Особенности транспортной логистики
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Особенности транспортной логистики

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Транспортная логистика. Особенности организации транспортной логистики

Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.

В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.

Транспортная логистика решает следующие основные задачи:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида и типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:

  • о характерных особенностях различных видов транспорта, их плюсы и минусы;
  • о других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции, таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:

  • время доставки;
  • частота отправлений груза;
  • надежность соблюдения графика доставки;
  • способность перевозить разные грузы;
  • способность доставить груз в любую точку территории;
  • стоимость перевозки.

Автомобильный транспорт. Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Преимущества: высокая маневренность и оперативность; регулярность поставки; менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами.

Недостатки: сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля); срочность разгрузки; возможность хищения груза; возможность угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность.

Железнодорожный транспорт. В условиях России ж/д транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков. Преимущества: сравнительно невысокая себестоимость перевозки; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность перевозок; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ. Недостатки: невысокая маневренность.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность. Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.

Внутренний водный транспорт. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Преимущество : низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей; сезонность.

Воздушный транспорт. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Преимущества: высокая скорость; возможность доставки в отдаленные районы.

Недостатки: высокие грузовые тарифы; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.

Преимущества: высокая скорость доставки; наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа. Недостатки: узкая специализация; частые аварийные ситуации по причинам нарушений безопасности трубопроводов, хищений цветных металлов, оборудования с вдольтрассовых сооружений; несанкционированных врезок в трубопроводы; диверсионных актов; повышенная опасность экологических и социальных последствий возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды, большая угроза населению, потери из-за хищений посредством несанкционированных врезок в нефтепроводы; наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов, ремонт, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов.

Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.

К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам. Это повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение новейших транспортных технологий, укрепляет положение на рынке транспортных услуг. Различные предприятий передают транспортным фирмам следующие функции:

1) выполнение и оформление расчетов за перевозку грузов;

2) определение цены за перевозку;

3) выполнение складских операций;

4) выбор оптимального маршрута доставки товаров;

5) контроль за грузами, находящимися в пути следования;

6) организация электронного обмена данными между всеми участниками логистического процесса и хранением информации;

7) контроль за товарно-материальными запасами, выполнением заказов;

8) эксплуатация парка транспортных средств.

Политика транспортных предприятий в области коммуникаций имеет цели: 1) информировать клиентов о предлагаемых пакетах услуг и постоянно оказывать необходимое влияние на клиентуру, чтобы она могла использовать услуги в возможно большем объеме; 2) способствовать расширению и совершенствованию взаимодействия транспортных фирм и грузоотправителей на основе использования вычислительной техники, главным образом с помощью электронного обмена данными.

Логистическая организация транспортных предприятий требует переосмысления политики с точки зрения того, что сбыт транспортных услуг большей частью происходит исключительно на рынке покупателей, а не продавцов. Это подразумевает, что для эффективной деятельности транспортных предприятий необходимо: постоянное присутствие на рынках спроса; постоянное информирование клиентов о предлагаемых пакетах услуг; чтобы в информации для клиентов содержалось нечто новое, например реклама нового маршрута или нового способа перевозок; организовывать работу с точки зрения рынка покупателей также и в периоды, характеризующиеся недостатком транспортных мощностей, так как стремление сбыть услуги характеризуется продолжительным действием.

Источник – МАРКЕТИНГ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.

Принципы транспортной логистики на грузоперевозках

Транспортная логистика занимается оптимизацией доставки груза из пункта отправления в пункт назначения. Общая задача разбивается на отдельные вопросы, которые решаются в тесной взаимосвязи друг с другом.

Главный принцип, определяющий весь логистический алгоритм на грузовом транспорте, называется “Точно в срок” (с англ. – “just in time”).

Современная транспортная сфера отличается высоким уровнем обслуживания. Перевозчик предлагают не только выполнение непосредственно транспортировки, но и ряд сопутствующих дополнительных работ, которые позволяют сделать перевозки максимально надежными и оперативными.

Так, высокопрофессиональные транспортные компании, выполняя организацию доставки груза, производят обработку данных логистами, что позволяет сделать грузоперевозку максимально эффективной и экономически целесообразной.

Согласно ему, доставка товаров должна выполняться в указанные дни, а возможно, и часы. Это значит, не только не позже, но и не раньше. Лишь в этом случае можно организовать ритмичную работу производства, чтобы процесс шел непрерывно, а склады не оказались переполненными из-за избытка сырья или не вывезенной продукции.

Второй принцип транспортной логистики на грузоперевозках, не менее важный, требует использовать транспортные средства с максимальной эффективностью. Транспортный поток должен быть постоянным. На практике это значит исключение поездок с пустым кузовом и сведение к минимуму простоев, в том числе во время погрузки или выгрузки.

В качестве идеального примера соблюдения данного правила можно привести доставку сырья на завод и вывоз обратным рейсом готовой продукции потребителю. В результате транспортная единица работает в непрерывном цикле, непроизводительные простои почти отсутствуют. Неписаный закон “Время – Деньги” никто не отменял. Перевозчики не любят стоять, даже при погрузке или выгрузке.

Они хорошо понимают, что машина зарабатывает деньги только в движении. Поэтому, в частности, так важна механизация погрузочно-разгрузочных работ, которая сокращает время выполнения этих операций. От непрерывности процесса выигрывает и заказчик. Чем больше вероятность того, что в обратный рейс машина пойдет порожняком, тем выше окажется стоимость доставки товаров.

При выборе вида транспорта и оптимального маршрута специалисты транспортной логистики на грузоперевозках руководствуются критериями минимизации:

  • Расстояние, которое пройдет ТС.
  • Времени, затраченного на доставку груза.
  • Затрат на перевозку.
  • Рисков повреждения или порчи товара.

Оптимальный маршрут обязан удовлетворять все перечисленные выше требования. В реальных условиях, из-за разных обстоятельств, достичь этого чаще всего не удается. В этом случае определяется самый важный критерий, выполнение которого считается безусловным. Остальные принимаются во внимание по мере возможности.

Читать еще:  Шаровые опоры на соболь: выбор и замена, отзывы

Процесс выбора наилучшего маршрута состоит из следующих этапов:

1. Анализ географических особенностей мест погрузки и выгрузки.

В самом начале надо определить, какой тип транспортного средства можно использовать. Это во многом зависит от географических характеристик пространства между пунктами отправки и приемки товара. А также от наличия путей сообщений.

Если указанные точки расположены на разных континентах, то без морского или воздушного транспорта не обойтись. К одним населенным пунктам не проложены железнодорожные пути. К другим можно добраться только по реке. А к третьим – по воздуху. Все это надо учитывать. Как и то, что во многих случаях одного вида транспорта окажется недостаточно, придется организовывать мультимодальные перевозки. На этом этапе определяется предварительный маршрут.

2. Анализ характеристик груза.

Уникальные свойства перевозимого груза также влияют на выбор пути и вида ТС. Так, например, маршрут для опасного груза будет несколько иным, чем для обычного. Согласно требований ПДД, его нельзя везти по территории с большой плотностью населения, а также рядом со стратегическими объектами.

3. Выбор типа ТС.

Вид транспортного средства определяется по результатам анализа первых двух пунктов, плюс срочность доставки. Из четырех возможных, автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного, на основе географических условий, наличия путей сообщения и особенностей груза, выбирают самый подходящий. В некоторых случаях рассматривают еще и трубопроводный транспорт, но это очень узкоспециализированный вариант.

4. Определение оптимального маршрута.

На этом этапе принимаются во внимание те же данные, что и для п. 3, и одно дополнительное условие – сколько денег выделено на перевозку товара. Если, как иногда бывает, бюджет невелик, то можно выбрать доставку по морю – это самый дешевый из всех возможных способов.

После того, как определены главные приоритеты транспортной логистики на грузоперевозках, вырисовывается несколько вариантов подходящих маршрутов. Анализируя возможные риски и конкретные условия (климатические, политические, экономические и другие факторы), логисты отсеивают те из них, которые кажутся неперспективными. Если схема составлена грамотно, то расходы на доставку, время перевозки и опасность повреждения груза в ней будут минимальны, а отклонения в ходе ее реализации – незначительны.

5. Контроль движения ТС.

К сожалению, в процессе транспортировки груза может произойти что-нибудь непредвиденное. Задержка на погрузочной или разгрузочной площадке, поломка автомобиля, авария или что-нибудь другое ломают график перевозки. Опоздание может стать причиной не только срыва поставок, но и применения санкций в отношении одного из участников процесса.

Чтобы застраховаться от возможных неприятностей, надо постоянно контролировать движение ТС с грузом. Тогда, если произойдет какая-либо неприятность, логисты сразу же узнают об этом и примет меры. Скорректируют маршрут, отправят на линию другое ТС или даже заменят тип транспортного средства, если критерий соблюдения сроков принят в качестве основного. Для мониторинга в режиме реального времени на сегодняшний день есть достаточно возможностей: от сотовой связи, до спутниковой.

Использование транспортной логистики на грузоперевозках объединяет отдельные этапы процесса перевозки в единую систему. Работая как слаженный механизм, она сокращает расходы на транспортировку, обеспечивает своевременную доставку товара и его сохранность.

В целом транспортная логистика – это управление грузопотоками для оптимизации перевозок, что позволяет достичь максимальной эффективности с минимальными затратами. Например, грузоперевозки по Якутии будут отличаться от перевозок грузов по Москве.

Для решения поставленных задач логистика опирается на характеристики груза (объем, массу, состав, консистенцию, ценность), количество партий, расстояние, срочность доставки, наличие транспортных коммуникаций.

Использование логистических схем позволяет решить такие вопросы как:

  • выбор самого подходящего вида транспорта;
  • разработка оптимального маршрута, учитывая особенности региона (состояние дорог, климатические условия);
  • расчет продолжительности перевозок;
  • снижение затрат на перевозки;
  • максимизация скорости перевозок;
  • синхронизация транспортно-складских работ;
  • синхронизация перевозок с погрузочно-разгрузочными операциями;
  • синхронизация поэтапных перевозок при использовании нескольких видов транспорта;
  • выбор вида страхования грузов;
  • осуществление контроля над ходом перевозок и предоставление информации владельцам грузов.

Именно логистические схемы позволяют добиться упрощения процесса транспортировки груза, операций складировании, погрузки и разгрузки, а главное – дает возможность применить единую систему планирования перевозок, которая позволяет предусмотреть все аспекты грузоперевозки еще на начальном этапе организации. В результате клиент получает достаточно «прозрачные» документы, отражающие все операции выполнения доставки. Очень важным преимуществом использования транспортной логистики является то, что управление концентрируется в одном месте, а это повышает эффективность транспортных перевозок и снижает их себестоимость.

Применение транспортной логистики самые лучшие результаты дает в тех компаниях, которые широко используют консолидацию грузов. То есть, небольшие партии грузов поступают на хранение. Потом из них формируется консолидированная партия с целью экономии расходов.

Основа успеха транспортной компании – комплексный подход в решениях задач по транспортировке. Именно на комплексном подходе и базируется логистика. Она предлагает рациональный и комплексный подход к решениям задач транспортной компании, осуществляя оптимизацию услуг и повышая эффективность деятельности.

Сегодня деятельность грузоперевозчика почти невозможно представить без логистики, которая способна поднять компанию на ступень выше по сравнению с другими перевозчиками.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Транспортная логистика. Принципы и функции

Транспорт – это своеобразный связывающий элемент, который находится между самими звеньями великой логистики и большая часть операций по доставке груза осуществляется с помощью него. Это привело к возникновению отдельной отрасли в системе логистики – так называемой транспортной логистики – перемещение заказанного товара за требуемое время, оптимальным маршрутом в нужную точку с минимальными денежными затратами.

Транспортная логистика в целом охватывает три основных области:

  • контроль над операциями с товаром, возникающими на маршруте следования груза, с применением различных средств коммуникации и новейших информационных технологий;
  • процесс организации и планирования доставки груза с минимальными финансовыми расходами;
  • предоставление необходимой информации для товаровладельца.

Транспорт, как неотъемлемая часть логистики, потребляет около пятидесяти процентов всех затрат, выделенных на логистику. Он участвует во многих логистических процессах, поэтому требует согласованности между всеми участниками транспортного процесса. Давайте рассмотрим основные задачи транспортной логистики:

  • согласование транспортно-складского процесса;
  • создание рабочих систем транспортировки товаров;
  • выбор нужноготипа и вида транспорта;
  • определение оптимальных по времени и затратам маршрутов доставки товара;

Для успешного решения вышеописанных задач, необходимо соблюдать основные принципы транспортной логистики: требуемый грузнужного качества необходимо перевозить малейшими затратами, и должен он прибыть к заказчику в установленное время и в должном объеме.

С развитием системы логистики, роль транспорта в этой системе значительно меняется. В наше время транспортное обслуживание определяется оптимальным соотношением прибыли и расходов с учетом пожеланий отправителя и (или) получателя.

Транспортировка может быть внутренней и внешней, все зависит от варианта ее использования. Данные виды транспортировки связаны между собой и составляют общую систему транспортного типа.

Таким образом, транспорт становится основной частью процесса транспортирования товара. В этой системе функции транспортной логистики заключаются в успешном процессе хранении и перемещении груза. Этот процесс должен быть выгоден как во временном варианте, так м и в экономическом. В случае экономии финансов на повторной погрузке и выгрузке товара используется функция хранения груза, при этом необходимо учесть увеличение времени, необходимое на доставку товара к потребителю.

Выделение транспорта в отдельную область логистики способствовали такие факторы:

  • наличие огромного числа экспедиционных предприятий, которые играют основную роль в процессе оптимальной доставки груза;
  • способность транспорта создавать устойчивую, надежную и стабильную систему реализации товара;
  • высокая цена транспортирования, которая в отдельных случаях может достигать пятидесяти процентов от общих логических затрат на доставку груза;
  • решение большого количества транспортных проблем.

Логистика – это соединенная в одно целое: экономика, технологии и современная техника. Задача транспортной логистики это вообще отдельный сложный процесс. Среди задач и целей можно отметить обеспечение технологического и экономического характера.

Технологическое единство достигается путем использования единой технологии транспортировки.

Экономическое единство – это построение тарифной системы по результатам исследования конъюнктуры рынка.

Техническое единство подразумевает согласованность всех характеристик транспортной системы, как в межвидовом резерве, так и внутри отдельных видов.

Основным принципом логистики является сведение расходов к минимуму. На транспорте экономии можно добиться за счет дальности и масштабов перевозки груза.

Экономия финансов за счет дальности перевозимого расстояния достигается тем, что при увеличении маршрута уменьшается стоимость использования транспорта при расчете на единицу расстояния. Например, транспортировка одного товара на 1 000 километров выйдет дешевле, чем транспортировка двух товаров (или товаров того же веса) на 500 километров.

Экономия денежных средств за счет масштабности перевозимого товара достигается тем фактом, что чем больше груз, тем меньшие расходы на единицу товара (веса), или же, использование мощных видов транспорта (водный или железнодорожный), будет дешевле, чем использование воздушного или автомобильного транспорта.

Вышеизложенные принципы нужно брать во внимание при поиске альтернативных видов транспортирования. Следует добиваться максимальной дальности перевозки и максимальной загруженности транспортных средств, учитывая также все пожелания заказчика.

Оптимальность транспортных издержек должна быть такова, чтобы совокупность всех логистических издержек была минимальной. Это можно достичь путем установления равновесия между качеством доставки и транспортных расходов.

При составлении модели транспортного обслуживания необходимо учитывать график доставки товара и маршрут движения транспорта. Создание оптимального маршрута позволит точно вычислить количество транспортных средств, которые необходимы для успешной перевозки груза. При определении и соблюдении сроков доставки и выбранных маршрутов, можно сэкономить запасы потребителя в несколько раз.

Этого можно достичь при соблюдении таких операций:

  • составление карты размещения потребителей;
  • прогнозирование необходимого количества товаров и объема перевозок;
  • передача информации о заказчиках;
  • составление графиков поставки товара по времени;
  • фиктивная работа;
  • выбор подвижного состава;
  • составление оптимальных маршрутов.

Основой транспортной логистики являются именно транспортные средства, они обязаны соответствовать заявленным требованиям и владеть определенными свойствами. Транспорт должен обладать такой способностью: в соответствии с небольшими запасами продукции пользователя, через небольшие интервалы времени перевозить необходимые партии грузов на установленные расстояния. Самым популярным и основным критерием при выборе типа перевозки считается максимальное использование их грузоподъемности и вместимости, сохранность грузов, а также уменьшение финансовых затрат на саму перевозку.

Читать еще:  Комфортный салон необходим любому автомобилю

Всё о транспортной логистике грузовых перевозок

Особенности транспортной логистики

Контейнерные перевозки – самые популярные в мире. Их доля в мировой логистике постоянно растет.

Часть логистической науки, занимающаяся оптимизацией транспортирования материальных активов (грузов) между удаленными друг от друга пунктами, является наиболее наглядной и масштабной отраслью этой области знаний.

Сырье, материалы и изделия доставляются от поставщика к изготовителю, а от него готовая продукция развозится потребителям. Эти потоки зримы, поэтому на их примере легче объяснить сущность, цели и задачи транспортной логистики.

Транспортная логистика — что это такое

Исторические основы транспортной логистики в современном понимании следует искать в сороковых годах, когда шла Вторая мировая война. Движение войсковых соединений приобрело тогда беспрецедентные масштабы, и все эти дивизии, армии и фронты нуждались в снабжении. Требовался системный подход к материальному обеспечению живой силы боеприпасами, техникой, запчастями, горючим, продовольствием и обмундированием, и он был выработан.

В послевоенные годы более важную роль стали играть экономические аспекты. Стоимость транспортных услуг в связи с развитием удаленных региональных лидеров производства возрастала, как и их доля в общей себестоимости товаров. Изначально цель отдела логистики сводилась к поиску наиболее дешевого и быстрого канала для прямых поставок готовой продукции и исходного материала. Затем она усложнилась.

В настоящее время перед службой транспортной логистики предприятия ставятся следующие задачи:

  • Выбор вида перевозки. Она может быть унимодальной (одним средством транспорта), мультимодальной (несколько перегрузочных операций с одним организатором), интермодальной (с разделением ответственности между перевозчиками), смешанной (с одной перевалкой) и комбинированной (две и более).
  • Выбор вида транспортного средства. Тут все понятно, в зависимости от характера продукта и требований контрагента везти груз можно железной дорогой, самолетом, автомобилем или судном (речным или морским). Широко используется трубопроводная и линейно-магистральная доставка. Эти способы применяются для снабжения потребителей жидкими и газообразными продуктами, а также электроэнергией (по ЛЭП). В статье эти виды транспортирования не рассматриваются.
  • Выбор логистических партнеров и перевозчиков.
  • Планирование маршрута доставки. Формирование единого процесса, включая промежуточное складское хранение.
  • Оптимизация по критериям скорости, затрат, надежности и сохранности.
  • Мониторинг груза в пути.
  • Выполнение вспомогательных и дополнительных операций, оформление документов, услуга экспедирования грузов, прохождение таможни и пр.

Транспортная логистика, в отличие от информационной и финансовой, изучает способы оптимального перемещения материальных активов и ценностей.

Направления по типу транспортного средства

Наиболее распространенными в России являются четыре вида грузового транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный и авиационный. Для каждого из них характерен свой логистический подход, учитывающий преимущества и недостатки средств доставки. Рассмотрим их кратко.

Воздушная логистика

Использовать транспортную авиацию целесообразно в двух ситуациях:

  1. Время установлено в качестве наиболее важного логистического фактора.
  2. Другое средство доставки невозможно применить по причине удаленности и отсутствия альтернативной инфраструктуры.

Главный недостаток авиационного канала доставки состоит в его дороговизне. Другие минусы: зависимость от погоды и наличия подходящих аэродромных сооружений. Необходима, как минимум, одна перегрузочная операция.

Достоинства: скорость, практически гарантированное обеспечение сохранности груза и кратчайшая маршрутизация.

Морская логистика

Тарифы водного транспорта – самые низкие. Выгодные цены характерны и для речных маршрутов, потенциал которых в настоящее время, возможно, в России недооценен.

Океанские и морские перевозки лидируют в общем объеме мирового грузооборота. Одним из стимулов их стремительного развития стал контейнерный способ, существенно сокративший время и стоимость портовых операций. Недостаток один: доставка осуществляется медленно. Ожидание разгрузки на рейдах также забирает время.

Железнодорожная логистика

Протяженность рельсовых путей в России – 124 тысячи километров, это втрое длиннее экватора. Популярность железнодорожного способа доставки обусловлена относительно невысокими тарифами, регулярностью, приемлемой скоростью доставки на большие расстояния, независимостью от погодных условий.

Причиной главного недостатка считается естественно-монопольное положение РЖД. В условиях отсутствия конкуренции заказчики вынуждены мириться с возможной утратой груза.

Логистика автомобильного транспорта

Главная особенность этого способа доставки состоит в возможности реализации схемы Door-2-Door. Чтобы доставить продукт потребителю, его не нужно перегружать. Это преимущество – причина высокой доли автомобильного грузооборота в США и других странах. Достоинства: гибкость маршрутизации, способность доставки небольших партий, высокий уровень конкуренции.

Недостатки характерны для всего автомобильного транспорта. Это повышенные дорожные риски, зависимость от погоды, ограниченность дистанций и простои во время разгрузки.

Транспортная логистика в процессе выбора средств доставки требует от организаторов творческого подхода. Например, когда речь идет о лесе, не стоит исключать речной сплав. В некоторых странах до сих пор практикуется перевозка вьючными животными. В общем, вариантов может быть много.

Грузовая логистика: управление и маршрутизация потоков

С транспортной логистикой иногда путают обычную доставку. Сходство этих понятий очевидны. В обоих случаях стоит задача перемещения материальных объектов от отправителя к получателю. Ее решение возможно с применением двух подходов: традиционного и логистического.

При первом методе, называемым традиционным, процесс протекает поэтапно, от одного звена цепи к другой, а департамент транспорта, каждый раз решает локальные задачи. Установить единый тариф не представляется возможным.

Второй предполагает установление единого тарифа за весь пройденный путь.

Под маршрутизацией грузовых перевозок подразумевается выбор пути, отвечающего требованиям по минимизации затрат. Управление транспортной логистикой и оптимизация маршрутов означают выполнение следующего ряда действий:

  1. Позиционирование перевозчика на обслуживание определенной группы заказчиков по основным признакам – характеру груза, расстоянию, габаритам и т. д. Это означает, что если логистическая компания специализируется на доставке, например, горючих жидкостей, то она обладает специальными автоцистернами и имеет опыт в этой области.
  2. Планирование перевозок. Исполнитель и заказчик должны иметь четкое представление о том, когда груз будет доставлен, и сколько это будет стоить.
  3. Составление рациональных путей с минимизацией пробегов порожняком.
  4. Нахождение желательного для клиента способа доставки. В одних случаях важнейшую роль играет цена, в других – время, а чаще всего требуется сбалансированный подход.

Понятие маршрута включает следующее:

Элемент маршрута Пояснение
Начало, конец и промежуточные узловые точки Места, в которых происходит формирование потока, его преобразование и погашение (завершение, выгрузка).
Направление сообщения Пункты отправления и назначения.
Расстояние Протяженность маршрута в километрах или его отнесение к категории ближних, средних и дальних.
Степень сложности Учитывается рискованность доставки, исходя из информации о состоянии путей, административных режимах, политической ситуации, климата, и других факторов, определяющих риски.
Устойчивость Степень постоянства параметров маршрута во времени.
Гибкость Наличие или отсутствие возможности изменять узловые точки в случаях возникновения неблагоприятных обстоятельств.

Логистика транспортных грузоперевозок ставит целью выбор такой цепи доставки, при которой с наименьшими затратами и рисками груз вовремя доставляется в заданную конечную точку.

Особенности международных перевозок

Транспортная логистика международных перевозок специфична тем, что получатель и отправитель груза находятся в разных странах. Причины дополнительных сложностей состоят в особенностях национальных законодательств и необходимости прохождения таможенного контроля.

Правовой основой международной транспортной логистики служат правила Incoterms, регламентирующие порядок движения транспортных потоков, пересекающих государственные границы.

Общей целью компаний, специализирующихся на оптимизации международных товарных потоков, является сокращение стоимости и времени доставки. Выполняемые ими функции:

  • Осуществление грузоперевозок.
  • Оформление таможенных документов (инвойсов, деклараций и пр.)
  • Промежуточное складирование.
  • Комплектация транспортируемых партий с целью укрупнения заказа.
  • Проведение контроля операций на всех этапах доставки.

Главные проблемы международной логистики:

  • Трудоемкость таможенных процедур.
  • Неизбежные дополнительные затраты средств и времени.
  • Законодательные требования к маркировке, отличающиеся в разных странах.
  • Большие расстояния.
  • Специфика валютно-финансовых расчетов.
  • Языковые трудности.
  • Большие объемы грузов, требующих быстрой обработки.

Главная задача международной транспортной логистики состоит в преодолении сложностей доставки путем выстраивания наиболее рациональных каналов и цепей транспортирования.

Выводы

С транспортной логистики началось развитие науки об оптимизации всех видов коммерческих потоков.

Без применения знаний в этой области, в настоящее время масштабное ведение хозяйственной деятельности невозможно.

На современном этапе происходит интенсивное развитие глобальной системы транспортной логистики.

Что такое транспортная логистика?

Транспортная логистика – это сфера организации доставки предварительно заказанной продукции в строго установленное место за согласованное время по оптимальным маршрутам с предельно низкими финансовыми расходами. Основа термина логистика включает в себя три ключевых направления:

  • выполнение комплексного проектирования, а также организация проведения доставки грузов с минимальными расходами;
  • обеспечение контроля на всех этапах перевозки товаров с использованием разных передовых средств коммуникации и информационного оборудования;
  • осуществление передачи владельцу грузов профильных сведений о продукции.

Составной частью логистики является транспортное средство, на использование и обслуживание которого на практике приходится около половины от всех фактических затрат на реализацию работы данной сферы. Основной задачей транспортной логистики стало решение ключевых задач, к числу которых относится согласование работы транспортно-складского процесса, выявление оптимального вида и типа автомобиля, реализация рабочих систем процесса грузоперевозок, формирование максимально выгодных путевых маршрутов.

Для успешного решения подобных задач требуется выполнение ключевых положений в области логистики. Современная система активно развивается и совершенствуется, что вызывает корректировку фактического значения транспорта в данной сфере. Новейшая система транспортного обслуживания отличается предельно выгодным и перспективным соотношением уровней расхода и прихода с актуальной опорой на пожелания стороны отправителя или получателя товаров.

Исходя из методов реализации транспортировки, она может относиться к внешней и внутренней. Подобные виды имеют определенный формат связи между собой, а также входят в общую структуру транспортировки товаров. На практике транспорт относится к ключевым этапам процедуры перевозки. Логистика должна решать в рамках действующей системы ключевые задачи проведения организации процедуры перемещения и хранения разных типов продукции. Фактическая выгода от данной процедуры напрямую касается как финансовой, так и временной составляющей. С целью выполнения максимальной экономии денежных средств в рамках вторичной погрузки и выгрузки используется метод хранения продукции. Одновременно с этим учитывается повышение временных рамок, которые требуются для выполнения доставки товаров к получателю.

Читать еще:  Салонный фильтр на шевроле нива: где находится, замена

Ключевые функции транспортной логистики

В рамках деятельности сферы предусмотрено выполнение ключевых функций транспортной логистики, при реализации которых поддерживается стабильная работа каждого из этапов доставки грузов. К главным функциям относятся:

  • комплексный прогноз и организация каждого этапа доставки продукции;
  • выполнение согласования и оформления необходимых документов;
  • юридическое обеспечение и сопровождение процесса перевозки;
  • проведение расчетов за оказанные услуги по перевозке продукции в зависимости от типа деятельности;
  • осуществление разгрузки и погрузки продукции;
  • размещение на складах, расфасовка и упаковка материалов;
  • всесторонняя оптимизация всего процесса;
  • информационное и документальное сопровождение процедуры;
  • оказание дополнительных услуг по страхованию и таможенной поддержке.

Какие задачи решает транспортная логистика?

В основе логистики заложен принцип реализации процесса организации своевременной перевозки грузов с минимальным уровнем затрат. Чтобы осуществлять на практике данные цели выполняются следующие задачи транспортной логистики:

  • проводится комплексный анализ промежуточных и конечных пунктов назначения;
  • анализируются особенности и главные свойства грузов;
  • определяется наиболее подходящий автомобиль для перевозки;
  • устанавливается оптимальный перевозчик или привлекаются профильные логистические партнеры;
  • составляется подходящий маршрут;
  • поддерживается контроль за состоянием, качеством и сохранностью в процессе перевозки;
  • реализуется комплекс мероприятий транспортно-складского распределения продукции;
  • выполняется оптимизация ключевых параметров, к числу которых относится повышение темпа доставки, понижение текущего объема расхода топлива, снижения общего уровня расходов.

В процессе проведения комплексного анализа ключевых особенностей грузов большую роль играет выбор транспортного средства, а также формирование маршрута. От текущего объема товара или груза зависит подготовка для перевозки автомобиля. Следует обратить внимание, что при транспортировке химически опасных или ядовитых грузов обязательно в процессе установления маршрута обходить населенные пункты.

Определение видов транспортной логистики

По ключевым направлениям специалисты выделяют внутреннюю и внешнюю перевозку грузов. Внутренняя логистика предполагает перемещение товаров в рамках одной компании или ее действующими филиалами. Внешняя логистика – это доставка разных типов продуктов к стороне потребителя от производителя. Основные виды транспортной логистики:

  • Мультимодальные. Процесс перевозки выполняется с применением сразу нескольких видов транспортных средств при участии одного ответственного организатора. В роли перевозчика при таком подходе выступает один специальный транспорт, а прочие представляют собой сторону клиентов.
  • Унимодальные. Реализуется только одним транспортом.
  • Интермодальные. Перевозка грузов реализуется одновременно несколькими видами транспорта при условии того, что один оператор выполняет организацию всего процесса перевозки от точки отправки с пересечением промежуточных пунктов напрямую до контрольного получателя. Вся ответственность при этом разделяется между каждым из перевозчиков, который равен в собственном статусе, а также определены общие согласованные тарифы.
  • Комбинированные. В цепочке сообщения применяется одновременно более двух видов транспортных средств.
  • Смешанные. Применяется сразу два транспорта при осуществлении доставки до площадки осуществления погрузки на второй. Ярким примером является сообщение в формате автомобиль-железная дорога.

Применение документации в сфере транспортной логистики

Действующие правила реализации перевозок в области транспортной логистики реализуется Уставом железных дорог в России, автомобильного транспорта, внутреннего водного, а также актуальным Кодексом торгового мореплавания.

В обязательном порядке заключается специальный договор между представителями отправителя и перевозчика, в рамках которого предусмотрена обязанность выполнения доставки до отмеченного пункта в строго регламентированные сроки, поддерживается оплата перевозки по согласованному предварительно тарифу. Выполнение перевозки предполагает наличие ряда основных документов:

  • товарно-транспортная накладная;
  • профильная доверенность на выполнение перевозки;
  • сводные ведомости;
  • накладная на перевозку груза;
  • счет-фактура со стороны поставщика.

Допускается применение прочих документов в зависимости от выбранного транспортного средства.

Особенности транспортной логистики

Транспортная логистика – часть общего логистического процесса, включающая в себя операции по перемещению и хранению материально-технических средств, сырья, запасов, незавершенного производства и готовой продукции из мест их происхождения в место потребления.

В зависимости от вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку в разных странах составляет от 40 до 82 % общей стоимости перевозимого товара. В зарубежных странах считается оптимальным, когда транспортные расходы не превышают 10% от общего объема расходов на закупку товаров, но достигается это редко.

Следовательно, специфику транспортной логистики формирует специфика состояния транспорта в государстве.

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Отмечается, что значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов, пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Итак, существуют следующие основные виды транспорта:

– внутренний водный (речной);

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения исполнения логистических операций, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Различные виды транспорта в совокупности составляют транспортный комплекс государства. Транспортный комплекс в стране образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиторскую деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов, работы связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, входящих в систему обслуживания транспорта предприятия, изготавливающих транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.

Существует определенная классификация основных видов транспортировки:

1. Унимодальная (одновидовая) транспортировка.

Осуществляется одним видом транспорта, например автомобилем. Обычно применяется, когда заданный начальный и конечный пункт транспортировки логистической цепи, без промежуточных операций складирования и груза переработки. Критериями выбора вида транспортировки в такой перевозке является вид груза, объем отправки, время доставки груза, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартийных отправках на короткие расстояния – автомобильный [34, c.23].

2. Смешанная (разными видами транспорта).

Осуществляется обычно двумя видами транспорта, например, железнодорожный – автомобильный, речной – автомобильный, морской – железнодорожный и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта, в так называемый пункт перевалки, или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаком смешанной, раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса.

Эта перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Ее использование обусловлено структурой логистических каналов снабжения. Когда, например, отправка крупных партий груза проводится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка – с оптовой базы в пункты розничной торговли – осуществляется автомобильным транспортом.

Это перевозка груза несколькими видами транспорта, при котором один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов назначения, а в зависимости отделения ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов.

В этом случае есть лицо, которое организует перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования, не зависимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

Признаки интермодальной и мультимодальной перевозок:

– наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи;

– единая сквозная система фрахта;

– единый транспортный документ;

Опыт функционирования транспортной логистики показывает, что железнодорожный транспорт остается менее благоприятным по сравнению с автомобильным для использования его по системе «точно – в – срок». Своевременное удовлетворение потребностей разнообразных отраслей, требующих гарантий доставки грузов к определенному сроку, достигается так же организацией движения грузовых поездов на сети железных дорог по жесткому расписанию.

Кроме того, такие качественные характеристики как регулярность и определенная скорость движения поездов в прямом сообщении могут оказаться весьма полезными для эффективных логистических операций.

Использование внутреннего водного транспорта в логистической цепи в значительной степени ограничивается сезонностью его работы в ряде стран. Однако внутренние водные пути могут быть использованы в качестве альтернативного вида транспорта по сравнению с железнодорожным или автодорожным, на которых иногда действует определенные ограничения такие, как запрещение работы в выходные дни, наличие дорожных налогов и др.

Наконец, внедрение современной логистической концепции в практику мира хозяйственных связей позволяет увеличить объем перевозимых грузов морским и особенно воздушным транспортом в межконтинентальном сообщении.

1 Гордон М.П. комплексное управление товародвижением //Материально-техническое снабжение. – 1990. – №4. – С.100-104.

2 Коуз Р. Фирма, рынок и право.-М.: Дело ЛТД, 2003. –С. 532.

3 Крампе Х. Логистика как фактор развития производства в условиях рынка – М.: Экономика, 2001.- С.43-45.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector