнении ландшафтных, сельскохозяйственных и строительных работ. В некоторых случаях выгоднее аренда, чем покупка, если запланировано однократное применение.

Применение

ТС с КМУ призвано упрощать погрузку и разгрузку товаров. Это альтернатива стандартному комбинированию грузовика и самоходного крана. В некоторых обстоятельствах, например, при ограниченной территории, воспользоваться этими двумя транспортными средствами невозможно: для них попросту нет места. Проблему решает транспортное средство с кран-манипуляторной установкой благодаря более компактным габаритам.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

В следующих ситуациях целесообразно применение ТС с КМУ:

  • Перевозка строительных материалов: арматуры, строительных блоков, кирпича и плит перекрытия. Вес одной партии для перемещения не должен превышать 7 тонн.
  • Транспортировка контейнеров, бытовок, вагончиков. Когда начинается или завершается строительства объекта, требуется перемещение этих помещений. В грузовых перевозках не обойтись без КМУ, если для транспортировки используется несколько видов транспорта. Манипулятор с лёгкостью перемещает грузы на речное, морское и железнодорожное транспортное средство.
  • Перевозка и монтаж оборудования: спецтехники и станков. ТС с КМУ перемещает и устанавливает тяжеловесные аппараты в пределах одного объекта во время ремонта.
  • Эвакуация автомобиля. С помощью КМУ удобно извлечь груз из труднодоступного места: обрыва, кювета, ямы.

У ТС с КМУ широкий спектр применения благодаря компактности, маневренности и простоте управления. В некоторых областях промышленности требуется постоянно применение этой спецтехники, в других – редкое, однократное.

Тонкости управления краном-манипулятором

Управление КМУ нельзя доверять первому встречному. Требуется обучение и тренировка, обширные знания и многочисленные навыки. Поскольку КМУ поднимает грузы внушительных размеров и веса, ошибка при работе может угрожать жизни и здоровью людей, а также сохранности транспортного средства и груза.

Хороший машинист, управляющий КМУ, знает следующее:

  • Устройство крановой установки;
  • Принципы её работы;
  • Механизм подъёма груза;
  • Последствия своих действий;
  • Правила реагирования на внештатные действия;
  • Правила безопасной работы.

Алгоритм управления КМУ подразумевает следующие этапы:

  1. Предварительная диагностика основных систем: тяговой, приводной, буферной, ходовой и других.
  2. Запуск двигателя ТС.
  3. Проверка функционирования КМУ.
  4. Непосредственная работа.
  5. Отключение всех механизмов по завершении работы, фиксация аутригеров стопором.

Управляя краном-манипулятором, машинист обращает внимание на следующие факторы:

  • Правильное расстояние ТС от места предстоящей погрузки или разгрузки: излишняя отдалённость негативно сказывается на скорости и безопасности работы.
  • Наличие или отсутствие людей на платформе или под стрелой. Важно перед запуском КМУ подать звуковой сигнал, чтобы люди отошли от ТС и не находились под стрелой.
  • Окружающие объекты, способные усложнять работу. Обрыв поблизости, сыпучие грунты, линии электропередач: всё это надо учитывать, чтобы обеспечивать максимальную безопасность при управлении КМУ.
  • Необходимость установки дополнительных опор с прочными и устойчивыми подкладками. Не допускается применение случайных объектов в качестве подкладок. Во время установки дополнительных опор никто не должен находиться в кабине.
  • Плавность движения. Управлять КМУ нужно плавно, без резких движений. Резкие рывки с поднятым грузом значительно увеличивают динамическую нагрузку на узлы, в результате чего может опрокинуться или повредиться кран-манипулятор. Вращать колонну КМУ тоже надо медленно, поскольку высокая скорость создаёт излишние динамические нагрузки и увеличивает рабочий радиус, что может негативно сказаться на устойчивости транспортного средства.
  • Подъём. Если поднимается груз, чей вес близок к максимально допустимому, необходимо проверить устойчивость КМУ и надёжность крепления. Когда груз окажется над землёй, нужно остановить подъём на короткое время, чтобы оценить горизонтальное положение груза и устойчивость конструкции.
  • Опускание. При опускании чем ближе груз к поверхности, тем медленнее он должен двигаться. Важно, чтобы при моменте соприкосновения с поверхностью груз не повредился.
  • Место для погрузки или разгрузки. Перемещаемый груз должен опускаться только на место, предназначенное для этих целей. Важно производить разборку товаров равномерно, не загромождая проходы.
  • Вес груза. Запрещено поднимать груз, если его вес превышает грузоподъёмность КМУ при конкретном вылете стрелы. Необходимо заранее знать массу грузов, чтобы принимать решение о возможности его подъёма.
  • Возможный угол поворота КМУ и конструкция, которая обеспечивает такую возможность. На спецтехнике устанавливается или шестерня с гидромотором, или рейка с гидроцилиндром. Теоретически у многих моделей возможен поворот на 360 0 и даже больше, однако на практике не стоит проверять эту возможность с тяжеловесным грузом. Над кабиной есть особый участок неустойчивости. Если груз окажется в этом участке, машина может потерять стабильность и опрокинуться. Хотя производители не ограничивают угол поворота, они указывают в инструкции участок нестабильности, где поднимать груз опасно. Оптимален допустимый угол поворота в 220 0 , его вполне хватает для маневренности. Существуют модели с зоной устойчивости, охватывающей 360 0 , в этом случае угол вращения не ограничен.
Читать еще:  Почему стоит купить шины bridgestone

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

Во время работы ТС с КМУ могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

  • Проседание грунта или перегруз. В этой ситуации ТС теряет устойчивость, может опрокинуться. В таком случае необходимо подать сигнал, предупреждающий о неполадке, и опустить груз на землю. Возобновлять работу можно только после выяснения причины аварийной ситуации и устранения её.
  • Контакт с проводами линии электропередачи. Если стрела КМУ оказалась под напряжением, необходимо как можно скорее отвести её от соприкосновения с ЛЭП. При невозможности машинист должен покинуть ТС, соблюдая правила безопасности.
  • Воспламенение. Требуется прекратить работу, вызвать пожарную охрану и предпринимать попытки по самостоятельному тушению.
  • Стихийные природные явления. При урагане, землетрясении или грозе необходимо остановить работу, опустить груз и покинуть КМУ.

Преимущества КМУ

Применение ТС с КМУ выгоднее и проще, чем использование отдельно грузовика и отдельного подъёмного крана. Чистая математика: два транспортных средства стоят дороже, чем одно. Есть у транспортного средства с кран-манипулятором и другие преимущества:

  • Мобильность. Спецтехника, особенно компактные её виды, беспрепятственно перемещается по городу.
  • Надёжность. ТС с КМУ при грамотном управлении действует безотказно, справляется со многими задачами.
  • Многозадачность. Спецтехника способна выполнить множество разных задач, нужных для строительства и прочих сферах промышленности.

Основные характеристики КМУ

Различные модели ТС с КМУ характеризуются следующими параметрами:

  • Грузовой момент. Величина измеряется в тоннах на метр (т/м) и влияет на грузоподъёмность. Нужный показатель для конкретных условий погрузки рассчитывается, исходя из веса груза и дистанцией между грузом и транспортным средством. Например, для подъёма груза весом в 2 тонны при дистанции 4 метра нужен кран с грузовым моментом 8 тонн на метр.
  • Максимальный вылет стрелы. Этот фактор определяет грузоподъёмность оборудования, поскольку в конструкции манипулятора не предусмотрен противовес. Средний вылет стрелы составляет 8 метров, что достаточно для работы с кузовом автомобиля, длина которого варьируется от 5 до 7 метров.
  • Тип конструкции манипулятора. Различаются тросовые и складные типы. Тросовый предполагает большой вылет стрелы и способность перемещать грузы на разные уровни. Складной, гидравлический вариант обеспечивает мобильность и гибкость, возможность с высокой точностью выполнять погрузку и разгрузку.
  • Конструкция и расположение крана. Форма выполнена наподобие буквы Z или L. Первый вариант сопряжён с риском перегрузки передней оси, поскольку именно на этот участок приходится вся нагрузка от манипулятора, размещённого за кабиной грузовика. Второй вариант предпочитают японские, южнокорейские и американские производители спецтехники. В этом случае стреле располагается над кузовом против хода или по ходу ТС. С этим связана невозможность насыпать в кузов груз с «горкой». Распределение веса стрелы L-образной формы распределена между передней и задней осями.
  • Органы управления. Наиболее простой и дешёвый тип управления – ручной. Он бывает параллельным или перекрестным. Есть типы ТС с ручным управлением с платформы или с кресла на колонне манипулятора.

Основные виды КМУ

Транспортные средства с кран-манипуляторной установкой различаются на следующие виды:

  • Гидроманипуляторы. Вес такой спецтехники незначителен, система обслуживания упрощена, что обеспечивает лёгкость управления. Грузоподъёмность такого вида небольшая: доходит до 7 тонн. Маневренность на высоком уровне. Применяются гидроманипуляторы для перевозки строительных материалов, монтажа плит и перекрытий.
  • Манипуляторы со средней массой. Минимальный уровень грузоподъёмности таких моделей: 25 тонн, а максимальный – 80 тонн. Вылет стрелы может достигать 20 метров. КМУ устанавливается на платформе, которой является грузовой автомобиль, масса которого средняя или крупная.
  • Гидравлические манипуляторы. Это новейшая и самая выносливая модификация ТС с КМУ. Модели отличаются опорой на одноколенную стрелу, что даёт им возможность поднимать грузы большего веса по сравнению с ТС с двухколенной стрелой.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

КМУ на спецтехнике

Кран-манипуляторные установки устанавливаются на тяжёлую спецтехнику. Шасси обеспечивает высокий уровень грузоподъёмности, а двухколенная стрела – достаточную маневренность.

В российских реалиях часто КМУ устанавливаются на спецтехнику КАМАЗ на свесе рамы или за кабиной. Такая комбинация широко используется в сельском хозяйстве и в условиях города.

Седельные тягачи позволяют перемещать грузы на прицепах и полуприцепах, а также применяются при погрузке и разгрузке товаров. Полуприцепы легко меняются на таких установках. В этом их основное отличие от неделимых бортовых автомобилей, дополненных стационарными грузовыми платформами.

Как выбрать КМУ

Выбор ТС с КМУ зависит от следующих факторов:

  • Характеристики и вес груза.
  • Объём предполагаемых перевозок;
  • Тип местности, где запланировано использование оборудования;
  • Условия погрузочных/разгрузочных работ (допустимая дистанция от крана до груза);
  • Требования по размещению груза (нужно ли их опускать ниже уровня ТС, например, в котлованы, или поднимать выше, например, на верхние этажи при строительных работах).

Следующие подсказки помогут правильно выбрать подходящее ТС с КМУ:

  • Рекомендуется выбирать кран-манипулятор с учётом их технических характеристик, добавляя к необходимым показателям некоторый запас. Например, если дистанция между ТС и грузом будет 4 метра, предпочтительнее модель с грузовым моментом, превышающим этот показатель. Нежелательно, чтобы спецтехника работала на пределе возможностей: так она быстрее износится и может повредиться. Запас нужен ещё и потому, что при работах непосредственно на объекте будут обнаружены ошибки в расчётах.
  • Желательно, чтобы максимальный вылет стрелы у спецтехники превышал длину кузова на 1-2 метра. Если нужно погрузить длинные трубы или швеллеры на удлинённый кузов, стрела при максимальном вылете должна доходить хотя бы до середины кузова. В России широко востребованы ТС с вылетом 8-10 метров на КАМАЗы и 12 метров на седельные тягачи.
  • При выборе также важна форма поперечного сечения стрелы. У неё может быть прямоугольный, шестигранный или восьмигранный профиль. Чем больше граней, тем прочнее и надёжнее стрела. Однако вслед за увеличением граней увеличивается и стоимость КМУ.
  • Если предпочитается L-образный тип КМУ, необходимо при выборе осмотреть лебёдку. Она устанавливается на колонне, на первом звене стрелы или на оголовке последнего. Масса лебёдки сказывается на грузоподъёмности крана. Дополненное гидроприводом, это приспособление обеспечивает опускание груза на малой скорости, что удобно при строительных работах.
  • Согласно теоретическим рекомендациям, вес КМУ не должен превышать 25% полезной грузоподъёмности шасси. Такая пропорция обеспечивает не только погрузку/разгрузку, но и транспортировку груза достаточного веса. Не допускается перегружать кран-манипулятор, поскольку он может выйти из строя.

Популярные марки КМУ

Широко востребованы краны-манипуляторы следующих производителей:

Заключение

Кран-манипуляторы – удобная спецтехника, применяемая во многих сферах промышленности. Без них не обходятся грузоперевозки, строительные и сельскохозяйственные работы. Важно правильно выбрать подходящую модель, чтобы она удовлетворяла условиям работы и обеспечивала максимальную безопасность.

При работе с КМУ важно чётко следовать правилам безопасности, поскольку здесь велик риск травмирования, порчи груза и повреждения транспортного средства.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

© Копирование материалов с сайта СибАвто Т ранс разрешается только с указанием ссылки на источник.

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Выбираем вместе
  3. КМУ: что за техника, сфера применения

Краны-манипуляторы как предмет прогнозируемого спроса

Как сохранить бизнес «на плаву»? Какая техника будет востребована в условиях экономического спада? Эти вопросы сегодня актуальны во всех компаниях, специализирующихся на торговле спецтехникой. Выделим среди многообразия автотехники те, которые имеют высокую перспективу спроса. Одной из самых востребованных позиций для организации грузовых перевозок и погрузочно-разгрузочных работ является кран-манипулятор (КМУ).

По нормативам Гостехнадзора манипулятором считается установка грузоподъемностью до 3 т. Всё, что свыше указанного тоннажа — крановая установка, требующая дополнительных документов. Возьмем для сравнения стрелы грузоподъемностью до 3 т, так как вес груза в основных работах не превышает данный тоннаж. По заказам на перевозку идут железобетонные плиты, блоки, перемычки, сваи, кирпич, пеноблоки, тротуарная плитка — всё это по силам КМУ.

Сегодня в Европе каждый пятый грузовой автомобиль оборудован манипуляторной установкой, зато автокран — большая редкость, а это значит, что пиковая популярность гидроманипуляторов в России еще впереди.

Сфера применения КМУ

Кран-манипулятор позволяет загружать-выгружать груз, находящийся в кузове или на платформе автомобиля, монтировать различные конструкции, выполнять работу автокрана или погрузчика и, таким образом, снижать временные и финансовые затраты заказчика.

Манипулятор может эффективно работать на коттеджном строительстве, совмещая погрузку, перевозку и разгрузку кирпича, железобетонных плит и других стройматериалов. При этом отпадает не только необходимость заказывать дорогостоящие услуги обычных автокранов и автовозов, но и необходимость оплачивать технику на полный рабочий день.

Если же попытаться перечислить все виды работ, выполняемых краном-манипулятором, то список получится весьма внушительным:

  • перевозка крупногабаритных грузов (ларьки, контейнеры, бытовки, киоски, гаражи, павильоны);
  • перевозка стройматериалов (кирпич, железобетонные плиты, трубы, арматура, пиломатериалы, катушки с кабелем);
  • монтаж, демонтаж и перевозка различного оборудования (станков, трансформаторов, котлов, мини-электростанций) и металлоконструкций (рекламные щиты);
  • эвакуация автомобилей и прочей техники, в том числе находящейся в неисправном состоянии;
  • транспортировка и эвакуация колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (катки, трактора и бульдозеры, экскаваторы и т. д.);
  • установка столбов, заборов, ограждений и даже посадка деревьев.
Читать еще:  Как и где можно выгодно продать автомобиль в спб

Таким образом, краны-манипуляторы могут быть востребованы строительными и дорожно-строительными организациями, ЖКХ, складскими службами торговых и промышленных предприятий, автобазами, лесхозами, связистами, спасателями.

Сделано России

В России КМУ начали серийно изготавливать в начале 1990-х годов. Ведущим отечественным изготовителем кранов-манипуляторов является Балашихинское предприятие «БАКМ». За 11 месяцев этого года в Балашихе было произведено 173 КМУ. Капля в море. Также краны-манипуляторы производят алапаевский «Стройдормаш», башкирский «Инман», «Галичский автокрановый завод» (марка «Галичанин»), «Ставропольский завод автомобильных кранов» («Краст»), «Златоустовский машиностроительный завод» («Синегорец»), «Майкопский машиностроительный завод» («Атлант») и еще несколько предприятий.

Иностранная техника

За рубежом эту продукцию выпускают уже более 50 лет, соответственно и список насчитывает более трех десятков марок. Рассмотрим наиболее популярные у нас марки кранов-манипуляторов в разрезе стран-производителей.

На первом месте японские стрелы фирм “Kato”, “Sakai”, “Tadano”, “Unic”, “Maeda” и “Nansei”. На втором месте корейские КМУ “Dngyang”, “Kanglim” и “Soosan”. Европа представлена австрийскими стрелами “Palfinger”, итальянскими “Amco Veba” и шведскими “Haib”.

Преобладание на рынке кранов-манипуляторов японских производителей обусловлено их низкой ценой, отличными техническими характеристиками и возможностью выполнения большого объема работ этими механизмами. Кроме того, «японцев» отличает простота в обслуживании и ремонте, так как основные расходные материалы (сальники, подшипники, уплотнители и др.) можно свободно купить в любом автомагазине. А также есть возможность ремонта техники своими силами, не обращаясь в специализированные мастерские по ремонту гидравлики.

Сколько строит кран-манипулятор

Цены на новые японские манипуляторы (TADANO, UNIC) грузоподъемностью до 3 т начинаются от 1200000 рублей. Аналогичная техника итальянской фирмы «Амко Веба» (“Amco Veba”) почти на 60% дешевле. Новая стрела грузоподъемностью до 3 т стоит от 740000 рублей. «Корейцы», как ни странно, дороже «европейцев». КМУ корейской фирмы “Soosan” в России стоит от 800000 рублей.

Бывшие в употреблении краны-манипуляторы представлены преимущественно японскими марками. Именно они и составляют большую часть российского парка КМУ. Цены на подержанные японские краны-манипуляторы 1991—1996 годов выпуска (TADANO, UNIC) грузоподъемностью до 3 т колеблются от 150000 до 500000 рублей. Бывшая в употреблении техника европейских и корейских марок либо отсутствует, либо встречается в единичных случаях.

КМУ глазами оператора

Посмотрим на КМУ с точки зрения оператора, который обычно является и водителем автомобиля. То есть глазами человека, который непосредственно эксплуатирует данную спецтехнику и заинтересован в сбалансированных цене, производительности и качестве.

В итальянских стрелах сразу отмечаем большое количество гидроцилиндров. Это увеличивает вероятность поломки, что в итоге скажется на потере рабочего времени при дорогостоящем ремонте.

Главная проблема корейских стрел — отсутствие на рынке запасных частей. Практически всё везется под заказ. Вкупе с малой известностью данной продукции на российском рынке это вызывает недоверие к качеству корейских крановых установок. Следовательно, можно прогнозировать, что вкладывать деньги в малознакомую технику при отсутствии запчастей и опыта ремонта этой техники решится единичный покупатель, особенно в условиях кризиса.

Японские стрелы на российском рынке присутствуют с 90-х годов и зарекомендовали себя положительным образом как с технической стороны, так и в смысле выносливости узлов и агрегатов. Японская техника пользуется большим доверием у водителей, работающих на автомобилях с крановыми установками. Есть возможность использовать аналоги российских запчастей, экономя на стоимости ремонта.

Грузовик и кран в одном флаконе

Помимо собственно КМУ, в Россию импортируются и грузовики с уже установленными кранами-манипуляторами. Причем на таможне в данном случае декларируется ввоз транспортного средства, а установленная на нем стрела идет «довеском». В количественном выражении объемы импорта в 5—6 раз меньше. Все-таки ввезти «стрелу» дешевле и проще, чем автомобиль.

Порядка 80% ввозимых оборудованных КМУ автомобилей — бывшие в употреблении. Новой техники импортируется очень мало, но в отличие от «секонд хэнда», ввоз которого практически стабилен, объемы поставок новых грузовиков с КМУ имеют тенденцию к росту. По принятой у нас традиции, большинство бывших в употреблении грузовиков имеют «японское» происхождение. Среди новых лидируют грузовики из Кореи, Швеции и Китая.

Какой кран-манипулятор выбать

Что же предпочтет специалист, занимающийся предоставлением услуг по перевозке и доставке грузов в условиях надвигающегося кризиса? Когда кредитование на выгодных условиях становится невозможным, выбор скорее всего будет сделан в пользу недорогих б/у японских манипуляторов, так как цена и качество вполне позволяют конкурировать даже с новыми КМУ итальянских и корейских производителей. Тем более что манипулятор можно установить на любое транспортное средство, на котором предусмотрена возможность установки коробки отбора мощности, а не только на КрАЗ, КАМАЗ и МАЗ.

Список документов для регистрации КМУ

Какие разрешительные документы необходимо получить для установки КМУ на транспортное средство? В первую очередь, владелец должен заполнить стандартную форму заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства в районном отделении ГИБДД. Далее необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Таможенная декларация на ввоз КМУ
  2. Договор купли-продажи
  3. Сертификат соответствия кран-манипуляторной установки
  4. Характеристики транспортного средства после внесенных изменений в его конструкцию
  5. Справка-счет

Копии сертификатов и лицензий на производство работ в обязательном порядке должны прилагаться к пакету документов, вручаемых клиенту при сдаче транспортного средства после установки на него манипулятора.

Предназначение и особенности использования автоманипуляторов

Краны-манипуляторы, или автоманипуляторы представляют собой агрегаты, грузоподъемность которых может составлять от ста килограмм до тридцати тонн. Такие КМУ устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, что обеспечивает им мобильность. Вылет их стрелы различается в зависимости от принципа работы грузоподъемного механизма и того, как он расположен на платформе грузовика.

Для установки автоманипуляторов лучше всего подходят бортовые автомобили и седельные тягачи.

Манипуляторы – очень функциональные устройства, поэтому они могут применяться в самых различных сферах деятельности. Чаще всего подобная специализированная техника используется при погрузке и перевозке строительных материалов, ЖБИ и кирпичей, оборудования и станков, трансформаторов, бытовок и т. п. Кроме того, автоманипуляторы эффективно применяются в следующих отраслях:

  • малоэтажное строительство;
  • осуществление ремонтно-восстановительных работ;
  • выполнение заданий на рассредоточенных объектах;
  • погрузочно-разгрузочные работы в стесненных условиях;
  • действия рядом с линиями электропередач.

Данные установки используются в лесной промышленности, в процессе строительства газовых и нефтепроводов. Также их применяют МЧС при необходимости срочно спасти людей, оказавшихся под завалами. Проще говоря, автомобильные манипуляторы могут применяться там, где стандартные автокраны оказываются бесполезными.

КМУ на автомобильном шасси используются при перевозке габаритных и негабаритных грузов, а также штучных и сыпучих строительных материалов. При разовой необходимости транспортировки груза или эвакуации автомобиля нет никакой необходимости приобретать такую технику – ее можно арендовать. Следует также иметь в виду, что со всеми работами по погрузке и выгрузке справится один опытный водитель. Управляя манипулятором, он совершит все необходимые действия, после чего сядет за руль того же автомобиля и перевезет груз в нужное место.

Конструкция автомобильного КМУ

Кран-манипулятор, установленный на грузовом автомобиле, это достаточно сложная конструкция, включающая в себя следующие элементы:

  • автомобильное шасси;
  • грузовая платформа;
  • сама крано-манипуляторная установка (КМУ).

Агрегат можно разместить как позади кабины автомобиля, так и на его заднем свесе. При этом можно обрезать кузов под габариты шасси либо сместить его на величину, равную монтажному месту для КМУ. Различные модели автоманипуляторов, имеющих грузовой момент от 0,5 до 150 тм, устанавливаются на шасси разных типов. В зависимости от грузоподъемности можно использовать шасси как импортного, так и отечественного производства.

Крано-манипуляторная установка на шасси грузового автомобиля включает в себя следующие сборочные единицы:

  • базовый автомобиль;
  • промежуточная силовая рама (подрамник, надрамник). К ней крепятся кран-манипулятор и платформа. При этом промежуточную раму жестко соединяют с рамой самого автомобиля;
  • крано-манипуляторная установка;
  • гидросистемы автоманипулятора. Гидронасос при этом размещается на коробке отбора мощности автомобиля;
  • пневмопривод, включающий коробку отбора мощности;
  • электрические системы КМУ.

Используемое шасси при установке манипулятора подвергают доработкам:

  • устанавливают на раме автомобиля силовой надрамник в виде промежуточной либо монтажной рамы, подрамника;
  • укорачивают или смещают кузов автомобиля;
  • устанавливают на коробку передач коробку отбора мощности и насос;
  • дорабатывают пневмо- и электросистемы машины. Для этого устанавливают кнопки включения коробки отбора мощности и самого манипулятора, монтируют электропневмоклапан.

Автоманипулятор крепится к промежуточной раме сразу позади кабины или же на задний свес (корму) автомобиля. В состав КМУ могут входить:

  • основание с балансиром;
  • поворотный механизм;
  • колонна;
  • главная (основная) стрела;
  • дополнительная стрела;
  • удлинители стрелы;
  • опоры;
  • приборы для обеспечения безопасности.

Вернуться к оглавлению

Особенности применения установки

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с использованием автомобильного крана-манипулятора можно установить один или несколько крюков:

  • первый, имеющий большую грузоподъемность, крепят на выдвижную секцию стрелы. Он предназначен для работ с крупными грузами;
  • на концевые секции удлинителей стрел можно также смонтировать дополнительные крюки, имеющие меньшую грузоподъемность. Они применяются при работах с небольшими грузами, и при большом вылете стрелы.

Категорически запрещается превышение указанной в паспорте крано-манипуляторного устройства грузоподъемности крюков. Это может стать причиной поломки крана и падения груза.

На КМУ также можно навешивать различные съемные грузозахватные приспособления. Наиболее важными характеристиками крана являются его грузовой момент и грузоподъемность. На первый параметр влияет расположение удлинителей стрел. Его можно вычислить как произведение грузоподъемности манипулятора и вылета стрелы для определенного плеча.

Учитывая, что грузовой момент – постоянная величина, изменение вылета стрелы автоманипулятора приводит к изменению его грузоподъемности. Расчетный теоретический грузовой момент указывается в названии модели крана-манипулятора в виде цифрового обозначения. При этом реальное значение грузового момента всегда будет немного ниже расчетного. Это связано с перетеканием жидкости в гидравлической системе крана-манипулятора, силами трения, весом стрелового оборудования и другими факторами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector