Лямбда зонд фольксваген поло: замена датчика кислорода
7.11 Проверка исправности состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)
Проверка исправности состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)
Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О 2 с чувствительным элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует высокое содержание О 2 (обедненная смесь), а значению 0.9 В – низкое (обогащенная смесь). РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного датчика сигнал, в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава воздушно-топливной смеси за счет изменения продолжительности открывания инжекторов впрыска. Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет 14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, – именно его модуль управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию. На рассматриваемых моделях автомобилей используются два кислородных датчика; первичный расположен в выпускном коллекторе двигателя, а вторичный – ниже каталитического преобразователя. Путем сравнения уровня содержания кислорода на участках выпускного тракта выше и ниже каталитического преобразователя РСМ определяет также эффективность функционирования последнего.
Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (около 320°С). Пока датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА.
Если при прогретом до нормальной рабочей температуры и/или работающем в течение не менее двух минут двигателе кислородный датчик вырабатывает стабильный сигнал амплитудой ниже 0.45 В (при оборотах не менее 1500 в минуту), система самодиагностики заносит в память РСМ соответствующий код неисправности (Р0131 или Р0132). Соответствующий код заносится также в случае выявления неисправности в цепи нагревателя датчика (см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) – принцип функционирования и коды неисправностей).
В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную эффективность отдачи двигателя.
Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности некоторых определенных условий:
a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного сигнала низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений цепи l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения проблем;
b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость воздушных каналов;
c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около 320°С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования зонда;
d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!
В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него и оборудованным контактным штекером отрезком электропроводки, попытки отсоединения которого могут привести к необратимому выходу датчика из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом, чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
2. Запустите двигатель и начинайте отслеживать изменения сигнального напряжения кислородного датчика.
Как показывает практика, более дешевые аналоги, выполненные с соблюдением заводских стандартов, служат не хуже оригинальных лямбда-зондов. Датчики китайского производства имеют меньший срок службы, однако стоимость их гораздо ниже. На рынке также присутствуют универсальные датчики кислорода. Использование их вызывает немало споров среди владельцев хэтчбэков. Считается, что срок службы такой детали намного меньше – любые мелкие неисправности (изношенные маслосъемные кольца, сбои в системе зажигания) сильно влияют на состояние частей такого датчика. Замена кислородного датчикаЗаменой вышедших из строя лямбда-зондов занимаются в специализированных сервисных центрах. При отсутствии такового деталь можно заменить самостоятельно. Никакого специального оборудования для этого не требуется. Все, что понадобится – стандартный набор инструментов и домкрат. Замена проводится в несколько этапов.
Несвоевременная замена лямбда-зонда может обернуться довольно негативными последствиями.
Чтобы избежать более серьезных поломок, в последних моделях фольксваген поло устанавливается система аварийной блокировки. Если произошла резкая потеря мощности двигателя (проще всего заметить это на высоких скоростях) и слышится отчетливый механический стук под капотом – вероятнее всего, датчик кислорода выработал свой ресурс. Ездить с такой поломкой крайне небезопасно, поэтому оптимальным вариантом станет немедленная замена лямбда-зонда. Лямбда зонд Volkswagen Polo: замена датчика кислородаСовременные автомобили volkswagen polo отвечают самым высоким требованиям экологичности. Для уменьшения токсичности выхлопа устанавливают каталитические нейтрализаторы. Устройства довольно чувствительны, нормально функционируют только при условии оптимального уровня кислорода в системе. Чтобы увеличить срок службы катализатора, требуются датчики кислорода (лямбда-зонды). Оптимальными показателями воздушно-топливной смеси считается соотношение 1 часть топлива к 14,7 частям воздуха. Для эффективной работы катализатора требуется точное соотношение этих параметров, и обеспечить такую точность могут лишь системы питания с дискретным впрыском топлива и лямбда-зондом. В большинстве моделей фольксваген поло с двигателем 1.6 кислородный датчик устанавливается в выпускном коллекторе перед катализатором. Датчик посылает электрический сигнал на электронный блок управления системы впрыска топлива. Он автоматически изменяет количество подаваемого в цилиндры топлива и оптимизирует состав смеси. Последние поколения автомобилей фольксваген поло оснащаются двумя лямбда-зондами, второй при этом устанавливается на выходе из катализатора. Это увеличивает точность показаний и обеспечивает стабильную работу выхлопной системы. Какой лямбда-зонд лучше
Рано или поздно оригинальный кислородный датчик на фольксваген поло приходит в негодность. Признаками выхода из строя данной детали можно считать:
Приобретение нового датчика кислорода обычно не вызывает трудностей. На рынке представлено множество разновидностей оригинальных лямбда-датчиков и их аналогов. Цена детали зависит от комплектации и производителя. В таблице ниже приведены сравнительные характеристики различных датчиков.
Как показывает практика, более дешевые аналоги, выполненные с соблюдением заводских стандартов, служат не хуже оригинальных лямбда-зондов. Датчики китайского производства имеют меньший срок службы, однако стоимость их гораздо ниже. На рынке также присутствуют универсальные датчики кислорода. Использование их вызывает немало споров среди владельцев хэтчбэков. Считается, что срок службы такой детали намного меньше – любые мелкие неисправности (изношенные маслосъемные кольца, сбои в системе зажигания) сильно влияют на состояние частей такого датчика. Замена кислородного датчикаЗаменой вышедших из строя лямбда-зондов занимаются в специализированных сервисных центрах. При отсутствии такового деталь можно заменить самостоятельно. Никакого специального оборудования для этого не требуется. Все, что понадобится – стандартный набор инструментов и домкрат. Замена проводится в несколько этапов.
Несвоевременная замена лямбда-зонда может обернуться довольно негативными последствиями.
Если произошла резкая потеря мощности двигателя (проще всего заметить это на высоких скоростях) и слышится отчетливый механический стук под капотом – вероятнее всего, датчик кислорода выработал свой ресурс. Ездить с такой поломкой крайне небезопасно, поэтому оптимальным вариантом станет немедленная замена лямбда-зонда. Доброго времени суток! В течении полугода была проблема сильной вибрации авто.Почему и как это происходит я понятия не имел… Но происходило это все стабильно 2-3 раза в день и исключительно на холостых… Значения этому я не придал, так как все таки авто бюджетное да и 2-3 раза в день критичным не показалось и OBD2 ошибок не казал. Код ошибки P0130 Код ошибки P0130Сомнений нет — датчик кислорода под замену :(Начал искать по артикулу … Цены Автодок Оригинал None Вариант Авито и прочие подобные сайты Штудировал, искал и нашел вариант который полностью меня устроил… Полный размерVAG 03C906262ATНашел новый датчик, я глазам своим не поверил 0_o Списался с человеком, договорился об отправке почтой т.к. человек живет в деревне ну или там где нет ТК. На следующий день отправил номер отслеживания…5-7 дней получил товар. Цена итог 1500р+500р пересыл и 250р почта Полный размерVAG 03C906262AT Полный размерVAG 03C906262AT Полный размерVAG 03C906262AT Полный размерVAG 03C906262AT Полный размерVAG 03C906262ATНу и на другой день была замена… Полный размерVAG 03C906262ATЕзжу уже около недели — проблема с чеком и вибрацией более не возникалаТак вот может при пробеге около 26000 км и бензин Лукоил 95 быстро выйти из строя Лямбда зонд — разочаровала :(Берегите себя и свое авто Цена вопроса: 2 250 ₽ Пробег: 26 000 км Сервисное обслуживание и эксплуатация Руководства Volkswagen Polo (Фольксваген Поло) Проверка исправности состояния и замена кислородного датчика (l-зонда) Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О с чувствительным элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0. 1 до 0. 9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0. 1 В соответствует высокое содержание О. (обедненная смесь), а значению 0.9 В – низкое (обогащенная смесь). РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного датчика сигнал, в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава воздушно-топливной смеси за счет изменения продолжительности открывания инжекторов впрыска. Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет 14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, – именно его модуль управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию. На рассматриваемых моделях автомобилей используются два кислородных датчика; первичный расположен в выпускном коллекторе двигателя, а вторичный – ниже каталитического преобразователя. Путем сравнения уровня содержания кислорода на участках выпускного тракта выше и ниже каталитического преобразователя РСМ определяет также эффективность функционирования последнего. Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (около 320°С). Пока датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА. Если при прогретом до нормальной рабочей температуры и/или работающем в течение не менее двух минут двигателе кислородный датчик вырабатывает стабильный сигнал амплитудой ниже 0.45 В (при оборотах не менее 1500 в минуту), система самодиагностики заносит в память РСМ соответствующий код неисправности (Р0131 или Р0132). Соответствующий код заносится также в случае выявления неисправности в цепи нагревателя датчика (см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) – принцип функционирования и коды неисправностей). В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную эффективность отдачи двигателя. Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности некоторых определенных условий: a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного сигнала низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений цепи l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения проблем; b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость воздушных каналов; c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около 320°С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования зонда; d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива! В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности: a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него и оборудованным контактным штекером отрезком электропроводки, попытки отсоединения которого могут привести к необратимому выходу датчика из строя; b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем грязи и смазки; c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители; d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать; e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом, чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда. ПРОВЕРКА 1. Отыщите электрический разъем датчика. С обратной стороны разъема введите разогнутую канцелярскую скрепку в гнездо контакта сигнального провода (клемма № 1 [+]), вторую скрепку введите в гнездо клеммы № 2 (масса). Подсоедините к первой скрепке положительный щуп вольтметра, отрицательный подключите к скрепке введенной в клемму заземления. Взведите стояночный тормоз, переведите рычаг селектора АТ в положение “Р”, на моделях с РКПП выберите нейтральную передачу. Поддомкратьте передок автомобиля и установите его на подпорки. 2. Запустите двигатель и начинайте отслеживать изменения сигнального напряжения кислородного датчика. старайтесь не прикасаться к разогретым поверхностями системы выпуска отработавших газов. Более медленные флуктуации напряжения вторичного l-зонда являются следствием действия каталитического преобразователя, так как связанные атомы кислорода в молекулах СО2 и Н2О воздействуют на чувствительный элемент зонда в гораздо меньшей степени, чем атомы в составе молекул СО и NОХ. 3. На начальном этапе холодный датчик должен вырабатывать постоянный сигнал амплитудой 0.1 ÷ 0.2 В (режим разомкнутого контура). Спустя около двух минут двигатель достигнет нормальной рабочей температуры и показания датчика начнут колебаться в пределах от 0.1 до 0.9 В (режим замкнутого контура). Если система не переходит в режим замкнутого контура, либо переходит с недопустимо большой задержкой (ленивый датчик), замените l-зонд. 4. Проверьте также исправность функционирования нагревателя кислородного датчика. Рассоедините разъем электропроводки зонда и подключите омметр между клеммами нагревателя (клеммы №№ 3 и 4). Номинальное сопротивление составляет 10 ÷ 40 Ом. 5. Проверьте исправность подачи питания на нагреватель. Рассоедините электрический разъем и измерьте напряжение на нем со стороны жгута между клеммой № 4 и массой. При включенном зажигании (не запускайте двигатель) вольтметр должен фиксировать напряжение батареи. Если питание отсутствует, проверьте состояние электропроводки на участке цепи между главным реле, РСМ и кислородным датчиком. 6. При отрицательных результатах перечисленных выше проверок, замените неисправный l-зонд. Выворачивание l-зонда на холодном двигателе может оказаться крайне затруднительным ввиду теплового сжатия металла выпускного коллектора/трубы системы выпуска. Во избежание риска повреждения компонентов прежде чем приступать к снятию датчика прогрейте двигатель в течение пары минут – постарайтесь не обжечься о разогретые поверхности в процессе выполнения процедуры. 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! 2. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. 3. Аккуратно рассоедините разъем электропроводки кислородного датчика. 4. Аккуратно выверните зонд из выпускного коллектора (первичный датчик) или сборки каталитического преобразователя (вторичный датчик). 5. Перед вворачиванием датчика на место смажьте его резьбовую часть антиприхватывающим герметиком (новые датчики обычно уже покрыты соответствующим составом). 6. Вверните датчик на свое штатное место и прочно затяните его. 7. Подсоедините электропроводку. 8. Опустите автомобиль на землю и произведите его ходовые испытания. Проверьте память модуля управления на наличие кодов неисправностей. Обманка лямбда зонда Поло СеданДо 2015 года экологический класс соответствовал «Евро-4». После 2015 года показатели чистоты выхлопа были подтянуты до «Евро-5». Достигается такой уровень за счет применения каталитического нейтрализатора. Катализатор на этом автомобиле в лучшем случае отхаживает 200 тысяч километров. Это при отсутствии проблем с двигателем, заправке хорошим топливом и нормальном режиме эксплуатации. Но, как показала практика, уже после 120–150 тысяч, даже без внешних разрушающих факторов, катализаторы на этих автомобилях массово выходят из строя. Проблемы с выхлопной системой? Их решит обманка лямбда зонда Поло СеданВыхлопная система состоит из следующих частей:
Самыми популярными способами решения проблемы с забившимся катализатором является установка пламегасителя или вставки типа 4–1. После удаления каталитического нейтрализатора необходимо выбрать один из вариантов решения проблемы с системой контроля над чистотой отработавших газов. Здесь есть два кардинально отличающихся пути решения:
Каждый из этих пунктов способен успешно нейтрализовать систему мониторинга работы катализатора. Когда требуется установка обманки лямбда зонда Поло СеданВне зависимости от выбранного заменителя каталитического нейтрализатора, он будет предусматривать отверстие под контрольный лямбда зонд. Если просто вкрутить второй кислородный датчик без каких-либо дополнительных приспособлений, блок управления двигателем в течение 5 минут выдаст ошибку. Именно для решения этой проблемы существует обманка лямбда зонда, через которую и устанавливается контрольный датчик кислорода. Существует три основные разновидности устройств, с помощью которых блок управления двигателем вводится в заблуждение. Механическая обманка лямбда зондаПодобный вид обманки называют еще «проставка». Она, в свою очередь, тоже бывает разной:
Электронная обманка лямбда зонда на ФольксвагенСейчас электронная обманка лямбда зонда на Фольксваген производится несколькими фирмами. Каждая из них отличается размером и конструктивным исполнением. Также немного по-разному реализована сама электрическая схема. Однако все устройства промышленного производства, как показала практика, работают исправно. За исключением выхода из строя из-за внешних факторов. Вживляется в электрическую цепь контрольного датчика кислорода. Принцип действия заключается в модификации выходного сигнала со второго датчика. При этом кривая напряжения становится такой же, как при идеально работающем катализаторе. ЭБУ не может по своим алгоритмам распознать подмену показаний и считает, что каталитический нейтрализатор все еще присутствует в выпускной системе. Установка обманки лямбда зонда на Фольксваген Поло СеданЛюбое из перечисленных устройств обхода работы контрольного датчика кислорода можно применить на автомобиль Volkswagen Polo Sedan. Удачно подобранная механическая обманка может работать не хуже электронной. Здесь все зависит от опыта и квалификации автомеханика, работающего с вашим автомобилем. Установка лямбда зонда должна проводиться исключительно специалистами на проверенных СТО, во избежание не нужных проблем. Особенности эксплуатации авто с установленной обманкойТак как на автомобиле появляется дополнительное нештатное устройство, необходимо знать некоторые особенности работы и возможные неисправности. У механической обманки с калиброванным отверстием при правильном подборе параметров единственной проблемой является возможное распознавание электронным блоком неполадки в системе выпуска в процессе эксплуатации. Это может быть связано с засорением проходного отверстия и отклонением показаний датчика кислорода. Устраняется прочисткой. В устройстве с мини-катализатором может засориться сам каталитический элемент. Здесь, скорее всего, понадобится замена. Если засор поверхностный, можно попробовать выполнить очистку. При монтаже важно, чтобы соблюдались несколько правил:
В нашем автосервисе монтаж обманок выполняется квалифицированными специалистами по всем правилам, что обеспечивает ее надежное функционирование. Если в процессе эксплуатации появятся какие-либо проблемы, мы бесплатно устраним все замечания в пределах гарантийного периода. Неисправность датчика кислородаСмотрите такжеP0141: код неисправности цепи подогрева кислородного датчика B1S2
Лямбда зондНеисправность датчика кислорода приводит к повышенному расходу топлива, снижению динамических характеристик автомобиля, нестабильной работе мотора на холостых оборотах, увеличение токсичности выхлопных газов. Обычно причинами неисправности датчика концентрации кислорода является его механическое повреждение, разрыв электрической (сигнальной) цепи, загрязнение чувствительной части датчика продуктами сгорания топлива. В некоторых случаях, например, при возникновении ошибки p0130 или p0141 на приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine. Использовать автомобиль при неисправном датчике кислорода можно, однако это приведет к указанным выше проблемам. Назначение датчика кислородаДатчик кислорода устанавливается в выпускном коллекторе (у различных машин конкретное место и ко-во может отличаться), и выполняет мониторинг наличия кислорода в выхлопных газах. В автопромышленности греческая буква «лямбда» обозначает коэффициент избытка кислорода в топливовоздушной смеси. Именно по этой причине зачастую датчик кислорода называют «лямбда-зонд». Предоставленная датчиком информация о количестве кислорода в составе выхлопных газов электронным блоком управления двигателем (ЭБУ) используется для корректировка впрыска топлива. Если кислорода в выхлопных газах много, значит, топливовоздушная смесь, подаваемая в цилиндры, бедная (напряжение на датчике 0,1…0,3 Вольта), а если кислорода много — значит, богатая (напряжение на датчике 0,6…0,9 Вольта). Соответственно, происходит коррекция количества подаваемого топлива при необходимости. Что сказывается не только на динамических характеристиках двигателя, но и работы каталитического нейтрализатора выхлопных газов. В большинстве случаев диапазон эффективной работы катализатора составляет 14,6…14,8 долей воздуха на одну долю топлива. Это соответствует значению лямбда, равной единице. Таким образом, датчик кислорода является своеобразным контролером, расположенным в выпускном коллекторе. На некоторых автомобилях конструктивно предусмотрено использование двух датчиков концентрации кислорода. Один расположен до катализатора, а второй — после. Задача первого состоит в коррекции состава топливовоздушной смеси, а второго — проверка эффективности работы катализатора. Сами же датчики по конструкции, как правило, идентичны. Влияет ли лямбда зонд на запуск — что будет?Если отключить лямбда зонд то будет возрастание расхода топлива, повышение токсичности газов, а иногда и нестабильная работа двигателя на холостых оборотах. Однако такой эффект происходит лишь после прогрева так как кислородный датчик начинает работать в условиях повышенной до +300°С температуры. Для этого его конструкция подразумевает использование специального подогрева, которая включается при запуске двигателя. Соответственно, непосредственно в момент запуска мотора лямбда зонд не работает, и никоим образом не влияет на сам запуск. Лампочка “чек” при неисправности лямбда зонда горит когда в памяти ЭБУ сформированы конкретные ошибки связанные с повреждением проводки датчика либо самого датчика, однако код фиксируется лишь при определенных условиях работы двигателя. Признаки неисправности датчика кислородаВыход из строя лямбда зонда, как правило, сопровождается следующими внешними симптомами:
Стоит оговориться, что перечисленные выше признаки могут указывать и на другие поломки двигателя или прочих систем автомобиля. Поэтому, чтобы определить неисправности датчика кислорода, нужны несколько проверок используя в первую очередь диагностический сканер и мультиметр для проверки сигналов лямбды (управляющего и цепи подогрева). Как правило, проблемы с проводкой датчика кислорода четко фиксируется электронным блоком управления. При этом в его памяти формируются ошибки, например, p0136, p0130, p0135, p0141 и прочие. В любом случае необходимо выполнить проверку цепи датчика (проверить наличие напряжения и целостность отдельных проводов), а также посмотреть на график работы (используя осциллограф либо программу диагностик). Причины неисправности датчика кислородаВ большинстве случаев кислородная лямбда работает около 100 тыс. км без сбоев однако есть причины которые значительно сокращают его ресурс и приводят к неисправности.
Обратите внимание, что состояние датчика кислорода во многом зависит от состояния других элементов двигателя. Так, значительно снижают ресурс лямбда зонда следующие факторы: неудовлетворительное состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в масло (цилиндры), обогащенная топливовоздушная смесь. И если при исправном датчике кислорода количество углекислого газа составляет порядка 0,1…0,3%, то при выходе лямбда зонда из строя соответствующее значение увеличивается до 3…7%. Как определить неисправность датчика кислородаСуществует ряд методов для проверки состояния лямбда датчика и его питающих/сигнальных цепей. Что нужно сделать в первую очередь при диагностике?
Как проверить лямбда-зонд видео Обратите внимание, что нормальная работа датчика кислорода возможна лишь при его нормальной рабочей температуре, равной +300°С…+400°С. Это обусловлено тем, что лишь в таких условиях циркониевый электролит, нанесенный на чувствительный элемент датчика, становится проводником электрического тока. Также при такой температуре разница атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе приведет к тому, что на электродах датчика появится электрический ток, который и будет передаваться на электронный блок управления двигателем. Так как проверка кислородного датчика во многих случаях подразумевает снятие/установку то стоит учесть такие нюансы:
Точная проверка лямбда зондаТочнее всего определить неисправность датчика концентрации кислорода позволит осциллограф. Причем использовать профессиональный аппарат необязательно можно снять осциллограмму используя программу-симулятор на ноутбуке либо другом гаджете. График правильной работы датчика кислорода На первом рисунке в данном разделе представлен график правильной работы датчика кислорода. В этом случае на сигнальный провод поступает сигнал, похожий на ровную синусоиду. Синусоида в данном случае означает, что контролируемый датчиком параметр (количество кислорода в выхлопных газах) находится в предельно допустимых границах, и просто происходит его постоянная и периодическая проверка. График работы сильно загрязненного датчика кислорода График работы датчика кислорода на обедненной топливной смеси График работы датчика кислорода на обогащенной топливной смеси График работы датчика кислорода на бедной топливной смеси Далее представлены графики, соответствующие сильно загрязненному датчику, использованию двигателем автомобиля обедненной топливной смеси, богатой смеси, а также бедной смеси. Ровные линии на графиках означают, что контролируемый параметр вышел за допустимые пределы в ту или другую сторону. Как устранить неисправность датчика кислородаЕсли впоследствии проверки показало что причина в проводке, то проблема решится заменой жгута проводов либо фишки подключения, а вот при отсутствии сигнала от самого датчика зачастую говорит о необходимости замены датчика концентрации кислорода на новый, но прежде чем покупать новую лямбду можно воспользоваться одним из представленных ниже способов. Метод первыйПредполагает очистку элемента подогре от нагара (применяется когда возникает неисправность нагревателя датчика кислорода). Для реализации этого метода необходимо обеспечить доступ к чувствительной керамической части устройства, которая скрыта за защитным колпачком. Снять указанный колпачок можно с помощью тонкого напильника, с помощью которого нужно сделать надрезы в области основания датчика. Если демонтировать колпачок полностью не получится, то допускается сделать маленькие окошки размером около 5 мм. Для дальнейшей работы необходимо около 100 мл ортофосфорной кислоты либо преобразователя ржавчины. Процедура по восстановлению выполняется по следующему алгоритму:
Порой на выполнение чистки датчика таким методом нужно потратить до восьми часов времени, ведь если с первого раза очистить сажу не получилось, то имеет смысл повторить процедуру два и более раза, причем можно воспользоваться кистью для выполнения механической обработки поверхности. Вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой. Метод второйПредполагает выпаливание нагара на датчике. Для выполнения чистки датчика кислорода вторым методом кроме той же ортофосфорной кислоты понадобится еще и газовая горелка (как вариант использовать домашнюю газовую плиту). Алгоритм чистки следующий:
Повторить описанную процедуру нужно несколько раз до тех пор, пока чувствительный элемент не станет чистым и блестящим. Симптомы неисправности кислородного датчикаЛямбда зонд – это датчик концентрации О2 (или проще говоря – кислородный датчик), позволяющий оценивать объем несгоревшего кислорода, содержащегося в отработанных газах. Эти показатели крайне важны, так как благодаря поддержанию определенных пропорций топлива и воздуха, происходит наиболее эффективное сгорание топливовоздушной смеси. Самым лучшим соотношением считается 14,7 частей кислорода на 1 часть бензина. Если это соотношение будет нарушаться, то смесь будет бедной или, наоборот, обогащенной, что, в свою очередь, скажется на расходе топлива и мощности мотора. Хоть внешне датчик кислорода и не выглядит, как «жизненно важная» деталь, он выполняет очень важную функцию, поэтому любая неисправность лямбда зонда, «симптомы» которой мы рассмотрим, должна быть незамедлительно исправлена. Для чего нужен датчик концентрации кислорода?На практике, многие владельцы автомобильной техники даже и не подозревают о существовании этого элемента. Его назначение заключается в определении концентрации кислорода в отработанных газах и последующая передача этой информации ЭБУ. На основании этого по заложенным алгоритмам в памяти системы, осуществляется коррекция топливно-воздушной смеси для ее полного сгорания в цилиндрах силового агрегата. Местом расположения кислородного датчика является выпускной коллектор. На большинстве моделей лямбда монтируется непосредственно в области каталитического нейтрализатора. В не зависимости от того, где будет установлен датчик, корректность его показаний и производительность системы не пострадают. Лямбда-зонд бывает двух типов: Заметим, что второй тип входит в конструкцию старых моделей транспортных средств, которые выпускались до 90-х годов. Все современные модели имеют широкополосную лямбду, которая с высокой точностью фиксирует все отклонения для обеспечения максимально корректного смесеобразования. При этом исправно функционирующий датчик такой системы позволяет реально снизить потребление топлива и обеспечить оптимальные обороты коленвала силового агрегата. Способы проверки лямбда зондаПроверка лямбда зонда мультиметром Для самостоятельной проверки λ-зонда необходим цифровой вольтметра и руководство по эксплуатации автомобиля. Последовательность действий при этом следующая:
Замена лямбда зонда
Если не помогла прочистка, то лямбда зонд необходимо заменить. Ремонт лямбда зонда не выполняется, ни в автосервисе, ни своими руками. Здесь находится две чувствительные нити из редкоземельных или драгоценных металлов, которые перегорают, и заменить их невозможно. Как правило, цена лямбда зонда составляет около 3-4 тысяч рублей, но она может колебаться, учитывая модель и класс автомобиля. Также можно установить универсальный лямбда зонд Bosch, который крепится с помощью специального переходника и подходит для любых автомобилей. Он может заменить даже более современный широкополосный лямбда зонд, который стоит в несколько раз дороже. Старый лямбда зонд выкручивается, и просто заменяется новым. Если он меняется аналогичным, оригинальным, то никакие настройки не нужны. Если же устанавливается другой лямбда зонд, то возможно придется менять штекер подключения. При установке нового датчика резьба обязательно смазывается герметичной пастой во избежание разгерметизации коллектора. Кроме того, потом такой датчик легко можно будет выкрутить и прочистить, так как он не прикипит. Сколько стоит датчик кислорода?Стоимость датчика зависит от типа изделия и распространенности модели. Ниже приведены справочные цены на устройства, применяемые на некоторых моделях авто.
Как отремонтировать лямбда-зондРемонт лямбда зонда своими руками выполнить довольно просто, для этого необходимо определить, в каком именно узле произошел сбой. Если проблема связана с контактами цепи, то в первую очередь необходимо найти место разрыва и проверить, не окислились ли контакты. Сигнал может, элементарно, не идти от блока управления. Поэтому проверьте питание лямбды. Если контакты элемента окислились их необходимо обработать WD40. Если на корпусе зонда образовалось много нагара, то может потребоваться чистка всех частей системы. И тут возникает закономерный вопрос, чем промыть лямбда зонд. Дело в том, что обрабатывать платиновые электроды и керамический стержень наждачной бумагой категорически запрещено. Поэтому необходимо использовать специализированные средства, предназначенные для растворения ржавчины. Для очистки датчика необходимо выполнить следующие шаги:
Так как стоимость датчиков колеблется от 1000 – 3000 рублей за один элемент, то вполне разумно попробовать осуществить ремонт лямбда зонда своими руками (видео смотрите ниже), а уже потом приступать к установке нового элемента. Как заменить самостоятельно?Как видно, в большинстве случаев выхода из строя лямбда-зонда его ремонт лишен всякого смысла, поэтому оптимальным вариантом решения проблемы станет замена неисправного элемента, тем более что этот процесс не отличается сложностью. Перед заменой необходимо обесточить бортовую сеть автомобиля, после чего снять с датчика колодку (на некоторых моделях она может быть дополнительно закреплена хомутами). Поскольку лямбда включена в конструкцию системы выхлопа, соответственно, элемент постоянно работает под высокими нагрузками. Выкрутить его с первого раза не всегда удается. Делать это следует аккуратно, чтобы не повредить резьбу в трубе выпускного коллектора. После того, как вышедший из строя элемент извлечен из своего посадочного места, очищаем резьбу от грязи, установить новый лямбда-зонд и вкрутить его, стараясь не перетянуть. Значимость датчика концентрации кислорода в выхлопной системе автомобиля невозможно не оценить, поскольку его выход из строя спровоцирует некорректную работу силового агрегата, что крайне губительно для его элементов. По этой причине нужно вовремя и правильно научиться выявлять его поломки. Назначение и принцип работы лямбда зондаЛямбда зонд, установленный на выхлопной трубе Жесткие экологические требования для автомобилей заставляют производителей применять каталитические нейтрализаторы, уменьшающие токсичность выхлопа. Но его эффективной работы невозможно добиться без контроля состава воздушно-топливной смеси. Такой контроль осуществляет датчик кислорода, он же λ-зонд, работа которого основана на использовании обратной связи устройства и топливной системы с дискретной или электронной системой впрыска. Измерение количества лишнего воздуха производится определением остаточного кислорода в выхлопном газе. Для этого лямбда-зонд ставят перед катализатором выпускного коллектора. Сигнал датчика обрабатывает блок управления и оптимизирует воздушно-топливную смесь, более точно дозируя подачу форсунками топлива. На некоторых моделях авто устанавливается второй прибор после катализатора, что делает приготовление смеси еще более точным. Лямбда-зонд работает как гальванический элемент с твердым электродом, выполненным в виде керамики из двуокиси циркония, легированной окисью иттрия, на котором нанесено платиновое напыление, выполняющее роль электродов. Один из них фиксирует показания атмосферного воздуха, а второй – выхлопного газа. Эффективная работа прибора возможна при достижении температуры более 300оС, когда циркониевый электролит приобретает проводимость. Выходное напряжение появляется от разницы количества кислорода в атмосфере и выхлопном газе. Устройство датчика кислорода (лямбда зонда) Существует два вида λ-зонда – широкополосный и двухточечный. Первый тип обладает более высокой информативностью, позволяющей более точно настроить работу двигателя. Устройство изготавливают из материалов, выдерживающих повышенные температуры. Принцип работы всех типов датчика одинаков, и заключается в следующем:
detector |