Датчик детонации ваз 2109: где находится, замена
Avtopobeda152.ru

Автомобильный портал

Датчик детонации ваз 2109: где находится, замена

Датчик детонации: признаки неисправности, замена.

AutoOt.ru » Ремонт авто » Датчик детонации: признаки неисправности, замена.

Где находится датчик детонации?

В зависимости от марки автомобиля, месторасположение датчика может меняться, но он всегда располагается именно на корпусе двигателя. Сама деталь очень маленькая, размером примерно со спичечный коробок.

Особенности установки детали

Важной особенностью установки датчика является наличие в автомобиле электронной системы зажигания. Если ее нет, то нет и датчика. На моделях старого типа датчик детонации не предусмотрен. Также не устанавливают его и на карбюраторных системах двигателя.

Замена датчика на Ваз, видео:

Работа датчика

На приборной панели автомобиля есть значок «Check» . С английского это переводится как проверка или контроль. Если он не активен, то датчик детонации исправен и работает, как положено.

Принцип работы датчика детонации заключен в пьезомеханизме. Внутри датчика есть пластина с пьезо эффектом . При возникновении детонации, создается напряжение на входе и выходе, а двигатель при этом вибрирует. Иначе это называется созданием разности потенциалов. Если уровень напряжения на одном конце слишком превышен, датчик корректирует этот процесс.

Если по каким-либо причинам датчик сломается, на приборной панели загорится значок «Check» . Это будет означать лишь одно: необходим срочный ремонт или замена элемента.

Если электрическая цепь датчика не разорвана, но поломка существует, значок «Check» не загорится. Поэтому стоит иногда прислушиваться к своему автомобилю.

Как проверить датчик детонации?

К сожалению, датчик детонации тоже может сломаться. При этом человек без специальных знаний заметить это сможет только по горящему индикатору. Никаких других явных признаков замечено не будет. Автомобиль будет продолжать работать в том же режиме, заводиться без каких-либо признаков поломки.

В этот момент необходимо помнить, что этот прибор не является механическим, он часть электронной системы, поэтому и поломка считается электронной.

Неисправность датчика детонации может случиться по ряду различных причин, среди которых:

  • Произошла поломка внутри самого датчика.
  • Замыкание.
  • Оборвался сигнальный провод или экранирующая оплетка.
  • Поломка блока управления двигателя.

Таким образом, выявить поломку будет несложно. Для того чтобы определить ее, необходимо провести проверку.

Но те, кто не ищут легких путей, всегда смогут осуществить этот несложный процесс самостоятельно. Проверка самостоятельно происходит по следующей схеме:

  1. Во-первых, снимаем защиту в гараже. Работать предстоит непосредственно с блоком двигателя.
  2. Теперь исключаем обрыв сигнального провода и экранизирующей оплетки. Если он оборван или оборвана оплетка, нужно проверить крепление вилки и розетки датчика. Целостность оплетки нужно проверять обязательно.
  3. Если обрыв исключен, производят оценку самой розетки. Возможно, что ее соединение неисправно и требует замены.
  4. Обнаружить неисправности самого прибора можно с помощью вольтметра. При этом машина должна быть заведена и находиться на холостом ходу.
  5. Также нужно проверить состояние контактов устройства.

Производить проверку самостоятельно можно несколько иначе. Для этого необходим прибор мультиметр . Этот прибор очень часто встречается у автолюбителей.

Проверка датчика детонации мультиметром производится только после того, как он снят с двигателя. При проверке по нему стучат чем-нибудь металлическим. Этот способ является самым простым.

Выставляем диапазон в 200 мВ , положительный и отрицательный провод присоединяем к выводу датчика и к металлическому кольцу соответственно. Не стоит путать массу и сигнальный вывод! Теперь нужно ударить по нему чем-то металлическим, но не сильно. Датчик должен будет детонировать.

Можно проверить датчик другим прибором, который называется осциллограф . Он позволит более качественно изучить сигнал.

Теперь нужно не очень сильно постучать по датчику. Прибор покажет детонацию.

Если датчик детонирует, то он рабочий, и поломку нужно искать в другом месте. Но если определяется низкий уровень сигнала датчика детонации или сигнал отсутствует, то это является неисправностью.

Проверка датчика детонации, видео:

Симптомы неисправности датчик

Можно определить поломку датчика и без приборной панели. Но для этого нужен будет опыт и особый подход к своему автомобилю. Нужно знать его очень хорошо. Перечислим признаки, по которым можно понять, что прибор сломался, отсюда будет сразу ясно, на что влияет датчик детонации:

Если определить поломку самостоятельно, то недалеко и для самостоятельной диагностики датчика, а также замены его своими руками. В принципе, это несложно, но требует некоторого понимания процесса.

Замена датчика детонации

Если он требует замены, то необходимо в кратчайшие сроки приобрести новый прибор и установить его. Всех автолюбителей в первую очередь интересует цена нового устройства. Она невысокая и зависит от марки автомобиля и от того, в какой стране деталь произведена.

Самостоятельно можно проводить замену на остывшем двигателе, отключив минусовую клемму аккумулятора. Нужно добиться максимально удобного доступа к датчику, чтобы была возможность его снять. Дело в том, что это также зависит от модели авто.

Таким образом, датчик детонации – это простой прибор, между тем, очень нужный для электронной системы управления. Определить его неисправность несложно, проверить можно самостоятельно, даже в условиях сел и деревень.

Недорогим будет и произвести замену датчика. Неважно, будет это сделано у специалиста или же самостоятельно.

Замена датчика детонации на ВАЗ 2109 (инжектор)

Датчик детонации (ДД), установленный на инжекторый ВАЗ 2109, является компонентом электронной системы управления впрыском двигателя.

Основная задача ДД заключается в контроле детонации в цилиндрах силового агрегата вашего автомобиля.

Внешний вид устройства

Устройство и расположение

Датчик детонации заключен в корпус, внутри которого располагается пластина — пьезокерамический элемент. Этот элемент характеризуется определенными свойствами, называемыми пьезоэффект. Плюс в корпусе присутствует резистор. Снаружи к датчику подключается питающая проводка.

Устройство располагается в передней части блока цилиндров силового агрегата ВАЗ 2109. Он бывает широкополосный или резонансный. Первый располагается на шпильке, крепление осуществляется гайкой размером 22. Резонансный тип датчика вкручивается в отверстие, расположенное под шпильку.

Расположение

Как он работает

В зависимости от типа используемого датчика детонации, принцип работы устройства несколько отличается друг от друга.

Тип ДД

Принцип работы

Контроллер блока управления подает на датчик детонации напряжение. Оно постоянное и составляет 5В. Резистор, встроенный в регулятор, понижает данное напряжение до показаний 2,5В, после чего возвращает его обратно. Когда происходит детонация в цилиндрах силового агрегата, датчик детонации передает контроллеру напряжение с переменным током, частота и амплитуда которого меняется в зависимости от показателей детонации. За счет этого сигнала электронный блок управления меняет угол опережения зажигания, в результате чего детонация пропадает

При работе силового агрегата регулятор отправляет контроллеру сигнал в виде переменного тока, который соответствует частоте вибрации мотора. Если возникает детонация, сигнал преобразуется в более высокочастотный. Так электронный блок управления определяет, что возникла детонация. Механизм гашения подстраивается под текущую работу мотора и позволяет поддерживать характеристики на оптимальном уровне, адаптироваться под работу с топливом, качество и октановое число которого оставляет желать лучшего

Оптимальный способ избежать всевозможных проблем с системой впрыска топлива двигателя — заправляться качественным бензином.

Виды устройств

Причины детонации

Детонация в двигателе может возникать по разным причинам, среди которых следует выделить:

  • Использование горючего сомнительного качества и происхождения;
  • Бедная топливовоздушная смесь, поступающая в цилиндры;
  • Нарушенная работоспособность или вышедшая из строя система охлаждения двигателя;
  • Использование свечей зажигания, характеристики которых не соответствуют параметрам двигателя;
  • Образование нагара внутри камер сгорания;
  • Перескочивший по тем или иным причинам ремень газораспределительного механизма и пр.

Если вовремя не принять меры касательно вышедшего из строя ДД, это грозит нарушением функциональности мотора и не только.

К чему ведет отказ ДД

Если датчик детонации или его электрические соединения выйдут из строя, произойдет следующее:

Контроллер перейдет на работу по резервной таблице расчета угла опережения зажигания. Последствия такой работы устройства — потеря мощности силового агрегата, увеличение расхода топлива и троение мотора.

При помолке ДД или его электрических соединений увеличивается детонация, что приводит к появлению кода неисправности в контроллере. Как результат, на приборной панели загорается лампочка Check engine.

Читать еще:  Вентилятор радиатора на тойота камри 40: заменить

Искомое устройство

Что использовать

Планируя замену ДД, важно подумать, какой именно датчик будет использовать в системе впрыска на вашем ВАЗ 2109.

Как мы уже отмечали, на девятках можно применять два типа регуляторов. Но каждый из них имеет свои особенности по срабатыванию.

  1. Широкополосные пьезокерамические устройства способны фиксировать и передавать на электронный блок управления широкий спектр шумов, исходящих от двигателя. Как результат, ЭБУ устраняет причины возникновения каждого из них.
  2. Резонансные устройства настроены только на срабатывание при образовании детонации в двигателе.

С точки зрения практичности и эффективности работы датчика детонации, лучший выбор для ВАЗ 2109 — это широкополосные. Но решать только вам.

Замена

В случае выхода из строя ДД, единственным правильным решением будет замена сломанного устройства на новый работоспособный регулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  1. Вооружиться торцевой головкой на 13, трещоткой.
  2. Снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму и на время откинуть ее в сторонку. Нужно лишить автомобиль питания, иначе проблем не избежать.
  3. Отключите колодку с проводами, которая питает наш датчик. Для этого сначала нажмите на металлический фиксатор, а затем потяните штекер.
  4. Далее простым гаечным ключом или трещоткой откручивается крепежная гайка. Работать на участке расположения датчика детонации достаточно неудобно, но вполне реально его выкрутить без лишних проблем.
  5. Снимите регулятор со шпильки и посмотрите, какая на нем нанесена маркировка.
  6. Определение маркировки позволит узнать, какой именно вариант датчика используется на вашем автомобиле. Его желательно заменить таким же. Либо, следуя данным из руководства по эксплуатации вашей девятки, приобрести аналог, соответствующий параметрам вашего силового агрегата на ВАЗ 2109.
  7. Купив новый датчик, можно его установить на место вышедшего из строя регулятора. Возвращайте минусовую клемму на аккумулятор и проверяйте в работе ваш мотор. Если проблема действительно была в датчике, все признаки детонации пропадут.

Открутить и снять

Приобрести сегодня ДД — не проблема. Но лучше выбирайте проверенные, хорошие магазины автозапчастей. Примерная стоимость регулятора составляет 300 рублей. Пожалуй, это единственные финансовые затраты при ремонте своими руками.

Особых сложностей в замене столь важного устройства для правильной работы двигателя нет. Следуйте инструкции и используйте только качественный бензин. Тогда новый ДД вас не скоро побеспокоит.

Датчик детонации ВАЗ 2109

В процессе работы мотора ВАЗ 2109 возможно возникновение неоптимального воспламенения бензовоздушной смеси. Данное явление негативно воздействует на силовую установку, создавая повышенную вибрацию и оказывая паразитные нагрузки на цилиндропоршневую группу и сопутствующие узлы. Детонация постепенно разрушает ДВС, приближая необходимость капитального его ремонта. Для своевременного выявления неоптимального сжигания горючего служит датчик детонации. Он отслеживает вибрацию и подает соответствующие сигналы в ЭБУ, по которым корректируется работа мотора.

Назначение датчика детонации

На автомобиле ВАЗ 2109 применяется два вида датчиков детонации в зависимости от используемого контролера и года выпуска транспортного средства. На более ранних автомобилях использовался одноконтактный резонансный измеритель.

Позже на ВАЗ 2109 инжектор стали ставить широкополосный ДД. Несмотря на различие в конструкции и принципе действия датчики служат с одной и той же целью: своевременно выявить появление детонации.

Широкополосный датчик детонации выполнен в форме тора. В его центре имеется крепежное отверстие, через которое проходит шпилька. С боку измерителя располагается клеммная колодка. Она предназначена для подключения сенсора к блоку управления двигателем.

Резонансный датчик с одной из сторон имеет резьбу, благодаря которой вворачивается в отверстие под шпильку. Поэтому данному типу измерителя не требуется дополнительный крепеж.

Оба датчика детонации внутри корпуса имеют чувствительный элемент, который вырабатывает напряжение при воздействии вибрации. Резонансный ДД способен работать в узком диапазоне. Широкополосный улавливает вибрацию во время всей работы силового агрегата.

В ЭБУ поступает сигнал с ДД. Модуль анализирует приходящее напряжение, а именно его амплитуду и частоту. При обнаружении отклонения из заданного диапазона ЭБУ понимает, что появилась детонация. В таком случае по заранее заложенному алгоритму корректируется работа мотора и неоптимальное сгорание топливовоздушной смеси проходит.

Ликвидация детонационного сгорания позволяет уменьшить нагрузку на мотор, что увеличивает срок его службы. Поэтому основным назначением ДД считается продление ресурса двигателя путем своевременного выявления детонации.

Расположение датчика детонации на ВАЗ 2109

Датчик детонации на автомобиле ВАЗ 2109 устанавливается на передней части блока цилиндров мотора. Широкополосный измеритель крепится либо болтом, либо шпилькой с гайкой. Резонансный ДД сам непосредственно вворачивается в посадочное отверстие. ДД располагается в месте наибольшей чувствительности появления детонации.

Стоимость датчика

На автомобилях ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» используется ДД 211203855010-01. Он обладает низкой распространенностью. Из-за этого его цена крайне высока. За оригинальное изделие часто требуется заплатить 1500-1700 рублей. Хороши аналогом является General Motors 21120-3855010-01. Его стоимость составляет 1600-2000 рублей.

На ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 5.1» используется широкополосный ДД 21123855020. Его цена — 300-450 рублей. С хорошими аналогами фирменного датчика можно ознакомиться в таблице ниже.

Таблица — Хорошие аналоги фирменного датчика детонации ВАЗ 2109

Производитель Артикул Примерная стоимость, рубль
ЗАЗ 183855 170-290
Фенокс SD10100O7 230-390
VOLVO 183855 290-410
Bosch 0 261 231 046 370-400
ЕРА 550489 250-400

Методы проверки датчика детонации

Косвенно проверить работоспособность ДД можно замерив сопротивление. Нормой считается значение от 1 до 10 МОм. При выходе за пределы указанного диапазона датчику требуется замена.

Проверить ДД можно с помощью мультиметра. Для этого требуется подключить щупы к клеммам и легонько постучать по рабочей области. Если мультиметр не зафиксирует скачков напряжения, значит ДД неисправен.

На ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» стоит одноконтактный датчик. Для его проверки второй щуп мультиметра следует подключать к корпусу ДД.

Самостоятельная замена резонансного датчика на ВАЗ 2109

Замена ДД на ВАЗ 2109 своими руками выполняется согласно инструкции, которая располагается ниже.

  • Открутить датчик.

  • Установить все в обратной последовательности.

Замена широкополосного датчика детонации на ВАЗ 2109

Для замены широкополосного датчика на автомобиле ВАЗ 2109 самостоятельно, рекомендуется воспользоваться пошаговым нижеизложенным алгоритмом.

  • Зафиксировать автомобиль ручником.
  • Отсоединить «минусовую» клемму с аккумуляторной батареи, обесточив бортовую сеть машины.
  • Отключить разъем.
  • Открутить гайку со шпильки.

  • Снять датчик детонации.

  • Установить новый измеритель.

Замена датчика детонации на ВАЗ 2109 (инжектор)

Датчик детонации (ДД), установленный на инжекторый ВАЗ 2109, является компонентом электронной системы управления впрыском двигателя.

Основная задача ДД заключается в контроле детонации в цилиндрах силового агрегата вашего автомобиля.

Внешний вид устройства

Устройство и расположение

Датчик детонации заключен в корпус, внутри которого располагается пластина — пьезокерамический элемент. Этот элемент характеризуется определенными свойствами, называемыми пьезоэффект. Плюс в корпусе присутствует резистор. Снаружи к датчику подключается питающая проводка.

Расположение

Как он работает

В зависимости от типа используемого датчика детонации, принцип работы устройства несколько отличается друг от друга.

Тип ДД

Принцип работы

Контроллер блока управления подает на датчик детонации напряжение. Оно постоянное и составляет 5В. Резистор, встроенный в регулятор, понижает данное напряжение до показаний 2,5В, после чего возвращает его обратно. Когда происходит детонация в цилиндрах силового агрегата, датчик детонации передает контроллеру напряжение с переменным током, частота и амплитуда которого меняется в зависимости от показателей детонации. За счет этого сигнала электронный блок управления меняет угол опережения зажигания, в результате чего детонация пропадает

При работе силового агрегата регулятор отправляет контроллеру сигнал в виде переменного тока, который соответствует частоте вибрации мотора. Если возникает детонация, сигнал преобразуется в более высокочастотный. Так электронный блок управления определяет, что возникла детонация. Механизм гашения подстраивается под текущую работу мотора и позволяет поддерживать характеристики на оптимальном уровне, адаптироваться под работу с топливом, качество и октановое число которого оставляет желать лучшего

Оптимальный способ избежать всевозможных проблем с системой впрыска топлива двигателя — заправляться качественным бензином.

Виды устройств

Причины детонации

Детонация в двигателе может возникать по разным причинам, среди которых следует выделить:

  • Использование горючего сомнительного качества и происхождения;
  • Бедная топливовоздушная смесь, поступающая в цилиндры;
  • Нарушенная работоспособность или вышедшая из строя система охлаждения двигателя;
  • Использование свечей зажигания, характеристики которых не соответствуют параметрам двигателя;
  • Образование нагара внутри камер сгорания;
  • Перескочивший по тем или иным причинам ремень газораспределительного механизма и пр.

Если вовремя не принять меры касательно вышедшего из строя ДД, это грозит нарушением функциональности мотора и не только.

К чему ведет отказ ДД

Если датчик детонации или его электрические соединения выйдут из строя, произойдет следующее:

Контроллер перейдет на работу по резервной таблице расчета угла опережения зажигания. Последствия такой работы устройства — потеря мощности силового агрегата, увеличение расхода топлива и троение мотора.

При помолке ДД или его электрических соединений увеличивается детонация, что приводит к появлению кода неисправности в контроллере. Как результат, на приборной панели загорается лампочка Check engine.

Искомое устройство

Что использовать

Планируя замену ДД, важно подумать, какой именно датчик будет использовать в системе впрыска на вашем ВАЗ 2109.

Как мы уже отмечали, на девятках можно применять два типа регуляторов. Но каждый из них имеет свои особенности по срабатыванию.

  1. Широкополосные пьезокерамические устройства способны фиксировать и передавать на электронный блок управления широкий спектр шумов, исходящих от двигателя. Как результат, ЭБУ устраняет причины возникновения каждого из них.
  2. Резонансные устройства настроены только на срабатывание при образовании детонации в двигателе.

С точки зрения практичности и эффективности работы датчика детонации, лучший выбор для ВАЗ 2109 — это широкополосные. Но решать только вам.

Замена

В случае выхода из строя ДД, единственным правильным решением будет замена сломанного устройства на новый работоспособный регулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  1. Вооружиться торцевой головкой на 13, трещоткой.
  2. Снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму и на время откинуть ее в сторонку. Нужно лишить автомобиль питания, иначе проблем не избежать.
  3. Отключите колодку с проводами, которая питает наш датчик. Для этого сначала нажмите на металлический фиксатор, а затем потяните штекер.
  4. Далее простым гаечным ключом или трещоткой откручивается крепежная гайка. Работать на участке расположения датчика детонации достаточно неудобно, но вполне реально его выкрутить без лишних проблем.
  5. Снимите регулятор со шпильки и посмотрите, какая на нем нанесена маркировка.
  6. Определение маркировки позволит узнать, какой именно вариант датчика используется на вашем автомобиле. Его желательно заменить таким же. Либо, следуя данным из руководства по эксплуатации вашей девятки, приобрести аналог, соответствующий параметрам вашего силового агрегата на ВАЗ 2109.
  7. Купив новый датчик, можно его установить на место вышедшего из строя регулятора. Возвращайте минусовую клемму на аккумулятор и проверяйте в работе ваш мотор. Если проблема действительно была в датчике, все признаки детонации пропадут.

Открутить и снять

Приобрести сегодня ДД — не проблема. Но лучше выбирайте проверенные, хорошие магазины автозапчастей. Примерная стоимость регулятора составляет 300 рублей. Пожалуй, это единственные финансовые затраты при ремонте своими руками.

Особых сложностей в замене столь важного устройства для правильной работы двигателя нет. Следуйте инструкции и используйте только качественный бензин. Тогда новый ДД вас не скоро побеспокоит.

На что влияет Датчик Детонации и как его проверить

Датчик обнаружения детонации (ДД) в цилиндрах двигателя не был очевидной необходимостью в первых системах управления моторами, а во времена более простых принципов организации питания и зажигания бензиновых ДВС аномальное горение смеси вообще никак не отслеживалось. Но потом моторы стали сложнее, требования по экономичности и чистоте выхлопа резко возросли, что потребовало увеличения объёма контроля за их работой в каждый момент времени.

Бедные и сверхбедные смеси, запредельные степени сжатия и прочие подобные факторы нуждаются в постоянной работе на грани детонации без перехода за этот порог.

Где находится датчик детонации и на что влияет

Обычно ДД устанавливается на резьбовом креплении к блоку цилиндров, около центрального цилиндра ближе к камерам сгорания. Такая его локация определена задачами, которые он призван выполнять.

Грубо говоря, датчик детонации представляет собой микрофон, улавливающий вполне определённые звуки, издаваемые бьющей о стенки камер сгорания детонационной волной.

Сама эта волна становится результатом аномального горения в цилиндрах с очень высокой скоростью. Разница между штатным процессом и детонационным такая же, как при работе выталкивающего порохового заряда в артиллерийском орудии и взрывчатого вещества бризантного типа, которым начинён снаряд или граната.

Порох горит медленно и толкает, а содержимое фугаса дробит и разрушает. Разница в скорости распространения границы горения. При детонации она выше во много раз.

Чтобы не подвергнуть поломкам детали двигателя, возникновение детонации надо вовремя заметить и пресечь. Когда-то можно было себе позволить ценой перерасхода топлива и загрязнения окружающей среды, дабы избегать детонирования смеси в принципе.

Постепенно моторные технологии достигли такого уровня, что все запасы были исчерпаны. Надо было заставить двигатель самостоятельно гасить возникающую детонацию. И мотору приделали «ухо» акустического контроля, которым и стал датчик детонации.

Внутри ДД имеется пьезоэлемент, способный преобразовывать акустические сигналы определённого спектра и уровня в электрические.

После усиления колебаний в блоке управления двигателем (ЭБУ) информация преобразовывается в цифровой формат и поступает на рассмотрение электронному мозгу.

Как только детонационные звуки зафиксированы, блок выдаёт команду на парирование неправильного горения. Это может быть дополнительное обогащение смеси или уменьшение текущего угла опережения зажигания. Иногда и то, и другое, но чаще последнее.

Типовой алгоритм работы состоит в кратковременном отбросе угла на фиксированное значение с последующим пошаговым возвратом к оптимальному опережению. Какие-либо запасы тут недопустимы, поскольку они снижают эффективность двигателя, заставляя его работать в неоптимальном режиме.

Отслеживание происходит в режиме реального времени на большой частоте, что позволяет быстро отреагировать на появление «звона», не давая ему нанести локальных перегревов и разрушений.

Синхронизировав сигналы с датчиками положения коленвала и распредвалов можно даже определить в каком именно цилиндре возникает опасная ситуация.

Виды датчиков

По спектральным характеристикам исторически их два – резонансный и широкополосный.

В первом для повышения чувствительности используется ярко выраженная реакция на вполне определённые звуковые частоты. Заранее известно какой спектр выдаётся страдающими от ударной волны деталями, именно на них датчик конструктивно и настраивается.

Датчик широкополосного типа обладает меньшей чувствительностью, зато улавливает колебания разных частот. Это позволяет унифицировать приборы и не подбирать их характеристики под конкретный двигатель, а большая способность улавливать слабые сигналы не очень востребована, детонация обладает достаточной акустической громкостью.

Сравнение датчиков обоих типов привело к полному вытеснению резонансных ДД. В настоящее время применяются только двухконтактные широкополосные датчики тороидальной формы, закреплённые на блоке центральной шпилькой с гайкой.

Признаки неисправности

При нормальной работе двигателя датчик детонации не выдаёт сигналов опасности и в работе системы управления никак не участвует. Программа ЭБУ выполняет все действия по своим зашитым в память картам данных, штатные режимы обеспечивают бездетонационное горение топливовоздушной смеси.

Но при существенных отклонениях температуры в камерах сгорания детонация может проявиться. Задача ДД – вовремя подать сигнал на парирование опасности. Если этого не происходит, то из-под капота раздаются характерные звуки, которые у водителей почему-то принято называть стуком пальцев.

Хотя на самом деле никакие пальцы при этом не стучат, а основной уровень громкости происходит от вибрации днища поршня, о который ударяется волна взрывного горения. Это и есть основной признак нештатной работы подсистемы контроля детонации.

Косвенными признаками станут заметная потеря мощности двигателя, рост его температуры, вплоть до появления калильного зажигания, и неспособность ЭБУ справиться с ситуацией в штатном режиме. Реакцией управляющей программы в подобных случаях станет зажигание лампочки «Check Engine».

Обычно ЭБУ осуществляет прямой контроль за деятельностью датчика детонации. Уровни его сигналов известны и хранятся в памяти. Система сравнивает текущую информацию с диапазоном допуска и при обнаружении отклонений одновременно с включением индикации запоминает коды ошибок.

Это различные виды превышения или снижения уровней сигнала ДД, а также полный обрыв его цепи. Коды ошибок можно считать бортовым компьютеров или внешним сканером через диагностический разъём. Остаётся только проверить цепи и сам датчик инструментальными средствами.

Как проверить датчик детонации

Зная устройство и принцип работы ДД, проверить его можно достаточно простыми способами, как снимая с двигателя, так и по месту, в том числе и непосредственно на заведённом моторе.

Измерение напряжения

К снятому с блока цилиндров датчику подключается мультиметр в режиме измерения напряжения. Аккуратно изгибая корпус ДД через вставленную в отверстие втулки отвёртку можно проследить за реакцией встроенного пьезоэлектрического кристалла на деформирующие усилие.

Появление напряжения на разъёме и его величина порядка двух-трёх десятков милливольт приблизительно указывает на исправность пьезогенератора прибора и его способность вырабатывать сигнал в ответ на механическое воздействие.

Измерение сопротивления

Некоторые датчики содержат встроенный резистор, подключённый по типу шунта. Его величина составляет порядок десятков или сотен кОм. Обрыв или короткое замыкание цепи внутри корпуса можно зафиксировать подключением того же мультиметра в режиме измерения сопротивления.

Прибор должен показать номинал шунтирующего резистора, поскольку сам пьезокристалл имеет практически бесконечно большое сопротивление, обычным мультиметром не измеряемое. При этом показания прибора также будут зависеть от механического воздействия на кристалл из-за генерации напряжения, искажающего показания омметра.

Проверка датчика на разъеме ЭБУ

Определив по электрической схеме автомобиля нужный контакт разъёма контроллера ЭБУ, состояние датчика можно проверить более полно, с включением подводящих цепей проводки.

На снятом разъёме проводятся те же измерения, что описаны выше, отличием будет только одновременная проверка исправности кабеля. Изгибая и подёргивая провода убеждаются в отсутствии блуждающей неисправности, когда контакт появляется и пропадает от механических вибраций. Этим особенно страдают корродирующие места заделки проводов в наконечники разъёмов.

При подсоединённом ЭБУ и включённом зажигании можно проверить наличие опорного напряжения на датчике и правильность его деления внешним и встроенным резисторами, если это предусмотрено схемой конкретного автомобиля.

Обычно опора +5 Вольт делится примерно пополам и на фоне этой постоянной составляющей генерируется переменный сигнал.

Проверка осциллографом

Наиболее точный и полный приборный способ потребует использования запоминающего автомобильного цифрового осциллографа или осциллографической приставки к диагностическому компьютеру.

При ударах по корпусу ДД на экране будет видно, насколько пьезоэлемент способен генерировать крутые фронты сигнала детонации, правильно ли работает сейсмо масса датчика, не допуская посторонних затухающих колебаний, достаточна ли амплитуда выходного сигнала.

Методика требует достаточного опыта в диагностике и знания типовых картинок сигнала исправного прибора.

Проверка на рабочем двигателе

Простейший способ проверки даже не потребует использования электроизмерительных приборов. Двигатель запускается и выводится на обороты ниже средних. При нанесении умеренных ударов по датчику детонации можно наблюдать реакцию ЭБУ на появление его сигналов.

Должен произойти штатный отскок угла опережения зажигания и связанное с этим падение установившихся оборотов двигателя. Способ требует определённого навыка, поскольку не все моторы одинаково реагируют на подобное тестирование.

Некоторые «замечают» сигнал детонации только в пределах довольно узкой фазы оборота распределительных валов, в которую ещё надо попасть. Ведь по логике ЭБУ детонация не может возникнуть, например, на такте выпуска или в начале такта сжатия.

Замена датчика детонации

ДД относится к навесному оборудованию, замена которого никаких сложностей не представляет. Корпус прибора удобно закреплён на шпильке и для его снятия достаточно открутить одну гайку и снять электрический разъём.

Иногда вместо шпильки используется болт на резьбе в теле блока. Трудности могут возникнуть лишь при коррозии резьбового соединения, поскольку прибор очень надёжен и его снятие требуется крайне редко.

Поможет универсальная проникающая смазка, иногда называемая жидким ключом.

Замена датчика детонации на ВАЗ своими руками

Детонационный датчик – это устройство определяющее момент возникновения микровзрывов (детонаций) в двигателе автомобиля. Входит в систему электронного управления двигателем оснащенным системой впрыска.

Устройство и принцип работы

Как нам известно, а некоторые только догадываются, на максимальную эффективность работы двигателя (динамика, мощность, расход топлива) в очень большой степени влияет правильно выставленный угол опережения зажигания, который, к тому же, должен оптимально приспосабливаться под разные режимы работы двигателя.
Отклонения от оптимальных параметров угла опережения зажигания выглядят следующим образом:

  1. Поздний угол опережения зажигания чреват ухудшением динамики автомобиля, перегреванием двигателя и повышенным расходом топлива;
  2. Ранний угол опережения зажигания, в свою очередь, проявляет себя в виде микровзрывов в камере сгорания (детонация) что влечет за собой падение мощности и повышенный износ клапанов (прогорание клапана).

И для того чтобы исключить данные отклонения электронный блок управления автомобиля стремится задавать по возможности больший угол опережения зажигания, но в тоже время не дает ему уйти в зону детонации, о которой и сообщает контроллеру датчик детонации.

Принцип работы данного устройства основан на пьезоэффекте. Детонационный датчик монтируется на блоке цилиндров двигателя.

А так как детонация это, по сути, микровзрыв, то при ее наличии появляется вибрация на корпусе двигателя, которая и сжимает пьезоэлектрическую пластину, в результате чего на ее контактах появляется разница потенциалов.

Устройство датчика

На данный момент современная автомобильная промышленность выпускает два вида датчиков детонаций – резонансного и широкополосного типа.

Как можно видеть на вышеизложенном фото у каждого типа датчиков совершенно разный принцип работы:

  • Датчик широкополосного типа фиксирует и передает весь спектр шумов электронному блоку управления, который, в свою очередь, обрабатывает полученный сигнал и самостоятельно выявляет соответствующий детонации шум.
  • Датчик же резонансного типа настроен на частоту микровзрывов, соответственно посылает сигнал контролеру только в случае его обнаружения.

Внимание! Замена датчика детонации ваз 2110, 2112, 2114, 2115 не приемлет замену датчика одного типа на другой.

Далее можно подвести некоторый итог:

  1. При условиях, когда эксплуатация автомобиля проходит в нормальных условиях (качественный бензин, исправные свечи зажигания и т. д.) электронный блок управления не использует цепь дотационного датчика и переводит двигатель в работу в режиме оптимальных параметров.
  2. Когда же, по каким либо причинам, начинается детонация, импульс от датчика детонации говорит блоку управления что угол опережения зажигания необходимо сместить в какую либо сторону до тех пор, пока детонация не исчезнет. Данным способом ЭБУ создает для двигателя оптимальные условия работы при любых условиях эксплуатации.
  3. Этот способ корректировки работы двигателя носит название «closed loop» и используется электронным блоком управления не только при работе с детонационным датчиком, но и в регулировках других важных параметров.

Диагностика и замена детонационного датчика

Признаки неисправности датчика

Если вы начали замечать что двигатель вашего автомобиля работает неравномерно (троит), или ухудшилась его динамика и на щитке приборов во время начала движения на подъем или при разгоне автомобиля загорается сигнализатор «СHECK ENGINE», то следует проверить детонационный датчик на наличие его возможной неисправности. Следующая инструкция поможет вам своими руками провести диагностику и замену детонационного датчика.

Проверка

Итак, на ваз 2110, 2112, 2114, 2115 замена датчика детонации начинается со считывания кодов неисправностей двигателя:

Ошибка с кодом 0325 говорит о том, что в электрической цепи контура датчика произошел обрыв.

Необходимо внимательно осмотреть и при необходимости «прозвонить» весь контур и зачистить контакты в разъемах датчика, так как основной причиной данной ошибки являются окислившиеся контакты. Помимо этого необходимо проверить ремень ГРМ, а именно правильность его установки по меткам, возможно, он ослаб и перескочил на несколько зубьев.

Ошибка под номером 0328 говорит о высоком уровне сигнала детонационного датчика.

В данном случае необходимо обратить внимание на высоковольтные провода. Данная ошибка выдается при «пробое» питания и пьезоэлемента, а так же при повышенном зазоре клапанов. Опять же перепроверьте ремень ГРМ.

Ошибки с кодом 0326 и 0327 говорят о том, что уровень сигнала от датчика слишком низок.

Как и в предыдущих случаях – проверяем контур электрической цепи, при снятом датчике обрабатываем специальными антикоррозийными средствами датчик и его контакты.Особое внимание уделите моменту затяжки датчика, который должен равняться 10-24 Н*м.

Если же щиток приборов вам не сигнализирует контрольной лампочкой «CHECK ENGINE», то замена датчика детонации ваз 2114, 2110, 2115 сопровождается его проверкой с помощью вольтметра, для чего:

  1. В мультиметре устанавливаем режим вольтметра и вводим предел считываемых измерений 200 Мв;
  2. На двух контактном датчике (широкополосного типа) подсоединяем щупы мультиметра к контактам, а на одно контактном (резонансного типа) – один к контакту, второй на корпус датчика;
  3. Слегка с последующим возрастанием силы удара постукиваем металлическим предметом (отверткой или болтом) по корпусу датчика и наблюдаем за показаниями вольтметра;
  4. При ударе должен наблюдаться скачок напряжения: сильнее удар – выше скачок, в противном случае — датчик определенно на замену.

Так же замена датчика детонации ваз 2115 может сопровождаться его проверкой омметром, при которой показания сопротивления должна находиться в шкале 1-10 МОм.

Замена

Замена датчика детонации ваз 2112, 2110, 2114, 2115 не представляет собой ни чего сложного, так что данная инструкция каких либо дополнительных видео материалов содержать не будет.Как говорилось выше, датчики обоих типов исполнения устанавливаются на блоке цилиндров двигателя.
Весь процесс замены состоит в следующем:

  1. При выключенном зажигании отсоединяем от датчика разъем проводов или одного провода при резонансном типе датчика;
  2. В первом случае ключом на «13» откручиваем крепящий к двигателю болт…

Замена датчик детонации ваз 2115

…а во втором с помощью ключа на «22» выкручиваем из корпуса блока и демонтируем само устройство;

3. Устанавливаем в обратной последовательности.

Совет! При установке уделите особое внимание чистоте посадочного места датчика и моменту его затяжки (10-25 Н*м)

Заключение

Приобретая новый детонационный датчик, остерегайтесь подделок, так как по своеобразной статистике собранной в одном из гаражных кооперативов из десяти отечественных датчиков всего пара рабочих, остальные являются откровенными муляжами, которые легко проверить вышеописанными способами.Лучше переплатить, чем тратить деньги на ветер, благо цена качественного датчика не так уж и велика, в среднем около пятисот рублей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации