Уход за велосипедом в зимнее время
Уход за велосипедом
Чтобы железный конь служил своему хозяину верой и правдой в течение долгого времени, уход за велосипедом должен быть очень тщательным и внимательным. Такие процедуры как аккуратная чистка и смазывание деталей велосипеда, а также его правильное хранение значительно увеличат срок службы и избавят владельца от множества проблем, связанных с обслуживанием и ремонтом.
После зимы
Большинство велолюбителей предпочитает кататься исключительно в тёплый летний сезон, а на зиму убирать велосипед храниться дома или в гараже. Перед хранением транспортное средство следует тщательно промыть и высушить, а потом накрыть плёнкой или тканью, чтобы защитить от пыли и прямых солнечных лучей.
Достав велосипед после зимы, его следует тщательно проверить. Профессиональные модели можно отнести в мастерскую на техосмотр для проверки и, при необходимости, получения обслуживания надлежащего качества.
Если после зимы велосипед скрипит или того хуже покрывается коррозией, его необходимо тщательно смазать.
После дождя
Дождь и грязь – враги велосипеда. Для того чтобы он прослужил долго, а детали не нужно было часто менять, после каждого дождя всё необходимо мыть. Если загрязнения незначительные, достаточно смыть их под душем с мягкой губкой. Если же грязи много, мыть следует тщательнее, с применением шампуня и щётки.
После мытья велосипед следует обязательно вытереть сухой мягкой тряпкой, чтобы избежать коррозии. Если дождь или душ смыл смазку, её необходимо снова нанести на детали, иначе нагрузка на них будет слишком высокой, и они могут сломаться.
Зимой
Зимние холода и снег – тяжёлое испытание не только для человека, но и для его велосипеда. В это время года многие детали быстрее всего приходят в негодность от холода. Поэтому уход за велосипедом подразумевает частую проверку технического состояния байка.
Цепь очень сильно страдает от снега с солью, песком и различными реагентами, которыми посыпают дороги, поэтому мыть и смазывать её надо хотя бы три раза в неделю. А лучше – после каждой поездки. Также от реагентов страдают и подшипники, раза два за зиму втулки колёс и каретку следует разбирать, чистить и смазывать, а иногда и заменять детали, которые успели прийти в негодность.
Смазка на морозе густеет, и это усиливает нагрузку на детали. Поэтому не стоит сильно перенапрягать своего железного коня. От холода многие элементы, такие как резиновые сальники во втулках, замерзают и теряют эластичность, поэтому их также надо чаще проверять и при необходимости менять.
Как правильно смазывать?
Смазка необходима следующим деталям:
- Велосипедной цепи, кассетам и звёздам. Для того, чтобы всё это смазать, достаточно смазать цепь и несколько раз провернуть педали;
- Тросику и шарнирам на тормозах, а также точке входа троса в рубашку. При смазывании этих деталей надо быть предельно осторожным, чтобы масло не попало на обод, потому что в противном случае тормозить велосипед больше не будет;
- В переключателях скоростей необходимо смазать все движущиеся детали;
- Кареточный узел и подшипники колёс лучше всего обработать более густой смазкой.
Чтобы предохранить детали от быстрого износа, их необходимо периодически смазывать. А перед этим следует помыть и тщательно высушить велосипед.
Лучше всего для смазки подойдёт обычный спрей WD-40, однако можно воспользоваться и простым маслом или даже просто солидолом. Некоторые велолюбители покупают специализированные масла в магазинах и точках обслуживания велосипедов.
Для удобства нанесения можно взять шприц. Масла должно быть достаточно, но не слишком много. Нежелательно, чтобы оно текло из всех деталей – это приведёт лишь к быстрому загрязнению. Излишки смазки можно аккуратно вытереть салфеткой.
Как мыть
Чистота – залог не только здоровья, но и хорошего технического состояния велосипеда. Есть 2 основных способа мыть железного коня. Первый – это мыть самостоятельно, дома. Для данной процедуры потребуется: специальный велошампунь либо простое средство для мытья посуды; губка; пара щёток – жёсткая и мягкая; может понадобиться ёршик для мытья бутылок для удаления грязи в труднодоступных местах.
В основном, всё моется губкой с большим количеством воды и моющего средства. Грязь на цепи и других деталях удаляется щёткам и ёршиком. При мытье велосипеда следует соблюдать аккуратность. Нельзя допускать, чтобы вода попадала во втулки колёс и каретку – это может испортить подшипники.
Второй способ – устроить душ в автомойке. Этот вариант очень прост и занимает совсем немного времени, однако содержит некоторые нюансы: следует уменьшить мощность струи, чтобы не повредить мелкие детали и не занести песок в подшипники, а также стараться не попадать водой в вышеупомянутую каретку, сальники вилок и втулки.
Если вы будете следить за своим велосипедом, тщательно мыть и смазывать при первой необходимости, он прослужит вам гораздо дольше и принесёт только положительные эмоции.
10 лучших советов по зимнему уходу за велосипедом
П оездки зимой могут быть сущим наказанием для велосипеда. Снег, дождь, грязь и соль могут быстро вывести его из строя.
Ездите ли вы на велосипеде каждый день, тренируетесь для соревнований или просто катаетесь в выходные дни, необходимо обратить особое внимание на свой велосипед, если вы хотите, чтобы он продолжал исправно служить в течение зимних месяцев.
Здесь вы прочтете 10 лучших советов по зимнему уходу за велосипедом.
10. Держите велосипед в чистоте
Может показаться, что частое мытье велосипеда — лишняя работа, но на самом деле очень важно смыть грязь сразу после поездки, когда она еще не засохла и легко удаляется. Если вы ездите по дорогам, посыпанным гравийной крошкой или солью, особенно важно помыть велосипед как можно скорее, иначе в следующий раз, когда захотите покататься, вы обнаружите на велосипеде ржавчину.
Ведро теплой мыльной воды и хорошая губка или щетка — все, что вам понадобится. Нет необходимости мыть велосипед каждый раз до зеркального блеска, будет достаточно просто смыть основную грязь. Существуют специальные очистители и обезжириватели для велосипедов, которые справятся с грязью быстрее и эффективнее, чем простая вода.
9. Смазывайте цепь
После того, как очистили велосипед, лучшим выбором будет хорошая жидкая смазка. Трансмиссия состоит из множества дорогих частей, и если оставить их не смазанными, они будут быстрее изнашиваться, работать менее эффективно и ужасно скрипеть.
Поэтому не скупитесь на хорошее машинное масло, это поможет цепи работать плавно. Зимой жидкие смазки особенно хороши, потому что они работают достаточно долго и подходят для неблагоприятных условий. Лучше всего смазывать цепь, когда она чистая и обезжиренная, поэтому смазка цепи — это первое, что нужно сделать после мытья велосипеда.
8. Зимние шины
Некоторые производители предлагают шины из резиновой смеси, предназначенные для обеспечения большего сцепления на мокрой дороге, как правило, это более мягкие смеси. Однако мягкий материал изнашивается быстрее. Именно состав материала шин, а не рисунок протектора является ключом к сцеплению шин с мокрой дорогой.
Широкие шины будут лучшим выбором для зимнего времени, так как они могут работать при более низком давлении, обеспечивая дополнительный комфорт и лучшее сцепление с дорогой. Насколько широкие шины вы можете использовать, зависит от велосипеда. Как правило, гоночные рамы не предназначены для шин шире, чем 23 или 25 мм. Для многих туристических и городских велосипедов вполне подходят шины 28 и 32 мм.
Когда вы моете велосипед, внимательно осмотрите шины и удалите гравий, стекло или острые камни, которые могли застрять в протекторе.
7. Давление воздуха в шинах
Если дороги мокрые, можно спустить немного воздуха из шин, это поможет усилить сцепление с дорогой, увеличив размер поля зацепления. Чуть меньшее давление воздуха в шинах также улучшит способность шины поглощать вибрации от езды по неровным дорогам, так что поездка будет более комфортной.
Зимой можно держать давление в шинах на уровне около 6 атмосфер, а при особо мокрых дорогах и меньше. Не нужно повышать давление до максимального в 8 атмосфер, указанного на шине, это всего лишь ориентир, на самом деле нет никакой необходимости повышать давление в шинах больше 7 атмосфер при любых условиях.
6. Предотвращение проколов
Зимой дороги могут быть покрыты стеклом, галькой, осколками, которые просто лежат и ждут, когда ничего не подозревающий велосипедист проедет по ним. Нет ничего приятного в том, чтобы исправлять прокол, стоя под холодным дождем или снегом. Еще хуже в таких условиях стоять и ждать, когда друг привезет необходимый инструмент.
Добавка небольшого количества жидкого латекса в камеру шины может помочь уменьшить прокол, когда что-то острое прорезает шину достаточно глубоко, чтобы повредить и внутреннюю камеру. Вы можете купить защитные полосы, которые проходят между шиной и внутренней камерой. Они добавляют вес и немного снижают эффективность езды, но значительно уменьшают возможность прокола. Некоторые нарезают старую камеру и кладут ее в виде полосы между шиной и внутренней камерой.
Переход на бескамерные шины — еще одно хорошее решение. Хотя они довольно дороги, основное их преимущество в том, что нет внутренней камеры, которую можно проколоть. Когда что-то острое проходит через шину, не только не будет прокола, но герметик среагирует с кислородом и закроет дыру.
5. Брызговики
Один из способов защитить велосипед от грязи и воды – использовать брызговики. Мало того, что они не дают дорожной грязи попадать на человека, они также помогают защитить велосипед, включая тормозные суппорты и механизм переднего переключателя передач, а также подшипники в рулевой колонке.
Если рама велосипеда разработана с учетом установки брызговиков, то набор традиционных полноразмерных брызговиков станет хорошим капиталовложением. Они обеспечат максимальную защиту вам и вашему велосипеду. Если у вас нет креплений на раме, не волнуйтесь,, существует множество брызговиков, просто закрепляющихся на раме хомутами. Их преимущество в том, что они очень легкие.
4. Избегайте ржавчины
Обработка компонентов, которые могут быстро ржаветь в неблагоприятных зимних условиях, антикоррозийным средством, например, ACF50, поможет велосипеду без проблем пережить зиму, а вам быть уверенным, что под слоем грязи вы обнаружите сверкающую машину, которая только ждет теплой мыльной воды.
3. Регулярное техническое обслуживание
Зима ускоряет процесс износа механических компонентов, так что стоит регулярно проверять их, минимум раз в месяц, но если вы предпочитаете длинные прогулки, то чаще. Тормозные колодки изнашиваются гораздо быстрее в плохих условиях, так что им необходимо уделить особое внимание. Большинство тормозных колодок имеют индикатор износа, поэтому будет не сложно следить за их состоянием. Также стоит регулярно проверять их состояние, чтобы убедиться, что они изнашиваются равномерно, и удалять песок, попавший в пазы.
Если у вас дисковые тормоза, может оказаться проще снять колесо, чтобы иметь возможность более близкого осмотра тормозных колодок. В зимний период металлокерамические колодки предпочтительнее органических, так как они медленнее снашиваются и служат дольше.
Пока проверяете тормоза, обратите внимание на состояние ободов. Стали ли они очень вогнутой формы? Это признак износа обода, и из соображений безопасности не стоит ездить с ободами, имеющими резко вогнутые стенки.
Зимой трансмиссия особенно страдает, а это самая дорогая часть велосипеда. Единовременная замена цепи, кассеты и цепной системы сильно ударит по бумажнику. Однако простым способом продлить срок службы передних звездочек и кассеты является регулярная замена цепи.
Регулярная замена цепи поможет сэкономить деньги в долгосрочной перспективе, и это намного дешевле, чем покупать новую кассету звездочек и передние звезды, когда они одновременно износятся. Некоторые велосипедисты заменяют цепь каждые 3 тысячи километров, если отслеживают дистанцию. Либо можно купить специальный инструмент для проверки износа цепи, который несмотря на свою дороговизну, может в будущем сэкономить вам деньги.
2. Проверка тросов переключателя передач и тормозов
Вода может попасть в трос переключателя передач и тормозной трос, что с течением времени приведет к снижению производительности переключения передач и эффективности торможения. Замена тросов через регулярные промежутки времени относительно недорогая процедура, и может принести много пользы. Снятие тросов, их очистка и смазка могут снова вернуть их к жизни.
Тормозные тросы часто не предполагают обслуживания, но многие производители предлагают тормозные тросы и тросы переключателя передач, предназначенные для суровых условий, которые будут прекрасно работать и зимой.
1. Скользкое покрытие
Хорошим советом, как предотвратить налипание грязи к раме и другим компонентам, является применение широко доступного силиконового спрея, который можно использовать на раме и частях трансмиссии, создавая скользкую поверхность, к которой грязь просто не может прилипнуть.
Однако убедитесь, что спрей не попал на рабочую поверхность тормозов. Также на раме можно использовать автомобильный воск для более толстого покрытия.
Как обслуживать велосипед зимой – видео
Другие попросту ездят на работу или соревнуются на велосипеде круглый год. Не надо думать, что они уже застудили мозги и теперь от них можно ожидать всего. Если раньше зимой возле проходной какого-нибудь завода стояло обычно два-три мотоцикла, то теперь их было значительно больше. Просто стало больше велолюбителей зимних поездок. Но я все рано не могу понять, какое можно получить удовольствие, сидя в жестяной коробке на колесах. А от двух колес велосипеда наслаждение получаешь по полной программе!
Главное не забывайте о теплой, но легкой одежде и перчатках. На лицо подойдет лыжная маска.
Если летом модно позволить себе ездить на не идеально работающем велосипеде, то зимой – нет. Масло для цепи лучше взять пожиже, или просто плеснуть туда немного керосина. Тросики тормозов и скоростей обязательно смазать, лучше всего кремнийорганической (силиконовой) смазкой – на морозе они могут примерзнуть или стать “резиновыми. Не забудьте про шипованные покрышки.
Уделяйте больше внимания зимней технике велосипедного вождения. Основное правило здесь – все делать осторожно, точно и аккуратно. Лед и снег ошибок не прощают. Хотя падать не так больно, как на асфальт, но сумет ли затормозить на скользкой дороге идущий следом “КамАЗ” – это еще вопрос. Точнее, даже не вопрос. Поэтому заповедь номер один – не наглеть, уступать дорогу всем, кому только можно. Понимаю, что многим это будет тяжело, а что делать? Больной вопрос – троганье с места. Мой способ такой: резко стартовать не имеет смысла.
колею – резко (и точно!) съезжайте в нее и двигайтесь точно по ее центру. Вот где нужно ювелирно точное управление рулем! При возможности выбирайтесь, слегка наехав на один край колеи, а потом резко выезжайте в другую сторону. Смотрите за задним колесом: если оно не может легко выбраться из колеи, сразу опять съезжайте в нее, иначе велосипед развернет, и он упадет под идущую следом машину. Не беда, что они едут следом и сигналят – вас это не касается. Надо будет – объедут, вы свое летом возьмете.
Трамвайные пути переезжайте очень медленно, выставив ноги – как поведет себя холодная резина на скользком железе – никто не знает, даже она сама. Лучше объезжать их с краю, по снегу, а не по льду. Снежные заносы наоборот, форсируйте с разгона, сбрасывая скорость по мере их преодоления.
Очень коварны для велосипеда остатки снега после снегоуборщиков: среди рыхлого снега могут таиться глыбы льда и твердого снега. Прочитав все вышесказанное, можно подумать, что зимняя езда на велосипеде – ужас и кошмар. Это не так, самое страшное случается летом, когда веришь в хорошее сцепление велосипедной резины с асфальтом. Самое главное зимой – не думать, что, покатавшись пару дней, становишься профессионалом. Основные навыки приходят через месяц – другой ежедневной езды, а полная уверенность – как минимум через два года.
Многие велосипедисты все же бросают велосипеды во дворах частных домов на всю зиму, конечно на удивление таких владельцев, байки ездят на следующий сезон, но насколько долговечны они после таких зимовок сказать сложно.
Конечно, лучше всего, когда есть теплый капитальный гараж / бокс / склад, в котором вполне комфортно можно расположить свой велосипед на зимнее хранение.
Помещение для зимовки велосипеда, должно быть сухим и чистым, это одно из самых главных критериев, лучше если помещение отапливаемое или есть хотя бы свет, наличие вентиляции так же необходимо (иначе первого параметра – сухости, просто не будет).
слишком старые, за одну зимовку в закрытом помещении покрышки не потрескаются и не «задубеют» – проверенно! Правильнее всего поставить покрышки на деревянные бруски – но обязательно удостоверьтесь в безопасности такой установки велосипеда, и еще раз повторяюсь – спустите давление на половину. Кожаное седло лучше обработать влагоотталкивающим спреем продается в любом обувном магазине. Не используйте полироль для кожи, седло после такой обработки останется скользким на всегда!
Седло, велофару, приборную панель с компьютером – лучше закрыть чехлом, чехол следует подвернуть, т.е. не закрывать нижнюю часть
Как ухаживать за велосипедом зимой
Можно ли кататься на велосипеде зимой без вреда для себя и велосипеда? Конечно, можно, если знать правила ухода за велосипедом зимой, а так же особенности зимней езды. Если вы правильно подготовите и себя и свой велосипед к зимнему катанию, то сможете с комфортом прокатиться даже в мороз.
Тормоза при зимней езде на велосипеде
Самый идеальный вариант для езды по зимним дорогам – дисковые гидравлические тормоза, установленные на оба колеса. Если такой вариант тормозов невозможен по какой-либо причине, можно кататься на механических тормозах. Если на вашем велосипеде стоят хорошие тормозные колодки, вы можете кататься и на V-брейках, главное делайте это аккуратно, и не превышая скорости.
Из школьного курса физики все мы знаем, что зимой тормоза начинают работать иначе, совершенно не так, как это происходит в сухую погоду, при этом эффективность тормозов снижается.
Тормоза V-брейк, из-за обледенения обода срабатывают не сиюминутно, для отклика нужны 1-2 оборота колеса.
Чтобы тормоза работали более эффективно, их нужно время от времени «сушить», для этого нужно несколько раз слегка притормозить, но продолжить педалирование, при этом колесо должно прокрутиться несколько раз с прижатыми колодками. Так вы очистите обода ото льда и снега, и тормоза будут работать гораздо лучше. Постарайтесь хотя бы 1 раз в час, особенно после того как проедете места с глубоким снежным покровом.
В ситуации с дисковыми тормозами эти же действия стоит совершать после того, как вы проехали места с глубоким снегом, а тормоза и диск забились снегом.
Переключатели передач при зимней езде на велосипеде
Когда пружины переключателей забиваются снегом, переключатели перестают работать в привычном режиме. Для переключения цепи с больших на маленькие звезды не хватает усилия возвратной пружины, чтобы переместить рамку переключателя в необходимое положение. На велосипедах с бюджетным оборудованием это может привести к тому, что будет действовать только одна скорость, но сами переключатели не выведет из строя. Если вдруг такая ситуация всё же произошла необходимо удалить влагу из переключателей, для этого после каждой поездки нужно смазывать все шарнирные соединения переключателей смазкой типа WD-40.
Ещё одной причиной сбоя работы переключателей может стать образование воды под рубашками тросов. Когда вы выезжаете на мороз, вода замерзает и препятствует свободному перемещению тросов. Во избежание этой ситуации нужно ещё до морозов, желательно при первом понижении температуры, тщательно смазать тросы переключателей, а после регулярно смазывать аэрозольной смазкой места входа троса под рубашку.
Покрышки при зимней езде на велосипеде
Если говорить о безопасности, то самый оптимальный вариант – покрышки с металлическими шипами, которые хорошо выдерживают даже накатанный лёд. Они имеют достаточно высокую цену, но за комфортную езду на них можно и подкопить денег на покупку. О моделях вас проконсультируют в любом веломагазине, как вариант NOKIAN WXC 300. Большой их плюс – самоочищение.
Бюджетные покрышки тоже, как вариант, но на шипах в два ряда можно ездить только по снегу, на обледенелых участках дороги такая езда может быть крайне опасной, протектор быстро забивается и только усугубляет положение.
Давление в шинах зимой лучше уменьшить, вы сразу обратите внимание на то, что ехать стало легче. Если велосипед вы храните в теплом месте, то при попадании на мороз давление в шинах снизится из-за перепада температур.
Ходовая часть при зимней езде на велосипеде
Зимой очень быстро приходят в негодность все узлы велосипеда, особое внимание нужно обратить на цепь, так как из-за реагентов, которыми посыпают улицы, она изнашивается особо быстро, ржавеет и портится. Выход один – постоянная смазка цепи, после каждого катания. Если вы храните велосипед в неотапливаемом помещении, необходимо обязательно перед каждой смазкой подогревать масло примерно до 40 градусов. При активной езде на велосипеде нужно 2-3 раза за зиму разобрать втулки колес и каретку, осмотреть подшипники и заменить смазку.
Постарайтесь не ездить на высоких скоростях и высоких передачах, так как зимой ход велосипеда становится тяжелее из-за того, что смазка в подшипниках становится более густой, нагрузка на них становится больше, и они быстрее изнашиваются.
Амортизационные вилки при зимней езде на велосипеде
Для зимней езды самый лучший вариант вилки с пружинно-масляным или воздушно-масляным амортизатором, перед наступлением холодов необходимо произвести замены масла на более жидкое.
Многие зимой пересаживаются на фетбайк – это, пожалуй, одно из самых лучших решений для зимы.
Зимой на велосипеде
Особенности подготовки и езды на велосипеде в зимнее время
Велосипед, как многие могут подумать, не только летнее средство передвижения. С каждым годом на улицах своего города мы видим все больше людей, для которых зима – не помеха. Если вы решили примкнуть к их рядам, то наверняка у вас есть масса вопросов:
– как подготовить велосипед к зиме?
– как одеваться перед выездом?
– как правильно ездить на велосипеде зимой?
Мы подготовили ответы на все вопросы, которые могут у вас возникнуть перед первым зимним выездом.
Преимущества и особенности катания зимой
Зимнее катание на велосипеде имеет свои преимущества и особенности, которые необходимо учитывать при подготовке и эксплуатации велосипеда.
Плюсы зимнего катания:
- Под падающим снегом зимой кататься намного приятнее, чем под дождем летом. Зимний мороз переносится легче, чем летняя жара и, если вы замерзли, то можно просто ускориться и согреться. Летом же интенсивная езда наоборот может приводить к дискомфорту от жары. Хотя, надо заметить, одежда велосипедиста должна быть адекватной в любое время года.
- Летняя дорога с ямами и лужами зимой преображается. С другой стороны, асфальтированная дорога, на которой летом не было ям и колдобин, зимой покрывается льдом.
- Все, что летом может привести к проколам колес (гвозди, стекла и т.п.), зимой оказывается под снегом.
- На мягком снегу резина изнашивается меньше, чем при езде по асфальту.
- Зима – хорошее время для тренировки навыков катания в экстремальных условиях – по аналогии с экстремальной ездой на автомобиле.
Однако есть и особенности, которые надо учитывать:
- При отрицательных температурах смазка в подшипниках густеет, из-за чего и ход велосипеда становится тяжелее, а накат менее эффективным.
- Когда велосипед перемещается из отапливаемого помещения на мороз, то давление в шинах заметно падает. Необходимо иметь это в виду и при необходимости подкачивать камеры.
- Зимой темнеет существенно раньше чем летом, поэтому стоит позаботиться о дополнительных светоотражателях. Фонари лучше использовать очень аккуратно, поскольку на морозе элементы питания могут окислиться.
- Велокомпьютеры зимой лучше не использовать, поскольку их жидкокристаллические экраны перестают воспроизводить информацию при отрицательных температурах.
- Стоит снять все пластмассовые детали, без которых можно обойтись – пластмасса на морозе становится очень хрупкой и есть риск их сломать.
- Крайне важно избегать резких торможений с последующей блокировкой колеса, а также резких поворотов на высокой скорости.
- Не следует мыть велосипед перед тем, как собираетесь выйти на улицу – он мгновенно обледенеет, и, что самое важное, могут перестать работать тормоза и другие узлы велосипеда.
- Трение, а если правильнее выразиться, сцепление покрышек с дорогой зависит от температуры. Чем ниже температура воздуха, тем лучше сцепление. И напротив, когда температура ближе к нулю, на дорогах образуется «каша», то уровень сцепления значительно хуже.
- При движении велосипедные покрышки интенсивно деформируются. Часть этой энергии переходит в тепло и нагревает шину, в результате чего колеса меньше «дубеют» и лучше катятся. Поэтому зимой лучше кататься в умеренно быстром темпе. К тому же хорошая скорость позволяет согреваться на морозе.
Зимняя экипировка велосипедиста
Хорошая теплая одежда – обязательное условие при езде на велосипеде зимой. Важно подбирать такую одежду, в которой вам будет безопасно и комфортно кататься. Зимняя одежда для велосипедиста должна отвечать следующим требованиям:
- Не должна стеснять движений и мешать управлению.
- Не должна уменьшать обзор.
- Не должна быть слишком теплой или слишком холодной.
- Должна быть непродуваемой и непромокаемой.
- Должна быть заметной для водителей автомобилей и пешеходов.
Подход к выбору одежды должен быть таким, чтобы сначала, как только вы выйдете на улицу, вам было прохладно, и чтобы через пять-десять минут активного катания вы хорошо согрелись, но при этом не вспотели. Потеть на морозе крайне нежелательно, поскольку если вы вспотеете, то просохнуть сможете только в теплом помещении. Если все же нижняя одежда стала мокрой, то следует ехать без остановок, не давая себе остыть.
Для езды на велосипеде в зимнее время вам понадобится:
– куртка
– нижняя одежда
– штаны
– шапка и шлем
– обувь
– перчатки
– очки
Лучше одеваться «слоями», то есть надевать несколько слоев легкой одежды.
Первый слой – термобелье. Задача нижнего слоя одежды – сохранять тепло и отводить влагу. Нижнее белье из хлопка нежелательно, так как в нем тело быстро потеет и хлопок, впитывая влагу, не дает ей испаряться. Лучше выбирать термобелье известных марок.
Второй слой – утепляющий. Оптимальный вариант – флисовая толстовка. Флис обладает отличными теплоизоляционными качествами, износостоек, отлично выводит влагу, быстро сохнет и очень приятен на ощупь.
И, наконец, третий слой – непромокаемая и непродуваемая куртка или ветровка. Задача верхней одежды состоит в защите от ветра и снега. Однако, не переусердствуйте с верхним слоем: он не должен быть слишком теплым, а также должен позволять «дышать» вашему телу.
В качестве первого слоя рекомендуем также использовать термобелье. Вторым слоем можно надевать штаны для беговых лыж – они непродуваемы, хорошо защищают от влаги и достаточно узки, а значит не будут мешать вам при движении.
Для зимнего катания вполне подойдут треккинговые ботинки с теплым носком. Также можно обратить внимание на бахилы из специальных материалов, которые помогают удерживать тепло. Важный момент – во время катания стопы находятся почти без движения и при низких температурах начинают мерзнуть даже в теплой обуви. Если вы начали чувствовать, что ноги замерзают, остановитесь и энергично походите-побегайте несколько минут.
Шапка и шлем
Как и летом, большое внимание следует уделить безопасности и не забывать про шлем. Для головы также важно обеспечить защиту от холода и ветра. Идеальная «одежда» для головы – балаклава из специальных материалов, которую можно найти в спортивных магазинах. Выбирая шапку или балаклаву, учитывайте, что поверх должен без проблем надеваться шлем.
Перчатки
Можно использовать флисовые перчатки или не слишком громоздкие горнолыжные. Важно, чтобы рукам было тепло и чтобы при этом переключение скоростей и управление тормозными ручками было удобным.
Для защиты глаз стоит надеть горнолыжные или мотоциклетные очки, при этом дужки очков должны быть пластиковыми, так как металл на морозе может примерзнуть к коже.
Подготовка и обслуживание велосипеда зимой
Каждому автовладельцу хорошо известно, что к зиме нужно готовиться, а вот как подготовить велосипед к зиме – вопрос не самый простой. Конечно, устройство велосипеда куда проще автомобиля, но и за ним нужно тщательно ухаживать, готовить его к зимнему катанию. Многие опытные велосипедисты, кстати, имеют второй велосипед для катания в зимнее время. У такого велосипеда обычно более скромная навеска и, зачастую, жесткая вилка.
Желательно перед тем, как выехать на улицу, подержать велосипед 10-15 минут в подъезде, чтобы рама «привыкла» к холоду. То же самое рекомендуется делать по возвращении для более плавного изменения температур. Резкие перепады нежелательны. Также необходимо очищать раму от снега, льда и соли, потому что если на ней есть сколы или царапины, они могут быть подвержены коррозии. Лучше всего их сразу же зачищать, обезжиривать и подкрашивать.
Для зимнего катания подходят вилки с пружинно-масляным или воздушно-масляным амортизатором, а также жесткие вилки. Амортизационные вилки очень не любят соль, поэтому их стоит тщательно очищать сразу же после каждой поездки по городу. Вилки с эластомерными амортизаторами на холоде работают плохо, поскольку эластомер затвердевает и теряет упругость. Стоит заметить, что некоторые предпочитают ставить на зиму жесткую вилку – катание по снегу и так не слишком жесткое, да и хорошую амортизационную вилку можно поберечь.
Тросики и рубашки
Перед началом зимнего сезона стоит проверить состояние тросиков и рубашек. Неисправные тросики и рубашки могут стать причиной невозможности переключения скоростей или, что намного хуже, срабатывания тормозов. Часто встречающаяся причина нарушения работы переключателей и тормозов – попадание влаги внутрь рубашек тросов и замерзание ее там. В результате чего трос может совсем примерзнуть и перестать двигаться. Во избежание этого необходимо периодически смазывать тросы и места их входа в рубашки.
Тормоза
В условиях зимнего катания наиболее предпочтительны дисковые тормоза – гидравлические либо механические – они надежны, эффективно работают в любых, даже очень неблагоприятных, погодных условиях. Конечно, можно кататься и с ободными тормозами, однако делать это надо крайне осторожно, поскольку эффективность ободных тормозов в зимнее время сильно снижается. Связано это с тем, что колодки и обод обледеневают, и при торможении колодки просто проскальзывают по ободу.
Переключатели передач
Зимой переключатели могут перестать работать, если в них набьется снег или лед. В этом случае переключатель просто застревает в одном положении. Чтобы минимизировать такую вероятность, необходимо обрабатывать переключатели смазкой (например, WD-40), которая обладает влагоотталкивающими свойствами.
Один из самых уязвимых зимой компонентов велосипеда – это цепь. При катании в цепь набивается смесь снега, соли, песка и дорожных реагентов. И если периодически не чистить и не смазывать цепь, она может быстро заржаветь.
Покрышки
В зимнее время можно кататься на обычных покрышках, но, с точки зрения безопасности и большего комфорта, стоит обратить свое внимание на зимние шипованные покрышки для велосипеда. Шипованная резина различается по структуре, рисунку протектора, а также по количеству шипов и рядов расположения шипов на покрышке. На самых продвинутых покрышках размещается до 350 шипов в 3-4 ряда по центру и в боковых частях протектора шины. На такой резине можно уверенно ехать даже по льду. Однако, если вы не планируете такого экстремального катания, можно обойтись и покрышками с 50-200 шипами, размещенными в два ряда.
Камеры
Как уже было сказано, необходимо учитывать, что на холоде давление в шинах падает. Однако не стоит их и перекачивать. Пусть лучше они будут немного проминаться под вашим весом – так площадь соприкосновения с заснеженной дорогой будет увеличиваться.
Крылья
В условиях города есть смысл установить на свой велосипед полноразмерные крылья для лучшей грязезащиты. При катании же за городом, где снег чистый, можно обойтись и обычными легкими быстросъемными крыльями.
Световые приборы
Зимой очень короткий световой день, поэтому следует позаботиться о световых приборах для того, чтобы и обеспечить себе хорошую видимость, и быть заметным для пешеходов и автомобилистов. Сзади можно установить мигающий фонарь на светодиодах. На руль также можно поставить фонарь со светодиодными или галогеновыми лампами. Если вы запланировали длинный маршрут в темное время, то стоит помнить, что при низких температурах «батарейки» садятся гораздо быстрее. Также не помешают дополнительные спицевые светоотражатели и одежда со светоотражающими элементами.
Обслуживание велосипеда
В зимний сезон все компоненты велосипеда подвергаются повышенным нагрузкам и быстро изнашиваются, ржавеют, разрушаются. Это происходит по причине неблагоприятных внешних воздействий – снег, лед, соль, реагенты делают свое губительное дело. Отрицательная температура приводит к загустеванию смазки во всех вращающихся узлах, из-за чего может нарушаться их работа, и они могут стираться и даже разрушаться. Поэтому после каждой зимней вылазки на велосипеде необходимо тщательно его приводить в порядок – чистить и смазывать.
Техника катания зимой
Если у вас нешипованная резина, а на улице гололед, то лучше отложить велопрогулку. На такой резине можно вполне комфортно кататься по свежевыпавшему или утрамбованному снегу – и относительно безопасно, и удовольствие получите.
На резине с небольшим количеством шипов (до 150) можно передвигаться уже смелее и в более неблагоприятных дорожных условиях. Но не стоит делать резких движений, резко тормозить – несмотря на наличие шипов, очень легко отправить велосипед в занос. Самое же комфортное и безопасное катание – на шинах, имеющих большое количество шипов (до 350), расположенных в четыре ряда. На таких покрышках можно даже ездить по льду.
На любых покрышках следует избегать езды под боковым уклоном – лучше объезжать такие места, либо спешиться и пройти этот участок дороги пешком.
Необходимо все время поддерживать тормоза в состоянии готовности. Для этого надо слегка нажать на тормоз во время движения и проехать с нажатой тормозной ручкой несколько метров. Сначала тормозные колодки будут проскальзывать, а потом начнут цеплять диск или обод. Это стоит делать каждые 10-20 минут, чтобы тормоза были постоянно в состоянии готовности.
Тормозить зимой нужно мягко и прерывисто, иначе велосипед может уйти в занос. Первым лучше нажимать задний тормоз, затем мягко – передний.
И напоследок – несколько рекомендаций:
- зимой лучше ездить по плотно утрамбованному снегу
- не ездите по колеям и старайтесь не ездить по снежной шуге
- поворачивайте плавно, по большому радиусу, избегайте резких поворотов
- не выезжайте на автомобильные дороги – это крайне опасно в условиях суженной проезжей части, недостаточно хорошей видимости, наличия колеи – все это в разы повышает риск аварийных ситуаций
- старайтесь не делать резких движений
- всегда будьте готовы к тому, что под колесами окажется лед, держите руки на тормозных ручках, чтобы успеть вовремя сбавить скорость
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
пятница, 6 октября 2017 г.
Езда на велосипеде зимой и уход за велосипедом при езде зимой
Даже в зимний период на велосипеде можно кататься с комфортом (температура должна быть не ниже -15), но все-таки это весьма необычное средство передвижения для такого времени года, поэтому к зиме его нужно подготовить.
Одежда и обувь
В первую очередь вам следует сменить привычную для вас летнюю одежду на что-то более теплое и уютное. Помните,что на морозе и холоде самое опасное – это остыть после того,как взмок ). Поэтому , зимнюю одежду стоит выбирать так, чтобы сильно не перегреваться при нагрузке, т.к. остановившись на несколько минут уже рискуешь).
Одежда должна пропускать воздух, вентилироваться, и быть достаточно теплой. Лучше всего поддевать под обычную осеннюю одежду тонкие ШЕРСТЯНЫЕ вещи. Не одевайтесь как капуста 🙂 ….Много одежды- это неудобно и тяжело, сковывает движения.
Еще есть такая интересная вещь, как термобелье. Найти его можно в спортивных магазинах и магазинах экипировки,таких как Сплав.
Очень сильно на морозе обычно мерзнут руки и ноги. На руки можно также одеть шерстяные перчатки,а на них сверху обычные байкерские,или же можно сразу купить утепленные велосипедные перчатки.
С ногами все сложнее – если одеть высокие ботинки ,как берцы ,то в них очень неудобно крутить педали, да и подошва у них будет плохо цеплять шипы на педалях, а ноги будут соскальзывать. Сами понимаете, что это опасно. Лучше одеть обычные кросовки, но на несколько теплых носков. Получается довольно удобно и тепло.
Защитные очки
От холодного ветра они очень быстро начинают болеть и слезиться. Мало того, это элементарно вредно.
Можно одеть маску, но там где маска,там и фулик). А если вы не собираешься пулять какие-то темы,а просто катаетесь по лесу, аля лайтец, лучше купите себе спортивные очки.
Для солнечных дней, когда снег (если таковой имеется)) искрится на солнце,хорошо чтобы очки (или маска) были с затемнением. Зимой солнце кажется еще более ярким, чем летом.
Дыхание
При катании,следует внимательно следить за своим дыханием. В морозный день вдыхать следует только через нос,и никак не через рот,даже если чувствуете,что не хватает воздуха,не позволяйте себе “пыхтеть”. Пара таких вдохов и минимум бронхит вам обеспечен. Если воздух очень холодный,старайтесь не делать глубоких вдохов.
Тормоза
Оптимальный вариант – оборудование колес дисковыми гидравлическими тормозами. Но если финансы ограничены, то сойдут и механические тормоза, либо можно установить дисковый тормоз на одно колесо – переднее. Если велосипед оснащен качественными тормозными колодками, то можно ездить даже с V-BRAKE, главное не быстро и осторожно, ведь зимой эффективность тормозов падает.
Периодически (минимум раз в час) «просушивайте» тормоза во время езды, особенно после движения по участкам с глубоким снегом – притормаживайте, не прекращая крутить педали.
Покрышки
Лучше всего для зимы подходят шины с частыми шипами из металла (четырехрядные покрышки), которые позволяют уверенно чувствовать себя даже на льду.
Можно использовать и более бюджетные двухрядные покрышки. Если вы планируете ездить по утрамбованному снегу безо льда, то можно установить еще более простые, но помните дешевые шины непонятных фирм лучше не ставить – при минусовых температурах некачественная резина становится неэластичной и растрескивается.
Шипованную покрышку можно изготовить самому, ввернув в простую покрышку изнутри как минимум сотню шурупов. Шипы не должны выступать больше, чем на 1-2 мм.
Не накачивайте колеса слишком сильно, лучше немного уменьшить давление, тогда ход велосипеда будет легче. Если вы храните велосипед в отапливаемом помещении, то когда он окажется на улице, давление уменьшится само по себе из-за перепада температур.
Обратите внимание на свою резину. Думаю, без лишних пояснений понятно, что катание на лысой, потёртой резине, а также на сликах, зимой – дело не очень хорошее. На грунте держать она не будет, лёд – это вообще смертельно )…Точнее, не хочу вводить вас в заблуждение, ехать спокойно по асфальту, да и даже по грунту, и снегу, можно вполне нормально…Но стоит немного разогнаться, байк начинает бросать …Намного лучше ситуация обстоит с широкой грязевой резиной…Например,я катаюсь на резине Нокиан, она очень уверенно удерживает и грязь,и неглубокий снег,и даже мёрзлую почву со льдом…Но если вы хотите добиться 100% контролируемость, купите зимнюю резину…Есть варианты с железными шипами, что позволяет полностью сохранять управляемость на открытом льду.
Ходовая часть
Зимой детали велосипеда изнашиваются быстрее, больше всего достается цепи — она ржавеет. Мыть и смазывать цепь нужно как можно чаще, через каждые 2-3 дня или 50-100 км.
На каретке, втулках колес, а также рулевой колонке зимнее катание тоже сказывается негативно. Если велосипед эксплуатируется часто, то следует два раза за зиму разобрать втулки колес и каретку для осмотра подшипников и если возникнет необходимость заменить смазку.
Переключатели передач
Зачастую переключатели перестают нормально функционировать из-за попадания в их пружины ледяной крошки и снега.
Для устранения этой проблемы вполне достаточно после катания обрабатывать все соединения переключателей смазкой типа Унисма, WD-40, или смазкой с тефлоном.
Амортизационные вилки
Если на велосипеде установлена вилка с эластомерным амортизатором, то будьте готовы к тому, что эластомер замерзнет и вилка станет жесткой. Если вилка качественная, то от мороза она не сломается и бояться нечего.
Для зимней езды лучше всего подойдут вилки с воздушно-масляным или с пружинно-масляным амортизатором.
Бортовое освещение
Зимой зачастую приходится ездить в сумерках или в темноте.
Согласно ПДД, спереди и сзади на велосипеде должны быть установлены светоотражатели или лампы красного и белого цвета, а по бокам — светоотражатели оранжевого цвета.
Фонари с лампой накаливания самые дешевые и хорошо освещают путь, но потребляют больше энергии, если сравнивать со светодиодными фонарями.
Если вы ездите по освещенным улицам, то приобретите светодиодную фару, работающую от пальчиковых батареек.
Фонари с галогенными лампами светят на 20-50 метров, но и энергопотребляемость у них гораздо выше, они работают от аккумулятора, которого хватает на несколько часов. Минусы таких фар — большой вес и высокая стоимость.
Фару нужно отрегулировать правильно – световое пятно должно находиться в 5-10 метрах от велосипеда.
Если вам приходится выезжать на дороги, то сзади нужно установить красный светодиодный фонарь. Обычно эти фонари имеют несколько режимов — непрерывный или мигающий. Мигающий режим позволяет экономить энергию батареек, но водители автомобилей не всегда воспринимают его адекватно.
Боковые светоотражатели оранжевого или желтого цвета обычно устанавливают на спицах колес, они делают велосипед заметным на дороге.
Особенности зимнего катания
По возможности ездить нужно по ровной твердой поверхности, старайтесь выбирать участки с утрамбованным снегом или сухим асфальтом. Если на велосипеде установлены шины с металлическими шипами, то даже на раскатанном льду можно ездить комфортно, однако резких маневров все-таки нужно избегать.
Осторожно передвигайтесь по дороге с колеями — колесо с грунтозацепами может легко выбраться лишь из неглубокой колеи.
По свежему снегу кататься можно весьма уверенно, если высота снега менее 10-15 см. Колеса под весом велосипедиста продавливают снег до твердой земли, и шины с шипами получают хорошее сцепление с грунтом, ход велосипеда при этом становится более тяжелым.
Если снег глубже, то колеса до земли не достают, они начинают пробуксовывать на подъемах.
На рыхлом снегу и на так называемой снежной каше, там, где много ходят или ездят, но не чистят, велосипедисту труднее всего, его водит из стороны в сторону. Особенно аккуратным нужно быть на тех участках, где ездят автомобили.
На автомобильных дорогах, проезжая часть в зимний период сужается и самая удобная обычно для велосипедиста часть дороги — правый ряд – как правило, оказывается покрытой этой самой кашей, на которой буксуют даже автомобили. Можно двигаться по самому правому краю расчищенного асфальта, но здесь вы уже можете помешать движению автомобилей. К тому же, вся грязь, от проезжающих авто, будет лететь прямо на вас.
При езде по дорогам будьте особенно осторожны возле остановок, от частых торможений на них могут возникнуть довольно скользкие наледи.
Старайтесь по возможности пользоваться тротуарами.
Идеальное место для зимней езды – дорожки в парках. Снег там утрамбован, на узких извилистых тропках хорошо оттачивать умение ездить.
В общем, для истинного любителя катания на велосипеде зима не страшна, и снаряжение не так уж важно, главное позитивный настрой и боевой дух.