Тормозная жидкость росдот: состав, отзывы
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Тормозная жидкость росдот: состав, отзывы

Тест тормозных жидкостей: какую тормозную жидкость выбрать чтобы не стать колом

Можно ли ожидать подвоха от тормозных жидкостей? Мы подвергли всесторонним испытаниям 14 образцов, а заодно ответили на часто задаваемые вопросы о «тормозухе».

Brake.49

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста — определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при —40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов — примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

109_1

109_2

109_3

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень — это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы — для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма — для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы — это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

111_2

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при —40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, — но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

Какую купить тормозную жидкость — DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас — DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

Тормозная жидкость TRW или ROSDOT

Решил поменять тормозную жидкость, на «шедевр» немецкого химпрома ТЖ от бренда TRW. С новой тормозухой машина откатала 1000 км без проблем. Торможение уверенное, педаль стала чуть плотнее, изменений цвета или осадка с мутью не наблюдается.

Уже на протяжении четырёх лет заправляю свой автомобиль тормозной жидкостью TRW вместо стандартной DOT 4. Примечательной особенностью данной жидкости является то, что срок

эксплуатации сальников суппорта поршня увеличился в полтора раза и педаль тормоза в сильные морозы не дубеет. Что касается гигроскопичности, то она лучше, чем у ДОТ4 и к тому же цена приемлемая.

Перед поездкой на море решил заменить тормозуху, но глянув на ценник в сервисе, было принято решение делать “старым дедовским методом”, то есть самому, тем более жена научилась нажимать на педальку заданное количество раз. Выбран день пожарче, чтобы контакт с воздухом был минимальной влажности и всё сделал. На протяжении более 1000 км изменений в поведении тормозной системы не выявила. Тормоз уверенный, педаль стала чуть плотнее, изменений цвета или осадка с мутью не наблюдается.

Что-то мне такая тормозуха не понравилась. Был Мотюль, потом так получилось, что поменяли на Росдот купленный на заправке. Ночь машина стоит на теплой парковке и все нормально. День машина стоит на улице на морозе и педаль становится очень жёсткая.

После 30-40 минут в пробках все приходит в норму. Планирую опять произвести замену на Мотюль.

Тормозная с черепахой РосDOT4 не понравилась, кисель, не льется, хотя должна продавливаться.

Весной 2019г менял в Ниссане заливал Российскую жидкость росдот с наклейкой черепашки. Летом приобрёл тестер тормозной жидкости, сделал замеры и офигел. Эльф два процента влаги (меньше года в системе), росдот два процента всего четыре месяца в системе.

Мерею ту, что осталась в канистрах Эльф 0 процентов, росдот два процента (новая с содержанием влаги). Всегда раньше менял жидкость только на Кастрол и себе и друзьям и родным, отзывы только положительные (тормоза становились мягкие) очень хорошее и предсказуемое нажатие.

Не сочтите за рекламу Кастрола, но это факт проверенный на себе.

Долго мучился, решил разобраться в вопросе с жижами, в итоге выбрал на пробу ROSDOT 6. 2-ю зиму езжу, разница с DOT 4 огромная. До -5 педаль нажимается как летом, ABS срабатывает быстрее, тормозной путь с ABS уменьшился.

Тосол-синтез Росдот 6 пользуюсь уже больше 5 лет и остаюсь доволен. Цена не самая низкая, но качество оправдывает свою стоимость. Черепашка отвечает всем ожиданиям и моим потребностям, а еще подкупает, что она не выкипает как аналоги и срок ее использования намного дольше.

Тормоза работают с ней отлично, машина быстро останавливается, без особых усилий в любое время года, что в свою очень обеспечивает безопасность на дороге, а это самое главное.

Rosdot 4 class 6 пользую, все хорошо. Лукойл тоже нормуль.

Пробовал жидкость TRW, за три года цвет лишь слегка поменялся, но тормоза были ощутимо хуже на ней.

Напишите свой отзыв

Помогите другим – расскажите о своем опыте эксплуатации запчасти.

  • Vectra
  • Mokka
  • Antara
  • Astra
  • SPORTS TOURER
  • Meriva
  • Zafira Tourer

Проголосовал ЗА воздушный фильтр SAKURA на странице рейтинга

У автоодеял AVTOGRELKA только 7 отзывов. Возможно, Вы добавите еще один?

У тормозных колодок Fomar только 7 отзывов. Возможно, Вы добавите еще один?

У дефлекторов GENERAL MOTORS только 2 отзыва. Возможно, Вы добавите еще один?

У набора инструментов FORSE только 25 голосов! Рекомендуете?

У тормозной жидкости LIQUI MOLY только 30 голосов! Рекомендуете?

В авторейтинге пружин для Toyota RAV 4 участвует уже 5 производителей!

У маслосъемного колпачка GOETZE только 15 голосов! Рекомендуете?

В авторейтинге ШРУСов для Volkswagen Passat участвует уже 20 производителей!

В авторейтинге аккумуляторов для Volkswagen Passat участвует уже 5 производителей!

В рейтинге лучшие ГБО только 9 производителей. Возможно, вы знаете о каком-то еще?

Проголосовал ЗА моторное масло Wolf на странице рейтинга

Проголосовал ЗА шины Pirelli на странице рейтинга

На TURTLE WAX написанно уже 100 отзывов.

В рейтинге лучшие лобовые стёкла учавствует уже 20 производителей!

В рейтинге лучшие жидкие резины учавствует уже 15 производителей!

В рейтинге лучшие упоры капота учавствует уже 30 производителей!

20 марта 2020, 22:51

Проголосовал ЗА тормозные колодки Remsa для Audi 80 на странице авторейтинга.

20 марта 2020, 20:56

В рейтинге лучшие свечи накаливания только 14 производителей. Возможно, вы знаете о каком-то еще?

20 марта 2020, 18:01

Оригинальные рычаги Jeep Liberty, ушли через 1,5 года эксплуатации, при пробеге 32600 км, в основном бездорожье. Сайлент .

20 марта 2020, 16:32

В рейтинге лучшие ремкомплекты суппорта только 12 производителей. Возможно, вы знаете о каком-то еще?

20 марта 2020, 15:26

У поршней СТК уже 100 голосов!

20 марта 2020, 01:03

Полгода назад поменял стекло, старое треснуло в двух местах. Поставить Бор подсказал интернет и разные форумы. Доволен, .

19 марта 2020, 23:11

Немецкое качество немецкого масла которого нет в Германии и о нем там никто не слышал. А производится моторное масло R .

19 марта 2020, 21:13

Я использую их нормальные за свою цену! Думаю это как говорится цена и качество! .

19 марта 2020, 19:14

Скажите машину свою. .

19 марта 2020, 18:43

LTBL23-J601 – не находит интернет. .

19 марта 2020, 13:47

Проголосовал ЗА тормозные диски Zimmermann для Mercedes E-Class на странице авторейтинга.

19 марта 2020, 11:00

Проголосовал ПРОТИВ амортизаторов Sachs для Mercedes E-Class на странице авторейтинга.

Тормозная жидкость Castrol или ROSDOT

Тормозная жидкость ATE или ROSDOT

Тормозная жидкость MOTUL или ROSDOT

Читать еще:  Шаровая опора на киа спектра: выбор и замена

Тормозная жидкость ROSDOT или TCL

Тормозная жидкость ROSDOT или LIQUI MOLY

Тормозная жидкость TRW или Castrol

Тормозная жидкость ATE или Castrol

Тормозная жидкость Castrol или MOTUL

Какие тормозные жидкости выбрать – TRW или ROSDOT?

Если выбирать тормозные жидкости из широкого круга производителей, то можно посмотреть рейтинг запчасти. Но если выбор сузился до двух брендов, тогда на помощь приходят сравнения запчастей PartReview.

Сравнение тормозных жидкостей происходит в таких категориях:

  1. Оценка PR.
  2. Место в рейтинге.
  3. Разница голосов.
  4. Средняя оценка голосов.
  5. Количество отзывов.
  6. Оценка свойств.
  7. Выбор владельцев авто.

Какие тормозные жидкости лучше – ROSDOT или TRW?

В марте 2020 года на PartReview тормозные жидкости TRW в целом оказались лучше, чем ROSDOT.

  1. TRW получили оценку PR в 84 из 100, a ROSDOT смогли набрать 77 баллов.
  2. TRW заняли 5 место в рейтинге лучших производителей, a ROSDOT заняли 6 место.
  3. Средняя оценка на основе отзывов у TRW (4.5) выше чем у ROSDOT (4).
  4. Тормозные жидкости TRW имеют лучшие оценки свойств, чем у ROSDOT:
    • Гигроскопичность – владельцы считают, что это свойство у TRW лучше, чем у ROSDOT.

Какие тормозные жидкости популярнее – TRW или ROSDOT?

В марте 2020 года на PartReview тормозные жидкости ROSDOT в целом оказались популярнее чем TRW.

По соотношению голосов тормозные жидкости ROSDOT превзошли TRW:

  • У TRW соотношение положительных голосов (44) к отрицательным (8) составило 36 голосов.
  • У ROSDOT соотношение позитивных голосов (87) к негативным (25) составило 62 голоса.

По количеству отзывов тормозные жидкости ROSDOT превзошли TRW:

  • На тормозные жидкости TRW написано 16 отзывов: 12 положительных, 4 нейтральных, 0 отрицательных.
  • На тормозные жидкости ROSDOT написано 36 отзывов: 27 положительных, 3 нейтральных, 6 отрицательных.

Какие тормозные жидкости выбирают автовладельцы – TRW или ROSDOT?

В марте 2020 года, по данным PartReview, тормозные жидкости TRW возглавили больше авторейтингов, чем ROSDOT:

TRW выбирают владельцы таких автомобилей как: Mazda 323, и другие.

Тормозным жидкостям ROSDOT пока не удалось занять лидирующие места в авторейтингах. Вы можете помочь, если добавите отзыв об этом производителе, с указанием вашего авто.

Другие сравнения тормозных жидкостей

Если данное сравнение не удовлетворило любопытство, то на PartReview также можно найти множество других.

Например, сравнения тормозных жидкостей TRW c такими фирмами как: Castrol, ATE, MOTUL, TCL, LIQUI MOLY.

Также доступны сравнения тормозных жидкостей ROSDOT c такими фирмами как: Castrol, ATE, MOTUL, TCL, LIQUI MOLY.

Помимо этого можно выяснить кто лучше среди других производителей тормозных жидкостей: Castrol или ROSDOT, ATE или ROSDOT, MOTUL или ROSDOT, ROSDOT или TCL, ROSDOT или LIQUI MOLY.

Тормозная жидкость РОСДОТ

ROSDOT 4 – тормозная жидкость (далее — ТЖ) на синтетической основе российской компании «Тосол-Синтез».

РОСДОТ обеспечивает длительный ресурс эксплуатации рабочих цилиндров тормозов до очередной замены. Жидкость универсальна в применении для любых классов авто, адаптирована к температурным перепадам.

Рекомендовано использовать ТЖ на технических средствах с:

  • Передними и задними тормозами дискового типа;
  • Задними барабанного типа;
  • Предустановленной системой АБС, ЕСП.

Инженеры АвтоВАЗа применяют ТЖ в качестве первой заливки при выпуске серийных моделей с конвейера.

Тормозная жидкость РОСДОТ: состав, артикулы, цена

Технические характеристики и состав ROSDOT:

  • Химические присадки для повышения технических характеристик;
  • Ингибиторы коррозии;
  • Антиоксиданты;
  • Реагенты для повышения стойкости к критическим отрицательным температурам.

Точка кипения у ДОТ 285°. В случае превышения диапазона молекулярный состав разрушается, жидкость утрачивает полезные свойства.

Наименование / каталожный артикул Цена в рублях
430101H03 (0,455 / 0,970 литра) От 100
430101V37 (0,455 / 0,970 литра) От 100
430101G41 (0,455 / 0,970 литра) От 100
430101R68 (0,455 / 0,970 литра) От 100
*цены указаны состоянием на май 2019 года

Новинка на рынке от РОСДОТ

ROSDOT 6 ADVANCED ABS FORMULA – тормозная жидкость, разработанная по современным технологиям для отечественного и импортного авторынков.

Уникальный состав позволяет использовать ТЖ в транспортных средствах различных классов, оборудованных системами ABS и ESP.

В отличие от ряда европейских аналогов ТЖ, РОСДОТ разрешается смешивать с жидкостями более низкого класса, такими как ДОТ 3, 2, 1.

Средний ресурс эксплуатации ДОТ – 12 месяцев с момента заливки. Фасовка жидкости в пластиковых емкостях по 0,455 и 0,970 литра. Стоимость от 100 – 150 рублей.

Отзывы

Виталий, 38 лет, г. Томск, владелец ВАЗ 2112: машину брал в салоне два года назад, за время эксплуатации поломок не было. За техникой ухаживаю, строго соблюдаю сроки проведения осмотра. Недавно заменил ТЖ, купил аналогичную от «Тосол-Синтез» РОСДОТ. Претензий по функционалу тормозной системы у меня нет, ход плавный, схватывает посередине, короткий тормозной путь. Мои рекомендации автомобилистам.

Геннадий Тимофеевич, 46 лет, г. Тверь, собственник Лада Приора: с завода в тормозной контур залит РОСДОТ, нареканий качество и функционал у меня нет. Покупать другую марку ТЖ не вижу смысла, так как отечественная вполне устраивает.

Дмитрий, 23 года, г. Кемерово, владелец Лада Калина: машинка старенькая, пробег свыше 150000 км. Малозначащие поломки устраняю своими силами, капитальный ремонт делал в СТО, так как не имею практики. Слышал от товарищей положительные отзывы о немецком бренде TRW (тормозная жидкость), переходить пока не собираюсь, отечественная вполне устраивает.

Владислав, 32 года, г. Тула, собственник Лада Гранта: машина новая, всего два года, активно использую, много времени провожу за рулем. Особых замечаний нет, мелкие дефекты и поломки устраняю своими силами. Недавно проводил плановое ТО, мастер СТО подтвердил отличное состояние машины, рекомендовал заменить ТЖ, так как подошел срок. С завода залит РОСДОТ, к тормозам нареканий нет, оставил «родную» марку.

Кирилл, 37 лет, г. Тюмень, владелец ВАЗа: РОСДОТ не плохая жидкость, но я больше доверяю немецкому качеству TRW. Эффективность торможения увеличилась сразу, ход педали плавный, без усилий, схватывает уже посередине.

Виталий Владиславович, 43 года, г. Краснодар, собственник ВАЗ 2109: машина старенькая, пробег свыше 180000 км. В то время ДОТ 4 еще не было, заправляли ДОТ 3. С момента выхода ДОТ 4, после консультации со специалистами, залил в тормозной контур. Эффективность торможения «на лицо», стал прикладывать меньшее усилие при нажатии на педаль. Сократился путь до момента полной остановки машины, в среднем на 7 – 10 метров на скорости 80 км / час. Отзыв о РОСДОТ 4 положительный.

Константин Львович, 45 лет, г. Красноярск, владелец Лада Веста: в машину по умолчанию залит ДОТ четвертого поколения, тормозная система справляется с поставленной задачей. От товарищей слышал, что имеется в продаже ДОТ 6, который по характеристикам в разы превосходит «ДОТ 4». Проконсультируюсь со специалистами СТО на предмет совместимости состава жидкостей между собой.

Тормозная жидкость ДОТ 4

Смотрите также

Какая тормозная жидкость лучше

Замена тормозной жидкости

Сколько тормозной жидкости нужно для замены

Как прокачать тормоза

    169 2 169k

Как часто менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от тормозных колодок, но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость. Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

Технические характеристики ДОТ 4

Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая, но все же, температура кипения и абсорбция влаги, за счет дополнительных присадок и боратов разная, поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

Основные классификационные показатели тормозной жидкости

DOT 3 — в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей. Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться — при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток — она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться, хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно. То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS, то ответ – однозначно нельзя! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

Из выше изложенного можно сделать вывод что:

  • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью. Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти не возможно. Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера замеряющего процент воды, накопленной в жидкости. Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающие свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.

Какую ТЖ лучше купить

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский “Castrol” – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская “Hi-Gear HG7044” – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На третьей позиции может с уверенностью оказаться “Mobil Brake Fluid DOT 4“. Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска DОТ-4.

Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты. Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

На заметку: тормозная жидкость ЛУКОЙЛ DOT 4 и отзывы о ней

Существует два важных требования к состоянию автомобиля – исправность рулевой системы и гидропривода тормозов. Если первое обеспечивается качественным составом шарнирной системы, то второе – надежным рабочим телом в виде химической смеси. Но ее свойства с течением времени ухудшаются. Такова реальность, от этого никуда не деться. Именно поэтому ТЖ приходится менять. На что – посмотрим далее.

Какая лучшая тормозная жидкость стандарта DOT 4 предлагается к применению

Несомненно, при этом выделяется тепло. Если его интенсивность будет критической, эмульсия может закипеть и возникнут воздушные пробки. Именно тогда исчезнет главное свойство «тормозухи» – ее несжимаемость, и педаль начнет проваливаться. В этот момент может пригодиться технология, описывающая, как самому заменить томозуху в гараже.

В любом случае выбор подходящего раствора – это этап, на котором следует серьезно сконцентрироваться. Полезно, например, посмотреть отзывы о тормозной жидкости DOT 4 от компании ЛУКОЙЛ или, скажем, Hi-Gear. Рейтинги игнорировать тоже не стоит.

Острая необходимость во мнениях и комплексных результатах испытаний возникает сразу после посещения автомагазина. Ведь наверняка всем известна распространенная ситуация, когда продавец не располагает компетенцией в вопросе, а эксперта под рукой нет.

Не перепутай: виды тормозных жидкостей

Игнорировать цифру в процессе подбора технического состава не рекомендуется. Она служит идентификатором класса ТЖ по стандарту, разработанному Министерством транспорта США. Между тем, ДОТов бывает несколько:

  • 3 – актуален для тихоходных транспортных средств.
  • 4 – для современных машин с дисковыми тормозами по кругу.
  • 5.1 – применяется в высоконагруженной системе спортивных машин.

Все перечисленные образцы изготовлены на гликолевой основе с примесью эфиров. Есть еще «пятерка». Ее «база» – силиконовая. Непризнанным по американскому классификатору FMVSS № 116 является DOT 4+ или «шестерка». Эта эмульсия создана по стандарту ISO 4925. Она тоже гликолевая и по своим параметрам располагается примерно между 4 и 5.1 группами.

К сведению. Когда придет пора решения вопроса с стоит помнить, что мешать силикон-гликоль запрещено. Смешивать гликоль-гликоль разных классов тоже не рекомендуется – тестов никто не проводил. Сертификаты не выдавались.

Процедура экспертизы

Смесь для системы тормозов получила свое название не просто так. К жидкостному составу, который заправляется в гидропривод, предъявляются высокие требования. Он не должен:

  • Закипать при воздействии интенсивного теплового потока.
  • Отрицательно действовать на резиновые детали.
  • Густеть на небольшом морозе.
  • Протекать через уплотнения.
  • Поглощать много влаги.

Исходя из перечисленного – не каждая текучая эмульсия может применяться в гидроприводе тормозов. Если же лучшая тормозная жидкость DOT 4 претендует на применение в системе, то она должна располагать кондиционными параметрами:

  • Температура кипения «сухой» эмульсии. Высокое значение – залог успешного функционирования системы в нагретом состоянии (она не закипит).
  • Температура закипания «увлажненного» состава (концентрация воды – 3,5%). Не сильно отличающаяся от первого параметра цифра означает, что жидкость не будет кипеть по истечении 2-3-летнего срока эксплуатации. Эта временная граница чаще всего отмечается в книгах по эксплуатации, как сервисный интервал замены состава.
  • Вязкость при температурах +100°C и -40°C. Допустимое значение первого исключает появление течей в местах уплотнений исправной системы, второго – гарантирует исправный ход педали на морозе.

Какая тормозуха лучше

Жидкий раствор – несжимаем, это известно всем. Толкая его по магистралям, можно передавать команды на механизмы и, собственно говоря, тормозить. Как показывает практика, протолкнуть по трубочкам удается не каждый состав, предлагаемый к приобретению в автомагазине. А их разновидностей – не меньше, чем видов чернителей резины и способов чернения шин своими руками. Несмотря на их поголовное соответствие стандарту ДОТ 4, свойства разнятся. Это при том, что у 90% брендов родиной является либо Дзержинск, либо Обнинск.

Оценки просмотрены, тесты проведены, рекомендации учтены. В итоге имеем рейтинг тормозных жидкостей 2018 года:

  • Sintec Euro.
  • Hi-Gear HG 7044R.
  • Rosdot.
  • Sibiria Супер.
  • Лукойл.
  • Sintec Super.

Что говорят отзывы о тормозной жидкости DOT 4 фирмы ЛУКОЙЛ: мнения

Несмотря на брендовый знак Luk эмульсию производят на предприятии «Обнинскоргсинтез». На этой же фирме организовано производство продукции лидера многих тестов – Sintec. Уже на этом этапе нетрудно предположить, что качество изделий из «одной печки» разниться мало чем будет. Как ситуация обстоит на самом деле – расскажет оценка качеств состава от водителей, протестировавших состав непосредственно в рабочих условиях на протяжении длительного времени.

Мнения о том, какой является тормозная жидкость ЛУКОЙЛ DOT 4 или отзывы об этой эмульсии в основном имеют положительный характер. Владимир Д. из Курска проездил с этим составом 1 год и выдал такое заключение:

«Нормальная жижа. Залил после Rosdot. Летом ездил в Крым, ничего не закипело – все исправно. Зимой был мороз -30°C, все функционирует как летом. Когда-то был Castrol, так на нем педаль при этой температуре дубела. Пришлось экстренно менять на Росдот, который тоже вполне себе хороший состав».

Во многих оценках отмечается, что основной конкурент ЛУКОЙЛ – не Sintec, а Rosdot 6 DOT 4. Обычный Росдот 4 тормозная жидкость Lukoil опережает по температуре кипения в «сухом» состоянии и вязкостным параметрам.

В итоге имеем

Лучшей ТЖ по результатам тестов многочисленных авторитетных изданий является Sintec Euro DOT 6. Впрочем, не одна она рекомендуется к применению. Достойно себя показывают Hi-Gear HG 7044R, Rosdot, Sibiria Супер. Все эти составы сохраняют устойчивость к образованию воздушных пузырьков в магистралях системы по истечении 2 лет и хорошо ходят по трубкам зимой.

Рецензии о ЛУКОЙЛ ДОТ 4 хорошие. И это вполне ожидаемо. Во-первых, смесь делается на том же заводе, где и Sintec. Во-вторых, основной конкурент – топовый Rosdot, записанный в лидеры по результатам многочисленных испытаний.

Экспертиза тормозных жидкостей DOT 4, DOT 5.1, DOT 6 (Автомир)

Редакция журнала «Авто Мир» организовала тест автомобильных тормозных жидкостей, представленных несколькими популярными торговыми марками. О полученных результатах рассказывает Юрий ВАСИЛЕНКО.

На тест были приобретены 12 образцов наиболее ходовых тормозных жидкостей. Их отправили на исследование в 25-й ГосНИИ МО РФ. Здесь в ходе испытаний, которые проводились совместно с порталом autoparad.ru, оценивались несколько параметров. Один из наиболее важных — температура кипения тормозной жидкости. Как известно, в процессе работы тормозной системы ее исполнительные механизмы сильно нагреваются. Часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов поглощается гидроприводом и, соответственно, тормозной жидкостью. Если ее перегрев приведет к закипанию, то образовавшиеся паровые пробки в полости рабочего цилиндра заметно понизят давление в контуре и, как следствие, резко уменьшат эффективность всей тормозной системы.

Во время теста температуру кипения жидкости измеряют дважды. Первый раз — сразу после вскрытия флакона, второй — после добавления в тормозную жидкость определенного количества влаги. Таким образом имитируются условия, при которых от длительного контакта с воздухом полигликолевый состав (основа «тормозухи») адсорбирует из него водяные пары.

Еще один важный этап теста тормозных жидкостей — контроль их низкотемпературных показателей. В числе этих параметров проверялась кинематическая вязкость, которая характеризует прокачиваемость гидропривода зимой. Согласно стандарту FMVSS 116 кинематическая вязкость жидкостей DOT 4 на сорокаградусном морозе не должна превышать 1800 мм2/с.

Эксперты исследовали у образцов и активность ионов водорода (индекс рН), который определяет антикоррозионные качества жидкостей. Этот параметр должен находиться в пределах от 7 до 11,5 единицы. Чем ближе к нижней границе данного диапазона, тем лучше.

О спецификациях

Прежде чем мы обратимся к результатам теста, несколько слов о спецификации DOT, которые представлены различными классами. Напомним, что требования к составу и параметрам тормозных жидкостей сформулированы в национальных технических стандартах, большинство из которых разработано на основе американских отраслевых норм SAE J-1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Американцы классифицируют все тормозные жидкости по классам DOT (Department of Transportation). Начальный уровень, ниже которого они не могут быть допущены к производству, — DOT 3. Российский аналог этой группыжидкость старого поколения «Нева».

К спецификации DOT 4 относят жидкости с улучшенными характеристиками, которые рассчитаны на работу в автомобилях с дисковыми тормозами. В настоящее время на рынке преобладают продукты именно этого класса, и в нашем тесте присутствуют восемь образцов отечественного и зарубежного производства (см. табл. 1). Их температурные и вязкостные характеристики уже изложены выше.

О спецификациях

Отдельной группой в нашем тесте выступают две жидкости последнего поколения, созданные в соответствии с новым стандартом 150-4925, разработанным Международной организацией стандартизации для электронноуправляемых тормозных систем. В нем тормозные жидкости, качество которых отвечает требованиям систем ABS, вынесены в отдель¬ный класс — DOT 4 класса 6. Эти продукты представлены отечественными жидкостями ROSDOT 6 Advanced ABS Formula и Sintec Euro DOT 6 (см. табл. 2). По стандарту их температурные и вязкостные характеристики должны быть заметно лучше, чем у обычных продуктов DOT 4. В частности, температура «сухой» жидкости не должна опускаться ниже 250°С, температура увлажненной — не ниже 165°С, а кинематическая вязкость не должна превышать 750 мм2/с! Еще одна группа продуктов — это жидкости спецификации DOT 5 класса 1. Согласно стандарту ISO- 4925 их температурные показатели еще жестче, чем у DOT 4 класса 6. Температура «сухой» жидкости не должна опускаться ниже 265°С, температура увлажненной — не ниже 180°С. А вот по вязкости требования послабее — она не должна быть ниже 900 мм2/с. Жидкости DOT 5.1 не так широко распространены на рынке, как DOT 4, тем не менее в тесте они тоже присутствуют (табл. 2). Это AWM DOT 5.1 (CILIA) и Liqui Moly DOT 5.1 (Германия).

Изучаем результаты

Результаты испытаний показали, что в группе из восьми обычных жидкостей DOT 4 есть два некондиционных образца — Unix DOT 4 и Vitex DOT 4, которые не удовлетво¬ряют требованиям стандарта по вязкости и температурным показателям. Использовать их просто опасно.

Все проверенные тормозные жидкости зарубежного производства с запасом укладываются в требования стандартов.

Все остальные образцы с запасом уложились в требования нормативов. Применяя любой из этих продуктов, можно быть уверенными, что тормоза уже никогда не подведут. Если сравнивать температуру кипения сухой жидкости, то здесь лучшие абсолютные результаты у Liqui Moly DOT 4, Sintec Euro DOT 4, и NGN Brake Fluid DOT 4. В свою очередь, по температуре кипения увлажненной жидкости лучшие абсолютные результаты показывают Sintec Euro DOT 4, Mannol DOT 4 и ROSDOT 4. Что касается абсолютных значений вязкости при —40°С, то здесь лучшие показатели демонстрируют Sintec Euro DOT 4, NGN Brake Fluid DOT 4 и Mannol DOT 4.

Порадовали нас результаты теста жидкостей DOT 4 класса 6. И ROSDOT 6 Advanced ABS Formula, и Sintec Euro DOT 6 с большим запасом уложились в требования стандарта. Достаточно сказать, что температура кипения «сухой» и увлажненной жидкости у обоих образцов более чем на 6% превышает нормативный показатель.

Наконец, третья группа — жидкости DOT 5 класса 1.

Здесь оба образца — и немецкий Liqui Moly DOT 5.1, и американский AWM DOT 5.1 — также показали отличные результаты, которые намного превышают требования стандарта ISO-4925.

Краткие выводы

В заключение порекомендуем читателям ответственно подходить к выбору тормозной жидкости. Результаты теста и описания конкретных образцов позволят автолюбителям лучше сориентироваться в многообразии тормозных жидкостей и избежать приобретения некачественных продухитов. А таковые, к сожалению, встречаются.

Sintec Euro DOT 4 (Россия)

Продукт марки Sintec, производство которого налажено на крупном химическом предприятии «Обнинскоргсинтез», уже успел приобрести популярность у автолюбителей. Что неудивительно, поскольку в нашем тесте по двум параметрамтемпературе кипения сухой, а также увлажненной жидкости — этот образец продемонстрировал самые высокие показатели среди прочих участников, имеющих стандартную спецификацию DOT 4.

Liqui Moly DOT 4 (Германия)

Отменное немецкое качество, так можно охарактеризовать данный образец исходя из результатов теста. Такое мнение об автохимии Liqui Moly у наших экспертов сложилось уже давно, после многократных испытаний других технических жидкостей этого бренда (например, антифризов и омывателей), в ходе которых последние не раз занимали лидирующие позиции. В числе достоинств продукта — стабильность температурных показателей и информативная этикетка на русском языке, хотя он производится и фасуется в Германии.

ROSDOT 4 (Россия)

Состав ИОБООТ 4 от компании «Тосол-Синтез» по-своему уникален. Это единственная из отечественных тормозных жидкостей, которая официально прошла в США полный цикл испытаний на соответствие современным международным стандартам. ROSDOT 4 соответствует спецификациям многих автопроизводителей и в настоящее время используется при первой заливке на конвейерах нескольких крупных автозаводов.

NGN Brake Fluid DOT 4

Высококачественная синтетическая тормозная жидкость производства компании Еиго! (Нидерланды) для современных тормозных систем и сцеплений. Продукт обеспечивает повышенную надежность благодаря экстремально высокой точке кипения — по этому показателю голландская тормозная жидкость числится в лидерах. В ходе теста данный образец продемонстрировал лучший абсолютный результат по кинематической вязкости.

Mannol DOT 4 (Германия)

Синтетическая тормозная жидкость Mannol DOT 4, производство которой налажено в Германии, хоро¬о знакома автомобилистам. Она уже не первый год поставляется в нашу страну и неоднократно тестировалась авторитетными экспертными организациями России. Высокое качество продукта подтверждено и результатами нынешних испытаний. По абсолютным значениям таких показателей, как температура кипения увлажненной жидкости и кинематическая вязкость при -40°С, тормозная жидкость от Mannol фигурирует в числе лучших.

Luxe DOT 4 (Россия)

Продукт попадает в наш тест не первый раз. В свое время к нему были серьезные претензии по температуре кипения увлажненной жидкости—она не соответствовала нормам стандарта FMVSS 116. В ходе нынешних испытаний Luxe DOT 4 уложился в нормативы, но у экспертов есть претензии к этикетке. Там не указаны номер партии и дата производства, а значит, потребителю неизвестен гарантийный срок использования тормозной жидкости.

Unix DOT 4 (Россия)

Этот отечественный продукт не уложился в требования стандарта по двум показателям — температуре кипения увлажнённой жидкости. а также кинематической вязкости, измеренной при -40С. Последний параметр оказался беспрецендентно высоким — 18036 мм/с. Иначе говоря. его значение более чем на порядок пивысило разрешённый для DOT 4 пороговый уровень в 1800 мм/с. Использовать эту тормозную жидкость, особенно зимой, крайне опасно.

Vitex DOT 4 (Россия)

Еще одна «тормозуха» спецификации DOT 4, характеристики которой не соответствуют стандарту FMVSS 116 В первую очередь по температуре кипения «мокрой» тормозной жидкости — во время теста она стала «булькать» уже при +147°С, тогда как норматив — не менее +155РС. Vitex DOT 4 не удовлетворяет требованиям FMVSS 116 по кинематической вязкости, которая более чем в два раза превышает допустимое значение (4380 мм2/с при нормативе 1800 мм2/с).

ROSDOT 6 Advanced ABS Formula

Новая тормозная жидкость от фирмы «Тосол-Синтез», предназначенная для современных тормозных систем, оснащенных ABS и другими электронными системами. Продукт с большим запасом укладывается в требования стандарта ISO-4925. Его применив намного сокращает время срабатывания тормозов в сравнении с обычными тормозными жидкостями, что значительно повышает пассивную и активную безопасность при экстренном торможении.

Sintec Euro DOT 6 (Россия)

Новый продукт в производственной программе компании «Обнинскорг-синтез», разработанный в соответствии с требованиями стандарта ISO-4925 по спецификации РОТ 4 класса 6. Жидкость рекомендована для современных автомобильных тормозных систем с электронным управлением. В числе главных особенностей продукта — низкая кинематическая вязкость при минусовых температурах и стабильность высокотемпературных показателей.

Liqui Moly DOT 5.1 (Германия)

Продукт DOT 5 класса 1 от Liqui Moly производится в Германии, что в значительной мере гарантирует его качество. Это синтетическая жидкость нового поколения для автомобилей, оснащенных системами ABS. Ее отличают низкая кинематическая вязкость при отрицательных температурах, а также отменные температурные характеристики. Так, температура кипения увлажненной жидкости Liqui Moly DOT 5.1 не опускается ниже +189°С. Это самое высокое значение по результатам теста.

AWM DOT 5.1 (США)

Тормозная жидкость американской корпорации AWM Group LLC предназначена для использования в гидравлических барабанных и дисковых тормозных системах и системах сцепления, комбинированных с ABS и ASC. AWM DOT 5.1 имеет повышенную температуру кипения увлажненной жидкости (+188°С против нормативных +180°С), что существенно увеличивает температурный резерв состава в условиях повышенной влажности. Измеренная температура кипения сухой жидкости +275°С, что также намного больше нормативного значения +260°С.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector