Тормозная жидкость бск: характеристики, состав, отзывы
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Тормозная жидкость бск: характеристики, состав, отзывы

Тормозная жидкость БСК

Ежедневно водителю за рулем автомобиля приходится резко жать на педаль тормоза: пешеходы, животные, опасные повороты. Сработают ли тормоза? От этого зависит жизнь и здоровье водителя, пассажиров и третьих лиц. А работа тормозной системы, эффективность торможения во многом зависят от тормозной жидкости (ТЖ).

Отечественная промышленность стала выпускать ТЖ с конца 60-х годов, в пору распространения автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец», «Жигули». Тогда было налажено производство органической тормозной жидкости «БСК».

Описание и назначение тормозной жидкости «БСК»

БСК – это прозрачная жидкость красного цвета с артикулом 2649, выпускается по ТУ 6-101533-75. При покупке обращают внимание на цвет – добавлением красного органического красителя производители отличали ее от другой, «желтой жидкости» ЭСК.

БСК – единственная на современном рынке жидкость органического происхождения. Ее состав:

  • Касторовое масло – 50%;
  • Бутиловый спирт – 50%.

В современном автопроме данная жидкость не находит применения. Она устарела, разрабатывалась для ретро-автомобилей модельного ряда ГАЗ-21, в них до сих пор и используется. Выпуск данного товара прекращен.

Тормозная жидкость – бутил-спиртокасторовая смесь БСК не имеет синтетических компонентов. Она не входит в международный перечень классификации тормозных жидкостей, так как из-за своего органического происхождения не вписывается ни в один из классов ТЖ. Составляет отдельную группу с органическим составом, не соответствует современным государственным стандартам.

Применяется в автомобилях старого класса с низкой (по современным меркам) скоростью передвижения с барабанными тормозами. Наряду с тормозной жидкостью «БСК» на современном рынке существует множество подобных продуктов, которые превосходят «БСК» по своему качеству, составу и стоимости. Кроме этого, есть несколько классов ТЖ, которые отличаются между собой по своим характеристикам.

Характеристики тормозной жидкости «БСК»

Как и любой современный продукт автохимии для автомобилей, тормозная жидкость «БСК» обладает как своими преимуществами, так и рядом недостатков. К положительным качествам можно отнести следующие.

Химически нейтральная жидкость, поэтому не оказывает на резиновые изделия никакого воздействия. Это значит, в тормозной системе не возникает подтеканий из-за разъеденных резиновых частей. Такое часто случается при переходе на ТЖ класса DOT.

Товар отличается нулевой токсичностью – пары при вдыхании безвредны, попадание на кожу не оставляет ожогов и следов. Кстати, на рынке много подделок этого материала. Разъедание кожи и резкий запах сигнализируют о суррогате.

БСК не гигроскопична, то есть она вообще не впитывает влагу. Это и естественно, ведь она на масляной основе, а масло отталкивает воду. Масло прекрасно смазывает металлические элементы тормозной системы. Показатель коррозии сводится к минимуму. Также не наблюдается залипания в системе тормозов.

Менять жидкость можно редко. Постепенно она загрязняется частичками изношенной резины. Спирт имеет свойство испаряться, а при недостатке спирта масло превращается в желе – тормозная система не сработает.

Показатель Тормозная жидкость «БСК»
Отрицательный температурный показатель -20° С
Положительный температурный показатель +25° С
Стоимость (455 мл) 70-100 рублей

Отрицательных качеств у тормозной жидкости БСК не так уж и много, но они, к сожалению, все-таки присутствуют.

Автомобили ретро-класса все еще ездят по российским дорогам, более того, даже модно и престижно иметь такую машину. Это значит, что тормозная жидкость БСК будет еще долго востребована в современном мире.

Отзывы

Недавно купил на авторынке шесть флаконов тормозной жидкости БСК, стал перебирать цилиндр сцепления. Открываю, а жидкость-то совсем не та! У старой, настоящей, и запах был приятным.

Нормально идет в ВАЗах. Только на цвет смотрите – прозрачная должна быть.

Хотел тормозную жидкость БСК заменить на другой класс, современный. Все промыл, результатом не доволен, буду снова переходить на старую надежную БСК.

Обращайте внимание на запах – касторкой должна пахнуть. Такая жидкость БСК хорошо и долго без замены работает.

Ощущение маслянистости должно быть, приятное такое. Это в настоящих БСК. Никакой синтетики, безопасная ТЖ. Классно!

Какую тормозную жидкость выбрать: БСК, Mobil, Castrol (наши отзывы)

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Тормозная жидкость в автомобиле играет важную роль – вот такими банально-актуальными словами мы начнем разговор о том, как выбрать тормозную жидкость, и какая тормозная жидкость лучше.

Хотя, наше мнение, так же как и мнение пользователей на форумах в отзывах о тормозных жидкостях – субъективно. И вы догадываетесь почему.

Ведь отзывы о качестве той или иной тормозной жидкости даются из разных точек страны, мы читаем только о таких брендах, как тормозная жидкость Castrol, Mobil, БСК и так далее. О брендах, но не о качествах и свойствах тормозной жидкости, подтвержденных анализами.

Именно поэтому, прочитав отзывы о тормозной жидкости, не торопитесь отказываться от применения ТЖ, того или иного бренда. Да и сравнивать их преимущества и недостатки, тоже не совсем корректно. Если только речь не идет о тормозной жидкости, приготовленной кустарно.

Ответ на вопрос о том, какую тормозную жидкость выбрать лучше, зависит от многих факторов и условий эксплуатации ТЖ, в том числе. И, надеемся, что вы понимаете, однозначного ответа быть не может.

Основные требования к тормозной жидкости для автомобиля

Итак, любому автомобилисту понятно, что из технических жидкостей автомобиля, одной из самых важных является тормозная жидкость (ТЖ). Качественная, отвечающая всем параметрам и требованиям ТЖ – гарантия того, что тормоза не откажут в самый ответственный момент.

И, естественно, к ТЖ предъявляются определенные требования, соответствующие условиям постоянной интенсивной эксплуатации. Какие же, это требования:

  • температура закипания должна быть высокой, как для экстренного торможения, так и для штатного применения;
  • температура застывания должна быть низкой для эксплуатации авто при пониженной температуре окружающего воздуха, что актуально для большей части нашей страны;
  • низкая гигроскопичность ТЖ, гарантирует малую впитываемость влаги, и более долгий срок службы жидкости;
  • высокие антикоррозийные и смазывающие свойства ТЖ;
  • отсутствие «агрессивности» к РТИ (резино-техническим изделиям).

Коротко о классификации тормозной жидкости

Тормозные жидкости различаются по «базовой» основе, на которой они изготовлены. При этом базовая основа составляет 93-98%, а составляющие компоненты 2-7 процентов. На сегодняшнем пользовательском авторынке представлены следующие тормозные жидкости:

  • на основе бутилового спирта – это ТЖ вчерашнего дня. Характеризуются низкой температурой кипения, но высокими смазывающими и антикоррозийными свойствами. Полностью лояльна к РТИ. И, в случае, если вам необходимо применение ТЖ именно этого класса для старого авто, то ею и нужно пользоваться.
  • Силиконовые ТЖ (как правило DOT-5 и 5,1)/ характерны высокой температурой закипания, отсутствием гигроскопичности. Срок службы такой ТЖ до 5-ти лет, но и стоимость соответствующая.
  • Гликолевая или полигликолевая «база» ТЖ – жидкости массового применения. Температура кипения – 230-260 градусов, температура замерзания до 40 градусов, но гигроскопичны. А лишняя влага в ТЖ снижает температуру кипения. Данные ТЖ рекомендуется менять один раз в два года.

Для информации: аббревиатура DOT (Department of Transport), является обозначением класса допуска по стандартам безопасности автомобилей. Чем выше класс, тем, естественно, лучше качества тормозной жидкости: DOT3 — 5,1.

Важно! Категорически запрещается смешивание тормозных жидкостей на разных основах. Тормозные жидкости разных брендов, но на одной базовой основе, смешивать не запрещено, но, тоже не желательно.

Да и нету сейчас особой нужды в этом смешивании. Рынок тормозных жидкостей достаточно насыщен в любом месте страны.

Как и какую тормозную жидкость выбрать

Первое условие при выборе тормозной жидкости для своего автомобиля – это рекомендация производителя. В мануале производитель указывает стандарты тормозной жидкости, применительно к вашей марке авто. И не нужно экспериментировать или экономить.

Сегодня у автомобилистов на слуху не так уж и много брендов, которые могут похвастаться популярностью тормозных жидкостей. Наиболее распространенными, и, кстати, по результатам независимых тестирований тоже, являются: тормозная жидкость Mobil, тормозная жидкость Castrol. Отечественные производители предлагают тормозную жидкость БСК, и жидкость тормозную Роса (в разных классификациях).

Кстати, если тормозная жидкость БСК рекомендуется для применения на старых автомобилях, то ТЖ Роса, отличается достаточно высокими эксплуатационными характеристиками. Притом, она совместима с тормозными жидкостями «Томь» и «Нева».

Возвращаясь к тормозным жидкостям Castrol и Mobil, нужно отметить, что результаты независимых тестов, систематически подтверждают их соответствие требованиям DOT3 и DOT4.

При выборе тормозной жидкости в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, всегда помните о том, что всего 30-40% тормозных жидкостей в России, являются качественными. В их числе тормозные жидкости: Castrol и Mobil. При условии, что вы приобретаете их у официальных дилеров, а не на авторынке.

Тормозная жидкость бск: характеристики, состав, отзывы

Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 09, 2018 16:02 pm

Тормозная жидкость БСК, современное производство.

Это настоящая БСК – смесь бутанола и касторки 1:1.
Единственное отличие от советской – цвет (советская была подкрашена в красный, нынешняя без красителя).

Пересыл от 2л (+ 100р. за упаковку в фанеру).

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Mishania76 » Сб июл 21, 2018 20:25 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Вс июл 22, 2018 3:12 am

Наша контора делает, местная.

Спирт н-бутиловый (первичный)
Касторка импортная (индия)

По качеству – да БСК как БСК, от советской отличается только цветом (советскую в красный подкрашивали, а эта идёт без красителя, цвета касторки – желтоватая).

При выборе БСК главное не купить вот такое гликолевое гамнище под тем же названием:

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Mishania76 » Вс июл 22, 2018 20:09 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 23, 2018 8:16 am

Применения чего? Нормальной БСК или гамна в пластиковых баночках?

— Пн июл 23, 2018 17:32 pm —

Доводилось заливать псевдоБСК “Oilright”, и ту, которая в белых бутылках идёт (не помню кто производитель).
Льют их походу из одной бочки, потому что результат одинаковый – изменение цвета на сиреневый и смерть резиновых уплотнений:

Слева разбухшее кольцо из ГТЦ, справа новое для сравнения.

По факту эта дрянь – скорее всего обычная гликолевая жидкость, не дотягивающая даже до стандартов ДОТ-3 и подкрашенная в красный цвет.

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение vvk555 » Пн июл 23, 2018 12:18 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 23, 2018 13:50 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Сергей-Волгарь » Пн июл 23, 2018 13:53 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Пн июл 23, 2018 13:57 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Impala » Пн июл 23, 2018 20:28 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Вт июл 24, 2018 1:31 am

Вы не владеете информацией по проблеме.

Для начала прочитайте пару статей на тему тормозной жидкости для ГАЗ-24 и старых машин вообще:

А теперь возьмите в руки свой этот OilRight и прочитайте этикетку.
Если нет под рукой, вот я специально для вас не поленился сфотографировать:

Читаем состав: н-бутанол, касторовое масло и . полигликоли!

БСК должна состоять только из касторового масла и бутанола.

Но касторка дорогая, поэтому хитрожопые производители льют туда гликолевую основу.
Поэтому этот ваш Ойлрайт и стоит так дешево.

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение vvk555 » Вт июл 24, 2018 11:49 am

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Вт июл 24, 2018 16:26 pm

Угу, дома на балконе разливаю. Бутылки тоже сам делаю.

2all: Предвидя еще 100500 идиотских вопросов: если вам нужна информация о процессе производства, контроле качества и тд. – напишите официальное письмо производителю – название фирмы написано на этикетке огромными буквами, дальше Гугл в помощь.

Никаких гарантий лично от себя я давать не собираюсь. Вообще никаких.

Товар продается “as is” – “как есть”.

Устраивает такой подход – берём.
Не устраивает – проходим мимо.

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Impala » Вт июл 24, 2018 19:37 pm

Re: Тормозная жидкость БСК (настоящая)

Сообщение Eis » Ср июл 25, 2018 1:32 am

А вот я в свое время не знал всех тонкостей, сначала купил на рынке ту жидкость, что в белых банках. Был очень рад, что наконец-то нашел БСК, залил “не глядя”.
Когда разбухли манжеты, тоже подумал что это подделка.

Потом купил ОилРайт, понадеялся на репутацию производителя.

Когда манжеты превратились в тыкву опять, начал искать информацию и вникать в проблему.

Себе в итоге залил аналог АСК – “догонялочной” тормозной жидкости с повышенной температурой кипения, на основе амилового спирта и той же касторки.
Бутанол я найти в продаже не смог, зато повезло купить амиловый спирт. Ценник был правда заоблачный.

По поводу подделок, думаю, никто не будет в наши дни в здравом уме и трезвой памяти подделывать БСК, кому это надо? Это вчерашний день, по большому счету да и слушком уж дешево стоит тот же OilRight.

Moskvich 432 фургон 432 Пчеловоз › Logbook › Не все БСК одинаково полезны, или как я превратился в тормозуховоз.

В процессе планового ремонта мы с коллегами подошли к актуальному и животрепещащему вопросу: какую тормозную жидкость лить в систему, с учётом того, что она целиком новая.
Вариант№1 — БСК
Вариант №2 — ДОТ-4

С учётом тяги к оригиналу и исторической справедливости ( а также на основе информации из интернета) мы склонились к использованию БСК, но столкнулись с неожиданной проблемой: правильной оригинальной БСК нет в продаже.
Очень хорошо этот вопрос поднят на форуме любителей ГАЗ-24
gaz24.ru/c117592/?p=194, столкнувшихся с аналогичной проблемой.
В тексте ничего ни убавить, не прибавить, поэтому привожу его полностью:

В гидроприводах старых моделей ГАЗ использовалась тормозная жидкость (ТЖ) БСК (ТУ МХК СССР 1608-47, ТУ 35-ХП-430-62, ТУ 35-ХК-482-64, ТУ 6-101533-75), представляющая собой смесь равных весовых частей касторового масла и бутилового спирта, плюс краситель красного цвета для визуального опознания при подтекании (стоит отметить, что, судя по публикациям «тех лет», в некоторых случаях краситель мог быть и зелёным; на работу ТЖ его цвет не влиял).
Многие владельцы перебирают гидроприводы тормозов, используя современные резинотехнические изделия, для работы на современных тормозных жидкостях типа DOT-4. И всё же, у множества «Волг» с барабанными тормозами «по кругу» привод тормозов всё ещё заполнен именно БСК. Причин тому много.
Почему-то про тормозную жидкость БСК ходит среди водителей и по Интернету множество мифов. Большинство из них совершенно не соответствуют действительности.
В первую очередь, тормозная система ГАЗ-24 (но не 24-10) всё же изначально рассчитана именно на использование БСК. Именно с учётом большей вязкости этой жидкости у неё увеличенный диаметр тормозных трубок. И БСК в ней вполне исправно выполняет свои функции, если не увлекаться уличными гонками (на «Волге»-то ?), не ездить постоянно по трассе с высокими скоростями и частными торможениями и не эксплуатировать машину зимой в лютый мороз (-20…-25 градусов).
Во-вторых, БСК (именно настоящая БСК — простая смесь спирта и масла) абсолютно химически нейтральна и никак не влияет на резинотехнические изделия. Ну, подумайте сами — у неё в компонентах только бутиловый спирт (по свойствам похожий на обычный этиловый) и растительное масло. А значит, даже с не очень качественными (то есть, 90 % сегодняшней отечественной продукции) РТИ вам не грозят постоянные подтекания тормозной жидкости из-за разъедания ей резинок, что является весьма распространённым явлением после перехода на DOT.
Кроме того, БСК ещё и не токсична; точнее — токсична, но примерно на уровне палёной водки: пить лучше не надо, но от паров или попадания на кожу ничего не будет уж точно; бутиловый спирт содержится в небольшом количестве во многих алкогольных напитках, про касторку и говорить нечего. Если БСК у вас разъедает резинки и руки, вывод простой — это не БСК, что бы ни было написано на упаковке (см. также ниже).
В-третьих, в отличие от других тормозных жидкостей (кроме силиконовых DOT 5), она не гигроскопична, то есть, не впитывает воду. Ещё бы, ведь её основа — растительное (касторовое, из семян растения клещевина) масло ! Масло воду не впитывает. Наоборот — она отталкивает воду и вдобавок хорошо смазывает (опять же: масло !) металлические части системы — коррозия и залипание тормозной системе с БСК не грозят (исключение составляет длительный — порядка нескольких лет — простой автомобиля, после которого тормоза вполне могут отказать, но это относится к любой марке ТЖ). Да и менять её можно намного реже (не менять вообще, к сожалению, не выйдет — постепенно она всё же загрязняется продуктами механического износа резины, а спирт имеет свойство со временем испаряться).
Современные жидкости (DOT 3 и 4), напротив, очень гигроскопичны — впитывают воду даже через поверхность резиновых шлангов, не говоря уже о многочисленных местах соединения и тройниках, и уже через несколько лет службы превращаются в грязную водичку, вызывая интенсивную коррозию в системе гидропривода… Поэтому менять производитель и рекомендует менять их раз в два года.
В советское время автомобили проезжали с тормозной системой, заправленной БСК, десятки лет и тысяч километров без долива жидкости и каких либо проблем с тормозами. Многие так и ездили до самого недавнего времени, пока многолетний простой в гараже или долив современной тормозухи в систему не прикончили гидроприводы. На многих ГАЗ-21, ГАЗ-24, старых «Москвичах» и «Запорожцах» до сих пор, спустя 30-40-50 лет, стоят родные, поставленные на заводе тормозные шланги и манжеты в гидроцилиндрах, и всё это вполне удовлетворительно работает (что, конечно, не говорит о том, что так оно и должно быть: и сама БСК, и РТИ всё же имеют ограниченный срок службы и время от времени должны заменяться на новые, к тому же тормозные трубки имеют обыкновение со временем забиваться, из-за чего повышается усилие на педали).

Почему же от БСК отказались, причём уже довольно давно ?
Недостатка у неё всего два, но с точки зрения использования в гидросистемах современных автомобилей — фатальных. Дело в том, что после перехода на дисковые тормоза, имеющие намного более высокие рабочие температуры, чем барабанные, появился риск закипания имеющей довольно низкую температуру кипения БСК при длительном торможении, и, как результат — отказа тормозов. Кроме того, как раз в те годы машины стали чаще эксплуатировать зимой (до семидесятых годов несовершенство шин и эксплуатационных материалов автолюбителей-частников от этого как правило удерживало), и стало становиться актуальным то, что уже при −20…25 градусах БСК начинает густеть, иногда в ней даже образовывать кристаллики, закупоривающие систему тормозов (после прогрева эффект исчезает). Поэтому для первых же «Жигулей» с дисковыми тормозами спереди была разработана новая тормозная жидкость на основе этиленгликоля — «Роса». Хотя, собственно говоря, подобные жидкости для гидроприводов уже задолго до этого применялись в авиации.
Дисковых тормозов на старых «Волгах», кроме модели «3102» (у которой тормозная система с завода заполнялась «Невой»), нет, а эксплуатировать их в сильный мороз нынче придёт в голову лишь совсем уж фанатикам. При таких условиях, БСК — на мой взгляд — идеально исполняет свои обязанности, способствуя не только отсутствию гемороя с переборкой системы под ДОТ, но и постоянной головной боли по поводу потёкших или заклинивших тормозов, нередко сопровождающей владельцев переведённых на DOT машин из-за скверного качества современных резинотехнических изделий отечественного производства.

БСК все еще продается на авторынках. Но, к сожалению, частенько вместо качественного продукта встречаются подделки и просто низкокачественные изделия. Кстати, судя по публикациям в журнале «За Рулём» семидесятых годов, та же самая проблема существовала уже в то время, хотя и не столь ярко выраженная.
Для опознания подделки сайт по «Победам» советует произвести такие процедуры:
1. Попробовать смешать с водой
2. Попробовать смешать с касторкой (продаётся в любой аптеке)
При первом опыте должно все расслоиться (жидкость на основе масла гидрофобна, как жир), при втором — смешаться без последствий (основа жидкости БСК и есть касторка);
Часто получается: при первом — мутная розовая однородная эмульсия, при втором — малопонятная субстанция. Это «палёнка».
Дополнение:
По состоянию на 2012 год, оригинальную ТЖ марки БСК купить стало практически невозможно.
То, что продаётся — на 90% какая-то смесь на основе этиленгликоля, даже пахнущая не как советская БСК. Это не обязательно подделка в прямом смысле этого слова, просто по составу она отличается от настоящей БСК, хотя и считается аналогичной ей по свойствам. Стоит она дёшево, подделывать её нет никакого смысла. Делают эту жидкость, судя по всему, для современных грузовиков с барабанными тормозами, гидроприводы которых никогда не заправлялись настоящей спирто-масляной БСК, в качестве дешёвой альтернативы жидкостям, выпускаемым по стандарту DOT. БСК её производители называют по привычке, на самом деле эта жидкость — аналог БСК на гликолевой основе, а не сама БСК. Некоторые пишут более честно, например, не БСК, а БСК-ПС.

Вот ещё отзыв об этой суррогатной БСК c форума по ГАЗ-24:

Купил я тут с ходу аж целых 6 пол литровых флаконов БСК. Начал перебирать главный цилиндр сцепления. Открываю этот новый флакон, а тормозуха-то совсем не та, какой я её привык видеть.
Старая БСК красно-оранжево-жёлтая была все эти годы (ещё 3 года назад покупал в точно таких же баклашках, но нормальную), а новая как марганцовка по цвету.
Старая БСК нормально растекалась по поверхности пластмассового бачка цилиндра сцепления, а новая собирается в шарики как вода на жирной поверхности.
Старая была на ощупь маслянистая (что собственно говоря было вполне резонно, раз она наполовину из касторки состоит), а новая примерно как тосол на ощупь.
Старая БСК пахла чётко различимо касторкой и бутиловым спиртом, новая воняет непонятно чем.
Старая БСК попав на краску спокойно по ней растекалась становилась при этом практически прозрачной и при том смывалась обычной водой, новая не растекается, а собирается в капли и оставляет ярко выраженные розовые пятна еле смыл её.
Все описанные свойства жидкости явно выдают то, что она имеет гликолевую основу. Именно что — как Тосол (тоже на основе этиленгликоля). Что поделать — этиленгликоль, получаемый в огромных количествах органическим синтезом, уже давно стал намного дешевле любого растительного масла.

И ещё на ту же тему от мастерской «Колёса истории».

В гидроприводах старых машин, в которых все резиновые детали пропитаны настоящим касторовым маслом из настоящей советской БСК, работать эта суррогатная жидкость с 99%-ной вероятностью не будет. Скорее всего, резиновые детали системы просто разбухнут и разрушатся, а ТЖ вытечет, оставив вас без тормозов. Более того — по всем показателям эта «якобы БСК» хуже любой жидкости стандартов DOT-3/4, поскольку в целях удешевления в неё не добавляют необходимого комплекса противокоррозийных и т.п. присадок (отсюда и эффект разъедания резинок, краски и рук) — именно потому её и не продают под нормальным обозначением DOT, что она не дотягивает по своим качествам даже до старого стандарта DOT-3, а является лишь дешёвым суррогатом гликолевой тормозной жидкости.

Кстати, современные резинки подходят и для БСК, и для современной ТЖ (старые советские — только под БСК). Фокус в том, что они должны работать только в одной марке тормозной жидкости с самого начала. Если марка ТЖ меняется, все резиновые детали системы тормозов надо заменить на новые. Даже если перебирали всю систему всего месяц назад.

Поэтому всё же с сожалением приходится советовать переходить на DOT при мало-мальски регулярной эксплуатации. При этом, естественно, необходимо полностью перебрать всю тормозную систему — заменить всё резиновое в ней от главного цилиндра до рабочего, включая шланги. Медные трубки и другие металлические детали можно просто тщательно промыть внутри спиртом или ацетоном. При этом надо морально готовиться к тому, что переборка может не удастся с первого раза, так что процедуру придётся повторить, в некоторых случаях по несколько раз подряд, до полного успеха — таково качестве нынешних РТИ…
Альтернатива — готовить БСК самостоятельно: касторовое масло есть в аптеках (искать чистое, безо всяких добавок), бутиловый спирт (н-бутанол, бутанол-1) также есть в продаже у специализированных фирм, например, он используется как растворитель (не путать с обычным этиловым !). Получающаяся при этом смесь не имеет ярко-красного цвета, как настоящая БСК (получается бесцветной или чуть желтоватой), но по своим рабочим свойствам ничуть не хуже и вполне может смешиваться с оригинальной БСК, уже залитой в гидросистему (тем не менее, для проверки смешать их небольшие количества и проследить, чтобы смесь со временем не расслаивалась — не помешает).

Конечно у меня в школе по химии было твёрдое “4”, но лезть в колбы и пробирки для собственноручного изготовления продукта желания как-то не проявилось. Соответственно (лень — двигатель прогресса) путём опроса знакомых и их знакомых, удалось выйти на склад БСК в старых железнодорожных мастерских возле трёх вокзалов. Добротная жидкость 1990 года выпуска успешно применялась в гидравлике на железке, пока они не перешли на новые стандарты и ГОСТЫ, с заменой на современную синтетику. Остатки были списаны и припрятаны до поры до времени рачительным прапорщиком завхозом в потайном закутке. В результате правильного хранения жидкость пережила все этапы перестройки и становления Российского государства и полностью сохранила свои рабочие характеристики. Капсула времени в химическом варианте. Только упаковка пострадала от подтекавшего потолка — расслоились некоторые коробки и у части бутылок слезли этикетки. Но внешний вид, конечно, порадовал, бутылки в слое исторической пыли выглядят, как благородное вино. (пить не рекомендуется!)
В результате финансовой договорённости, к взаимному удовлетворению сторон, вся партия жидкого сокровища была выкуплена и перевезена в наш гараж. Боевой Туран в очередной раз выдержал испытание весом, но ехать пришлось аккуратно из-за ветхости коробок. В процессе погрузки одну бутылку нечаянно разбили, и запах пошёл по окрестностям “правильный”, тот самый аромат из тормозного бачка из детства, когда сосед летним вечером обслуживал свою старенькую машину у нас во воре под аркой, в центре Москвы, на Маросейке. Лето, вечерняя прохлада, тополиный пух по углам, дворник с метлой, дядя Петя в углу под навесом с машиной возится, и именно этот запах из-под капота. Незабываемые ощущения…

В итоге, нам такого запаса хватит на всю жизнь, но есть желание поделиться со страждущими коллегами.

Продаётся оригинальная БСК производства СССР.
1 бутылка 450 м.л. — 250 р.
Комплект из 5 штук — 1150 р.

Какую тормозную жидкость выбрать: БСК, Mobil, Castrol (наши отзывы)

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Тормозная жидкость в автомобиле играет важную роль – вот такими банально-актуальными словами мы начнем разговор о том, как выбрать тормозную жидкость, и какая тормозная жидкость лучше.

Хотя, наше мнение, так же как и мнение пользователей на форумах в отзывах о тормозных жидкостях – субъективно. И вы догадываетесь почему.

Ведь отзывы о качестве той или иной тормозной жидкости даются из разных точек страны, мы читаем только о таких брендах, как тормозная жидкость Castrol, Mobil, БСК и так далее. О брендах, но не о качествах и свойствах тормозной жидкости, подтвержденных анализами.

Именно поэтому, прочитав отзывы о тормозной жидкости, не торопитесь отказываться от применения ТЖ, того или иного бренда. Да и сравнивать их преимущества и недостатки, тоже не совсем корректно. Если только речь не идет о тормозной жидкости, приготовленной кустарно.

Ответ на вопрос о том, какую тормозную жидкость выбрать лучше, зависит от многих факторов и условий эксплуатации ТЖ, в том числе. И, надеемся, что вы понимаете, однозначного ответа быть не может.

Основные требования к тормозной жидкости для автомобиля

Итак, любому автомобилисту понятно, что из технических жидкостей автомобиля, одной из самых важных является тормозная жидкость (ТЖ). Качественная, отвечающая всем параметрам и требованиям ТЖ – гарантия того, что тормоза не откажут в самый ответственный момент.

И, естественно, к ТЖ предъявляются определенные требования, соответствующие условиям постоянной интенсивной эксплуатации. Какие же, это требования:

  • температура закипания должна быть высокой, как для экстренного торможения, так и для штатного применения;
  • температура застывания должна быть низкой для эксплуатации авто при пониженной температуре окружающего воздуха, что актуально для большей части нашей страны;
  • низкая гигроскопичность ТЖ, гарантирует малую впитываемость влаги, и более долгий срок службы жидкости;
  • высокие антикоррозийные и смазывающие свойства ТЖ;
  • отсутствие «агрессивности» к РТИ (резино-техническим изделиям).

Коротко о классификации тормозной жидкости

Тормозные жидкости различаются по «базовой» основе, на которой они изготовлены. При этом базовая основа составляет 93-98%, а составляющие компоненты 2-7 процентов. На сегодняшнем пользовательском авторынке представлены следующие тормозные жидкости:

  • на основе бутилового спирта – это ТЖ вчерашнего дня. Характеризуются низкой температурой кипения, но высокими смазывающими и антикоррозийными свойствами. Полностью лояльна к РТИ. И, в случае, если вам необходимо применение ТЖ именно этого класса для старого авто, то ею и нужно пользоваться.
  • Силиконовые ТЖ (как правило DOT-5 и 5,1)/ характерны высокой температурой закипания, отсутствием гигроскопичности. Срок службы такой ТЖ до 5-ти лет, но и стоимость соответствующая.
  • Гликолевая или полигликолевая «база» ТЖ – жидкости массового применения. Температура кипения – 230-260 градусов, температура замерзания до 40 градусов, но гигроскопичны. А лишняя влага в ТЖ снижает температуру кипения. Данные ТЖ рекомендуется менять один раз в два года.

Для информации: аббревиатура DOT (Department of Transport), является обозначением класса допуска по стандартам безопасности автомобилей. Чем выше класс, тем, естественно, лучше качества тормозной жидкости: DOT3 — 5,1.

Важно! Категорически запрещается смешивание тормозных жидкостей на разных основах. Тормозные жидкости разных брендов, но на одной базовой основе, смешивать не запрещено, но, тоже не желательно.

Да и нету сейчас особой нужды в этом смешивании. Рынок тормозных жидкостей достаточно насыщен в любом месте страны.

Как и какую тормозную жидкость выбрать

Первое условие при выборе тормозной жидкости для своего автомобиля – это рекомендация производителя. В мануале производитель указывает стандарты тормозной жидкости, применительно к вашей марке авто. И не нужно экспериментировать или экономить.

Сегодня у автомобилистов на слуху не так уж и много брендов, которые могут похвастаться популярностью тормозных жидкостей. Наиболее распространенными, и, кстати, по результатам независимых тестирований тоже, являются: тормозная жидкость Mobil, тормозная жидкость Castrol. Отечественные производители предлагают тормозную жидкость БСК, и жидкость тормозную Роса (в разных классификациях).

Кстати, если тормозная жидкость БСК рекомендуется для применения на старых автомобилях, то ТЖ Роса, отличается достаточно высокими эксплуатационными характеристиками. Притом, она совместима с тормозными жидкостями «Томь» и «Нева».

Возвращаясь к тормозным жидкостям Castrol и Mobil, нужно отметить, что результаты независимых тестов, систематически подтверждают их соответствие требованиям DOT3 и DOT4.

При выборе тормозной жидкости в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, всегда помните о том, что всего 30-40% тормозных жидкостей в России, являются качественными. В их числе тормозные жидкости: Castrol и Mobil. При условии, что вы приобретаете их у официальных дилеров, а не на авторынке.

Характеристики и состав тормозной жидкости

1.Принцип работы тормозной жидкости.

Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.

Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.

2. Разновидности и состав тормозной жидкости.

Работа тормозной жидкости протекает в широком температурном диапазоне, поэтому, как говорится, не все жидкости здесь одинаково полезны. Вода, например, замёрзнет при нуле градусов и блокирует всю работу (ну и трубки разорвёт, конечно).
С другой стороны, при торможении детали тормозной системы сильно нагреваются от трения, и та же вода закипела в тормозном механизме, превратившись в пар. А поскольку пар можно сжать, усилие на колодки также не передавалось бы. Вместо этого пар уплотнялся бы, уменьшая свой объём. Вообще, атмосферная влага, превращающаяся в конденсат — это основной враг тормозной жидкости.
Поэтому два основных требования к тормозной жидкости — это возможно более высокая температура кипения и низкая температура замерзания.

Первые жидкости делали из касторового масла. Например, марка тормозной жидкости БСК делалась из касторового масла в смеси с бутиловым спиртом. Был ещё вариант использования масла с этиловым спиртом (жидкость ЭСК), употреблявшийся некоторыми особо несознательными гражданами СССР перорально:).

Недостатком этих жидкостей была низкая температура кипения (около 78 градусов) и не слишком низкая температура замерзания (в пределах 30 градусов ниже нуля).
Применения гликолевой основы сильно расширило температурный диапазон ТЖ. Так, «Нева» имела температуру кипения 195°С, а замерзала примерно при минус 60°С. Казалось бы, вполне достаточный диапазон, однако у гликолевых жидкостей есть серьёзный недостаток — они очень гигроскопичны, поэтому впитывают в себя влагу даже в закрытой тормозной системе. С повышением содержания воды температура кипения существенно снижается.
Следующим шагом была «Томь», имевшая температуру кипения 220°С. Кроме того, гликолевые спирты довольно коррозионно агрессивны по отношению к материалам тормозной системы, и разъедают резиновые уплотнения, поэтому там используются различные присадки для снижения коррозионной активности (здесь можно почитать про агрессивность этиленгликоля — основы тосолов). «Томь» по этим параметрам в лучшую сторону отличалась от «Невы».
Поскольку в России не существует ГОСТов, устанавливающих характеристики тормозной жидкости, повсеместно применяются американские стандарты DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 (Department Of Transport). «Томь» как раз удовлетворяет требованиям DOT-3. Однако самой распространённой на сегодняшний день является жидкость DOT-4, в отечественном исполнении имеющая название «Роса», или, как вариант, РосDOT-4. О её характеристиках будет сказано чуть ниже.
DOT-5 в отличие от остальных ТЖ сделана на основе силикона и в связи с этим имеет ряд достоинств. Она не гигроскопична, имеет малую вязкость, не взаимодействует с резиновыми уплотнениями. Однако, она тоже не идеальна, так как из-за своей гидрофобности силикон старается вытолкнуть влагу, которая при низких температурах может замёрзнуть в трубках. Плюс, такая ТЖ хорошо смешивается с воздухом (то есть образует пену), что также снижает эффективность торможения (ведь воздух в пене можно сжать).
DOT-5.1 имеет те же характеристики температуры кипения и вязкости, что и DOT-5, но сделана на основе гликолевых спиртов, поэтому гигроскопична как DOT-3 и DOT-4, и вполне может с ними смешиваться (хотя и с ухудшением своих основных свойств). Существует также разновидность DOT-5.1/ABS, созданная для машин с электронно-управляемыми системами антиблокировки тормозов, как это видно из названия. Разница заключается в лучшей текучести при низких температурах, необходимой для корректной работы системы в этих условиях.

3. Характеристики тормозной жидкости.

Согласно стандарту FMVSS №116 DOT-4 должна иметь следующие основные характеристики:
температура кипения «сухая» (то есть воды в составе не более 0,5%) не меньше 230°С.
температура кипения «мокрая» (воды в составе не более 3,5%) не меньше 155°С.
вязкость при -40°С не более 1800мм2/с
значение pH — не меньше 7,5 и не больше 11,5. (это аналог щелочного числа, например у электролита оно 13)
Кроме этого оговаривается термическая и химическая стабильность (температура кипения не должна изменяться больше, чем на 3°С при испытаниях по методике стандарта), и коррозионная активность.

4. Стандарты тормозной жидкости.

Кстати, уже упомянутый американский стандарт FMVSS 116 не единственный (хотя и первый) в области тормозных жидкостей. Кроме него существуют ещё:

  • ISO 4925 — (International Organization for Standardization, что переводится как «Международная организация по стандартизации»)
  • SAE J 1703 /1704 — (Society of Automotive Engineers, Inc., аналогично, «Общество автомобильных инженеров»)
  • JISK 2233 — (Japanese Industrial Standard, соответственно, «Японский промышленный стандарт»)

На ISO 4925 остановимся чуть поподробнее. В 2005 году эта организация выпустила редакцию стандарта, включающую в себя спецификацию ISO4925 – class 6 с нормативами для машин с ABS. В частности, вязкость при -40 там прописана не выше 750мм2/с. Вот картинка дополнений этого стандарта к основным классам американского DOT.

дополнительные классы тормозных жидкостей

5. Итого.

Итак, обобщим полученную информацию.

  • Во-первых, существует несколько разновидностей тормозной жидкости, однако пользоваться рекомендуется тормозухой класса DOT-4 и выше ввиду её достаточно высокой температуры кипения, а это основной параметр для тормозной жидкости, напрямую влияющий на безопасность езды на машине.
  • Во-вторых, помимо температуры кипения для машин с ABS имеет особое значение параметр вязкости при низких температурах (-40), для таких жидкостей разработан специальный стандарт ISO4925 – class 6 (ну или DOT-5.1/ABS).
  • В-третьих, все жидкости КРОМЕ DOT-5 состоят в основном из гликолевого спирта, тогда как DOT-5 сделан на основе силикона. Это значит, что смешивать их НЕЛЬЗЯ.
  • В-четвёртых, существуют ещё несколько характеристик, отвечающие за термическую, химическую стабильность и коррозионную активность. Обычно на них никто не обращает внимания, что даёт возможность производителям экономить на производстве, не соблюдая технологию. Если несоблюдение значения температуры кипения чревато аварийной ситуацией (что может выйти боком недобросовестному производителю ТЖ), то несоблюдение норм коррозионной активности «всего лишь» означает более быстрый выход из строя деталей и уплотнений тормозной системы.

Отсюда вывод — покупать лучше тормозную жидкость известных производителей (например, Тосол-Синтез с ТЖ марки ROSDOT), давно работающих на рынке и специализирующихся на производстве тормозных и других спецжидкостей для автомобилей.
Ну и вот табличка с основными характеристиками различных стандартов, для наглядности.

Сравнение характеристик тормозных жидкостей

Читать еще:  Чек на фольксваген поло: что делать если горит check
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector