Тестер тормозной жидкости: как проверить качество
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Тестер тормозной жидкости: как проверить качество

Тестер тормозной жидкости. Проверяем самую важную систему авто

Вода накапливается в тормозной жидкости постепенно. Скорость этого процесса зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, влажности воздуха, интенсивности эксплуатации авто, конструкции тормозной системы и т. д. Поэтому заранее предсказать, скопилось ли в жидкости критическое количество влаги исключительно по времени её эксплуатации невозможно.

Существует срок годности тормозной жидкости, но этот параметр не стоит путать со сроком эксплуатации. Это разные вещи. Срок годности говорит о времени хранения продукта в закрытой таре.

Поэтому для экспресс-проверки тормозной жидкости на наличие воды в ней и были разработаны специальные анализаторы.

Принцип работы

Любой тестер тормозной жидкости, независимо от конструкции конкретно взятой модели, имеет элемент питания, два электрода и электросхему с заложенным в ней алгоритмом оценки полученных показаний. Иногда электроды тестера спарены в одном щупе. В некоторых случаях они разделены на два отдельных вывода, закреплённых на корпусе. Но здесь есть принципиально важный момент: расстояние между электродами в любом тестере всегда остаётся неизменным.

Изначально сухая тормозная жидкость без влаги (или с её минимальным количеством) обладает высоким электрическим сопротивлением. По мере накопления воды сопротивление жидкости падает. Именно эту величину и измеряет тестер тормозной жидкости. На один из электродов подаётся ток, который проходит через жидкость и попадает на другой электрод. А сопротивление увлажнённой жидкости определяет падение напряжения в этой своеобразной электрической цепи. Это падение напряжения улавливает «мозг» тестера и интерпретирует его по заложенной в память базе. Сопротивление прохождению электрическому току пересчитывается в процентное наличие влаги в жидкости.

Если изменять расстояние между электродами, то и сопротивление жидкости будет меняться: вырастать при удалении электродов и наоборот. Получится искажение показаний. Поэтому тестеры с повреждёнными или деформированными электродами могут выдавать некорректную информацию.

Как пользоваться?

Использование тестера качества тормозной жидкости в общем случае сводится к двум простейшим операциям.

  1. Включение прибора и ожидание, пока загорится диод готовности (обычно это зелёный светодиод, который одновременно указывает на отсутствие влаги в жидкости).
  2. Опускание электродов прибора в бачок до высвечивания одного из индикаторов состояния жидкости. При этом желательно опускать прибор или выносной щуп в бачок строго вертикально. Обычно тестер оценивает состояние жидкости за 1-2 секунды.

После измерений электроды нужно протереть ветошью.

Критическим считается наличие 3,5 % влаги в объёме тормозной жидкости. Обозначается это состояние красным диодом или лампочкой, горящей в красной зоне оценочной шкалы прибора. В случае наличия 3,5 % воды в объёме жидкость необходимо как можно быстрее заменить.

Цена и отзывы

В настоящее время практически все продаваемые в магазинах РФ тестеры тормозной жидкости имеют конструкцию «маркер». Внешне они и похожи на обычный маркер. Их цена колеблется от 200 до 500 рублей в зависимости от модели и наценки продавца.

В центральной части такого тестера расположена батарейка типа ААА. В передней части, под колпачком, находятся два металлических электрода, которые и нужно погружать в тормозную жидкость. В верхней части – кнопка включения. Этот вариант тестера идеально подходит для частного использования.

Более сложные тестеры тормозной жидкости встречаются реже. Они обычно используются в условиях СТО и автосервисов. Например, до сих пор можно найти в продаже следующие приборы:

  • Brake Fluid Tester ADD7704 – цена в российских магазинах около 6 тысяч рублей;
  • Brake Fluid Tester ADD7703 – встречается довольно часто, приобрести его можно за 3-3,5 тысячи рублей
  • Brake Fluid Tester WH-509 – стоит в среднем 12 тысяч рублей, в РФ практически не продаётся.

Профессиональные тестеры тормозной жидкости имеют гибкие настройки и повышенную точность измерений. Одна из опций – оценка в качестве эталонной свежей тормозной жидкости и тарировка прибора по полученным показаниям.

Для контроля состояния жидкости собственного авто хватит дешёвого тестера-карандаша. Автомобилисты и специалисты СТО утверждают, что точности его показаний достаточно для адекватной оценки. И отзывы водителей в сети об этих приборах в основном положительные. Прибор легко и удобно эксплуатировать. Процедура оценки «тормозухи» занимает 1-2 минуты со всеми сопутствующими операциями. А погрешность показаний не превышает 10 %.

Проверка тормозной жидкости: гарантия безопасности на дорогах

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции
  • Каким образом осуществляется проверка уровня тормозной жидкости
  • Как проверить качество тормозной жидкости специальным тестером
  • Как проверить состояние тормозной жидкости с помощью тест-полосок

Автомобиль является транспортным средством повышенной опасности. Данное утверждение справедливо как для самого водителя, так и других участников дорожного движения. В пункте 2.3.1 ПДД перечисляются неисправности автомобиля, при которых категорически запрещается его эксплуатация. Неисправность тормозной системы стоит в самом начале списка, и это очень важно. Своевременная проверка тормозной жидкости, а также содержание всех компонентов системы в исправном состоянии – залог безопасной езды.

Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции

Тормозной жидкости (ТЖ) отводится самая важная роль в функционировании тормозной системы и безопасной эксплуатации транспортного средства. Именно качество и надлежащее состояние ТЖ определяет эффективность работы тормозной системы, а также возможность избежать аварии в критической ситуации на дороге.

Если углубиться в конструкцию тормозного механизма автомобиля, то ТЖ можно охарактеризовать как связующее вещество между приводом педали тормоза и исполнительным механизмом (тормозным суппортом). Использовать жидкость в тормозной системе гораздо более практично и эффективно по сравнению с другими механизмами. При нажатии педали тормоза внутри системы создается момент напряжения, которое через ТЖ равномерно распределяется на все 4 колеса.

ТЖ имеет специальный химический состав, позволяющий ей сохранять свои свойства при любых экстремальных условиях, таких как отрицательные температуры и температуры, превышающие сотню градусов по Цельсию. В процессе эксплуатации эти свойства ухудшаются, что в конечном итоге приводит к необходимости замены ТЖ.

Сегодня на рынке можно встретить несколько типов ТЖ, которые отличаются между собой по своему химическому составу. Один из видов – ТЖ на минеральной основе, в состав которой входят спирт и касторовое масло. Применение данного типа жидкости не рекомендуется, так как его температурно-вязкостные характеристики не соответствуют мировым стандартам.

Также можно встретить гликолевые ТЖ. В их составе присутствуют полигликоли и эфиры, что позволяет существенно увеличить температуру кипения и сохранить значение вязкости в допустимом диапазоне. К недостаткам данного типа ТЖ можно отнести повышенную гигроскопичность, так как высокое содержание воды в веществе способствует ухудшению рабочих характеристик.

Еще один тип ТЖ изготавливается на основе кремниево-органических полимеров и относится к виду силиконовых составов. Температурная и вязкостная характеристики имеют отличные показатели, к тому же уровень гигроскопичности в таких жидкостях гораздо ниже. Однако к минусам можно отнести недостаточные смазывающие свойства.

Рекомендуем

Требования к тормозной жидкости

Качество тормозной жидкости определяется соответствием ряда технических характеристик установленным нормам. Для того чтобы определить текущее состояние жидкости, используется специальный индикатор проверки тормозной жидкости, который называется «рефрактометр». При помощи этого прибора можно проверить уровень плотности рабочей жидкости. Данный показатель определяет наличие и концентрацию присутствующей воды.

Также качество ТЖ определяется по следующим параметрам:

  • Агрессивное воздействие на резиновые элементы тормозной системы. В процессе работы осуществляется прямой контакт ТЖ с различными уплотнителями, которые состоят из резины. Со временем такое взаимодействие начинает пагубно сказываться на структуре уплотнителей. Допустимый уровень разбухания либо усадки резины составляет максимум 10 %.
  • Коррозионные свойства ТЖ. Помимо резиновых элементов, тормозная система в большей степени состоит из металлических частей, которые изготавливаются как из цветных, так из черных металлов. Для предотвращения разрушения этих элементов производители ТЖ добавляют в состав ингибиторы коррозии, позволяющие увеличить срок службы тормозной системы.
  • Вязкость ТЖ – самый важный параметр. Значение вязкости должно иметь минимальную зависимость от температуры и сохраняться на допустимом уровне в широком диапазоне как при -40, так и при +100 градусах.
  • Последний важный критерий – смазывающие свойства ТЖ. Данная характеристика напрямую оказывает влияние на срок службы тех компонентов тормозной системы, которые постоянно находятся в состоянии трения.
Рекомендуем

Как осуществляется проверка уровня тормозной жидкости

Начиная с 1980-х годов производители автотранспорта стали устанавливать полупрозрачные расширительные бачки, которые размещаются на главном тормозном цилиндре. Это очень удобно, ведь, чтобы проверить уровень ТЖ в резервуаре, не нужно снимать его крышку. На боковой стенке бачка расположены отметки, обозначающие минимальный и максимальный уровни жидкости (MIN и MAX). Важно помнить, что уровень ТЖ не должен выходить за пределы этих отметок.

Если же резервуар с ТЖ выполнен из непрозрачного материала, а такое встречается, для того чтобы проверить уровень и состояние жидкости, придется снять крышку бачка.

В некоторых моделях автомобилей, особенно старых, для того чтобы открыть крышку бачка, придется воспользоваться отверткой, так как крышка может быть зафиксирована пружинным механизмом либо при помощи болта.

Перед тем как снять крышку, очень важно удалить все загрязнения с поверхности резервуара, особенно в районе заливной горловины. Попадание загрязнения внутрь системы может отрицательно сказаться на работе тормозного механизма, что повлечет за собой необходимость разборки и промывки его компонентов.

После того как крышка будет снята, нужно проверить состояние жидкости, максимальный уровень должен быть не ниже 6 мм от верхней части расширительного бачка.

Если в ходе проверки выяснится, что уровень ТЖ опустился ниже минимального значения, потребуется долить недостающий объем. При выборе типа ТЖ обязательно нужно руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля и заливать только тот тип жидкости, который предусмотрен конструкцией тормозной системы (чаще всего DOT 3, либо DOT 4). Некоторые производители указывают тип жидкости под крышкой бачка.

Читать еще:  Комплектации шевроле кобальт: технические характеристики

В случае, когда под рукой нет эксплуатационной документации на автомобиль, можно воспользоваться ресурсами Интернета, где имеется вся необходимая информация. Самым простым вариантом будет обратиться к продавцу в магазине и попросить проверить тип ТЖ по VIN-номеру вашего автомобиля.

Рекомендуем

Регулярность проверки уровня тормозной жидкости

Для того чтобы уверенно чувствовать себя на дороге и знать, что тормоза не подведут в самый неожиданный момент, нужно владеть информацией, как часто и в каких случаях следует производить проверку тормозной жидкости.

  1. Для каждого автолюбителя важно взять за правило делать еженедельный небольшой технический осмотр автомобиля. В процессе осмотра нужно обратить внимание на состояние и уровни всех рабочих жидкостей, таких как тормозная и охлаждающая, моторное масло, масло ГУР. В ходе осмотра имеет смысл проверить давление в шинах, степень затяжки колесных болтов, работу осветительного оборудования.
  2. Важный признак низкого уровня ТЖ – резкий провал педали тормоза. В случае если педаль провалилась или стала слишком мягко работать, необходимо сразу остановить транспортное средство и проверить уровень ТЖ. Обнаружив, что уровень жидкости опустился, необходимо долить недостающее количество и ехать в ближайший автосервис. Если во время движения педаль тормоза провалилась, необходимо аккуратно оттормозиться при помощи двигателя и стояночного тормоза. После остановки следует вызвать эвакуатор, так как дальнейшее передвижение на буксире либо своим ходом недопустимо.
  3. Также крайне важно проверять уровень ТЖ после проведения ремонтных работ в тормозной системе. При выполнении процедуры прокачки тормозов из системы удаляются пузырьки воздуха, из-за чего уровень ТЖ может понизиться.

Техническое состояние тормозной системы оказывает непосредственное влияние на частоту проверки. Изношенность рабочих элементов приводит в конечном итоге к утечке жидкости. При обнаружении подтеков в районе суппортов, тормозных шлангов и магистралей системы необходимо в кротчайшие сроки устранить неполадку.

Помимо контроля уровня, рекомендуется проверка тормозной жидкости на гигроскопичность. Проводить такую проверку нужно хотя бы раз в 6 месяцев, а по истечении 2-3 лет эксплуатации требуется производить полную замену ТЖ.

Рекомендуем

Проверка качества тормозной жидкости с помощью тестера

Главная причина ухудшения рабочих качеств ТЖ – это ее способность вбирать в себя влагу из воздуха. Повышение уровня содержания воды обратно пропорционально температуре кипения жидкости. Исследования показали, что увеличение у ТЖ DOT 4 количества воды на 3,5 % понижает температуру кипения с 230 до 155 градусов. Если во время движения произойдет закипание, тормоза просто откажут, при этом сама тормозная система получит значительные повреждения.

Нет точного временного интервала, по истечении которого ТЖ становится непригодной по причине избыточного содержания влаги. Скорость накопления воды зависит от многих факторов, таких как температура и влажность окружающего воздуха, а также интенсивность работы автомобиля.

Чтобы иметь более точное представление о состоянии ТЖ, большинство автовладельцев сейчас используют специальный индикатор проверки тормозной жидкости.

Конструктивно прибор для проверки ТЖ представляет собой устройство с двумя электродами и элементом питания. Благодаря заложенной программе в схему прибора происходит вычисление электрического сопротивления жидкости. Пока жидкость «сухая» (без влаги), значение сопротивления достаточно высоко. По мере того как концентрация воды в ТЖ увеличивается, электрическое сопротивление начинает уменьшаться.

Как уже было сказано, тестер имеет два электрода, на один из которых подается небольшое напряжение. Через среду ТЖ между электродами возникает электрический ток, сила которого изменяется в зависимости от сопротивления жидкости и расстояния между электродами. Чтобы исключить погрешность в показаниях, электроды тестера всегда находятся на одном расстоянии друг от друга. Алгоритм процессора производит перерасчет полученного показателя тока и выводит через индикацию процентное значение содержания влаги.

Проверка тормозной жидкости рефрактометром – достаточно простое мероприятие. Сначала необходимо включить прибор, о его включении и готовности просигнализирует свечение зеленой лампочки. Далее в вертикальном положении прибор аккуратно опускается в ТЖ, держится до тех пор, пока не загорится соответствующий индикатор. Обычно процесс проверки занимает 1-2 секунды, после чего прибор можно достать из бачка. Для того чтобы тестер всегда выдавал корректные показания, электроды необходимо держать в чистоте, протирая ветошью после каждой проверки.

После проведения проверки следует оценить полученные показания. Если загорелся индикатор в красной зоне шкалы, соответствующий 3,5 % содержания влаги, это прямой сигнал к тому, что требуется срочно заменить ТЖ.

Рекомендуем

Цена прибора для проверки качества тормозной жидкости

На сегодняшний день в России особое распространение получили рефрактометры типа «маркер». Такое название они получили по причине внешнего сходства с маркером. С одного торца тестера располагаются металлические электроды, которые закрываются защитным колпачком, со второго торца расположена кнопка включения. Работает рефрактометр на элементе питания типа ААА. Данный прибор для проверки тормозной жидкости можно купить по цене 200–500 рублей.

Для частного использования данное устройство достаточно удобно в силу своей простоты в работе и небольшой стоимости. Существуют профессиональные тестеры, имеющие более сложную конструкцию. Используются они в основном автосервисами, так как у профессиональных устройств достаточно высокая стоимость. Вот несколько моделей:

  • Brake Fluid Tester ADD7704 – стоимость на территории России колеблется в районе 6 000 рублей;
  • Brake Fluid Tester ADD7703 – достаточно распространенная модель, стоить такое устройство будет 3 000–3 500 рублей;
  • Brake Fluid Tester WH-509 – этот тестер найти в продаже очень сложно, и стоить такое устройство будет в районе 12 000 рублей.

В профессиональных рефрактометрах присутствует большее количество настроек, таких как возможность оценки качества в эталонной ТЖ и тарирования прибора по полученным данным. Кроме того, у дорого тестера достаточно высокий уровень точности. Для простого бытового использования наличие указанных опций совершенно не требуется.

Многочисленные отзывы автолюбителей, которые используют бытовые тестеры, утверждают, что точности такого устройства вполне достаточно для контроля состояния качества ТЖ. Приблизительный уровень погрешности недорогого рефрактометра составляет 10 %. Как уже было сказано выше, тестер маркерного типа достаточно прост в использовании, и вся процедура проверки занимает порядка 1-2 минут.

Рекомендуем

Проверка состояния тормозной жидкости с помощью тест-полосок

Еще один недорогой способ протестировать качество ТЖ – использовать специальные тест-полоски. Приобрести их можно во многих магазинах, а процесс проверки таким тестером очень простой и состоит всего из нескольких этапов:

  1. Обеспечиваем чистоту в районе заливной горловины расширительного бочка, перед тем как его открыть.
  2. Вскрываем упаковку с тест-полосками и достаем одну.
  3. Аккуратно частично погружаем тестер в ТЖ.
  4. Далее следует подождать около 30–60 секунд. За это время специальное вещество, нанесенное на поверхность тестера, вступит в химическую реакцию с ТЖ.
  5. Достаем тест-полоску и сверяем ее цвет с образцами, указанными на упаковке либо в инструкции тестера.
  6. При сравнении цвета тест-полоски с указанными на упаковке образцами делаем вывод о состоянии ТЖ.

Вся процедура проверки достаточно простая и не требует каких-то специальных навыков и знаний в данной области, поэтому выполнить ее сможет абсолютно любой человек.

Тестер тормозной жидкости. Проверяем самую важную систему авто

Вода накапливается в тормозной жидкости постепенно. Скорость этого процесса зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, влажности воздуха, интенсивности эксплуатации авто, конструкции тормозной системы и т. д. Поэтому заранее предсказать, скопилось ли в жидкости критическое количество влаги исключительно по времени её эксплуатации невозможно.

Существует срок годности тормозной жидкости, но этот параметр не стоит путать со сроком эксплуатации. Это разные вещи. Срок годности говорит о времени хранения продукта в закрытой таре.

Поэтому для экспресс-проверки тормозной жидкости на наличие воды в ней и были разработаны специальные анализаторы.

Принцип работы

Любой тестер тормозной жидкости, независимо от конструкции конкретно взятой модели, имеет элемент питания, два электрода и электросхему с заложенным в ней алгоритмом оценки полученных показаний. Иногда электроды тестера спарены в одном щупе. В некоторых случаях они разделены на два отдельных вывода, закреплённых на корпусе. Но здесь есть принципиально важный момент: расстояние между электродами в любом тестере всегда остаётся неизменным.

Изначально сухая тормозная жидкость без влаги (или с её минимальным количеством) обладает высоким электрическим сопротивлением. По мере накопления воды сопротивление жидкости падает. Именно эту величину и измеряет тестер тормозной жидкости. На один из электродов подаётся ток, который проходит через жидкость и попадает на другой электрод. А сопротивление увлажнённой жидкости определяет падение напряжения в этой своеобразной электрической цепи. Это падение напряжения улавливает «мозг» тестера и интерпретирует его по заложенной в память базе. Сопротивление прохождению электрическому току пересчитывается в процентное наличие влаги в жидкости.

Если изменять расстояние между электродами, то и сопротивление жидкости будет меняться: вырастать при удалении электродов и наоборот. Получится искажение показаний. Поэтому тестеры с повреждёнными или деформированными электродами могут выдавать некорректную информацию.

Как пользоваться?

Использование тестера качества тормозной жидкости в общем случае сводится к двум простейшим операциям.

  1. Включение прибора и ожидание, пока загорится диод готовности (обычно это зелёный светодиод, который одновременно указывает на отсутствие влаги в жидкости).
  2. Опускание электродов прибора в бачок до высвечивания одного из индикаторов состояния жидкости. При этом желательно опускать прибор или выносной щуп в бачок строго вертикально. Обычно тестер оценивает состояние жидкости за 1-2 секунды.

После измерений электроды нужно протереть ветошью.

Критическим считается наличие 3,5 % влаги в объёме тормозной жидкости. Обозначается это состояние красным диодом или лампочкой, горящей в красной зоне оценочной шкалы прибора. В случае наличия 3,5 % воды в объёме жидкость необходимо как можно быстрее заменить.

Читать еще:  Шевроле круз дергается: причины, как исправить

Цена и отзывы

В настоящее время практически все продаваемые в магазинах РФ тестеры тормозной жидкости имеют конструкцию «маркер». Внешне они и похожи на обычный маркер. Их цена колеблется от 200 до 500 рублей в зависимости от модели и наценки продавца.

В центральной части такого тестера расположена батарейка типа ААА. В передней части, под колпачком, находятся два металлических электрода, которые и нужно погружать в тормозную жидкость. В верхней части – кнопка включения. Этот вариант тестера идеально подходит для частного использования.

Более сложные тестеры тормозной жидкости встречаются реже. Они обычно используются в условиях СТО и автосервисов. Например, до сих пор можно найти в продаже следующие приборы:

  • Brake Fluid Tester ADD7704 – цена в российских магазинах около 6 тысяч рублей;
  • Brake Fluid Tester ADD7703 – встречается довольно часто, приобрести его можно за 3-3,5 тысячи рублей
  • Brake Fluid Tester WH-509 – стоит в среднем 12 тысяч рублей, в РФ практически не продаётся.

Профессиональные тестеры тормозной жидкости имеют гибкие настройки и повышенную точность измерений. Одна из опций – оценка в качестве эталонной свежей тормозной жидкости и тарировка прибора по полученным показаниям.

Для контроля состояния жидкости собственного авто хватит дешёвого тестера-карандаша. Автомобилисты и специалисты СТО утверждают, что точности его показаний достаточно для адекватной оценки. И отзывы водителей в сети об этих приборах в основном положительные. Прибор легко и удобно эксплуатировать. Процедура оценки «тормозухи» занимает 1-2 минуты со всеми сопутствующими операциями. А погрешность показаний не превышает 10 %.

Единственный достоверный тест тормозной жидкости

В процессе приемки на СТО автомобиля, приехавшего на регулярное ТО, клиенту автосервиса далеко не всегда предлагают, наряду с проверкой тормозных колодок и дисков, услугу по замене тормозной жидкости. И если опытные автомобилисты часто сами просят выполнить эту процедуру, то большинство современных автовладельцев могут вообще не знать о том, что тормозную жидкость надо не просто доливать.

Таким образом, приходится просвещать клиента СТО на тот счет, что тормозную жидкость надо не просто доливать по потребности, а периодически полностью заменять. Убедить автовладельца в необходимости замены помогает такой прибор, как тестер тормозной жидкости.

В 4 из 5 авто – испорченная “тормозуха”

Удивительный факт – по данным Европейской Комиссии, в среднем у 80% эксплуатируемых в ЕС личных автомобилей в тормозной системе находится жидкость, которую следовало бы заменить. Можно предполагать, что и у нас этот процент будет, в лучшем случае, не меньше. А уж если говорить о нахлынувших в страну машинах на европейских номерах – можно с уверенностью говорить о том, что многие из них не обслуживались годами, а состояние тормозной жидкость в них представляет реальную угрозу безопасности дорожного движения.

Раньше – можно было не менять

Проблема усугубляется тем, что автовладельцы со стажем помнят времена, когда в автомобилях применялись тормозные жидкости типа БСК на минеральной основе (смесь касторового масла и бутилового спирта). Эти смеси были негигроскопичны и не агрессивны, но имели низкую температуру кипения, поэтому их нельзя применять в системах с дисковыми тормозами. Сегодня такие жидкости не соответствуют международным стандартам, которые применяются по отношению к выпускаемым ТС. Соответственно, на современном парке иномарок, а также автомобилей, разработанных в странах СНГ за постсоветский период, такие жидкости использоваться не могут.

Современные тормозные жидкости

Современные тормозные жидкости имеют в основе полигликоли и их эфиры (группы химических соединений на основе многоатомных спиртов). К их преимуществам относятся: высокая температура кипения, хорошие вязкостные и смазывающие свойства. Основным же недостатком является необходимость полной периодической замены – по указаниям автопроизводителей обычно раз в два года.

Тормозные жидкости гигроскопичны

Физика процесса деградации современных тормозных жидкостей связана именно с их гигроскопичностью – склонностью к поглощению воды. Достаточно вспомнить, что тормозная система не герметична – она имеет связь с атмосферой через расширительный бачок. Каждый раз при уменьшении объема жидкости в бачке происходит подсос «свежего» атмосферного воздуха через компенсационное отверстие.

Механизм воздействия воды на работоспособность тормозной системы очевиден. Любая жидкость имеет температуру, или «точку» кипения. По мере увеличения в составе жидкости вещества с более низкой температурой кипения этот порог понижается. При нагреве до определенной температуры содержащаяся в жидкости вода начинает образовывать пузырьки пара.

Опасность паровой пробки

Гидравлическая жидкость увеличивается в объеме, но при этом теряет свое главное рабочее свойство – несжимаемость. В результате значительно снижается передаваемое на рабочие тормозные цилиндры давление, что сопровождается снижением эффективности торможения в разы и проявляется как «мягкая педаль» тормоза. Не менее опасно и то, что состояние тормозной жидкости сказывается на работе электронных систем безопасности ABS и ESP, в алгоритм работы которых заложены нормальные значения.

Уже в течение первого года эксплуатации содержание воды в тормозной жидкости может доходить до 2% влаги, ко второму году — до 3,5%, к третьему — до 5%. На практике в регионах с влажным климатом насыщение тормозной жидкости водой до опасного предела может происходить даже за один год.

Инструменты проверки состояния тормозной жидкости

Очевидно, что необходим инструмент физического контроля состояния жидкости. Для этой цели были разработаны тестеры, работающие по принципу измерения токопроводимости жидкости. Чем больше процент воды в тормозной жидкости, тем лучше она проводит электрический ток. Казалось бы, все просто и надежно. Такие приборы сегодня используются на всем пространстве стран СНГ. Однако данный метод является косвенным, и полностью полагаться на показания таких приборов нельзя, поэтому в Европе они не применяются.

Не все “тормозухи” одинаково токопроводны

Дело в том, что помимо гликолево-эфирной основы современные жидкости содержат множество присадок, призванных защищать металлические элементы тормозной системы от коррозии, а соединения и уплотнения системы – от негативного воздействия на них базовых компонентов смеси. Разные производители тормозной жидкости могут использовать большое количество тех или иных присадок, которые могут изменять токопроводимость жидкости. Например, антикоррозионный компонент бор (борная кислота) – повышает ее настолько, что жидкость из только что вскрытой канистры прибор определяет, как непригодную. Еще хуже, если будет иметь место обратный эффект.

Реальная проверка – только кипячением

Таким образом, единственным объективным критерием рабочего состояния тормозной жидкости является ее температура кипения. Она задана стандартами DOT, и для каждого типа жидкости имеет два значения. Первое – температура кипения так называемой «сухой» жидкости, т.е. только что расфасованной или после вскрытия герметичной упаковки. Второе – минимально допустимая с точки зрения безопасности температура кипения «увлажненной» жидкости.

Соответствие нормативам FMVSS 116

Согласно нормативам FMVSS 116 (Federal Motor Vehicle Safety Standards – Федеральные стандарты безопасности на транспорте США), принимаемым за основу в системе классификации тормозных жидкостей, температура кипения «увлажненной» жидкости измеряется при содержании влаги 3,5%. То есть в среднем соответствует двум годам эксплуатации.

Допустимые температуры кипения для тормозных жидкостей

В тормозных системах основной массы авто с пробегом на нашем рынке применяются жидкости DOT 3 и DOT 4, у которых температура кипения составляет 205 °С и 230 °С сухая, 140 и 155 «мокрая» соответственно. На сегодня DOT 5.1 по стандарту имеет температуру кипения «сухой» жидкости не менее 260 °С, а минимальная должна быть не ниже 180 °С. Что касается жидкости DOT 5, то она применяется только в военной технике и автоспорте, поэтому в дорожных авто не встречается.

Характеристики тормозных жидкостей

«Сухая» температура кипения, °С

«Мокрая» температура кипения, °С

Лимит вязкости, мм2/с

Основа

LHM

DOT 2

Касторовое масло, спирт

DOT 3

DOT 4

Гликоль, борная кислота

DOT 5

DOT 5.1

Гликоль, борная кислота

Прибор FERODO FFT100

Таким образом, для корректной проверки тормозной жидкости на пригодность к дальнейшей эксплуатации следует использовать приборы, которые определяют реальную температуру кипения. Такой прибор есть в ассортименте Federal-Mogul под брендом FERODO – FFT100. В отличие от лабораторных методов измерения температуры кипения, прибор позволяет провести проверку за считанные минуты. Достаточно с помощью клемм подключить FFT100 непосредственно к АКБ автомобиля – и прибор готов к работе.

Два способа проверки

Выполнить проверку можно двумя способами. Первый, самый простой – прямо через горловину расширительного бачка погрузить патрубок прибора в тормозную жидкость. При этом отверстие для забора жидкости должно находиться ниже ее уровня. Поскольку не на всех автомобилях это удобно или вообще возможно, в комплектации прибора есть специальная пипетка и емкость для жидкости. Кроме того, Federal-Mogul рекомендует для надежности использовать этот, второй способ. И забор жидкости производить не из бачка, а из суппорта – именно там находится объем жидкости, наиболее точно отражающий реальную картину.

Процедура проверки за полминуты

Сама процедура проверки занимает до 30 секунд. При подключении питания на дисплее прибора отображается его серийный номер, а также фактическое значение напряжения питания. После погружения патрубка в жидкость надо нажать единственную кнопку Control – Switch. На дисплее в виде поочередно закрашивающихся ячеек отобразится ход процесса кипячения жидкости. Когда точка кипения будет достигнута, прибор на несколько секунд отобразит полученное в ходе теста значение температуры, а затем – контрольные значения «мокрой» температуры кипения для жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Измеренное и контрольные значения будут высвечиваться поочередно, пока вы не отключите прибор. Таким образом помнить или записывать значения не надо. Требуется только знать стандарт тестируемой жидкости, который должен быть указан на крышке расширительного бачка.

Инструмент клиентской лояльности и увеличения чека

Данный прибор – не просто автосервисное оборудование, но и отличный маркетинговый инструмент для привлечения клиентов и увеличения чека. Проведение акции «Каждому посетителю – проверка тормозной жидкости бесплатно!» позволит подавляющему большинству клиентов наглядно продемонстрировать необходимость срочной замены. Европейская практика показывает, что при систематическом использовании прибора средний чек увеличивается фактически на стоимость обновления тормозной жидкости. Кроме того, использование FERODO FFT100 при каждом посещении СТО служит хорошей демонстрацией заботы о безопасности водителя, что автоматически повышает его доверие к станции и желание обслуживаться на ней всегда.

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Проверка тормозной жидкости

Тормозная жидкость – основная техническая составляющая системы торможения автомобиля. Ее качество в значительной степени влияет на функциональную безопасность транспорта. Поэтому регулярная проверка тормозной жидкости – залог эффективной работы тормозов в случае экстренной остановки автомобиля.

Читать еще:  Вариатор на ниссан мурано z51: расход топлива, отзывы

Общие сведения о тормозных жидкостях

Гидравлический тормозной привод автомобиля действует по следующему принципу. Сила, приложенная к педали в салоне машины, переносится на шток главного тормозного цилиндра. Оттуда с помощью поршня жидкость перемещается в напорный трубопровод и создает там давление равное 80–90 кгс/см 2 .

Вытесняемая таким образом эмульсия по магистралям перемещается в колесные цилиндры и с силой воздействует на поршни. Поршни при движении разжимают фрикционные колодки. Они прижимаются к стенкам барабана, между сегментами возникает сила трения, и происходит остановка автомобиля.

Тормозные эмульсии производят на базе гликолевых и касторовых соединений. Их эксплуатационные характеристики улучшают посредством введения в жидкости модифицирующих присадок. Растворы на основе касторовых масел хорошо взаимодействуют с резиновыми и полимерными деталями. Они имеют положительные смазывающие свойства, химически устойчивы, не гигроскопичны.

Гликолевые жидкости изготавливают на основе многоатомных спиртовых соединений. Композиты обладают высокой температурой кипения, хорошими смазывающими свойствами и стабильными вязкостными характеристиками. Единственный недостаток – высокая гигроскопичность. Несмотря на это почти все производители рекомендуют использовать на своих автомобилях гликолевые тормозные жидкости.

Запрещается смешивать полигликолевые эмульсии с тормозными смесями на масляной основе. В случае нарушения этого условия жидкости будут расслаиваться и терять свои эксплуатационные качества.

Любой новый автомобиль разрабатывается под определенные виды тормозных жидкостей. Исследуется их воздействие на дополнительные конструкционные материалы. Результаты исследований отражаются в инструкции по эксплуатации автомобиля в форме рекомендаций по использованию того или иного типа жидкости.

Перед покупкой ТЖ необходимо узнать какая жидкость залита в тормозную систему автомобиля. Для этого можно заглянуть в паспорт транспортного средства, а если его нет, то воспользоваться простым и доступным способом. Открыть заливной бачок и извлечь из него в пробирку или какую-либо другую подсобную емкость несколько капель тормозной жидкости. Добавить к ним некоторое количество влаги. Дать жидкостям отстоятся и проверить их состояние. Касторовые эмульсии разделятся на несколько слоев (расслоятся), гликолевые растворятся в воде.

Жидкости, применяемые в гидравлических тормозных системах, должны отвечать следующим эксплуатационным требованиям:

  • иметь высокую температуру кипения;
  • стабильную вязкость;
  • антикоррозионные свойства;
  • низкую гигроскопичность;
  • хорошую совместимость с резинотехническими деталями;
  • продолжительный срок службы.

Виды проверок и способы контроля качества тормозной жидкости

Многие автолюбители под проверкой тормозной жидкости подразумевают визуальный осмотр заливного бачка с целью определения объема эмульсии в системе. Но этого недостаточно для обеспечения нормального функционирования гидропривода. Гликолевые субстанции обладают низкой гигроскопичностью. Они способны накапливать влагу в больших количествах.

Если содержание воды в тормозной жидкости превысит показатель в 3–3,5%, то ее температура кипения понизится с 250 до 150°С. На автомобилях, оборудованных дисковыми тормозами, температура в зоне контакта трущихся деталей повышается до +160°C. Несоответствие температур приведет к закипанию жидкости и отказу тормозного механизма.

Кроме того, смеси, изготовленные на спиртовой основе, могут вступать в химические реакции с водными составляющими. В результате протекания окислительных процессов возможно образование осадка и появление коррозионных пятен на внутренних поверхностях трубопроводов. Своевременный уход и контроль состояния технических смесей позволит повысить безопасность движения и сохранить работоспособность гидропривода.

Проверка уровня жидкости

Количество жидкости в тормозной системе нужно контролировать ежедневно. При снижении объема необходимо обследовать соединения рабочих узлов и при обнаружении дефектов устранить причину их появления.

Бачок для жидкости традиционно располагается на главном тормозном цилиндре. Конструкция емкости может быть двух видов: прозрачная и непрозрачная. В первом случае уровень можно определить по меткам (max и min), которые наносятся на боковую часть резервуара. Если граница эмульсии находится ниже минимальной отметки, то необходимо открыть заливную пробку, и долить жидкость.

На старых моделях автомобилей емкость изготовлена из непрозрачного материала. Для проверки уровня жидкости нужно отвинтить крышку. Крышка, внутри которой находится перепускной клапан, фиксируется болтом. Отвернув болт и удалив крышку, можно увидеть уровень жидкости. В нормальном состоянии граница субстанции должна находиться на 5–6 мм ниже верхней кромки горловины.

Проверка с помощью лакмусовой бумажки

В домашних условиях исследовать качество тормозных эмульсий можно с помощью тест-полосок. Это химически активные лакмусовые бумажки, которые при контакте с жидкостью изменяют свой цвет. На упаковке продукта присутствует таблица оттенков, в которые должна окрашиваться полоска в зависимости от присутствия того или иного реагента. В основном с помощью таких индикаторов определяют наличие избыточного количества влаги в составе технической жидкости.

  1. Очищаем поверхность бачка от грязи и отворачиваем заливную пробку.
  2. В жидкость опускаем полоску бумаги и ждем пока намокнет (1–2 мин).
  3. Достаем индикатор и сверяем цвет полоски с таблицей на упаковке.
  4. На основании полученных результатов определяем количество влаги в тормозной жидкости.

Проверка мультиметром

Более сложные способы проверки тормозных жидкостей заключаются в использовании электронных приборов – тестеров. Перед покупкой такого оборудования нужно внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и определить его возможности.

Аппаратура рассчитана на установление точки кипения и наличия воды в составе тормозной жидкости. Если термические параметры находятся в интервале 165–175°C, то такую смесь еще можно использовать. В случае снижения порога кипения до 165°C и ниже – тормозная эмульсия подлежит немедленной замене.

По своей конструкции электронные приборы – это портативные устройства со световой индикацией. Точность измерений и удобство использования автоматики можно определить только опытным путем.

Наибольшей популярностью среди автолюбителей пользуются следующие модели:

    Brake Flu >

ADD7704 обладает множеством настроек и режимов работы. Определяет процентное соотношение воды и эмульсии, а также предупреждает автовладельца о снижении температуры кипения жидкости. Информация о состоянии тормозной смеси выводится на экран с помощью светодиодных индикаторов.

WH-509 – профессиональный прибор. Применяется на СТО для точной диагностики тормозной жидкости. Устройство способно правильно установить количество воды в составе эмульсии и с помощью светового сигнала сообщить о необходимости ее замены.

CT-2081 – портативное устройство, главным преимуществом которого являются его размеры. При опускании прибора в жидкость на корпусе загораются разноцветные лампочки. Зеленый цвет – смесь в рабочем состоянии. Красный – требует замены.

Как проверить уровень тормозной жидкости и что делать, если тормозная жидкость течет?

Доброго времени суток, уважаемые автомобилисты! В автомобиле не так уж и много технических жидкостей, которые обеспечивают эффективную и стабильную работу различных его систем.

Все они важны по-своему. Но! Если происходит утечка моторного масла, то это грозит всего лишь выходом из строя и последующим ремонтом двигателя. Если проблемы с трансмиссионным маслом, то это всего лишь, выход из строя КПП.

А вот если у вас в автомобиле проблемы с тормозной жидкостью, то это нарушение работы тормозной системы, и прямая угроза безопасности, как вашей, так и окружающих. Такая неисправность, как утечка тормозной жидкости из системы, может привести к отказу тормозов с вытекающими отсюда последствиями.

Именно поэтому, проверка тормозной жидкости должна осуществляться водителем систематически, аналогично проверке состояния моторного масла. Проверяя моторное масло, не поленитесь заодно, проверять и уровень тормозной жидкости в бачке. Тем более, что он находится у вас перед глазами.

Какой бывает проверка тормозной жидкости

Существует два основных метода проверки тормозной жидкости: проверка уровня тормозной жидкости и проверка качества тормозной жидкости.

Проверка уровня тормозной жидкости осуществляется, как визуально, так и при помощи панели приборов.

В случае неисправности тормозной системы, когда вы находитесь в салоне автомобиля во время движения, контрольная лампа уровня тормозной жидкости сообщит вам об этом. Нельзя ни в коем случае пренебрегать показаниями прибора. И желательно прекратить движения для уточнения возникшей неисправности (по возможности).

Лампочка загорается неспроста. Значит, датчик уровня тормозной жидкости зафиксировал именно низкий уровень тормозной жидкости в системе. По возможности следует визуальным осмотром убедиться в том, что нет явной утечки жидкости, и долить её.

Долить, чтобы доехать до сервиса или гаража и провести более тщательную дефектовку тормозной системы с целью выяснения причины срабатывания прибора. Даже при наличии второго контура, с устранением неисправности в тормозной системе оттягивать не стоит.

Второй вариант – это визуальная проверка уровня тормозной жидкости перед началом движения. Это просто. В моторном отсеке расположен бачок тормозной системы. В современных автомобилях бачки тормозной системы, как правило, выполнены из прозрачного пластика.

Поэтому одного взгляда достаточно, чтобы убедится в том, что уровень тормозной жидкости находится на уровне (вот такой каламбур). Метки min и max показывают вам требуется ли доливка жидкости или нет.

Если потребуется доливка, то не будет лишним внимательно осмотреть все видимые места соединений узлов тормозной системы, чтобы убедиться в том, что тормозная жидкость не вытекает.

Перед тем, как проверить уровень тормозной жидкости, неплохо бы вспомнить о том, когда вы меняли тормозные колодки или тормозные диски. Их естественный износ приводит к тому, что уровень тормозной жидкости в бачке падает. Не намного, но заметно.

Важно! Перед проверкой уровня тормозной жидкости в системах, оборудованных ABS, не забудьте полистать мануал. Некоторые системы требуют предварительной прокачки тормозов (методом нажатия на педаль), перед проверкой уровня.

Проверка качества тормозной жидкости – обязательная процедура, как минимум раз в году. Для чего нужно проверять не только уровень, но и качество жидкости?

Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична, т.е. она впитывает в себя влагу. И если, по каким-либо причинам, процентное содержание влаги в тормозной жидкости превысит норму, она перестаёт выполнять свои прямые функции.

Для этого существует прибор для проверки тормозной жидкости – т.н. тестер тормозной жидкости. Рынок автомобильного оборудования и измерительных приборов предлагает большой выбор, как моделей, так и производителей данного прибора. Тестеры относительно недорогие, и трудностей в их эксплуатации возникнуть не должно. Лишним в вашем хозяйстве такой прибор не будет.

При помощи электронного тестера тормозной жидкости проверяется температура кипения тормозной жидкости. При показателях: 175 0 С – ТЖ считается эффективной, 165-175 0 С – можно продолжать эксплуатацию, если она используется не более 2-х лет. Если два года и более, то ТЖ следует заменить. Если же температура кипения ТЖ ниже 165 0 С – желательно её срочно заменить.

Таким образом, замерив уровень и качество тормозной жидкости, а также убедившись, что у вас нигде не течет тормозная жидкость, вы будете спокойны за собственную безопасность.

Успехов вам при проверке уровня тормозной жидкости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector